-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хильда56

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 27368


Скопинская керамика.

Среда, 23 Марта 2022 г. 19:29 + в цитатник


Сложившиеся традиции искусства керамики имеет один из известных гончарных промыслов России, который находится в г. Скопине Рязанской области.  Город Скопин и окрестности издавна славился своей гончарной глиной. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, изготавливалась еще во времена Киевской Руси.  Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара — Демка Киреев, сын Бердников. 

Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Простую гончарную глину использовали здесь для изготовления всевозможной бытовой посуды — кувшинов, крынок, мисок. Гончары уделяли особое внимание форме изделий, а для украшения применяли штампики, лепную оборку края. Одновременно с изготовлением посуды делали игрушки: фигурки коней, птичек-свистулек, всадников, которые имели лаконичную формы, без деталировки и отделки. До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением цветного глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. 


Скопинская керамика из коллекции Русского музея
Скопинская керамика из коллекции Русского музея
Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Начал складываться необычный характер вещей, по которому изделия Скопина стали заметно отличаться от продукции других гончарных центров. Скопинские гончары стали проявлять не виданную ранее в России фантазию. Вместо грубых горшков, они стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.
Подсвечник
Подсвечник
 Один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков  так оценивал изделия Скопинских мастеров конца XIX–начало XX веков:
Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов

В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». 
Подсвечник «Скопа»
Подсвечник «Скопа»
Во время Первой мировой войны и в 1920-е годы производство приостановилось.
С 1934 года производство снова возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».

Медведи
Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.
Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности ско-пинской керамики цвет играет важную роль. Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
Свистулька-окарина «Шипящий гусь». Скопинская керамика. Авторы: Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г. Глина, лепка, рельефный узор, обжиг. Размеры — 7х12х9 см
Свистулька-окарина «Шипящий гусь». Скопинская керамика. Авторы: Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г. Глина, лепка, рельефный узор, обжиг. Размеры — 7х12х9 см
Украшенные фигурными налепами, процарапанными или наштампованными орнаментами сосуды представляют  собой фантастические сооружения, вызывающее удивление.
Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования.  Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.
Часы «Мудрая сова»
Часы «Мудрая сова»
Первыми авторами замечательных скопинских образов были не профессиональные художники, а простые гончары, зачастую неграмотные и неуважительно называемые в родном городе «горшкошлёпами».
Сосуд в форме петуха, рукомой, миска.
Сосуд в форме петуха, рукомой, миска.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, особо смелой фантазией, исключительностью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Такое творчество иначе, как феноменом и не назовёшь и непонятным в нём было всё: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать удивительно самобытную и высокоразвитую художественную систему.

Скопинский промысел практически  единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в.  Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.
Свистулька-окарина «Сирин» (три отверстия). Скопинская керамика. Авторы: Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г. Глина, лепка, рельефный узор, обжиг. Размеры — 11х11х6 см
Свистулька-окарина «Сирин» (три отверстия). Скопинская керамика. Авторы: Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г. Глина, лепка, рельефный узор, обжиг. Размеры — 11х11х6 см
Современные работы скопинских мастеров керамики продолжают традицию создания оригинальной фигурной посуды, превратившейся в декоративную скульптуру. Однако керамисты Скопина не идут по пути повторения изделий прошлого. Они ищут новые решения. Их самые смелые поиски осуществляются при создании уникальных авторских работ, которые художники лепят вручную. 
Кашпо Кошечка
Кашпо Кошечка


ИСТОЧНИК

Рубрики:  ДЛЯ ДУШИ /=стекло,фарфор,керамика=
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 5 пользователям