
В феврале этого года мы с
1. Тема малых коренных народов в целом и оленеводов в частности как-то прочно засела во мне после первой поездки на Ямал 5 лет назад. Желание пообщаться с другим народом, увидеть и запечатлеть уходящую самобытность теперь каждый год ведёт меня в какую-нибудь глушь. Вот и в этот раз так получилось.

2. В Момских горах недалеко от Сасыра кочует группа эвенов-оленеводов во главе с Екатериной. То, что во главе общины стоит женщина, меня сразу привлекло. До сих пор я с таким не сталкивался. Но ещё большее удивление у меня было в Сасыре, когда нас встретили 3 эвенских девушки на снегоходах. Именно они и повезли нас после недолгих сборов куда-то в горы через перевал.

3. Ещё на подъезде к Сасыру со стороны Улахан-Чистая я стал замечать деревянные заборы просто посреди леса. Оказалось, это постройки оленеводов. В отличие от, например, ямальских, у местных оленеводов стационарные корали - загоны для оленей. Позже расскажу. Здесь в Момских горах тоже было много заборчиков, что меня очень радовало в плане съёмки.

4. Эвены в районе Сасыра не живут в чумах. Вместо этого они используют палатки, но не обычные прямоугольные в плане, как большинство оленеводов, отказавшихся от традиционных жилищ, а восьмигранные. Такую форму изобрёл оленевод Христофор, а сейчас это называется "чистайская палатка". Кстати, с сыном Христофора мы ещё пообщаемся позже.
