-Рубрики

 -Цитатник

Вязаный жилет. Изделие выполнено с резинкой по краю. Размеры S - XXXL. - (0)

Вязаный жилет. Изделие выполнено с резинкой по краю. Размеры S - XXXL.   Вя...

Настоящий шикарный грузинский хачапури, особый рецепт. - (0)

Настоящий шикарный грузинский хачапури, особый рецепт. Боже, это безумно вкусно! Настоящий шик...

Узор Вертикальные волны - (0)

Узор Вертикальные волны Число петель кратно 18 + 3 + 2 кром.1-й р.: * 3 изн., 15 лиц. ск...

Из жизни слонов - (0)

Из жизни слонов - Когда слона перевозят из одной страны в другую на самолёте, например, из Ин...

СМЕШНЫЕ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЖИВОТНЫХ - (0)

СМЕШНЫЕ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЖИВОТНЫХ Все мы знаем, что животный мир удивителен и разнообраз...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алкия

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей: 45756
Комментариев: 715
Написано: 47040


Оскар Клод Моне – великий импрессионист.

Среда, 24 Января 2024 г. 03:24 + в цитатник
Цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оскар Клод Моне – великий импрессионист

Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути.

Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды.

В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.   

Художник Клод Моне, картины и биография

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию.

У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну.

Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.   

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Художник Клод Моне, картины и биография

Клод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Художник Клод Моне, картины и биография

Клод Моне за работой

Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным.

Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру.

Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Завтрак на траве»

Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Женщина в саду»

Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи.

Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления.

Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар»

Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков.

Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д.

Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»

Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года.

В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в  том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.

Художник Клод Моне, картины и биография

Картина Клода Моне «Поле маков у Аржантея»

Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под картиной «Впечатление. Восход солнца» или под панно с водяными лилиями из музея Оранжери (1, 2, 3, 4). Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.

1. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917

Продажа: Christie’s, 8 мая 2018 года
Цена: $84,69 млн

Провенанс: коллекция покойного банкира Дэвида Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер Старший был влиятельным американским банкиром, государственным деятелем и глобалистом, внуком нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера.

Картина Моне в собрании банкира появилась благодаря Альфреду Барру, первому директору MoMA. Тот, согласно семейной легенде, как-то раз в 1948 году вместе с супругой нанес светский визит Рокфеллерам и поразился картинам, которые украшали гостиную. Посредственные работы рядовых художников XVIII века в доме магната?! Вскоре начался отсчет новым работам в собрании Дэвида Рокфеллера и его жены Маргарет (Пэгги). В 1956 году с подачи Барра Рокфеллеры стали обладателями картины Моне — его поздних «Кувшинок…». Продавцом картины выступала галерея Knoedler & Co (о ней скажем ниже), получившая работу в 1955 году от прежних владельцев — парижской Galerie Katia Granoff. А уж им картина досталась от сына художника — Мишеля Моне. Работа прибыла из Живерни.
Клод Моне. Стог сена
Стог сена
1891, 72.7×92.1 см

2. Клод Моне. Стог сена, 1891

Продажа: Christie’s, 2016 год.
Цена: $81 447 500

Провенанс: В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ — стога сена в разное время года, при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же, в галерее Дюран-Рюэля, впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.

Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co, старейшая и известнейшая, она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году, на тогда еще провинциальном рынке искусства, Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер (Michael Knoedler), руководитель американской ветви, выкупил филиал и стал владельцем.

Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть «Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то, что преуспел, а я нечасто говорю это о своей работе». Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке, Швейцарии и Франции, прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.

Knoedler & Co уже в XXI веке оказалась в центре серьезного скандала: сразу несколько коллекционеров, купивших в галерее картины Марка Ротко и Джексона Поллока за круглые миллионные суммы, обнаружили, что владеют мастерскими подделками. Самая старая и значительная галерея Америки закрылась в 2011 году.

О картине: Фермерское поле со стогами располагалось сразу за садом Клода Моне в Живерни. На самом деле изображенные конструкции — это не сложенное сено, а зернохранилища, накрытые коническими крышами. Эти соломенные крыши защищали зерно от влаги и грызунов до самой весны.

В 1890 году Моне 50 лет — и он каждый день в течение полугода (с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада, чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога — это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен, начало той особой живописной формы, в которой художник будет работать потом в Лондоне, в Руане. «Когда я начинал, все было как всегда. Я думал, что достаточно два холста — один для пасмурного дня и один для солнечного», — рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся, он взял еще один холст, потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.

Писатель Октав Мирбо, друг Моне, увидел в этой серии грандиозный эффект, выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, — писал он. — Это драма земли».

Сегодня, чтобы увидеть как можно больше состояний сознания планеты, нужно ехать в Америку, Чикаго и Бостон. Практически вся серия Моне была раскуплена американцами.

3. Пруд с водяными лилиями, 1919

Продажа: Christie’s, 2008 год.
Цена: $80 451 178

Провенанс: картину из рук самого художника получили владельцы парижской галереи «Бернхайм-Жен», братья Жосс и Гастон Бернхайм-Жен. Каждые выходные, уезжая на лимузине в свой загородный дом на морском побережье, Бернхаймы заезжали по пути в Живерни, позавтракать с Моне, посмотреть на его новые картины, выбрать несколько для покупки, а на обратном пути завозили Клоду свежие креветки, которые тот очень любил. Сын Жосса Бернхайма Анри вспоминал позже, что иногда его отец складывал в ящик, прикрепленный к крыше лимузина, картину из своей личной коллекции — показать Моне и насладиться его реакцией.

Владельцами картины были позже Мари-Луиз Дюран-Рюэль и Нортон Саймон, чья частная коллекция стала основой художественного музея в Пасадине (Калифорния). Покупатель, заплативший за картину рекордные 80 млн., участвовал в аукционе 2008 года по телефону и пожелал остаться неизвестным.

О картине: Это полотно не случайно в течение 8 лет возглавляло список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.

Слово «декорации» впервые прозвучало именно по отношению к этой картине и трем работам из того же цикла. А неистовство, отчаяние и гордость художника, мечтающего подарить своей стране к окончанию Первой мировой войны нечто великое, проявились сначала на этих подготовительных картинах, а позже — убаюканные и пережитые — стали мощным источником вдохновения для гениальных панно, которые сейчас находятся в музее Оранжери.

4. Водяные лилии, 1906

Продажа: Sotheby’s, 2014 год.
Цена: $54 071 001

Провенанс: Поль Дюран-Рюэль — талантливый маршан и главный меценат импрессионистов в то время, когда еще никто их не покупал. Несколько десятков лет он оставался абсолютным монополистом на покупку картин Клода Моне, выплачивая ему кроме стоимости картин еще и дополнительную ренту, чтобы оставить за собой все права на картины и предотвратить безоглядные грошовые продажи ради куска хлеба. Но когда, наконец, к Моне пришла слава, монополия Дюран-Рюэля закончилась. Когда в 1909 году Дюран-Рюэль решил устроить в своей галерее выставку Моне под названием «Водяные лилии», художник долго увиливал, спрятался в Венеции, а потом объявил, что если Поль хочет выставку — пожалуйста, но только пусть выкупит для нее все необходимые картины. Столько денег у Дюран-Рюэля не было — и он предлагает братьям Бернхайм купить будущую экспозицию напополам. Так и вышло, что эта картина сначала принадлежала двум галереям: Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен, и только позже Поль выкупил ее для своей галереи, а затем и в личную коллекцию. Новый владелец, как и два предыдущих, пожелал остаться неизвестным.

О картине: В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — пять картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.

Из этих бесконечных зарисовок пруда постепенно и настойчиво испаряется предметность: нет первого, второго и последующих планов, нет источника света и перспективы, сами лилии — как маячки, за которые цепляется взгляд. Но настоящий повод, смысл и сюжет — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».

5. Водяные лилии, 1905

Продажа: Sotheby’s, 2015 год.
Цена: $54 010 000

Провенанс: В истории продаж этой картины — традиционный для поздних работ Моне зачин: совладельцами и первыми покупателями были галереи Дюран-Рюэля и Бернхайм-Жен. Они продали полотно в Кунстхаус Цюриха, потом 20 лет им владели швейцарские коллекционеры Эмиль и Альма Штауб-Терлиндер, а еще спустя 20 лет картина попала в собрание одной из самых влиятельных и скандальных галерей в мире — галереи Вильденштейн. Это целое поколение арт-дилеров, представители которого кроме чистой коммерции всегда проводили титаническую исследовательскую работу. Внук основателя арт-династии Даниэль Вильденштейн признан во всем мире как ученый, составивший самый полный каталог работ Моне, писем и документальных свидетельств его жизни. Нью-йоркское отделение галереи со временем начало специализироваться на продажах, а парижское отделение было переименовано в Институт Вильденштейн, там хранятся больше 100 тысяч фотографий произведений искусства и обширные архивы. Говорят, когда в ХХ веке умирал какой-то художник, представитель галереи оказывался в его доме раньше, чем врач или нотариус.
Из галереи картина «Водяные лилии» была продана в частную коллекцию в 1955 году и с тех пор ни разу нигде не появлялась. Новый владелец, заплативший за картину 54 млн., проживает в Америке и пожелал остаться неизвестным.

О картине: Даниэль Вильденштейн, изучивший столько работ Моне, что равных ему знатоков в мире еще не было и вряд ли будут, утверждал: с 1905 по 1907 год в творчестве художника происходит самый важный перелом и самая глубокая трансформация. Именно в 1905 из его пейзажей впервые уходит перспектива и линия горизонта. Это взгляд человека, низко опустившегося над водой и всматривающегося в движение всей этой тяжелой массы. Картины 1905 года покрыты плотным, насыщенным красочным слоем, вода на них редко отражает светлое небо, не блестит и не переливается. Это вода-пропасть, вода-бездна.
 

6. Водяные лилии, 1905

Продажа: Christie’s, 2012 год.
Цена: $43 762 500

Провенанс: Картину, как и десятки других изображений водных лилий, купили совместно галереи Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен для выставки Клода Моне. Уже через год полотно оказалось в Америке у частного покупателя, сменило еще нескольких владельцев и вело вполне скучную и традиционную жизнь шедевра. Вплоть до последней продажи, состоявшейся в 2012 году на аукционе Christie’s.

В тот год многие американские миллионеры расстались с жемчужинами своих коллекций. Американское налоговое законодательство ужесточилось — и богачи решили избавиться от некоторых шедевров, чтоб не разориться на их хранении. С того же аукциона, что и данная картина Моне, ушли две работы Марка Ротко и один из вариантов «Крика» Эдварда Мунка. Но хозяйка «Водяных лилий» вовсе не собиралась сэкономить на этой продаже, напротив, она занималась благотворительностью. С 1979 года владельцами «Водяных лилий» были Этель Стронг Аллен и ее муж Герберт Аллен. В 2012 году уже бывшая вдовой Этель умерла — и завещала эту картину Моне (и еще по одному полотну Сислея и Писсарро) частной школе Hackley в Нью-Йорке, где учились три поколения ее семьи. Не сразу пришедший в себя директор школы предположил, что это пожертвование должно побить все рекорды благотворительных взносов, когда-либо преподнесенных учебным заведениям Нью-Йорка. Деньги, конечно же, пошли на развитие образовательных программ.

О картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля была рекордной: никогда еще столько изображений одного и того же мотива не собиралось в пределах одной экспозиции. На стенах галереи — только водная поверхность и цветы на ней, 48 картин из серии «Кувшинки» и в том числе эта, написанная в 1905 году. И никогда раньше Моне не получал столько лестных отзывов. Критики захлебывались от восторга и сравнивали серию картин Моне то с последними квартетами Бетховена, то с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Для посетителей и коллекционеров эта выставка тоже оказалась удивительным шансом — после нее художник написал еще больше ста картин с изображением пруда в Живерни, но ни одну из них больше не захотел показать на выставке или продать. Практически все они после смерти художника попали в музеи.

7. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873

Продажа: Christie’s, 2008
Цена: $41 480 000

Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса — эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди, искренне убежденные в своей правоте и воображающие, что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь, какую я испытал недавно, поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату, он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой, словно смычком, уверяя окружающих, что исполняет „Венецианский карнавал“ — вещь, которая, по его словам, принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность».

Первым владельцем картины стал оперный певец, знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо, где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить, несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию — купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.

У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец, заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.

О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта — самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой пейзаж , например, в 1873 году был вызовом, наглым и единогласно заклейменным позором дурновкусия. А главное — это оскорбление самого понятия «пейзаж», который должен изображать первозданную природу и позволять зрителю мысленно уноситься подальше от агрессивного города. А все эти заводы с дымящими трубами, монстрообразные мосты и гудящие паровозы, уродующие истинную красоту природы, вызывали негодование салонных критиков и, по их искреннему убеждению, не достойны были не то что кисти, даже взгляда со стороны художника. А Моне, на которого мост произвел ошеломляющее впечатление своей новаторской жесткостью и смелостью, сделал его еще и самым знаменитым мостом во французской живописи.

8. Здание парламента, на закате, 1900-1901

Продажа: Christie’s, 2015
Цена: $40 485 000

Провенанс: Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками, он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904, но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина «Здание парламента, на закате» будет продана. Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре, Париже, Нью-Йорке и Японии. Предпоследний владелец, британский магнат и владелец нескольких топовых брендов одежды, Филипп Грин купил эту картину в 2001 году за 14 млн., а продал спустя 14 лет за 40 млн.

О картине: «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», — жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс, во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас, где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше, чем я смогу закончить», — но иначе невозможно, состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины — яркое красное свечение, прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.

Сегодня из всей серии «Здание парламента» только 5 картин (включая эту) находятся в частных коллекциях, а остальные 14 — в собраниях музеев: Метрополитен в Нью-Йорке (1), парижский д’Орсэ (1, 2), Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве (1) и других.

9. Водяные лилии, 1904

Продажа: Sotheby’s, 2007 год.
Цена: $36 724 350

Провенанс: Гюстав Жеффруа был одним из тех нескольких отважных критиков, которые первыми разглядели гениев в Клоде Моне, Огюсте Ренуаре и Поле Сезанне. Он отваживался писать восторженные рецензии на их работы в то время, как большинство зрителей и критиков называли это мазней и смеялись. Однажды Моне сел и написал письмо-благодарность критику газеты «Жюстис» за положительный отзыв, а много лет спустя познакомился с ним совершенно случайно, в Бель-Иле, куда оба приехали за вдохновением в 1886-м. С тех пор Жеффруа и Моне стали друзьями, а Гюстав — первым биографом, написавшим о жизни художника прямо с его слов и многословных, увлекательных писем.

Эта картина провела у Жеффруа три загадочных года. В аукционном провенансе указано: мол, была дана самим художником ему взаймы. Что бы это ни значило, три года Жеффруа наслаждался живописью, которую искренне любил. Потом картина недолго принадлежала сыну Клода Моне Мишелю и затем очень долго, почти столетие, неизвестному коллекционеру, потомки которого и продали ее в 2007 году.

О картине: Когда в 1900-х Моне работал над своим любимым мотивом, он еще не думал о «Декорациях» и об овальном зале музея, стены которого полностью покроются водными пейзажами без берегов и границ. Художник робко фантазирует о человеке, который бы захотел окружить себя «Кувшинками» в собственном доме: «Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 милли

Рубрики:  Знания/Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку