Фраза: "Гауди либо сумасшедший, либо гений” стала крылатой, и её применяют, описывая творчество и жизнь архитектора. А почему нет? Ведь архитектор считал своим предназначением понять устройство мира и возводить его вместе с самим Богом…
10 июня 1926 года оборвалась жизнь великого архитектора . Антонио Гауди Он был похоронен в крипте собора, который не успел достроить. .
В течение своей жизни Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) воплотил в жизнь восемнадцать проектов архитектуры и большая часть зданий, выстроенных по проектам каталонского зодчего, расположены в Барселоне. Этот город был и домом архитектора и его лабораторией, в которой он ставил необыкновенные архитектурные опыты. Каталония вообще является местом довольно необычным, и вовсе не потому, что она сливает воедино готику и мавританский стиль.
Вы знаете, что все такси в Барселоне — черно-желтого цвета?
Только черно-желтого, по особому распоряжению мэрии, изданному в 1926 году.
Между прочим, согласно каталонской символике, черный — цвет траура, и желтый — цвет позора. Так что такси в Барселоне везут на себе траур и позор.
Как и все в Барселоне, это — память о Гауди.
Антонио Гауди погиб в том самом городе, который сам построил: не было бы Гауди — не было бы Барселоны.
Своей мировой известностью она обязана именно этому полусумасшедшему архитектору, строившему причудливые дома без инженеров-проектировщиков, без чертежей, без расчетов и без предварительного плана.
Здания с глазами вместо балконов, дворцы с зоопарком на крыше, литые ворота в виде дракона, кружевные башни, динозавр, улегшийся на крышу обыкновенного городского здания, собор, только отдаленно напоминающий собор — этому человеку в Барселоне разрешали все, и он по-настоящему старался.
Барселона была небольшим заштатным местечком, пока в ней не появился странный человек, носивший в кармане сырые яйца (потому что яйцо — символ красоты и вечности), ненавидевшему прямые углы (потому что прямой угол — придумка человека, а от Бога — это круг), строившему дома без перекрытий (НАСА только через несколько десятилетий выработало математическую формулу, по которой рассчитываются такие постройки) и готовому воплотить в камень волшебство.
Талант Гауди заметил еще один чудак, очень богатый барселонский промышленник, Эусеби Гуэль — он позволил чудаку строить все, что тот захочет, везде, где тот захочет, и так, как тот захочет.
Так Гауди получил в единоличное распоряжение Барселону — и надо сказать, мало кто из получавших в единоличное распоряжение какой бы то ни было город, был так же милосерден к людям, искусству и красоте.
7 июня 1926 года Антонио Гауди, как обычно, прогуливался по городу, вглядываясь в облака — именно их он считал совершенными созданиями природы, дающими художнику творческую идею.
Ему было семьдесят четыре года, он был очень плохо одет — не потому, что не мог себе позволить, а потому, что сиюминутное всегда было ему чуждо.
А в Барселоне только-только пустили трамвай.
И старик не заметил железное чудовище.
Ни один извозчик не тронулся с места, ни один автомобилист не рискнул подвезти несчастного — было очевидно, что раздавленный старик не заплатит за проезд.
Его доставили в больницу для нищих стражи барселонского порядка.
Три дня город, сбиваясь с ног, искал своего Гауди — но никто не догадался искать его в больнице для нищих.
Там он и умер, не приходя в сознание.
И тогда барселонская мэрия приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и на веки веков носить на себе цвет траура по великому Гауди и цвет позора человеческой черствости.
А Гауди оказался куда милосерднее к Барселоне, чем мэрия.
Список построенных Гауди зданий:
1883–1888 - Дом Висенс, Барселона
1883–1885 - Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)
1884–1887 - Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886–1889 - Дворец Гуэля, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1888–1894 - Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889–1893 - Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон)
1891–1892 - Дом Ботинес, Леон
1891–1926 - Храм Святого Семейства, Барселона
1892–1893 - Миссия Францисканцев в Танжере (не реализован)
1895–1898 - Винные погреба Гуэля, Гараффа
1898–1904 - Дом Кальвет, Барселона
1898–1916 - Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900–1902 - Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900–1914 - Парк Гуэль, Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1901–1902 - Усадьба Миральяс
1904 - Склады кузнечной артели Бадиа
1905 (май) - Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904–1906 - Дом Батльо «Дом костей», Барселона
1904–1914 - Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906–1910 - Дом Мила «Каменоломня», Барселона — Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
1909–1910 - Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона
Сегодня очень сложно представить современную Барселону без сооружений, возведенных Антонио Гауди, ведь его творения считаются визитной карточкой всей Испании.
В день памяти великого испанского архитектора предлагаю своими глазами увидеть то, что называют «самой необычной личной интерпретацией готической архитектуры со времен средневековья» и оценить весь масштаб грандиозного проекта.
Космический шедевр Гауди
Базилика Святого Семейства в Барселоне является одним из самых известных долгостроев в мире: ее возведение началось почти 150 лет назад и продолжается по сей день.
Храм Святого Семейства – известное архитектурное достояние Каталонии и символ Барселоны. Строительство храма великий Гауди начал с 1891 года. Это была самая главная в биографии архитектора работа. Но после смерти Гауди в 1926 году храм так и не был достроен до конца. Следствием этого стало то, что Гауди работал без чертежей. Работы по окончанию возведения храма длятся и до сих пор.
Впечатляет, правда?
Вид внутри здания
И ночная панорама
Фонд, отвечающий за строительство церкви, недавно выпустил ролик, который показывает, какие изменения претерпит конструкция до завершения работ. Видео, объединившее кадры, снятые с вертолета, и компьютерную анимацию, буквально за минуту демонстрирует каждый этап предстоящего строительства и планируемый результат — то, каким должен стать храм к 2026 году.
Я уверена, что архитектура Гауди вне времени, так как она не зависит от направлений и стилей.
И пусть гениальный мастер давно уже умер, его работы продолжают нас восхищать и удивлять. Его архитектурные шедевры погружают нас в волшебный мир сказки, но мы-то знаем, что они реальны!
А как вы относитесь к творениям Антонио Гауди?