-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Турон_Шухратжони

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2012
Записей: 449
Комментариев: 9
Написано: 490


(Третья часть статьи 79 от 11 ноября 2015 года) СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА. Часть 3. ДЖАМШИД В ТЮРЬМЕ США Дневник

Вторник, 20 Июня 2023 г. 16:53 + в цитатник
Шухратжон АХМАДЖОНОВ

(Третья часть статьи 79 от 11 ноября 2015 года) СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА. Часть 3. ДЖАМШИД В ТЮРЬМЕ США

Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. [1]
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826), 3-й президент США

Де-юре: "Закон - есть закон", де-факто: "Закон, что дышло". [2]
ИЛЬЯ ГЕРЧИКОВ
mukhtorrov1JAMSHID7 (600x446, 66Kb)
Фото 1. Семья Джамшида Мухторова. США, город Денвер. 2007 год. [3]

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часть 1. Жизнь до тюрьмы.
1. Краткие сведения о Джамшиде.
2. Правозащитная деятельность.
3. Преследование.
4. События в Кыргызстане.
5. Связь с администратором веб сайта www.sodiqlar.com
6. Учеба на водителя.
7. Джамшид – водитель трака.
8. Почему Джамшид принял байа (клятву)?
9. Бахтиёр возвращает долг.
10. Разговор о «Свадебном подарке».
11. Умышленное искажение о доходах Джамшида.
12. Разговор Джамшида с дочкой.
13. В гостях в квартире Бахтиёра.
14. Почему Джамшид решил ехать в Турцию?

Часть 2. Судьба Фазлиддина и Шохруха.
15. Использование трех узбеков против Джамшида.
16. Кто такой Фазлиддин Курбанов?
17. Мой знакомство с Фазлиддином.
18. Знакомство с Джамшидом.
19. Покупка ингредиентов взрывчатых веществ.
20. Осведомитель ФБР против Фазлиддина.
21. Арест.
22. Почему Фазлиддин отвечал без адвокатов?
23. Джамшиду предложили стать стукачом.
24. Суд над Курбановым.
25. Не суд, а судилище над Курбановым.
26. Результаты суда.
27. Кассационная жалоба адвоката.
28. Какая опасность существует для Джамшида?
29. Третий опасность: Шохрух Халикулов.
30. Раскрытие имени тайного осведомителя.
31. История Шохруха.
32. Мой знакомство с Шохрухом.
33. Переселение из Бойсе в Колорадо.
34. Паразитство Шохруха.
35. Связь Шохруха с ФБР.

Часть 3. Джамшид в тюрьме США.
36. Арест Джамшида и первичный допрос.
37. Откуда взяли пугающее фото Джамшида?
38. В тюрьме его объявили террористом.
39. Пища со свининой в Энглевудской тюрьме.
40. Угроза самоубийством.
41. Переезд в тюрьму Денвера.
42. Пища со свининой в Денверской тюрьме.
43. Голодовка.
44. Чем закончился голодовка?
45. Как применять акцию голодовки?
45.1. Определение и виды голодовок.
45.2. 1981: Ирландская голодовка.
45.3. 1992: Ташкентская голодовка.
45.4. 1993: Голодовка профессора Олимжана Каримова.
45.5. 2011: Голодовка Малохата и Саодата.
45.6. Некоторые выводы по акции голодовки.

Часть 4. Бахтиёр Жумаев в тюрьме США.
46. Арест Бахтиёра Джумаева.
47. Грязные методы против Бахтиёра.
48. События 2014 года.
49. Свобода под залог?!
50. Где права человека, где равенство, где справедливость в США?

Часть 5. Патриотический акт и права человека.
51. Патриотический акт США.
52. Акт о Свободе США.
53.
54.
55.

Часть 6. Ответ на обвинения.
56. О Заменителе обвинительного заключения.
57. Ответ на первое обвинение.
58. Ответ на второе обвинение.
59. Ответ на третье обвинение.
60. Ответ на четвертое обвинение.
61. Некоторые выводы.
Литература

----------------------------------------------------------

ЧАСТЬ 3. ДЖАМШИД В ТЮРЬМЕ США

Первая и вторая часть статьи “Судьба Джамшида Мухторова” были опубликованы на сайтах (см. [39]).

36. АРЕСТ ДЖАМШИДА И ПЕРВИЧНЫЙ ДОПРОС

Джамшид Мухторов был арестован в аэропорту Чикаго 21 января 2012 года. Вот как описывает арест сам Джамшид в статье [40].

«Я, Джамшид Мухторов 21 января 2012 года был беспричинно арестован сотрудниками спецслужб США в аэропорту Чикаго и в тот же час меня привели в гостиницу поблизости аэропорта. В гостинице меня встретили сотрудники Федеральное Бюро Расследований (ФБР) отдела города Денвер штата Колорадо Джейсон Александр Фергусон, Доналд Э. Хале и переводчик узбек Темур Хакбердиев вместе. Сотрудник ФБР Александр Фергусон предупреждая меня сказал, “Сейчас твой жизнь в твоих руках, если будешь правдиво отвечать на наши вопросы спасешь свою жизнь”. Я надеясь, что они отпустят меня, согласился отвечать на их вопросы без адвоката.

В ходе беседы с сотрудниками ФБР сказал, что я никогда не имел связи с террористическими организациями и им не оказывал материальную помощь. У меня спросили, знаю ли я людей в США связанные с террористами или поддерживающих террор. Я им ответил что не знаю. Я сказал, что несколько раз переписывался с администратором веб сайта www.sodiqlar.com , но его лицо никогда не видел и ему никакой материальную помощь не оказывал.

Затем я сказал, что опаздываю на свой рейс и попросил меня отпустить. Они сказали что я арестован. Я сказал, “Тогда я не смогу отвечать на ваши вопросы без адвоката” и отказался от продолжение беседы. После этого специальный агент ФБР Александр Фергусон позвонил по телефону и вызвал сотрудников спецслужб Чикаго и сдал меня в их руки.

Немного спустя приехали сотрудники спецслужб Чикаго, меня отвезли в тюрьму находящийся в центре Чикаго и заперли в отделение, где содержатся самые отъявленные преступники» [40]

37. ОТКУДА ВЗЯЛИ ПУГАЮЩЕЕ ФОТО ДЖАМШИДА?

dmuhtarovJAMSHID8 (150x192, 8Kb)
Фото 3. В день ареста – 21 января 2012 года Джамшид имел приблизительно такой вид. [41]

ЖАМШИДфото1 (250x254, 138Kb)
Фото 4. Это пугающее фото Джамшида Мухторова распространили после ареста через средств массовой информации. Фото 2010 года. [42], [3]

Это пугающее фото на узбекски язычном веб сайте впервые был напечатан 24 января 2012 года ([42]). Там есть ссылка на российский сайт http://lenta.ru/news/2012/01/24/uzbek/ ([43]). Я открыл и посмотрел эту ссылку на сайте www.lenta.ru . На сегодняшний день эта статья о Джамшиде Мухторове есть, но фото Джамшида из статьи удалено, то есть там пустая рамка (см. ([43]). В статье [43] дана ссылка на Agence-France-Presse, то есть на французский сайт www.afp.com К сожалению, нет точной ссылки на страницу сайта www.afp.com Поэтому на сайте www.afp.com статью о Джамшиде и тем более его фото с бородой не удалось найти.

Как сказал Джамшид при беседе со мной в августе 2015 года, он в таком черном очки и с большой бородой фотографировался в 2010 году. Я спросил причину. Он ответил, что работая водителем трака он находился день и ночь на дороге в различных штатах и в различных условиях. Большая черная борода и черные очки отпугивал некоторых провокаторов и преступников, которые встречались в пути. Причем это фото снят именно внутри трака, то есть большегрузного автомобиля.

Джамшид в январе 2012 года имел более короткую бороду. Он сбрил даже эту бороду 21 января 2012 года, перед тем как пойти в аэропорт Чикаго.

Сотрудники Федерального Бюро Расследований (ФБР) США Джамшида арестовали в аэропорту Чикаго 21 января 2012 года. В тот день борода у Джамшида вообще не была. Сотрудники спецслужб и некоторые журналисты в различных статьях и телевизионных передачах печатают и демонстрируют его фото с черными очками и большой бородой от 2010 года. Они это делают с целью создать в мировом сообществе искаженное и плохое впечатление о Джамшиде Мухторове.

Уместно сказать, что на сайте https://atfp.org/adopt/terrorist/jamshid-muhtorov/ в марте 2012 года был опубликован фото Джамшида Мухторова без бороды и очков, которую я привел в фото 3 (см. [41]).

38. В ТЮРЬМЕ ЕГО ОБЪЯВИЛИ ТЕРРОРИСТОМ

Где-то 28 января 2012 года Джамшида Мухторова перевезли из Чикагской тюрьмы в Федеральное тюрьму расположенный в городе Энглевуд штат Колорадо. Его заперли в одиночную камеру, находящийся под землей на втором этаже. Это такое отделение, в котором содержать самых отъявленных преступников. В этом этаже расположена 10 одиночных камер. Каждая камера имеет железную решетку и через нее узник может смотреть в коридор. Сам коридор имеет длину приблизительно 20 метров.

На следующее утро двое охранников Джамшида вывели из камеры и начали сопровождать по коридору, чтобы он искупался в душе. Когда достигли середины коридора один из узников, наблюдая через решетку камеры крикнул, что Джамшид террорист связанный с Бен Ладеном и крепко выругался. Джамшид не растерялся, подошел к решетке той камеры и смотря в лицо этого узника-провокатора, плюнул ему в лицо и сам крепко выругал этого Бен Ладена на чисто английском языке. Провокатор такого ответа никак не ждал и немного растерялся.

Двое охранники, наблюдавшие эту провокационную ситуацию, Джамшиду сказали «Пойдем, пойдем» и продолжили его сопровождать в сторону душа.

Джамшид задается вопросом: «Откуда узнал этот узник в течение одного дня, что меня обвиняют в терроризме?» и сам отвечает: «Узнику сказали силовики, то есть охранники тюрьмы. Они это сделали специально, чтобы провоцировать и натравить отъявленных преступников тюрьмы против меня». Преступники из других камер молча смотрели и слушали этот словесный дуэль и ничего не сказали.

Вот так Джамшид не растерялся и с находчивостью достойно вышел из такой провокационной ситуации в тюрьме США.

39. ПИЩА СО СВИНИНОЙ В ЭНГЛЕВУДСКОЙ ТЮРЬМЕ

Джамшид в статье [40] кратко написал небольшую часть приключений, произошедшие в течение почти 4 годичного тюремного заключения без суда.

«Я с момента задержания просил разрешение позвонить в свою жену. Я убедительно просил сотрудников спецслужб в гостинице, служащих Чикагской тюрьмы, короче говоря у повстречавшийся каждого сотрудника о том, что мне очень необходимо позвонить жене. Но ни позвонить и ни написать письмо мне не разрешили. Даже было трудно по молиться, так как в мою камеру не проходил дневной свет и я не знал утро или вечер.

Приблизительно через неделю (где-то 28 января 2012 года, А.Ш.) меня привезли в город Энглевуд штата Колорадо в Федеральную тюрьму относящийся в Федеральное Бюро Тюрем (Federal Bureau of Prisons – FBOP) США. Меня заперли в отделение Special House Unite (SHU) тюрьмы, находящийся под земле на втором этаже, в котором содержали самых отъявленных преступников. Со дня прибытия я по несколько раз в день требовал от работников тюрьмы разрешение позвонить в свою жену. Но мне не разрешили. Мне не дали возможность даже написать письмо. Работники тюрьмы относились со мной очень грубо. После моего прибытия служащий высокого ранга оформлял мои документы и ему сказал, «Я мусульманин и не кушаю свинину». Он резко и грубо ответил, «Я не спрашиваю твою религию». Мне не дали специальную пищу и давали еду со свининой.» [40]

В этих условиях Джамшид как истинный мусульманин отказался есть пищу со свининой и был вынужден есть только хлеб и пить воду в тюрьме города Энглевуд.

40. УГРОЗА САМОУБИЙСТВОМ

Джамшид далее пишет.

«Через несколько дней (в начале февраля 2012 года, А.Ш.) я встретился с адвокатами, которых предоставило государство. Я им пожаловался и сказал, что мне не разрешают позвонить, написать письмо и полицейские грубо относятся со мной. Несмотря на мою жалобу мне не разрешили позвонить. После этого я, стараясь испугать их, сказал: «Если сегодня не дадите возможность позвонить я убью себя». Только после этого вечером того же дня только один раз разрешили позвонить по телефону и 15 минут поговорить с женой.» [40]

41. ПЕРЕЕЗД В ТЮРЬМУ ДЕНВЕРА

Далее Джамшид рассказывает.

«После моего жалобы и жалобы адвоката к судье меня перевели в другую тюрьму (в конце февраля 2012 года, А.Ш.). Эта тюрьма расположена в городе Денвер штата Колорадо и там условия не лучше чем в других тюрьмах. Итак, из Федеральной тюрьмы Колорадо относящийся к Федеральному Бюро Тюрем перевели в тюрьму Denver Detention Center (DDC), расположенный в центре города Денвер и опять меня заключили в самое плохое отделение, то есть в отделение строгого режима (maximum security – максимальная безопасность). Меня содержали в строгом режиме в одиночной камере в течение двух с половиной года (!). Администрация DDC без всякой причины мне не разрешила перейти в общее отделение и каждый день 23 часа держали в закрытом помещение.

Но здесь мне не препятствовали к звонку по телефону и написать письмо. Мне в сутки только один час разрешали выходить из камеры. В течение этого одного часа я должен был успеть позвонить, помыться, сделать уборку в камере и тому подобные все дела» [40]

Адвокаты Джамшида обращались к руководству тюрьмы с просьбой перевести его из одиночной камеры в общее отделение. Они оправдывались так: «Отъявленные преступники в общей камеры Джамшиду могут нанести тяжелую травму. Поэтому мы его содержим в одиночной камере.»

42. ПИЩА СО СВИНИНОЙ В ДЕНВЕРСКОЙ ТЮРЬМЕ

В Денверской тюрьме силовики продолжили издеваться, в какой-то степени морит голодом Джамшида и видимо хотело сломать его. Они это старались делать путем предоставление ему пищи только со свининой.

«В начале, когда меня перевели в это тюрьму Денвера, я более 1 месяца пил воду и ел только хлеб. Причина в том, что здесь готовят пищу из свинины. Я служащим тюрьмы сказал, «Я мусульманин и не кушаю свинину. Прошу дать мне пищу халяль». (В мусульманском быту под халялем обычно понимают мясо животных, употребление которого не нарушает исламские пищевые запреты, А.Ш.) А они ответили: «Для нас безразличны ты какую религию придерживаешься» и продолжали приносить пищу приготовленный из свинятины. Я несколько раз жаловался адвокатам и только после этого ситуация изменился и начали мне давать халяль пищу.» [44]

Итак, Джамшиду халяль пищу начали давать с марта 2012 года.

43. ГОЛОДОВКА

Джамшид как правозащитник решил применить один из ненасильственных путей: он 7 мая 2012 года решил объявить голодовку и об этом сообщил руководству и охранникам тюрьмы, а также по телефону сообщил своим адвокатам. Он утром 9 мая 2012 года позвонил своему брату Асил Мухторову, который живет в Денвере с женой и двумя малолетними детьми (в этом доме в соседней квартире живет и жена Джамшида с тремя детьми). Асил по телефону соединился с Улугбек Хайдаровым (Улугбек Ашур), который тоже родом из Джизака, беженец и журналист, и живет в городе Ванкувер (Канада). Тем самым Асил организовал беседу троих по телефону по принципу конференция. Улугбек в тот же день опубликовал статью [44]. Там он написал следующее.

«Жамшид Мухторов утром 9 мая 2012 года из тюрьмы позвонил своему брату Асил. Асил переключил и по телефону связал с Улугбек Хайдаровым, живущий в городе Ванкувер (Канада). В 10 минутном интервью Джамшид сообщил, что с вечера 8 мая объявил голодовку.

«Вот полтора месяца, как мне не разрешают встретится со своей семьей. Вчера, 8 мая (2012 года, А.Ш.) мне разрешили на 30 минутное свидание. Пришли жена и мои дети. Мне удалось поговорить с ними через монитор компьютера (похожий на связь типа скайп) только 17 минут, затем связь прервался. И причину не сказали и быстро меня вернули в камеру.

Следователи Федерального Бюро Расследования пристрастно относятся к моему делу. Они передают судье только отрицательные сведения обо мне. Например, я на руках у судьи видел статьи опубликованные в интернете обо мне и под ними написанные неизвестными людьми примечания. Многие люди дали положительные сведения обо мне, но следователи их не передают судье.

Меня пока содержать в одиночной камере. Другим заключенным дают книги и газеты, а мне вообще не дают.

Я во время каждого допроса говорю, что я не террорист, но видимо их мнение не измениться. По-моему, в Америке тоже начался изображать мусульман как террористов и плохих людей ...

Недавно (в конце апреля 2012 года, А.Ш.) во время судебного заседание следователи попросили у судьи дополнительный срок 4 месяца. Они это обосновывали тем, что мое дело имеет много аспектов, и требует поездки во многие города страны и мира. Судья им дал срок в три месяца для окончание дела.

В конце своих слов я, Джамшид Мухторов объявляю голодовку с вечера 8 мая 2012 года. И я прошу вас донести мое решение организациям Хьюман Райтс Вотч и Амнести Интернешнл.” [44]

44. ЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ ГОЛОДОВКА?

Джамшид 30 октября 2015 года по телефону мне, Шухратжон Ахмаджонову сообщил еще следующее. Он 9 мая 2012 года также написал на бумаге большими буквами слова: «”I STOP EAT!” («Я ПРЕКРАТИЛ ЕСТ!») и прикрепил на решетку изнутри камеры. Подошел охранник и приказал: «Убери!» Джамшид ответил: «Не уберу». Подошел начальник охраны и увидев это положение приказал охраннику: «Убери!» Охранник открыл дверь камеры, зашел во внутр и убрал плакат. Когда охранник вышел из камеры, Джамшид снова прикрепил плакат на решетку камеры. Охранник сказал: «Если ты объявил голодовку, то это твой проблема. Это необзательно писать на плакате».

На третий день голодовки, то есть 12 мая 2012 года в тюрьму пришел адвокат Брайан Роланд Лиди (Brian Rowland Leedy) и встретился с Джамшидом. Он попросил остановить голодовку и привел следующие доводы.

«Вашей жизни будет следующие угрозы. Если вы будете продолжать голодовку, то охранники снимут с вас одежду и запрут в особую камеру. Там в камере вас посадят на стул и крепко завяжут. Там вы будете находится под постоянным наблюдением 24 часа в сутки. С помощью медицинских работников через ваш рот в ваш желудок начнут насильно посылать питание. Таким образом, продолжая голодовку вы навредите своему здоровью. Поэтому советую вам прекратить голодовку.»

По словам Джамшида, в течение трех дней никто из журналистов или судебных органов не интересовался его голодовкой. После слов и аргументов адвоката Брайан Лиди Джамшид решил остановить голодовку.

Итак, Джамшид остановил голодовку на третий день. По-моему, он правильно сделал. Почему правильно - об этом напишу отдельно в следующем параграфе.

45. КАК ПРИМЕНЯТЬ АКЦИЮ ГОЛОДОВКИ?

Учитывая, что за нами подрастает молодое поколение, я хотел бы поделится опытом и посоветовать как и в каком масштабе, продолжительности применять протест в виде голодовки.

Я правозащитой занимаюсь с 1974 года, то есть более 41 лет. В сентября 1974 году тогдашний декан механико-математического факультета Самаркандского государственного университета отказался предоставить место в общежитие нам – студентам 5-го курса. Я об этом написал двух страничное письмо, собрал подписи 21 сокурсников и отправил в Министерству высшего образования Узбекистана. В итоге всем желающим 5-курсникам предоставили место в общежитие. Это чуть не стоило мне увольнением из университета. Просто спасло то, что я высшую математику и другие предметы изучал с большим интересом на оценки «хорошо» и «отлично». Об этом я рассказал в своем интервью-беседе руководителю сайта Мухаммадсолих Абутову [45].

Я с середины 1970-годов более-менее интересуюсь и занимаюсь правозащитой и событиями вокруг ее. Это касается и голодовки - один из ненасильственных способов борьбы в правозащите и демократии. Приведу определение голодовки и несколько примеров.

45.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ГОЛОДОВОК

«Голодовка — сознательный отказ от принятия пищи в знак протеста с целью вызвать у окружающих чувство вины за происходящее. Голодовка является средством ненасильственной борьбы или давления.

Голодовки можно классифицировать по разным основаниям.

По типу

Обычная голодовка — отказ от принятия какой-либо пищи.
Сухая голодовка — отказ от принятия не только пищи, но и воды.

Частичная голодовка:

Отказ от всех видов пищи, кроме некоторых. Например, голодовка «на хлебе и воде», при которой человек не ест ничего, кроме небольшого количества хлеба и не пьёт ничего, кроме воды.

Отказ от определённой пищи. Например, отказ заключённых есть «казённую пищу», хотя от пищи, принесённой им родственниками, они не отказываются.

По причинам

Политические
Социальные
Экономические
Личные

По количеству участников

Индивидуальные
Массовые» [46]

45.2. 1981: ИРЛАНДСКАЯ ГОЛОДОВКА

«Ирландская голодовка 1981 года (англ. 1981 Irish hunger strike) - кульминация пятилетнего протеста в рамках Конфликта в Северной Ирландии, начавшегося в 1976 году, когда Британское правительство исключило понятие Special Category Status, ранее присваиваемое заключённым по этому конфликту. До начала голодовки 1981 года уже проходило несколько голодовок заключённых, требовавших вернуть им полувоенный, политический статус.

1 марта 1981 года, в годовщину решения об отмене Специального статуса, голодовку в тюрьме Мэйз начал Бобби Сэндс (англ. Bobby Sands), член Ирландской Республиканской Армии. 15 марта к голодовке присоединился другой участник, 22 марта — ещё двое.

Голодающие выдвигали 5 требований:
право не носить тюремную униформу;
право не делать тюремную работу;
право на свободу связи с другими заключёнными, а также на организацию образовательных и развлекательных мероприятий;
право на один визит, одно письмо и одну посылку каждую неделю;
полное право на помилование (full restoration of remission lost through the protest).

В апреле 1981 года от сердечного приступа умер Фрэнк Магуайер, член Парламента от партии ирландских республиканцев района Фермана и Южный Тирон. 26 марта Бобби Сэндс был выдвинут в кандидаты на местных выборах района Фермана, и 9 апреля был избран в Парламент, получив 30 492 голоса и став самым молодым членом Парламента. После этого успеха Правительство Великобритании запретило баллотироваться людям, отбывающим срок заключения более года.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании, не пошла на уступки, и голодовка кончилась смертью десяти республиканцев. Сэндс умер 5 мая, через 66 дней после начала голодовки, в госпитале тюрьмы, от истощения. Известие о его смерти вызвало волнения, двое людей погибли от погромов националистов на севере Белфаста. Похороны Сэндса 7 мая 1981 года посетили 100 000 человек.

Голодовка 1981 года кончилась 3 октября 1981 года; на тот момент среди заключённых голодало 6 человек.

Голодовка привела к радикализации политики ирландских националистов и электоральному успеху партии Шинн Фейн.

О событиях голодовки в 2008 года был снят фильм «Голод».

Погибшие

Имя Организация Начало голодовки Дата смерти Продолжительность голодовки
Бобби Сэндс ИРА 1 марта 5 мая 66 дней
Фрэнсис Хьюс ИРА 15 марта 12 мая 59 дней
Рэймонд
Маккриш ИРА 22 марта 21 мая 61 день
Пэтси О’Хара ИНОА 22 марта 21 мая 61 день
Джо Макдоннелл ИРА 8 мая 8 июля 61 день
Мартин Хёрсон ИРА 28 мая 13 июля 46 дней
Кевин Линч ИНОА 23 мая 1 августа 71 день
Киран Дохерти ИРА 22 мая 2 августа 73 дня
Томас Макэлви ИРА 8 июня 8 августа 62 дня
Майкл Девайн ИНОА 22 июня 20 августа 60 дней»
[47]

45.3. 1992: ТАШКЕНТСКАЯ ГОЛОДОВКА

В январе 1991 года группа активистов, в том числе поэт Ёдгор Обид провели акцию голодовки на первом этаже Союза Писателей Узбекистана (г.Ташкент, улица Пушкина, дом 1). Причиной акции была кровавые события в Ташкентском вузгородке, а также отказ в регистрации газеты «Бирлик» («Единство») в Министерстве Юстиции Узбекистана [48]. Я в те дни посешал, видел и беседовал с участниками этой голодовки. В комнате были установлены раскладушки и участники там ночевали.

Я об этой голодовке хотел больше информации написать. С этой целью 1 ноября 2015 года отправил письмо поэту Ёдгор Обиду через фейсбук. Мы в фейсбуке дружим. Но никакого ответа не пришло. Возможно, мой письмо кем-то заблокирован и адресант не получил.

45.4. 1993: ГОЛОДОВКА ПРОФЕССОРА ОЛИМЖОНА КАРИМОВА

Один из видных деятелей узбекской оппозиции был профессор Олимжон Каримов (1925-2006). Узбекские власти в 1992-1993 годы завели уголовное дело под названием “Дело о Миллий Меджлисе” и арестовали группу демократов. В том числе проф. Олимжон Каримова был арестован 21 января 1993 года. Он в тюрьме объявил голодовку и у него сильно ухудшился здоровье. Его через 33 дня, то есть 22 февраля 1993 года перевели под домашний арест. Участников “Миллий Меджлиса” судили и судья 6 августа 1993 года зачитал приговор суда о различных сроках тюремного заключения. Вместе с тем их всех освободили по амнистии из зала суда (см. [49], [50]).

Профессор Олимжон Каримов в тюрьме объявил и длительно продолжил голодовку. Он сильно подорвал свое здоровье. Такая длительная голодовка 68-летнего профессора ничего не изменил в условиях диктаторского режима Узбекистана.

45.5. 2011: ГОЛОДОВКА МАЛОХАТА И САОДАТА

Краткая история причин голодовки тележурналистов Саодат Амоновой (1972) и Малохат Эшонкуловой (1966) приведу из статьи.

«23 августа 2011 года, на пресс-конференции, прошедшей в ташкентском офисе Общества прав человека Узбекистана «Эзгулик», сотрудницы телеканала «Ёшлар» («Молодежь») Национальной телерадиокомпании Узбекистана Малохат Эшонкулова и Саодат Омонова заявили «о засилье цензуры и местничества на государственном телевидении и хищениях со стороны руководства НТРК». Об этом они заявили в присутствии правозащитников, представителей независимых СМИ, дипломатов из США, Франции и Германии.

Обозреватель телепрограммы «Давр» («Время») канала «Ёшлар» Саодат Омонова и корреспондент Малохат Эшонкулова заявляют, что, работа телеканала находится под жесточайшей цензурой. «Любой отснятый сюжет может освещать и «плюсы», и «минусы», но, как правило, всю критику, все негативные моменты из наших репортажей вырезают, иногда снимают с эфира уже готовые сюжеты, - утверждают журналисты. – «Коррективы могут внести сотрудники любых госструктур: от работников президентского аппарата или Совета безопасности при аппарате президента, до представителей банков, сотрудников налогового и таможенного комитетов» [51]

“В день работников печати и СМИ Узбекистана тележурналисты Национальной телерадиокомпании Малохат Эшонкулова и Саодат Амонова были оштрафованы судом на 2900000 сумов (1710 долларов США) за проведение несанкционированного пикета и объявление политической голодовки. Об этом сообщает председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.

Напомним, 23 августа 2010 года Малохат Эшонкулова и Саодат Омонова заявили «о засилье цензуры и местничества на государственном телевидении и хищениях со стороны руководства НТРК». Вскоре они были уволены с НТРК «за прогулы».

Позже журналистки подали в суд иск, требуя восстановить их в должности. Спустя три месяца, в течение которых на процесс ни разу не были допущены наблюдатели и правозащитники, а также представители посольств США, Великобритании, Федеративной Республики Германии, суд вынес решение об отклонении иска. Следует отметить, что слушания и вынесение приговора происходили также в отсутствии истиц и их адвоката Аликула Бобокулова.

27 июня 2011 года в 10:30 часов возле здания Аппарата президента Узбекистана бывшие тележурналисты канала «Ёшлар» («Молодёжь») Национальной телерадиокомпании Узбекистана (НТРК) Малохат Эшонкулова и Саодат Амонова объявили голодовку протеста и потребовали немедленно пустить их на приём к президенту Исламу Каримову.

Заранее, еще до прихода бывших тележурналистов у проходной Аппарата президента их ожидали более десяти сотрудников ГУВД г. Ташкента и Яккасарайского РОВД г. Ташкента. Буквально через пять минут после начала пикета пикетчиков задержали и отправили «для выяснения» в Яккасарайский РОВД.

Из РОВД бывших тележурналисток привезли в Яккасарайский суд по уголовным делам г. Ташкента, где уже заранее было подготовлено решение суда (судья Шамсутдинова), налагающее на Малохат Эшонкулову и Саодат Амонову штраф в 60 минимальных зарплат, что составляет 2940000 сумов ($1710). Они были признаны виновными по статье 201 («Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций») Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан. Суд продолжался всего десять минут и проходил без адвоката.

Тележурналисты М.Эшонкулова и С.Амонова заявили, что будут продолжать голодовку с требованием пересмотра незаконного увольнения, привлечения к ответственности руководства НТРК за хищения финансовых средств и злоупотребления властью, а также будут добиваться того, чтобы их пустили на приём к президенту.» [52]

“Как сообщает узбекская служба Радио «Свобода», 15 июля 2011 года Малохат Эшонкулова заявила, что завершает свою голодовку, начатую 27 июня. Пробыв без пищи 19 дней, журналистка начала плеваться кровью и от слабости уже даже не могла поднять голову. Еще одной причиной для прекращения голодовки Эшонкуловой, по ее словам, стало то, что ее свекровь госпитализирована и находится в коме.

Коллега Эшонкуловой, Саодат Омонова, закончила голодовку тремя днями ранее, 12 июля, после того, как была принудительно госпитализирована.» [53]

Я в июле 2011 года написал большую статью [54] на узбекском языке, где написал об истории борьбы бывших тележурналистов М.Эшонкуловой и С.Амоновой, их голодовки, результаты и некоторые выводы.

Итак, Саодат Амонова продолжала голодовку с 27 июня по 12 июля 2011 года, а Малохат Эшонкулова с 27 июня по 15 июля 2011 года, то есть соответственно 16 и 19 дней.

45.6. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ПО АКЦИИ ГОЛОДОВКИ

Ниже я пишу о таком виде голодовке, когда человек отказывается от всех видов пищи. (В другом случае, частичная голодовка, при котором отказываются от определённой пищи, например, есть пищу со свинятиной может продолжаться месяцами.)

Во-первых, голодовка, как и пикет является средством ненасильственной борьбы или давления.

Во-вторых, голодовка - сознательный отказ от принятия пищи в знак протеста с целью вызвать у окружающих чувство вины за происходящее.

В-третьих, человек применяющий способ борьбы путем голодовки хочет привлечь внимание средств массовой информации и людей к нарушению законов и других некоторых правонарушений.

В-четвертых, длительная голодовка малополезен и даже вреден для здоровья и дальнейший борьбы за справедливость и права человека.

В-пятых, исходя из вышесказанного оптимально проводить голодовку в течение 1-5 дней.

В-шестых, при невозможности добиться акцией голодовки каких-либо результатов, то уместно приостановить голодовку и перейти на другие виды акции правозащиты, а их более ста видов.

Итак, Джамшид Мухторов в тюрьме применил два вида голодовки. Первое, отказ от определённой пищи, то есть пищу со свинятиной в течение более одного месяца. Второе, отказ от всех видов пищи в течение трех дней и затем остановил голодовку. Это он правильно сделал.

-----------------------------------------------

P.S. 1. Общий список литературы всех трех частей статьи получился длинным. Поэтому в списке литературы оставил только тех источников, на которых есть ссылки данной 3-части статьи.

2. Я в конце статьи, в постскриптуме решил дать немного информации о последних преследованиях и об отравлениях меня. Меня в последние дни еще раз отравили.

Я в США живу с 21 января 2010 года и продолжаю заниматься правозащитой и журналисткой деятельностью. За прошедшие почти 6 лет не прекращается наблюдение и различные провокации против меня. За это время несколько раз применяли отравляющие вещества в небольшой дозе, чтобы сделать меня неизлечимо больной путем нанесения вреда почке, печени, желудке и так далее. Эта большая тема.

Я здесь остановлюсь на последние отравления. Меня последние дни два раза сделали больно почке путем отравления. Расскажу о втором случае.

Я утром 2 ноября 2015 года в 7:00 часов пришел в Макдоналдс по адресу: г.Вашингтон, Нью-Йорк авеню, дом 1235. Стою в очереди. Когда мой очередь подошел, из улицы открывает дверь крепкий мужчина лет 40, прямо проходить и направляется к кассе и кассирше что-то говорить. Я тут же подхожу и мужчине говорю: «Извините, сейчас мой очередь». Он ноль внимание. Я обращаюсь к кассирше и говорю, что сейчас мой очередь. Кассирша продолжает обслуживать мужчине и ему выдал чек.

Я попросил кассирше вызвать менеджера. Она отказалась вызывать. Я второй раз попросил, она опять отказалась. Я достал свой телефон и ее фотографировал. Меня обслужила другая работница Макдональдса и дала чек на завтрак. Я также заказал стакан горячего чая. К чаю, как обычно дали маленький пакет заварки.

Я взял завтрак, поднялся на 2-этаж и позавтракал. Прошло где-то час и начал чувствовать небольшой боль в правой почке. Позже замечал боль и левой почке. Так продолжался два дня.

Я думаю, во-первых, кассирша знала эту мужчину и поэтому обслужила без очереди. Во-вторых, она знала, что за этот проступок ей ничего не будет и не накажут.

Немного объяснение. Сотрудники спецслужб выбрав жертву, начинают собирать все информацию о нем. Они путем постоянного наблюдения определяют куда ходит этот человек, с кем общается, где и чем питается. В наши дни в США такую информацию собирают с помощью стукачей, которым на руки даны мобильные телефоны, иногда специальной конструкции. Один конец кабеля соединена с телефоном, а другой конец в виде двух проводов соединены с двумя ушами стукача, как наушник. Главный провокатор и собиратель информации сидеть внутри легковой машины или в диспетчерской комнате и записывает в лэптоп или компьютер все видео и аудио информацию, которых считает важным. Этот главарь часто дает команду стукачу. О телефонном сборе информации с помощью стукачей планирую написать через месяц другой отдельную статью, иншааллах (если Аллах даст возможность).

Когда определили, что я иногда прихожу в этот Макдональдс и кушаю завтрак или сэндвич, то им уже не трудно подготовится. Тем более я много раз здесь завтракал и иногда обедал. Так за несколько дней до этого я завтракал в этом же Макдональдсе.

Я думаю, в таких местах общественного питания силовые структуры, в том числе спецслужбы имеют большое влияние и их приказ продавщицы или их менеджер выполняют беспрекословно. Я полагаю, они там имеют отдельные пакеты с надбавкой снотворных и отравляющих веществ или им дают перед осуществление операцией.

Приведу один пример. Осенью 2013 года в штате Мэриленд состоялся встреча с Валерией Новодворской (1950-2014) – российский политический деятель, диссидентка, правозащитница, независимая журналистка, в Советские времена основала либеральную партию «Демократический Союз» (председатель ЦКС ДС). Я в тот день пораньше выехал по адресу и с большим трудом нашел этот клуб. До начала встречи было где-то час времени и я был голоден. Я спросил и мне сказали, что поблизости есть Макдональдс. Пришел в Макдональдс, заказал сэндвич с куринным мясом и стакан напиток спрайт. Затем заказал еще один сэндвич и напиток. Я позже понял, что меня дважды напоили снотворным. И в течение двухчасовой встречи с В.Новодворской, меня очень сильно тянул ко сну и я чуть не заснул. Как будто на ресницам глаз повесили пудовые гири. Я с большим трудом открывал глаза, чтобы не заснуть. Естественно, я плохо слушал и не мог анализировать ее слова и свой вопрос не смог задать В.Новодворской.

Я этот пункт постскриптума пишу по следующий причине. Рано или поздно, в один прекрасный день сотрудники спецслужб или с ними связанные провокаторы могут организовать сильное отравление и меня могут увести в госпиталь. Госпиталь – это второй вид тюрьмы в США. Там силовые структуры управляют через врачей и охранников. Оттуда некоторых узбекских беженцев вывезли в гробу и похоронили на кладбище. Если сотрудникам спецслужб без огластки удастся меня упрятать в госпиталь, то оттуда важную информацию об отравление не смогу передать и напечатать на сайтах, то есть информировать общественность.

Сотрудники спецслужб применяют отравления и другие скрытые способы против инакомыслящих. Об этом в 4-части статьи напишу в отдельном параграфе, иншааллах (если Аллах даст возможность).

Проблема отравления активистов и инакомыслящих со стороны спецслужб и связанных с ними типов - эта большая тема. Если останусь жив и если Аллах даст возможность об этих отравлениях тоже напишу большую статью. Сейчас надо продолжить анализ событий вокруг узбекского беженца, узника Джамшида Мухторова, который почти 4 года без суда мучается в тюрьме в США.

Конец 3-части.

Продолжение следует

----------------------------------------------

ЛИТЕРАТУРА

1. Томас Джефферсон: цитаты, фразы, афоризмы, статусы, высказывания, выражения. - http://www.aforizmov.net/xfsearch/tomas-dzhefferson/
Томас Джефферсон (1743-1826) - видный деятель Войны независимости (1776), 3-й президент США в 1801-1809 годы, один из основателей США, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения.

2. Афоризмы про законы. – http://aphorismos.ru/laws/
Илья Герчиков (1938) - афорист, доктор экономики, с 1974 года председатель правления Dzintars (рус. Янтарь) - латвийская компания, выпускающая парфюмерию и косметику.

3. КИСЛОВ Д. Засекреченные свидетельства, или «Попытка терроризма» Джамшида Мухторова. -
http://www.fergananews.com/articles/7285 (www.fergananews.com 21.02.2012).

39. АХМАДЖОНОВ Ш. Судьба Джамшида Мухторова (Жамшид Мухторов тақдири).
Часть 1. Жизнь до тюрьмы (Қамоқхонагача бўлган ҳаёти).
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”, “Статьи 2015 года”. October 23, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/10/23/судьба-джамшида-мухторова/ October 23, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2017/06/26/судьба-джамшида-мухторова-4/ June 26, 2017).
- http://uzxalqharakati.com/ru/archives/12557 (www.uzxalqharakati.com/ru/ 10.24.2015).

Часть 2. Судьба Фазлиддина и Шохруха (Фазлиддин ва Шоҳрух тақдири). -
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”. “Статьи 2015 года”. October 30, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/10/30/судьба-джамшида-мухторова-2/ October 30, 2015).
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА (Часть 2. Судьба... - Шухратжон Ахмаджонов | Facebook
www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=917879544986402&id=100002930964631 Страница «Шухратжон Ахмаджонов» в Фейсбуке, October 30, 2015);
- https://www.facebook.com/Mutabar?fref=tl_fr_box&pnref=lhc.friends (www.facebook.com/Mutabar/ страница «Мутабар Таджибаева», 10.11.2015).

Часть 3. Джамшид в тюрьме США (Жамшид АҚШ қамоқхонасида).
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”, “Статьи 2015 года”, June 20, 2023);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/11/11/судьба-джамшида-мухторова-3/#more-8648 Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”. “Статьи 2015 года”. November 11, 2015);
- Шухратжон АХМАДЖОНОВ СУДЬБА ДЖАМШИДА... - Шухратжон Ахмаджонов | Facebook (www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=923706051070418&id=100002930964631 Страница «Шухратжон Ахмаджонов» в Фейсбуке, November 11, 2015);
- https://www.facebook.com/Mutabar?fref=tl_fr_box&pnref=lhc.friends (www.facebook.com/Mutabar/ страница «Мутабар Таджибаева», 11.11.2015).

40. Джамшид Мухторов: Вот тебе свобода, вот тебе демократия и вот тебе права человека! –
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=907392966035060&id=100002930964631
(www.facebook.com страница «Шухратжон Ахмаджонов», 09.10.2015);
https://www.facebook.com/Mutabar?fref=tl_fr_box&pnref=lhc.friends (www.facebook.com страница «Мутабар Таджибаева», 09.10.2015);
https://www.facebook.com/groups/qorqmaymiz/ (www.facebook.com/groups/qorqmaymiz/ , страница группы «Қўрқмаймиз», 09.10.2015);
http://dunyouzbeklari.com/archives/118654 (www.dunyouzbeklari.com 10.10.2015);
http://www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ (www.liveinternet.ru Дневник “Турон-Шухратжони”, 10.10.2015).

41. Role: Accused Terrorism Supporter (Роль: Обвиняемый Сторонник Терроризма). - https://atfp.org/adopt/terrorist/jamshid-muhtorov/ (www.atfp.org March, 2012).

42. АҚШда Ўзбекистонлик Жамшид Мухторовни террорчиликда айблашмоқда (В США узбекистанца Джамшида Мухторова обвиняют в терроризме). -
http://www.yangifikr.com/news/index.php?option=com_content&view=article&id=385:2012-01-24-04-04-18&catid=1:latest-news (www.yangifikr.com 2012.24.01).

43. В США беженца из Узбекистана обвинили в терроризме. -
http://lenta.ru/news/2012/01/24/uzbek/ (www.lenta.ru 24.01.2012).

44. УЛУҒБЕК АШУР. АҚШ қамоқхонасидаги Жамшид Мухторов очлик эълон қилди (Джамшид Мухторов, находящийся в тюрьме США объявил голодовку). -
http://www.yangifikr.com/news/index.php?option=com_content&view=article&id=459:2012-05-10-06-19-46&catid=1:latest-news (www.yangifikr.com 2012.10.05);
http://yangidunyo.com/?p=1292 (www.yangidunyo.com 2012.20.05).

45. Аудиозапись моего беседы с Мухаммадсолих Абутовым. - https://siyosat.wordpress.com/radio-blog-sahwii-2/ RADIO BLOG: SAHWII https://soundcloud.com/tayanch-org

46. Голодовка. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 (www.ru.wikipedia.org/wiki/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

47. Ирландская голодовка 1981 года. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_1981_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (www.ru.wikipedia.org/wiki/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

48. Курашларда тобланган инкилобчи шоир – Ёдгор Обид (Ёдгор Обид - закалившийся в борьбе поэт- револиционер). - http://www.harakat.net/harakat/?id=226 (www.harakat.net Ҳаракат журнали, 2001 йил, 1 (28)-сони).

49. АҲМАДЖОНОВ Ш. Яқин тарихимизга назар. Ўзбекистон Озод Деҳқонлар партияси асосчиси, профессор Олимжон Каримов – 80 ёшда. (Биринчи қисм: 1988-1993 йилларда Ўзбекистонда рўй берган айрим тарихий воқеаларнинг проф. О.Каримов тақдири мисолида таҳлили). - http://www.turonzamin.org/jurnal2006/shuhrta_olimk_10106.html (www.turonzamin.org ARXIV 2006.01.01); http://www.turonzamin.org/jurnal2006/shuhrta_olimk_10106.html

50. АХМАДЖОНОВ Ш. Суд над «Миллий Мажлисом» 1992 года и история создания Партии свободных дехкан Узбекистана (“Миллий Мажлис” устидан 1992 йилдаги суд иши ва Ўзбекистон Озод Деҳқонлар партияси ташкил этиш тарихи). - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1190623500 (www.centrasia.ru 24.09.2007 12:45).

51. Узбекистан: Сотрудники Национальной телерадиокомпании Узбекистана выступили c резкой критикой своего руководства. - http://www.fergananews.com/article.php?id=6700 - (www.fergananews.com 28.06.2011).

52. Узбекистан: Две бывших журналистки объявили политическую голодовку. - http://www.fergananews.com/news.php?id=16937&mode=snews (www.fergananews.com 28.06.2011).

53. Узбекские тележурналистки Малохат Эшонкулова и Саодат Амонова отказались от продолжения голодовки протеста. - http://www.fergananews.com/news.php?id=17021 (www.fergananews.com 17.07.2011).

54. АҲМАДЖОНОВ Ш. Саодат ва Малоҳатга маслаҳатим (Мой совет Саодату и Малохату). –
http://turonzamin.org/2011/07/12/shuhrat-ahmadjonov-15/#more-15645 (www.turonzamin.org July 12th, 2011 at 4:03 pm, на лотинице).
http://muvozanat.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2115:2011-07-12-15-27-52&catid=31:general&Itemid=18 (www.muvozanat.info 12 July 2011 09:52, на кириллице).
http://yangidunyo.com/?p=20835 (www.yangidunyo.com 2011.13.07);

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=922329041208119&id=100002930964631 (www.facebook.com страница «Шухратжон Ахмаджонов», 08.11.2015).

E-mail: jiz54@mail.ru , ergash1955@yahoo.com

8-10 ноября 2015 года

США, Денвер-Вашингтон.

---------------------------------------------------------------

MAQOLA QISMLARI CHOP ETILGAN SAYTLAR

АХМАДЖОНОВ Ш. Судьба Джамшида Мухторова (Жамшид Мухторов тақдири).
Часть 1. Жизнь до тюрьмы (Қамоқхонагача бўлган ҳаёти).
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”, “Статьи 2015 года”. October 23, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/10/23/судьба-джамшида-мухторова/ October 23, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2017/06/26/судьба-джамшида-мухторова-4/ June 26, 2017).
- http://uzxalqharakati.com/ru/archives/12557 (www.uzxalqharakati.com/ru/ 10.24.2015).

Часть 2. Судьба Фазлиддина и Шохруха (Фазлиддин ва Шоҳрух тақдири). -
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”. “Статьи 2015 года”. October 30, 2015);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/10/30/судьба-джамшида-мухторова-2/ October 30, 2015).
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА (Часть 2. Судьба... - Шухратжон Ахмаджонов | Facebook
www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=917879544986402&id=100002930964631 Страница «Шухратжон Ахмаджонов» в Фейсбуке, October 30, 2015);
- https://www.facebook.com/Mutabar?fref=tl_fr_box&pnref=lhc.friends (www.facebook.com/Mutabar/ страница «Мутабар Таджибаева», 10.11.2015).

Часть 3. Джамшид в тюрьме США (Жамшид АҚШ қамоқхонасида).
- MUHTOROV | Записи в рубрике MUHTOROV | Дневник Турон_Шухратжони : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников (www.liveinternet.ru/users/4799013/rubric/5837246/ Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”, “Статьи 2015 года”, June 20, 2023);
- СУДЬБА ДЖАМШИДА МУХТОРОВА — Ислом ва Сиёсат الإسلام والسياسة Ислам и Политика (wordpress.com) (www.siyosat.wordpress.com/2015/11/11/судьба-джамшида-мухторова-3/#more-8648 Дневник “Турон-Шухратжони”, Рубрика “MUHTOROV”. “Статьи 2015 года”. November 11, 2015);
- Шухратжон АХМАДЖОНОВ СУДЬБА ДЖАМШИДА... - Шухратжон Ахмаджонов | Facebook (www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=923706051070418&id=100002930964631 Страница «Шухратжон Ахмаджонов» в Фейсбуке, November 11, 2015);
- https://www.facebook.com/Mutabar?fref=tl_fr_box&pnref=lhc.friends (www.facebook.com/Mutabar/ страница «Мутабар Таджибаева», 11.11.2015).

Рубрики:  Статьи 2015 года
MUHTOROV
ПРАВОЗАЩИТА

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку