-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_1505

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 10050


Путешествие к храму - Как приготовиться к посещению храма

Вторник, 14 Июля 2015 г. 06:11 + в цитатник
Цитата сообщения Valya6827 Путешествие к храму - Как приготовиться к посещению храма



 

В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя.

И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как мытарь, сказать:

Господи, будь милостив мне, грешному!

Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца┘

Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному!

Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

 

Идя в церковь, думай, что ты в дом Царя Небесного идешь, где со страхом и радостью стоять должно,

так как на небе пред Небесным Царем...

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

 

Православный храм считается особым, святым местом, поэтому вести себя там нужно соответственно, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. К посещению храма следует заблаговременно подготовиться, при этом важно все — от настроения до одежды. Приготовьте записки или же поминальные книжки о здравии и упокоении близких вам людей. При возможности захватите с собой продукты для пожертвования, а также деньги, чтобы купить свечи и подать милостыню. Если у вас имеются вещи, требующие освящения, надо взять и их, чтобы показать священнику.

Обязательно продумайте, как одеться. Обратите внимание: одежда не должна выглядеть кричащей и быть слишком открытой. Женщинам запрещается заходить в храм в шортах или брюках. И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать церковь в одежде с длинным рукавом. Нельзя входить в храм в майках без рукавов или топиках. Чрезвычайно неуместно смотрятся в храме спортивные костюмы. Ноги не должны быть голыми, т. е. в босоножках, сабо и подобной обуви. Также женщины не должны забывать дома свои головные уборы, т. к. в церкви они должны находиться с покрытой головой. Считается, что платок является символом скромности, а согласно словам апостола Павла, покрытая голова у женщины — знак для ангелов. Недопустимо причащаться Св. тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

Итак, женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой.

Мужчины же должны стоять на службе с непокрытой головой и снимать головные уборы перед ступенями церкви.

Также для женщин запрещено посещение храма во время месячного очищения, однако в такие дни ей разрешается стоять в притворе храма.

Во время постов следует одевать одежду темных тонов, во время праздников — светлых.

На церковной паперти запрещается курить, в храм нельзя заходить с животными или птицами.

Приходить к службе следует за 5–10 минут до ее начала. При входе осените себя крестным знамением, а затем поклонитесь в пояс. При этом произнесите молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В храме сначала подойдите к храмовой или праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститесь с поклоном, приложитесь и еще раз перекреститесь.

Разговаривать в храме следует только вполголоса и то только в крайнем случае. Громко разговаривать, мешать другим прихожанам категорически запрещено.

Ни в коем случае нельзя держать руки в карманах, жевать жевательную резинку.

Если нет необходимости, лучше оставаться на одном месте, чтобы не мешать остальным прихожанам. По этой же причине следует очень осторожно устанавливать свечи и прикладываться к иконам.

Если вы пришли в храм с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели и не мешали молящимся, в противном случае лучше выйти с ребенком из храма.

Если вы хотите подпевать хору, то делать это следует очень тихо; если идет общенародное пение, постарайтесь воздерживаться от воплей и возгласов.

В храме не разрешается сидеть, только если вы себя очень плохо чувствуете. Но даже и в этом случае нельзя сидеть, положив ногу на ногу.

Увидев, что молящиеся встали на колени, сделайте то же самое.

Если идет чтение Евангелия, пение «Херувимской» и чтение евхаристического канона на литургии (от Символа веры до «Отче наш»), то вы должны молчать, нельзя также в это время ставить свечи или же прикладываться к иконам. Если вы увидели, что кто‑то нарушил правила поведения в храме, можно тихо сделать ему замечание, а лучше всего воздержаться от этого, если, безусловно, вы не станете свидетелем хамского поведения.

Знайте, что в храме надо оставаться до полного окончания богослужения. Покинуть его можно только в случае серьезной необходимости либо плохого самочувствия.

При выходе из храма следует три раза перекреститься.

Крестик, который не предназначен для всеобщего обозрения и не является ювелирным украшением, следует носить под одеждой, ближе к телу. И никогда не снимать! Крещеным без крестика не следует заходить в храм.

Обязательно настройте себя на благодушие, успокойте свои мысли, постарайтесь отвлечься от всех своих бытовых проблем, а для этого прочитайте молитву «Отче наш».

Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение:

это дом Божий, это Божий удел.

И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия.

Вступая в него, мы говорим:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем.

И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий.

Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире.

  И поэтому человек кладет на себя крест:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа… 

Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде — чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой (в сельском или провинциальном храме лучше быть в платке, в большом городском приходе допустимы и шляпки, шапочки, но ни в коем случае не экстравагантные).

Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная

одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис — почему же допускать это в доме Божием?).

Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.

Приходя в храм, женщины должны свести к минимуму декоративную косметику, а губную помаду вообще не использовать — иначе вам просто нельзя будет

приложиться к иконам, на которых помада оставляет

следы, катастрофически разрушающие красочный слой. Возможность поцеловать икону или иную святыню —

это ведь тоже свобода для вас.

«Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Это отмечали многие святые отцы. К тому же ваш неприличный внешний вид может вызвать нарекание и соблазн со стороны окружающих. А вам известно, что «горе тому человеку, от которого приходит соблазн».

Есть вещи, которые подчас не стоит доказывать, как не стоит доказывать в математике аксиому. Впрочем, если вы просто не хотите принимать эту аксиому, убедить в ее истинности вряд ли представляется возможным. И тогда человек будет продолжать убеждать себя в том, что в храме можно быть и голым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

 

Как правильно перекреститься

Еще на подходе к храму принято налагать на себя крестное знамение — креститься.

Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и ис­тинный Человек).

Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди

(и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным,

а не «перевернутым») в знак освящения сердца, затем,

со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому

плечу, в знак освящения дел рук наших и всех т

елесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись,

говорим: «Аминь».

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой всё и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

«Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: вот во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум,

и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я Христов, что я верующий.

Перекрестившись, мы кланяемся. Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться.

Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что — ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил! — мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему земно.

И так мы кланяемся перед Богом; и не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием… Этот поклон до земли — не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен».

(Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Как войти в храм

Спас Вседержитель - монастырь св. вмц. Екатерины, Синай

Перед входом в Храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том, что место это — свято. Оно, — по слову Господа нашего Иисуса Христа, — есть дом молитвы. Поклонившись перед ней и, не спеша, трижды осенив себя крестным знамением, человек входит внутрь храма и попадает в область, в которой живет и действует Живой Бог. Здесь нужно повторить то же самое, то есть трижды осенить себя крестным знамением со словами: «Боже, милостив буди мне грешному» (по возможности чувствуя и понимая произносимые про себя слова).

Затем, не нарушая глубокой тишины, мы проходим к иконе, которая находится посередине храма (это либо икона Христа, либо икона празднуемого события). Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют. Но для многих людей, особенно вновь пришедших, эти действия непривычны и потому неестественны. При отсутствии живого чувства внешние знаки почтения иконе могут быть отложены на более поздний срок.


Церковная свеча

«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих.

Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей.

Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей:

к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви;

к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких;

к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших.

Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).

Иконы

«И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину — к той иконе, которая стоит посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя.

К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение.

Пламя чисто, мы нечисты; оно — чистота, которая горит перед Богом, как свеча, которая привела нас на встречу с Ним.

И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди (я в том числе), целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!.. Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без неправды. Причем в русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых — в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются; так же как в обычной жизни мы целуем в лицо только людей очень нам близких». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам — собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.

Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.

Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и из души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо — когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! — но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им, образуется некий хоровод любви.

Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом — это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона — окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.

Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.

«В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).


По книге Елены Тростниковой «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)».

 

Рубрики:  религия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку