Александр Вертинский-композитор, поэт, киноактер, кумир эстрады первой половины ХХ века |
Алекса́ндр Никола́евич Верти́нский (8 (20) марта 1889, Киев, Российская империя — 21 мая 1957, Ленинград, СССР) — русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века, лауреат Сталинской премии II степени. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Певец родился в Киеве 19 марта 1889 года. Он был внебрачным сыном частного поверенного, журналиста Николая Вертинского. Мама мальчика, Евгения Сколацкая, дворянка по происхождению, родила двух детей от Вертинского, Надежду и Александра. Тогда незаконные связи считались порочными, осуждались обществом и церковью. Николай Петрович смог «усыновить» своих детей только через несколько лет после их рождения. Его законная супруга, знавшая об отношениях мужа со Сколацкой, категорически отказалась давать развод.
Для своей любимой Женечки Вертинский снимал дом, в котором и родились его дети. Когда Саше было только три года, его мама умерла. Через два года от скоротечной чахотки скончался и отец малышей. Надю и Сашу забрали к себе сестры Сколацкой, всегда очень плохо относившиеся к их отцу, втянувшему Женечку во внебрачные отношения.
Дети воспитывались в разных семьях. Через некоторое время тетушки Вертинского сказали Саше, что его сестра умерла. Они не хотели, чтобы дети общались друг с другом. И только через много лет Вертинский узнал, что его сестра жива. Данный факт он воспримет как огромный подарок судьбы. И в то же время его всю жизнь не покидало сожаление о потерянных годах, когда он мог хотя бы изредка встречаться с любимой сестрой.
Когда Саше исполнилось девять лет, он с отличием сдал экзамен для поступления в Первую Киевскую гимназию. Однако в этом престижном заведении мальчик проучился лишь два года, его отчислили за воровство и плохую успеваемость. Вероятно, такими действиями мальчик просто компенсировал отсутствие внимания к нему со стороны родственников. Он стал учиться в 4-ой Киевской гимназии, но не сумел надолго задержаться в стенах этого учебного заведения.
Все детство и отрочество будущего певца было отравлено постоянными придирками тетушки. Он плохо учился, единственной отрадой в такой беспросветной жизни для него был театр. В юношеском возрасте он стал выступать в любительских постановках. В этот период отношения с тетушкой совершенно осложнились. Когда Саша в очередной раз без спроса взял у нее небольшую сумму, родственница выгнала его из дома. Чтобы выжить,
Саша хватался за любую работу. Он был грузчиком, продавцом, корректором в типографии, бухгалтером в гостинице, откуда его вскоре уволили «за профнепригодность». Но тут судьба улыбнулась молодому человеку. Он познакомился с Софьей Зелинской, которая когда-то была подругой его матери. В доме доброй и отзывчивой женщины он восполнил пробелы в своем образовании, познакомился со многими талантливыми людьми – Казимиром Малевичем, Марком Шагалом, Натаном Альтманом.
Александр стал писать рецензии на выступления Федора Шаляпина, Анастасии Вяльцевой, Михаила Вавича, других знаменитостей. В местных газетах он публиковал небольшие рассказы в декадентском стиле. Его стали называть начинающим киевским литератором, и это очень поднимало самооценку молодому человеку. После получения первых гонораров он обрел надежду на лучшую жизнь. Именно в то время молодой человек узнал, что его старшая сестра Надя жива и служит в столичном театре. В 1913 году Вертинский уехал в Москву.
КАРЬЕРА В ТЕАТРЕ И КИНО
Александр и сам мечтал о театральной и литературной карьере, грезил о славе и популярности. Он встретился с сестрой, поселился вместе с ней в квартире Бахрушева в Козицком переулке. Кумиром будущего певца в то время был Блок. Александр выступал в литературных, театральных кругах, был режиссером пьесы Блока «Балаганчик», писал статьи и рассказы, сценки и пародии на злобу дня.
У Александра уже был небольшой актерский опыт. В Москве его пригласили работать в Театр миниатюр на Тверской улице. Актерским коллективом руководила Мария Арцыбушева. Дебют на столичной сцене для Вертинского стал очень удачным, зрители встречали его шквалом восторга. Он стал участвовать в спектаклях, не забросив при этом литературную деятельность. В том же году успешный актер Театра миниатюр попытался поступить на службу в Московский художественный театр Станиславского.
Но здесь его ждала неудача, великому мастеру не понравилась особенность дикции Вертинского – нечеткое произношение звука «р». Это был большой удар по самолюбию актера, но вскоре молодого красавца пригласили сниматься в кино.
Вертинский с женой дочерями
Он сыграл в картине «Обрыв» небольшую роль, и был очень рад этому бесценному опыту. Кинематографическая карьера Вертинского была прервана Первой Мировой войной. Александр не желал оставаться в стороне от испытания, выпавшего на долю родины.
Он стал добровольцем-санитаром, почти год провел на фронте. После ранения молодой человек возвратился в столицу. Здесь его поджидала печальная весть, скончалась сестра, которая была для Вертинского большим другом, самым близким человеком на свете.
КАРЬЕРА ПЕВЦА
Возвратившись с фронта, Александр продолжил свою карьеру в кинематографе и в театре Арцыбушевой. Именно в то время он создал незабываемый образ Пьеро. Популярность Вертинского в этот период переходила все границы, его выступления всегда вызывали одобрение даже у самых строгих критиков. Его миниатюры, «Песенки Пьеро», романсы «Панихида хрустальная», «Желтый ангел», «Я сегодня смеюсь над собой», «Кокаинетка» вызывали бешеный восторг у слушателей.
Причиной такой популярности стала невероятная искренность автора. Вертинский исполнял романсы на темы, которые всегда интересовали и интересуют всех людей. В них он поднимал темы жизни и смерти, пел о безответной любви, духовном, культурном кризисе в обществе. Для композиций Вертинский использовал собственные стихи, произведения Блока, Северянина, Цветаевой.
У певца был собственный уникальный стиль, он исполнял свои произведения с легким грассированием. Вертинский использовал тексты, трогающие сердце, вкладывал в исполнение всю свою душу. Образ страдающего Пьеро многие исполнители взяли за эталон, пытались ему подражать, но ни один из них так и не смог приблизится к идеалу.
Откровенные тексты, которые Вертинский использовал для своих песен и романсов, подарили ему массу поклонников.
Вертинский в фильме "Анна на шее"
1917—1920 годы
Интересно, что 25 октября (7 ноября) 1917 года — в день начала Октябрьской революции — в Москве проходил бенефис Вертинского. В то время он сотрудничал с разными антрепренёрами и много гастролировал, причём с неизменным успехом. Был дружен с писателем Львом Никулиным, который написал для него слова к песням «Возвращенье» и «Ты уходишь в далёкие страны». Между тем, жизнь в Москве для Вертинского становилась всё труднее. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трёхсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для объяснений.
Текст романса
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой! …
И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги — это только ступени
В бесконечные пропасти — к недоступной Весне!
Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!» Но затем им заинтересовались и сотрудники Чрезвычайной комиссии. Вертинскому намекнули, что ему следует быть осторожнее. Постоянное внимание цензоров было весьма утомительным, возможно, именно оно подтолкнуло певца к эмиграции. Впрочем, сам Вертинский утверждал, что оставить родину его побудила страсть к путешествиям.
Жена и дочки Марианна и Анастасия
В конце 1917 года певец отправился в большой гастрольный тур. За два года он посетил множество городов, а затем, с греческим паспортом в кармане, уехал в Румынию, после отправился в Польшу. До 1943 года он жил во многих городах – в Париже, Берлине, Палестине, был в США, в Китае. Везде выступления знаменитого артиста собирали полные залы. На его концерты приходили не только русские эмигранты, но местные жители. Некоторое время певец жил в Шанхае, в 1943 году ему разрешили вернуться на родину. Четырнадцать последних лет исполнитель со своим семейством жил в Москве. Он много работал, снимался в фильмах, гастролировал по стране.
После войны Вертинский продолжил сниматься в кино. Режиссёры в основном эксплуатировали его характерную внешность и изысканные манеры; наиболее ярко, пожалуй, и то и другое он продемонстрировал в блестящей роли Князя в фильме 1954 года «Анна на шее».
За роль в фильме «Заговор обречённых» он и получил свою единственную советскую награду: Сталинскую премию. Была отмечена также его работа в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции. В 1956 году Вертинский писал жене свое впечатление о докладе Хрущёва: Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и 'друзей' и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в неё всё, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него 'авосечная', а ты — хоть сдохни — ему наплевать! Ты посмотри эту историю со Сталиным. Всё фальшиво, подло, неверно. На съезде Хрущёв сказал: «Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях». Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за «ошибки» всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первой супругой певца была Рахиль Потоцкая, красавица-еврейка. Он познакомился с ней в Польше, после замужества девушка сменила имя, стала Иреной Вертидис. Через семь лет брак распался.
Через 19 лет исполнитель увлекся юной Лидией Цигвавой. Он был старше своей избранницы на 34 года, родители девушки были против неравного брака. Но влюбленные настояли на своем. В их семье скоро появились девочки-погодки, Марианна и Анастасия. Обе они стали известными актрисами, поражающими зрителей своей невероятной красотой и талантом.
ПРИЧИНА СМЕРТИ
Певец скончался в мае 1957 года от острой сердечной недостаточности. За два часа перед смертью он еще пел перед зрителями.
Прах артиста погребен на Новодевичьем кладбище.
"Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем, я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта, человека без родины. Я много видел, многому научился. Может быть, у себя дома… я бы не дошел до такой остроты чувств, до такого понимания чужого горя, которые мне дали эти годы скитания"
Из книги Александра Вертинского «Дорогой длинною»
"Мадам, уже падают листья"
Танго "Магнолия"
"Я маленькая балерина"
"Доченьки"
"Кокаинетка"
"Над розовым морем"
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вертинский,_Александр_Николаевич
https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-vertinskiy
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |