-Метки

Вивальди Шуберт артисты артисты балета балет бах бетховен великие люди россии вероникины выступления гендель горный алтай дворцы духовная музыка женщины в мировой истории женщины в русской истории живопись животные здоровье знаменитые люди знаменитые музыканты золотое кольцо россии интересные мысли исторические места россии итальянские композиторы классическая музыка композиторы 19 века компьютер концерты кулинария лист мендельсон мир птиц мои фотографии московский кремль моцарт музеи музыкальные инструменты музыкальный словарь наша история опера парки певцы песни и романсы писатели поздравления поэзия прикладное искусство природа природа и музыка пушкин рахманинов рукоделие русские композиторы соборы и храмы советские композиторы танцы театры фильмы документальные фото городов хоры художественные фильмы чайковский швейцария шопен эпоха барокко эстрадные певцы юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина-Ник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 26757


6 июня исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

Среда, 05 Июня 2019 г. 05:49 + в цитатник

 Пушкин и Музыка



В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
«Пушкин—неисчерпаемый родник для русской музыки», — писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник... Вот перед кем могу стоять на коленях!»


s1200 (508x700, 118Kb)

Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен, фраза богата содержанием. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением. Произведения поэта отличает стройность, их язык звучен и гармоничен. В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» приводит стихотворение «Ночной зефир струит эфир» как пример лирического произведения, в котором почти стираются границы, отделяющие поэзию от музыки. «Что это такое? Волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный аккорд?.. Что это: поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, звучат гармонией и выражают разумную речь...»
Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно...» Пушкин — единственный из русских поэтов — писал стихи на определенную мелодию. Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».

С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

«Наперсница волшебной старины»

Русская песня для Пушкина была не только источником эстетического наслаждения, но и своего рода историческим документом. Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых — Петр Васильевич—был известным собирателем русской песни.
Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями.
Пой — в часы дорожной скуки
На дороге в тьме ночной;
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик!
Я молча, жадно
Буду слушать голос твои.
«В поле чистом серебрится»
Не только русские, но и восточные мелодии пленяли слух поэта. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. Всю жизнь любя «дикие напевы» цыган, Пушкин в Бессарабии даже присоединяется к табору и позднее в поэме «Цыганы» пишет, что
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы.
Поэт часто обращается в своем творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы» и так далее.

Не одна только народная музыка завоевывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно все современное ему музыкальное искусство—будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.

Уже в лицейские годы в домашнем театре графа В. Толстого поэт знакомится с модными в то время операми Е. Фомина и Д. Паизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыки Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.
Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея (1817) и до момента ссылки на юг (1820) богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.
В этот период театр — трагедия, комедия, опера, балет — занимает весьма значительное место в жизни Пушкина.

Балет Асафьева "Граф Нулин"



 

Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. 
Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском (теперь Большом) театре. В московских и петербургских театрах шли в то время оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фенелла» Обера.
Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига, Олениных, Шимановской, Керн, Жуковского. На музыкальных вечерах у Дельвига «он (Глинка.—Е. С.) часто услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением», — вспоминает А. Керн.
Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А, Верстовского, «Зимний вечер» М. Яковлева, «Погасло дневное светило» И. Геништы).

Романс "Зимний вечер"



Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки  открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина.
Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую.

Лирические сцены из оперы "Евгений Онегин" П.И. Чайковского



Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений. 
Только за послеоктябрьский период написано 600 романсов и хоров, до двадцати балетов, более десяти опер, музыка к спектаклям и кинофильмам. Эти цифры с годами растут, и мы можем смело сказать, что уже сейчас почти каждое лирическое произведение Пушкина воплощено в музыке. Среди советских композиторов можно назвать такие известные имена, как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Асафьев.
Этот небольшой очерк хочется завершить словами В. Г. Белинского: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».


Текст из статьи Е.Соловьевой: https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/pushkin_piano_vs.htm

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 20 пользователям

галина_любушкина   обратиться по имени Среда, 05 Июня 2019 г. 05:53 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Agnieszka75   обратиться по имени Среда, 05 Июня 2019 г. 08:58 (ссылка)
В его поэзии звучит музыка...Углубись в чтение, вообрази то, о чем поведало перо поэта - и услышишь...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Июня 2019 г. 10:34ссылка
Agnieszka75, читаю его стихи или прозу и они мне кажутся такими же прекрасными, как музыка. Благодарю за внимание!
lord_gold   обратиться по имени Среда, 05 Июня 2019 г. 11:48 (ссылка)
Говорят Пушкин был хулиганом
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 05 Июня 2019 г. 11:59ссылка
lord_gold, таким уж злостным хулиганом ОН не был, но..."Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины."
Мария Ганнибал.
Перейти к дневнику

Среда, 05 Июня 2019 г. 12:08ссылка
ну само собой, до уровня злодея он не доходил
Комментарий удален
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 10:44ссылка
Да, еще слышал, что он частенько пользовался услугами проституток.
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 11:20ссылка
lord_gold, зачем обсуждать его личную жизнь. Точно никто о ней не знает. Многим почему то хочется его опорочить, очернить его. Зачем? Он для нас гениальный поэт и писатель. И зачем ворошить его личную жизнь, зачем мусолить, может быть придуманные факты? Лучше бы читали его произведения и наслаждались эстетически.
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 11:23ссылка
А кто чернит? На гениев нужно смотреть точно так же как и на обычных людей, ведь ничто человеческое им не чуждо. Если бы я жил в его времена и был бы с ним знаком, мы бы каждый день с ним ходили опохмеляться к Есенину
Mjja   обратиться по имени Четверг, 06 Июня 2019 г. 13:16 (ссылка)
БлагоДарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
iRBIS17   обратиться по имени Четверг, 06 Июня 2019 г. 19:30 (ссылка)
Есть и такие как Ford - ему зачем Пушкин - душа горит ему бы опохмелиться!
Ответить С цитатой В цитатник
iRBIS17   обратиться по имени Четверг, 06 Июня 2019 г. 19:31 (ссылка)
Извиняюсь - он же лорд!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 20:55ссылка
iRBIS17, благодарю Вас за поддержку. Есть такие,"любители творчества".
nestor50   обратиться по имени Дуэль Четверг, 06 Июня 2019 г. 20:19 (ссылка)
Подвела африканская кровь. И среди друзей дуэлянтов не было. Манеру воведения мог подсказать Федор Толстой-Американец, но он был далеко. А вот Дантесу товарищи по полку наверняка подсказали - стрелять первым, не доходя до барьера. И пока наше светило в ярости шло к барьеру, Дантес опередил.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 20:56ссылка
nestor50, он не был подлым, поэтому и погиб. Невольник чести.
Tajamir   обратиться по имени С Днем Пушкина, Нина! Четверг, 06 Июня 2019 г. 22:35 (ссылка)
220 лет прошло... гений великого поэта на века.
Спасибо огромное, за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 22:43ссылка
Tajamir, по моему, Тая, про него забывать стали. Спасибо тебе за добрый отзыв.
Перейти к дневнику

Четверг, 06 Июня 2019 г. 23:12ссылка
У нас в Лиепае даже средняя школа есть им. А.С. Пушкина.
Творческая интеллигенция радует музыкальными подарками, в школах организуются разные театральные спектакли, конкурсы.
https://youtu.be/6EmFbRZOGyE
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Июня 2019 г. 21:01ссылка
Tajamir, да я сужу по Новостному листку. В Камелоте написали женщины, да я о Пушкине. Раньше много было постов о нем, а сейчас нет.
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Июня 2019 г. 22:29ссылка
Посты есть, на ЛиРу разве только ленивый не упомянул
Перейти к дневнику

Пятница, 07 Июня 2019 г. 23:20ссылка
Tajamir, Может и есть, да видимо в Новостной не попали. Ну ладно, это хорошо, что люди помнят.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку