-Метки

ЖЗЛ америка английский язык андрей попов анекдоты архитектура асадов в мире животных видео возраст война вторые блюда гомосексуализм города и страны гувх дети дизайн дима быков доброта и сострадание домоводство евреи израиль ближний восток еврейская тематика в русской литературе евтушенко женщина живопись животные забавно закат зима золотые россыпи цитат из жизни людей интервью интересно искусство история кино классика книги комментарии красиво кулинария лев борщер любимые книги любовный треугольник маяковский мир вокруг нас мое кино мои истории мои фотографии мудрые мысли мужчина и женщина музыка наука наум коржавин о боге о браке о верности о евреях о женщинах о жизни о любви оригинально осень остроумие отношения памятники пейзаж пирожки-порошки-перашки политика политкорректность природа психология разлука рецепты россия русский язык саша кладбисче сборник стихов свобода слова семейные отношения сказоч-ник скульптуры советы ссылки статьи стихи счастье сюрреализм талант тексты песен украина философия фотоискусство фразы в картинках цветаева цветы цитаты юлия вихарева юмор юрий рыбчинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ника_Туманова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 15229


Убить дракона.

Воскресенье, 20 Сентября 2015 г. 03:02 + в цитатник

 

 

 

 

Ника Т.:  Не знаю, как так получилось, что до вчерашнего дня я никогда раньше не видела этой картины Марка Захарова. Это упущение, конечно. Но, может быть, это и к лучшему, так как, на мой взгляд, время для ее просмотра сейчас очень подходящее . Хотя о чем это я! Фильм не только не устарел за эти годы (да-да, декорации и все такое... я знаю... но это для меня было второстепенным...), но получил сегодня второе (третье? пятое? сто десятое?) дыхание. Он вечно актуален. К счастью для фильма и к сожалению для нас, зрителей.

Тема, поднятая в картине, настолько современна, а точнее, она вообще вне времени, настолько сложна, важна, глубока, неоднозначна, что одним фильмом ее не раскроешь, конечно. Но спасибо его создателям и автору оригинала, Шварцу, за смелость и за попытку разбудить в нас нужные мысли.

Ниже привожу два понравившихся мне комментария и цитаты из фильма
.

 

 

irina15

Очень трудно убить Дракона.

Этот фильм можно смотреть, а можно просто слушать. Кажется, ни в одном фильме Захарова нет столько выразительных, метких фраз, наполненных юмором, символами, глубоким смыслом. Его можно цитировать весь, целиком.

Настоящая война всегда ничинается вдруг!
Да, вдруг. А не с завтрашнего дня и не с понедельника.

 — К Дракону можно привыкнуть?!
 — Можно…

Ведь Дракон навел порядок в городе и избавил его от цыган. А цыгане — страшные люди… Бродяжничество у них в крови и они не признают никакой власти! К тому же их песни лишены мужественности, а музыка раздражает всех. Неважно, что никто цыган давно в глаза не видел — так говорит Дракон. Этому учат в школе. Значит, так оно и есть! И в этом лучше не сомневаться. Ведь везде шныряют шпионы, они везде и всюду, любое неосторожное слово может стоить очень дорого… Безопаснее быть всем довольным. Ни о чём не думать, ни в чём не сомневаться. Как штатный учёный Фридрихсен, о котором Дракон говорит:

 — По молодости шалил, думал… Потом поумнел — соображать начал.
Умнее всех, конечно, бургомистр. Он попросту сошёл с ума. Так удобнее.


А нужна ли вообще свобода жителям этого города? Дракон, ненавидящий и презирающий людей, считает, что они свободы не достойны. Ланселот, готовый идти в бой ради освобождения их от рабства, считает, что люди просто не знают, что это такое — жить свободно, думать свободно, говорить свободно. Но получив свободу сразу поймут её ценность. И будут жить свободно.

Тем более, что в городе есть те, кому нужна свобода и кто готов помогать Ланселоту — это кузнецы (смелые люди, но всего боятся!). У них есть оружие — меч, который 300 лет никому не был нужен. Никто не решался вступить с драконом в смертельный поединок. Но одного меча и смелости недостаточно для победы над Драконом. Для этого ещё надо научиться летать, уметь подняться в небо, подняться над землёй, над собой… Дракон многолик, легко меняет личины и его трудно бывает узнать сразу. Он может принять любой облик, даже твой собственный. Или это ты сам, даже не заметив того, вдруг превратился в Дракона? Потому что этот Дракон на самом деле сидит в каждом из нас. А стоит только успокоится, поверить в то, что победив Дракона однажды, ты победил его навсегда, он найдёт в тебе слабое место и начнёт снова завоёвывать тебя. И нужно будет снова убивать этого Дракона.

 — Нашего Дракона может победить только он сам!

Если люди в душе остались рабами, они будут искать себе нового хозяина. Вместо одного Дракона возникнут сотни новых. Вместо свободы придёт анархия, когда можно бить окна, поджигать телеги, можно грабить и убивать, ведь в понимании раба — это и есть свобода : когда можно всё! У рабов свои представления о морали и свободе. Те, которые в них вырастил Дракон.

 — Вы будете слушаться или нет?
 — Не будем! Наверное…
 — А почему?
 — Потому что некого!

И тогда уставшие от разбоя и беспредела люди начинают мечтать о новом хозяине, который придёт и наведёт порядок. И всё равно, кто это будет. Будет ли это новый Дракон… Или это будет бывший бургомистр, ставший президентом вольного города. Согласно новой истории, это именно он победил Дракона, а не какой — то там Ланселот, которого и найти то не могут после поединка.

К тому же президент либерален, реабилитировал цыган, более того, гимном города стала «Цыганочка», под которую президент и выходит пообщаться с простым народом, по цыгански тряся плечами и позвякивая орденами, которыми он себя увешал сверху до низу. И целуясь со всеми взасос, как и положено по традиции. Ну, а если кто то не верит, что именно он победил Дракона, как например архивариус Шарлемань, то тут разговор короткий:

 — Получишь государственную…это, как его… вознаграждение. А сейчас или посмертно — решай сам.

Даже в вернувшемся в город Ланселоте видят не освободителя, а нового хозяина. И немудрено. Это уже не тот Ланселот, который вызвал Дракона на поединок. Тот всё время шутил, а этот разучился улыбаться. Тот любил людей, старался понять и оправдать их. А этот требует от них невозможного — мгновенно стать свободными, после стольких лет рабства, которое у них в крови. Он презирает людей за то, что за год свободной жизни они так и не стали свободными, не научились думать. И ради этих людишек он рисковал жизнью! Нет, он наведёт здесь порядок, он заставит их убить Дракона в себе и стать свободными! И только выплеснутый ему в лицо Эльзой стакан воды отрезвляет его. Да, это высокомерное презрение к ним и сделало Ланселота в их глазах новым Драконом. Новым хозяином, господином!

И уходя из города Ланселот вдруг видит Дракона, запускающего с детьми бумажного змея — маленького трёхглавого дракончика. Совсем не страшного. Пока… Теперь у Дракона новый облик — он добрый(с виду), такой заботливый… Он воспитатель. Он воспитывает из этих детей новых рабов для себя. А значит, всё надо начинать снова, и убивать Дракона в душах детей, где он не успел ещё угнездиться основательно. И тогда, может быть, они, или уже их дети, научатся убивать Дракона, ведь Ланселот учил их этому с детства. И они с детства учились жить свободными, думать свободно… Да, свободе надо учиться, её каждый должен завоевать и отстоять для себя сам. Её никто тебе не подарит. Никто не убьёт за тебя Дракона. Теперь Ланселот это знает. И будет учить этому детей… А значит есть надежда, что когда нибудь мир научится жить без Дракона.  

 

 

Фюльгья

 

Как я уже писала в одной из рецензий, пьесу Шварца перетрактовали безжалостно, почти садистски. И это хорошо. Как образец режиссерской полемики с автором оригинала «Убить дракона» — чистый эталон.

Взять эту же сцену с сыном бургомистра. Шварц, поставив проблему, заканчивает эпизод словами Ланселота: «Но почему ты оказался первым учеником, скотина?» — и сыну бургомистра ответить нечего. Ланселот выигрывает в этом раунде. В фильме же сын бургомистра, причем прямо и твердо, отвечает Ланселоту на этот вопрос: «Потому что нас так учили». Учили быть первыми учениками. Безвыходная ловушка. И Ланселот проигрывает. У него нет решения этой проблемы.

То есть, если брать произведение в общем, по Шварцу проблема решается так: придет хороший, смелый человек и все исправит. А по Захарову — нет, этого не хватит. Не хватит Ланселота, чтобы сделать из рабов системы свободных людей. Скорее, случится наоборот — хороший и смелый станет еще похуже, чем эти самые рабы системы. А что нужно тогда? Как решить проблему? Захаров не знает ответа. Никто пока что не знает.

Фильм очень сильный. При этом тяжелый и мрачный. Детям смотреть я бы не советовала, да и подросткам тоже, кроме самых развитых — вещь уровня романа Оруэлла «1984» по тяжести. 

 

 

****************************************************************

 


-- Граждане вольного города! Начинаем наш светлый праздник любви и согласия. 

 

— Ты не знаешь нашего дракона??… Все должны знать нашего дракона!
— Кто это Вам сказал?
— Наш дракон…

 

 

— Чего ж ты тогда не смотришь на меня, мил человек?
— Жду, когда влетит дракон.
— Я дракон…
— А как же три головы, крылья, огромный хвост…?
— А я сегодня попросту, без чинов.
— Наш господин дракон так давно живет среди людей, что сам стал похож на человека. И иногда заходит к нам, по-простому, по-человечески…
— Да, я люблю простых людей. Но простых.

 

 

— Что смотришь?
— Любуюсь.
— Молодец, чётко отвечаешь.

 

 

Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора. А рыцарь… Рыцарь всегда на распутье дорог.

 

 

— Папа всегда говорил: «Уничтожай архивы».

 

 

— Прошу слова!…
— Чего?!
— Господин дракон, не слушайте его, он шутит!
— Господин дракон, такое нельзя сказать всерьез!
— …слова…
— Зачем оно тебе? Чего ты с ним будешь делать?
— …ну все-таки, если нельзя протестовать, то хотя бы поспорить…
— Дискуссия у нас тут началась. Придется уничтожать все гнездо.

 

 

 

Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!

 

 

Лучший способ избавиться от дракона — это иметь своего собственного.

 

 

— Вы умирали?
— Три раза. И каждый раз меня пытались убить именно те, кого я спасал.

 

 

Люди! Сограждане! Общество! Видал, куда заносит?…

 

 

Рыцари ничего не делают потихонечку — они такие глупые. Они все делают открыто и честно. А это здесь никому не нравится, кроме Дракона. Конечно, ведь открытый человек — отличная мишень.

 

 

— Вы не скажете, что там наверху происходит: я в последнее время стал плохо видеть.
— Сегодня каждый сам за себя решает, что он видит.

 

 

Получишь это, как его, вознаграждение. А сейчас или посмертно — решай сам.

 

 

— А чего это он улыбается ?
— он думает тебя тоже посадили.

 

 


Что бы ни случилось у нас всё праздники, праздники, праздники!

 

 


Хотите подарить людям свободу? А что они с ней будут делать?

 

 


Я тоже, бывало, отца закладывал… Но — письменно! А вы сейчас глубже идёте, с разговорами! Эх, молодёжь у нас! Такая молодёжь!

 

 

— Не хочешь, папа, по-человечески?
— Не хочу, сынок. Я ещё не сошёл с ума. Вернее, сошёл, но не до такой степени.

 

 


В кои-то веки представилась возможность убить приличного человека, и на тебе! Даже оружие ему не смогли найти.

 

Бездушные твари. Сам кроил. Душу оставил только бургомистру, и то потому, что он душевнобольной. Для примера.

 

 

Немного о себе. Общая мозговая и физическая недостаточность, раздвоение личности, постоянный бред. Эротомания. Э, идите, девочки…

 

 

Бургомистр вольного города. Избираюсь 17-й раз, пожизненно.

 

 

У нас тут тоже был один. По молодости шалил, думал… Потом поумнел — начал соображать.

 

 

Вот дай им свободу, они передушат друг друга, перегрызут.

 

 

— Злые языки говорят, что дракон потерял голову.
— А вы что говорите?
— Мы говорим, что господин дракон освободил от военной службы одну свою голову по состоянию здоровья. Идя навстречу её же пожеланиям.
— А злые языки что?
— Они говорят, оставшиеся две хуже первой и скоро будут в заднице.

 


— Один попугай соглашается. Ты ему «Видел?», он говорит «Видел!». Ты ему «Ланцелота?», он говорит «Ланцелота!». Ты ему «Где?», а он
— А я всегда говорил, что попугаи у нас не приживутся.

 


— Не смотрите так — дело не во мне. Нас, молодых, так учили, понимаете? Нас… так учили…
— Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником?.. Скотина.

 

 

Да вы что? Вы что — вы уже год, как свободные люди! Вы же свободные люди!!

 

 

— Вот они, лучшие оружейники города. Смелые люди, но всего боятся.

 

 

Ну поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!

 

 

Он очень добр.
Что ж он такого доброго сделал?
Ну как Вам сказать? Он очень много сделал для нашего города.
При нем началось большое строительство. И он избавил нас от цыган. Я, правда, не видел ни одного цыгана в жизни, но помню, как сейчас помню, проходили в школе, что это страшные люди.
И потом, вот эта их музыка... она всех раздражает.
Вы ее слышали?

Я - нет, но рассказывают.

 

 

Мы еще не обсудили условия поединка.

Мы давно уже убиваем без всяких условий. Новое время - новое веяние.

 

 

Наши полководцы подробно разработали план прошедшего сражения(подходит к карте).
 

 

  •  
  • Рубрики:  интервью и комментарии
    цитаты
    природа
    кино
    Метки:  

     

    Добавить комментарий:
    Текст комментария: смайлики

    Проверка орфографии: (найти ошибки)

    Прикрепить картинку:

     Переводить URL в ссылку
     Подписаться на комментарии
     Подписать картинку