Цитата сообщения vissarion
АБРАКСАС
Абраксас (греч. Άβράξας) или (более ранняя форма) Абрасакс (греч. Άβρασάξ) – гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства.
Не существует единого мнения относительно значения и происхождения имени Абрасакс, но, несомненно, прообразом бога, носившего это имя,
был бог Солнца, и Абрасакс должен был представлять одну из ипостасей Творца мира.
Абраксаса изображали на античных геммах, амулетах, стелах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит меч или плеть, в другой – щит. Рядом с именем Абраксас (или вместо него) на амулетах с его изображением, можно видеть и другие имена (ΙΑΩ, ΣΑΒΑΩΘ, ΑΔΩΝΕΟΣ и др.), что говорит о их равноценности и взаимозаменяемости.
Едва ли не самое упоминаемое на геммах имя (наряду с именем Абраксас) – это IAW, солярное верховное божество финикийцев. Солярность Иао подтверждает и Макробий в «Сатурналиях», хотя Иао, в его изложении, это уже не верховное божество, а щедрое обильными урожаями осеннее солнце:
19. (…) оракулом Аполлона Кларосского солнцу дается также другое имя. В тех самых священных стихах оно называется среди прочего Яо (Ἰαω). Ведь Аполлон Кларосский, будучи спрошен, кто из богов должен считаться [тем], которого зовут Яо , так возвестил:
«Таинство знающим средство от боли скрыть повелело.
Есть же знанье невелико и слабый умишко.
Ты назначаешь бога Яо быть из всех самым крайним:
В зимнюю пору Аид есть, с весны же началом – тут Зевс,
Летом – Эелиос, осенью уж – Яо роскошный».
У гностиков Иао становится непостижимым богом тайны, согласно Иринею, заключающим в себе «семь небесных сфер» (Иао Гебдомаи, «Иао Седьмичник»).
Любопытно, что подобный эпитет («Седьмичник») был и у Аполлона в Афинах. Само слово ἑβδομαῖος означает «происходящий (или приходящийся) на седьмой день». Поскольку считалось, что Аполлон был рожден в седьмой день месяца (Ἑβδομαγενής), то соответственно ему был посвящен седьмой день каждого месяца (Ἑβδομᾱγέτης, «управитель седьмого дня»).
Если, с долей допущения, предположить тождество Иао и Аполлона, то следующим шагом будет установление тождества между Иао и Гором Бехдетским, поскольку греки между Гором и Аполлоном разницы не видели. Но более убедительным доводом можно считать египетские истоки "иконографии"
Абраксаса.
Судя по всему, образ Абраксаса – это видоизмененный образ Гора Бехдетского, который имел вид крылатого солнечного диска с двумя, как бы свисающими, уреями по краям. Петух символизирует возрождающееся солнце, меч и плеть – символы власти, змеи – "очи Ра" – Нехбет и Уаджит в образе уреев. Петух (gallus) – это метаморфоза иконографии древнеегипетского бога солнца Гора-Ра (от него – GALLUS, в египетской иероглифике «р» и «л» – равнозначны).
Возможный вариант прочтения имени Άβρασάξ – исполненный света. (ἁβρός – блистательный, σάξις – наполнение). Ниже на стелах (в верхней части) – изображение Гора Бехдетского, в виде крылатого солнечного диска с двумя уреями.
В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух – символ предвидения и бдительности, змеи – внутреннего чувства, интуиции и
озарения. Другие эманации этого божества – Ум, Слово, Мудрость, Сила.
Геммы с изображением Абраксаса находили в Индии, Азии, Египте, частью в Испании, куда они вместе с Василидовым учением были занесены присциллианами. В Средние века Абраксас принимается всеми магическими и алхимическими сектами, геммы с его именем имеют широкое распространение в качестве амулетов.
В системе Василида имя Абраксас имеет мистический смысл, поскольку его имя составлено из семи греческих букв (Θέων Ἑβδογραμματων), а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной.
Гностическая система привязывает 7 известных тогда планет (включая солнце и луну) к дням недели, и таким образом день недели соответствует одной из планет и духовной сущности этой планеты:
«Имена же славы тех, которые над Семью Небесами, суть таковы: первый – это Яот (Ιαωθ), Львинолицый; второй – это Элоай (Ελοαιος), Ослинолицый; третий – это Астафай (Αθταφαιος), Гиенолицый; четвертый – это Яо (Ιαω), 3меинолицый и Семиглавый; пятый – это Адонай (Αδωναιως), Драконолицый; шестой – это Адони (Αδωνι), Обезьянолицый; седьмой – это Саббатай (Σαββαταιος), Пламеннолицый. Такова есть седмица недели».
Сумма числовых значений букв, составляющих имя Άβράξας (Α = 1, Β = 2, Ρ = 100, Α = 1, Σ = 200, Α = 1, Ξ = 60), дает 365 – число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»).