-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталия_Кравченко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.07.2011
Записей: 745
Комментариев: 1384
Написано: 2390


Из дневника перестроечных лет. Часть пятая.

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 19:31 + в цитатник

Начало здесь

4514961_zastavka_v_Liry (520x515, 61Kb)

 

 

Праздник, который всегда со мной

 

На заводе идёт повальное сокращение — оставят всего 30%. Поэтому Давид мёртвой хваткой вцепился в это кооперативное дело. Но здесь всё пока ещё вилами на воде. С одной стороны, всё вроде идёт успешно, уже недели через две будет готов макет. Давид нашёл очень хорошего художника — он сделал красочную обложку и иллюстрации к «Охотникам за скальпами». Наняли двух машинисток, двух корректоров, переводчицу — дело закипело, книжки должны пойти косяком.
Подхлёстывает страх, что нас могут опередить: в Саратове семь издательств, одно из них, как выяснилось, тоже издаёт Майн Рида, слава богу, хоть другие романы, а с «Тварью» нас-таки опередили, получилось, мы её зря редактировали.

 

4514961_Tvar (250x402, 104Kb)

 

Мы теперь стали умнее — внедрили в конкурентные фирмы своих людей, и они выведывают для нас необходимую информацию, что у них и когда выходит. Но главная сложность не в этом.
В последнее время так поднялись цены на бумагу и полиграфические услуги, что издавать стало просто невыгодно. Львиная доля прибыли приходится на поставщика материала, полиграфистов и распространителей, издателю практически ничего не остаётся. Давид уже потратил четыре тысячи на оплату работникам, и нужно отдать ещё три, кооператор ему даёт, не глядя, говорит, что «верит как себе», а мы с ужасом думаем, что вот выйдет первая книга, а прибыли, на которую он рассчитывает, - не будет, и что тогда?!
Но Дольского мы всё равно издадим, это для нас вопрос чести и любви.

 

4514961_vopros_chesti_i_lubvi (400x396, 53Kb)

 

Странно сейчас вспоминать, но когда я его увидела в первый раз по ТВ, он мне совсем не понравился. Он пел что-то джазовое, и я тогда ещё подумала: какой-то неизвестный — и такой самоуверенный.

 

4514961_chtoto_djazovoe (337x461, 26Kb)

 

А потом мы с Давидом однажды случайно натолкнулись на его песню «Ладони на глазах» - и были одновременно потрясены. Это была сама поэзия. С тех пор мы уже его не пропускали.

 



 

 

Помню, когда он был у нас, он оставил свои цветы, подаренные ему на концерте, их было так много, вся квартира была в цветах, они целую неделю стояли и напоминали о нём.

 

4514961_cveti_k_Dolskomy (700x525, 302Kb)
 

 

Вот с того времени я им и болею. Но это так прекрасно, что совсем не хочется от этого избавляться.

 

4514961_104775781_4514961_a_rozi_zavyali (328x519, 38Kb)

 

У меня теперь столько богатства — его плёнки, диски, стихи, афиши — и я как скупой рыцарь над всем этим. Такое счастье их читать, слушать, проникать в суть.

 

Волшебный мёд таится в жизни сотах.
Сбирать, вбирать, покуда не умру...
Я только лишь вместилище чего-то,
чему названье и не подберу.

 

В тайгу души я отправляюсь в ссылку,
в её глубины, недра, глухомань.
Любви моей предтеча, предпосылка
проглянет сквозь мистический туман.

 

Сирень счастливо оживает в банке.
Луна нарядно обретает вид.
У изголовья тихо брезжит ангел.
Он где-то рядом, около любви.

 

Что со мной творится, когда я слушаю эти песни! Ещё только первые аккорды — а уже всё в тебе на них отзывается. Хочется плакать и целовать его голос. Это такая сокровенная радость.
Потом наступают будни, текучка, всё это отступает, но, когда что-нибудь не так, вновь приходит на выручку: «... что-то такое хорошее-хорошее было... Ах, да!» И Это всегда перевешивает. Что это, как это называется — не знаю, и не всё ли равно. Это как праздник, который всегда со мной.

 

4514961_Eto_kak_prazdnik_kotorii (455x700, 175Kb)


Этот праздник нигде не отмечен,
но всегда и повсюду со мной.
Призрак счастья прозрачен и вечен,
и звенит мне гитарной струной.

 

Звёзды счастья в сиреневой влаге
опадают легко на ладонь.
И пылают в душе моей флаги,
и мерцает в сосуде огонь.

 

Я люблю Ваше вольное имя,
алой долькой манящее вдаль.
Сигаретною струйкою дыма
белоночная тает печаль.

 

О счастливое это проклятье
подступающих звуков в тиши...
Распростёртое, словно объятье,
близорукое небо души.

 

Пусть и с ним всегда будет этот самый главный праздник — праздник души, который он так щедро дарит мне и всем, кто умеет слышать.

 

4514961_foto_dlya_JJ__kopiya (606x700, 223Kb)

 

 

Разлагаем коллектив

 

У нас сейчас страшная жара, 30 %. На пляже активизировались нудисты — это что-то новое в нашем городе. Может быть, причина в том, что купальники сейчас на базаре по 600 рублей?
По мосту идут девушки без всего. Случаются автомобильные пробки.

 

4514961_slychautsya_probki (600x379, 41Kb)

саратовский мост через Волгу

 

 

С понедельника — в отпуск. Какое счастье!
У нас жуткая тропическая жара, 40% в тени. Мы взяли путёвки на какую-то кооперативную турбазу, 700 рублей на двоих на две недели, это там же, где была наша, затопленная, на Сазанке. Нас не будет с 6-го по 19-ое, потом будем дома, с 1 августа на работу.

 

4514961_s_1_avgysta_na_raboty (700x439, 43Kb)

 

Отдыхали прекрасно, как никогда. Правда, у нас каждый раз проблема: не хотят селить вместе, нет штампа, но взятки сделали своё дело, и нам дали шикарный номер с балконом на северную сторону, где мы в самую жару наслаждались прохладой в тени деревьев и пили чай-кофе в креслах на балконе.
Удивительно, мы уже сто лет живём, как самые добропорядочные мещане, уже психология давно сменилась, но стоит куда-нибудь приехать — и нас воспринимают как безнравственных любовников, всякие шу-шу за спиной.

 

4514961_shyshy_za_spinoi (700x488, 276Kb)

 

А расписаться мы не можем, ибо вместе работаем — тогда кому-то из нас придётся уйти. Такие у нас законы. С прежней работы мы были вынуждены уйти из-за этого. У нас там был жуткий коллектив — постоянные склоки, грызня, кляузы — это всё считается в порядке вещей, это нормально. Но если, не дай бог, люди любят друг друга — вот этого уже нельзя, - "разлагаешь коллектив". И теперь на новой работе мы уже пятый год ломаем комедию: зовём друг друга по имени-отчеству, всё строго официально, но сплетни всё равно ходят. Я себя чувствую порой каким-то Штирлицем, но так даже интереснее.
Мы взяли с собой на базу кучу книг для редактирования, подготовили для издания несколько штук. Эротические детективы мы передумали издавать — уж больно дешёвка. Хочется всё-таки держать марку нашего издательства. Но хочется и заработать. Мы решили издать неопубликованные вещи Дюма («Последний платёж») и Майн Рида («Охотники за скальпами») - это что-то вроде золотой середины. Правда, переводы страшно корявые, пришлось над ними изрядно попотеть. Давид почти всего Дюма переписал. Там от Дюма уже мало что осталось.

 

4514961_vsego_Duma_perepisal (451x700, 183Kb)

 

Ещё хотим издать «Любовь вождей» Ю. Нагибина, «Тюремные записки» Оскара Уайльда. Тут важно сочетание имени (для элиты) и броского названия, чуть-чуть с конъюнктуринкой, чтобы клюнули остальные.

 

 

Александр Александрович Дольский

 

Дорогой Александр Александрович...Александр Александрович Дольский... Если вслушаться в звучание, по ритму это поэтическая строка. Дольник. С фамилией перекликается. Опять же зовут его, как Блока. Словно самой судьбой он обречён на поэзию.

 

4514961_obrechyon_na_poeziu (693x700, 328Kb)

 

Дорогой Александр Александрович! Вы — самый дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и я люблю Вас так, как поэзия может и должна быть любима — так вольно, прирождённо, непомерно! Ваши стихи — как воплощение всего, что человек имеет на сердце и хочет высказать, в них открывается столько родного и великого, что слёзы текут из глаз.
Когда я Вас слышу по телефону или вижу по телевизору, я Вам так радуюсь, как Дендик, когда нас встречает. Беспричинно, как солнышку в окне, просто потому, что Вы, что Ваш голос.

 

4514961_scan_33_2_ (528x700, 253Kb)

 

И Ваше бессмертие не только в детях и песнях, но и в этом немножко тоже. Ведь сказать «люблю» - это всё равно что сказать: «ты не умрёшь никогда». (Это не я, это Габриэль Марсель сказал).
Поздним вечером я выхожу на балкон на две-три минуты, якобы подышать свежим воздухом, но это не так — мне необходим этот глоток ночного неба, потому что через него я как будто общаюсь с Вами.

 

4514961_obshaus_s_vami (190x237, 40Kb)

 

И в ответ мне слышится — в свежести ветра, шелесте листвы — какое-то ответное движение души, некое Божье благословение. Экстрасенсы называют это «связью с космосом», но для меня и Космос, и Бог, и Поэзия, и Музыка, всё святое и вечное — это Вы.

 

4514961_svyatoe_i_vechnoe_eto_vi (700x539, 22Kb)

 

Но Вы — человек из плоти и крови со своими недостатками и слабостями, подверженный, как все, неприятностям и болезням, и мне всегда тревожно за Вас и обидно, что я ничем не могу Вам помочь, что я никто в Вашей жизни.
Мне сейчас попалась на глаза «Охранная грамота» Пастернака и подумалось: пусть бы все мои письма и стихи стали Вашими охранными грамотами, хранили бы от всех бед и печалей.

 

4514961_ot_vseh_bed_i_pechalei (200x294, 25Kb)


А если у Вас что-нибудь не так — не обращайте вниманья, маэстро, не убирайте ладоней со лба. Всё пройдёт и будет мило.
Хочется верить, что хоть у Вас всё хорошо. Вы так этого стоите. Но если нет — пожалуйста, не сдавайтесь, не поддавайтесь обстоятельствам, не изменяйтесь, будьте всегда таким — нашей радостью и совестью.
Когда я Вас слышу по радио — становится светлее, как будто по душе кто погладил. Вы для меня — больше чем Вы, Вы — то, без чего не может быть Поэзии, Музыки, Мечты, Сказки, тот противовес пошлости, в которую всё глубже погружается наша жизнь. А Вы — соломинка, и пока я за неё держусь — не всё потеряно.

 

Неграмотно, неопытно живу.
Не впрок уму укор из поднебесья.
Я руки простираю в синеву
и пробавляюсь вместо хлеба песней.

 

Душе сподручней в облаках витать,
а на земле — не важно, как придётся,
ни думать не желая, ни гадать,
во что мне эта роскошь обойдётся.

 

Над кровлей полнокровная луна
омыла всё, что полночь очернила.
В душе моей покой и тишина.
Простите, что Вам нежность причинила.

 

4514961_nejnost (521x700, 200Kb)

 

 

Люди-звери

 

Странно, но этот разговор, который я постоянно мысленно с Вами веду, - почти не односторонний. Мне кажется, я знаю, чувствую, что бы Вы мне ответили, как бы отнеслись к тому или другому, я словно смотрю на всё Вашими глазами, немного с Вами вместе.
Порой себя одёргиваю — что это я, с такой чепухой — к такому человеку! Какое Вам до всего этого дело...
Но я интуитивно чувствую, что Вам не чуждо всё моё, что Вы тоже, например, любите животных. Я обожаю Вашу песню «Охота», просто до слёз благодарна Вам за неё. Мне она в сто раз милее и дороже, чем, скажем, «Охота» Высоцкого («любим мы кабанье мясо в карбонате»), дороже за Ваш взгляд на охоту, отличный от традиционного, за то, что совсем другие чувства она в Вас будит, за взгляд на животных как на детей («и в ужасе дети по полю бегут, в них целится пьяная рота», «и заяц... кричит, как ребёнок, от боли»). И дальше — такое гениальное прозрение: «с прогресса ползёт позолота». Я плачу, когда слышу её.
Почему Вы не поёте эту песню на концертах? Её никто не знает. А это великая песня. Если бы вы только её одну написали — уже остались бы в истории.

 



 

 

4514961_posle_pesni_ohota (588x400, 50Kb)
 

 

4514961_zayac (523x292, 54Kb)

 

 

У нас сейчас вечер. Я пишу лекцию о Бальмонте, Давид читает рукопись Дольского, Горбачёв что-то говорит с выключенным звуком. Денди наблюдает за рыбками.
Любопытно: когда мы садимся смотреть ТВ, Денди усаживается рядом на диван, но смотрит не в телевизор — он к нему равнодушен, - а в аквариум с рыбками. Это у него как бы свой телевизор.

 

4514961_svoi_televizor (300x200, 11Kb)

 

Сейчас я вас рассмешу: у Денди вчера было соитие. В связи с всеобщим переходом к рынку он у нас тоже перешёл на хозрасчёт и теперь вполне окупает расходы на свою кормёжку, стрижку и пр. Ведь от каждой вязки нам положено по одному щенку, а они теперь — по 200-300 рублей. Я завела на него алфавитную книжечку, куда вписываю имена, адреса и телефоны всех его подруг. Она у меня так и называется: «Невесты Денди». Вчера была девятнадцатая.

 

4514961_devyatnadcataya (345x448, 24Kb)

 

Мы предварительно созвонились с хозяином, я подготовила Денди: помыла, причесала, распушила — сидим, ждём. Приезжает «невеста» - родовитая, на последней модели «Жигулей». Но, к сожалению, мы немного не рассчитали: она оказалась раза в три больше Денди, он — карликовый пудель, а она — королевский. И вдобавок с крутым характером.
Денди, правда, это не смутило, он прямо с порога стал «ухаживать». Но пока я хвалилась хозяину его документами: дипломами, родословной, медалями, Денди обмишурился: упал с «невесты», ему стало плохо, стошнило прямо на неё. Любовь не состоялась.
Денди очень переживал: лежал ничком, уткнувшись в лапы. Я ему в утешение испекла колбасный тортик.

 

4514961_ochen_perejival (362x217, 29Kb)


Дендик

 

За кусочек лакомый
всю учёность выкажет.
Носик чёрный, лаковый, -
чует, да не выскажет.

 

Царь в своей обители,
спит, уткнувшись в тапочек.
Вы таких не видели
бархатистых лапочек!

 

Ушки долгогривые,
хвостик как у зайчика.
Не найти игривее
и красивей мальчика.

 

4514961_i_igrivei_malchika (462x700, 189Kb)

 


Жизни мышья суетня

 

Дела наши плохи. Книжки скорей всего не выйдут, во всяком случае — в обозримом будущем. Они лежат в типографии, уже набранные, но бумагу, предназначенную (обещанную) для них, «друг» кооператора, как выяснилось, использовал на издание своих книжек. А кооператору продолжает вешать лапшу на уши. Тот ему верит, а что ему остаётся, своих-то материалов у него нет. У них там свои дела, коттеджи вместе строят и продают, дачи у них рядом, пьют вместе. Так что общий язык найдут всегда. А вот мы крупно пострадали. Нам он не заплатил ни копейки и уже, видимо, не заплатит. «Я, - говорит  Давиду, - не просил тебя столько книг готовить, слишком, мол, размахнулся».
Давид никак не может с этим смириться и периодически ходит туда «разбираться» на повышенных тонах, но безрезультатно. Впредь будет ему наука: нельзя никому верить в коммерческих структурах.
Две наши книжки — Майн Рид и Дюма — всё ещё лежат в типографиях. Оттуда нам периодически звонят и ругаются — где бумага? - кооператор дал всего 6 тонн на первый завод, а дальше нету. Давид до сих пор из своего кармана расплачивается с машинистками. Я знаю, что уже не один взыскивал с него по суду, а ведь у нас нет ни договора, ни мало-мальского документа. Но Давид говорит, что у нас нет другого выхода, а тут хоть какая-то надежда: а вдруг заплатит. Он достал ему бумагу с огромным трудом, дешевле, чем на бирже, но тот не хочет за неё платить, просит найти спонсора, под проценты. Давид нашёл миллионера, он хочет 40%, а тот жмётся — нет, 20. Вот они спорят сейчас. За это время, что идёт проволочка, и Майн Рида, и Дюма нашего «неопубликованного» давно издали, и Давидовы идеи насчёт «тайн» тоже кто-то уже осуществил.
Такие наши дела, фиговые. В отпуск не идём, незачем. Отдых на Волге нам не грозит, путёвки на турбазу на две недели нам бы обошлись в 5 тысяч, а где их взять.
На Сазанку ездить — 10 рублей в один конец, а на двоих и в оба — это 40 рублей в день, накладно. Остаётся одна дорога — на пляж. Туда можно по мосту пешочком.

 

4514961_po_mosty_peshochkom (700x483, 95Kb)

 

Но и там всего уголок остался, большую часть купили финны, а середину оккупировали нудисты. «Некуда пойти человеку, - как говорил Мармеладов.  - И отсюда — питейное».

 

4514961_Marmeladov (397x590, 54Kb)

 

Давид целыми днями носится по городу в поисках дешёвых книжек — он знает все точки — и перепродаёт их в один кооператив, он там на должности «литконсультанта», на этом имеем 1,5 тысячи. На это и живём. Я изощряюсь в экономии. Но наше издательское дело, кажется, сдвинулось с мёртвой точки — в районе сентября-октября должны выйти наши злополучные две книги: Майн Рид и Дюма. Если всё это рассказывать — будет целая эпопея. Скажу только итог: Давид ушёл от того кооператора, через одну знакомую взял кредит в банке, сам приобрёл все необходимые материалы. Если б была ещё своя лицензия, мы бы вообще не зависели ни от кого. После всех выплат (проценты в банке, типографии, оптовым распространителям и т. д.), по нашим расчётам у нас должно остаться где-то 100-120 тысяч. Как-нибудь бы до этого времени доскрипеть. Я всё планирую, на что потрачу деньжищи, но Давид рушит мои планы, говоря, что «пустит их в дело». Живём надеждами. Может быть, у нас ещё и будет своя фирма.
Такие вот дела. «Жизни мышья суетня».

 


«Наши истины — цветные миражи»

 

Получили вёрстку Майн Рида. Давид её спешно вычитывает. Скоро, скоро мы разбогатеем.
Наш кооператор как-то заказал вагон бумаги, заплатил 350 тысяч, но бумага оказалась негодная, обёрточная, поставщик обещал заменить на хорошую, когда будет. И вот уже два месяца — ни бумаги, ни поставщика. У кооператора даже координатов его нет. Гавкнулись денежки. Но для него это — как сейчас говорят, - «не деньги».
Давид с головой ушёл в издательство. А мне, если честно, так это всё надоело. «Наши истины — цветные миражи», как поёт Дольский. Очень люблю его «Пилигримов». Только раньше я любила их слушать, чтобы отрешиться от будней, а теперь это всё труднее. «И нехватка сострадания и денег, и всегда ещё, ещё чего-нибудь». Как эпиграф ко всей нашей жизни.

 

4514961_kak_epigraf_ko_vsei_nashei_jizni (699x657, 73Kb)

 

Целыми днями редактируем книги. Какая же это адская работа! Особенно вёрстка. Мы её вычитываем обычно дважды — Давид необыкновенно въедлив. Другие издают, не глядя, ошибка на ошибке, лишь бы деньги, а он прямо истязает меня (и себя, конечно) этим редактированием. Чтобы всё у него было отшлифовано.
 Вёрстку дают на два-три дня, надо вычитать в день до 200 страниц, причём в местах ошибок ставить специальные типографские знаки, а я их постоянно забываю и путаю. Мы читаем порознь два экземпляра, потом сверяем, спорим, ныряем в словари. Так у нас прошли все рождественские праздники, все последние выходные. Сидели, не разгибаясь. Болят глаза, спины. Дом запущен, ужас. Ёлка до сих пор стоит.
 В конце января должны выйти наши две книги: «Последний платёж» Дюма и «Охотники за скальпами» Майн Рида. В каждой — по два романа, около 500 страниц. К Дюма Давид написал большую статью, мне очень понравилось.

 

 

Несклоняемая «мадемуазель»

 

Недавно был такой инцидент: Давид приходит в издательство, а главный редактор там ему заявляет: «У вас масса ошибок в книге». Давид говорит: «Это исключено. Назовите хоть одну». Она ему: Ну вот хотя бы, вы пишете: «мадемуазели», а оно не склоняется». Но мы с Давидом специально смотрели у Бархударова, Ожегова — склоняется. В отличие от «мадам». Она немного смутилась, но отослала его к техническому редактору. Давид на неё: «Какие ошибки?» Оказалось, всё та же злосчастная «мадемуазель». - «Вот и корректор Вам скажет». Давид заставил их открыть словарь и «умыл» вместе с корректором. Больше ошибок они назвать не могли.
На другой день Давид приходит туда, и уже в другом отделе совсем другие люди ему говорят: «Говорят, у вас уйма ошибок в книге. «Мадемуазель» не знаете, как пишется». Давид буквально взорвался, наговорил им всякого, но сделать ничего не мог, ведь не будешь объяснять каждому, а слух уже пошёл.
Думаете, зачем им это было надо? Хотели дать подзаработать своему корректору — навесить «лапшу», что якобы много ошибок и она их в поте лица исправляла, посему, мол, платите, но не на тех напали. Мы всегда сами корректируем — и из экономии, и надёжнее в смысле грамотности.
Издаём в основном литературу приключенческую, историческую: неизданного Дюма, Майна Рида, «Марианну», «Анжелику», «Тайны Мадридского двора», Борна и т. д.
Моя книга — это был Давидов подарок мне. Мы её издали с нашей первой прибыли. У меня была дилемма: шуба или стихи. Я выбрала книгу.

 

4514961_1 (295x406, 105Kb)

 

Она тем не менее победила в областном конкурсе поэзии 1993 года и ТВ делало о ней передачу. Вот небольшой её фрагмент:

 



 

 

 

«Приговорённый» к любви

 

Вчера смотрели по ТВ фильм «Приговорённый», и вдруг за кадром — голос Дольского. Как он спел эту песню Алешковского — так органично, артистично, блеск! Мы с Давидом были в восторге. Правда, небольшой диссонанс с общим настроем картины — довольно трагичным и мрачным, как потом выяснилось, а песня такая искромётно-лихая, залихватски-приблатнённая, и ожидалось увидеть после неё что-то аналогичное. Но это уж не Дольского вина.
Я почему-то решила, что он будет играть в этом фильме, какого-нибудь блатаря, зэка, и в предвкушении этого, ликуя и трепеща, ждала с нетерпением его появления на экране, сопровождая каждый смутный силуэт на дальнем плане или закадровую реплику ликующими криками: «Это он!»

 

4514961_eto_on (640x360, 17Kb)

 

Но то опять был не он. Давид стал надо мной издеваться, изображая, как я откликаюсь на каждого кашлянувшего или сморкнувшегося за кадром персонажа восклицаниями: «Это он! Я узнаю его!» Я, не стерпев такого надругательства над святыми чувствами, набросилась на него с кулаками, а Денди, как всегда, начал нас разнимать — оттаскивать зубами.
Особо о Денди: он пёс суровый, но справедливый, и никогда никому из нас не даст поднять на другого руку, причём даже если с целью обнять или поцеловать, или просто воротник поправить — он таких нюансов не различает, и на поднятые на другого руки реагирует мгновенно — с бешеным лаем кидается на «обидчика» (в его понимании) и оттаскивает от «потерпевшего».

 

4514961_ot_peterpevshego (351x384, 75Kb)

 

Вообще он взял такую власть в доме, что хочется называть его по имени-отчеству — Денди Тимурович (так звали его отца - Тимур) или, как теперь принято, господин Денди. Если учесть, что и зарабатывает он на своих щенках сейчас больше нас — можно сказать, наш кормилец.

 

 

«Сбылись мечты идиота»

 

В одном из последних номеров «Книжного обозрения» заметка о нашем романе «Последний платёж», где он весьма расхвален (что приятно), но утверждается, что он впервые (!) издан госпредприятием «Слово» (?!), в смысле — только что,  совершенно не упоминается, что первыми-то издали его мы уже как полгода! Что возмутительно.
К тому же наше издание лучше: у нас два романа под твёрдой обложкой, а у них один под мягкой. Но бог с ними, мы за славой не гонимся. Кстати, на страницах «КО» как-то была статья одного дюмаведа, который доказывал, что «Последний платёж» - мистификация. И мы с Давидом были в ужасе. Но в этом номере неопровержимо утверждается, что нет, это всё-таки не кто иной, как Дюма, и мы вздохнули с облегчением.
А вообще-то на мой вкус, роман — дрянь, мне там только Давидова статья нравится.


У нас всё хорошо, сокращения пока избежали, не знаю, что будет после Нового года, книжки понемножку выходят. В декабре выйдет Майн Рид, в январе — Дюма, сдали в набор Спиллейна. Книги в твёрдом переплёте, с фольгой, с иллюстрациями.

 

4514961_s_folgoi_s_illustraciyami (472x700, 329Kb)

 

Сбылись мечты идиота: я держу в руках сигнальный экземпляр нашей многострадальной книги. Сейчас я её опишу: на тёмно-синем фоне (часть тиража — на чёрном) белой краской вверху крупно: «АЛЕКСАНДР ДЮМА», пониже изображён красно-белый рыцарский щит средневековый, а пониже ярко-голубой: «Робин Гуд — принц отверженных. Последний платёж». Всё это — в рамке из золотой фольги, корешок: на голубом — тиснение золотом: «А. Дюма». Бумвинил, золотая фольга, бумага офсетная, всё высшего качества. И всё это заслуга Давида!

 

4514961_3 (441x700, 332Kb)

 

Внешний вид напоминает серию «Библиотечки приключений». Единственно — иллюстрации нам не очень нравятся (чёрно-белая графика). Зато форзац очень хорош: голубой краской — старинный родовой замок, это сразу вводит в атмосферу. Боже, как мы рады! Никак не налюбуемся на своё детище. Здесь же послесловие Давида — довольно большое, мне оно очень нравится. А в титрах и я тоже фигурирую — младший редактор.
У нас в Саратове так ещё никто не издавал. Не подумайте, что я не объективна: когда Давид показал её в самом нашем престижном и богатом издательстве — там ахнули. И уже закупили заранее чуть не весь тираж. Проблем с распространением не будет.
А скоро наши книги увидят Гамбург

 

4514961_Gambyrg_eshyo (700x537, 76Kb)

 

и Бостон.

 

4514961_Boston_eshyo (640x480, 194Kb)

 

Не подумайте, что я с ума сошла на радостях, сейчас объясню. Один знакомый парень едет в Гамбург на морскую ярмарку, везёт туда макеты парусников, они очень дорогие — от трёх до пяти тысяч долларов (кстати, один из этих парусников заказал Руцкой в подарок для Буша. Он будет его поздравлять с 200-летием открытия Америки и подарит ему макет парусника Санта-Мария, на котором Колумб её открывал).

 

4514961_maket_parysnika (700x525, 67Kb)

 

У них там закуплено место на ярмарке. Но продавать там можно лишь то, что имеет отношение к морю. В этом плане с Дюма нам повезло: ведь «Последний платёж» - это продолжение романа о Монте-Кристо, как сказано в аннотации, а Монте-Кристо — это остров в океане.

 

4514961_0003006OstrovgrafaMonteKristo (700x499, 59Kb)

 

Он взял у нас три книги, обещал продать за марки, а если повезёт, может, кто закажет и больше. Всё-таки эти романы ещё не издавались в России. А тут ещё подвернулся случай: у Давида родственник живёт в Бостоне, но частенько приезжает в Москву, закупает здесь картины и перепродаёт их там. Одна родственница из Саратова едет к нему по вызову на месяц. Давид даёт ей несколько книг для продажи там. А если понравится — может, и там кто-нибудь закажет побольше.
Вот такие у нас наполеоновские планы.

 

4514961_scan_12 (700x470, 251Kb)

 

 

Мысленные письма

 

По радио сейчас пел Окуджава. О «музыканте, соорудившем из души моей костёр».

 

4514961_kostyor (326x375, 21Kb)

 

Я очень люблю эту песню, потому что она о нём. В ней сформулировано то, что я столько раз путанно пыталась ему  и себе объяснить.

 

Счастлив дом, где звуки скрипки
наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды...
Остальное — как нибудь.

 

4514961_ostalnoe_kaknibyd (382x541, 42Kb)

 

Пойду доживать свою жизнь. Как писал Блок в дневнике, "и в жизни, и в стихах — корень один. Он — в стихах. А жизнь — это просто кое-как".

 

Из мысленного письма  Дольскому

 

Вы позвонили, и я вспомнила фразу: «Одному счастье постучало в дверь, а другому только позвонило по телефону». Вы — моё телефонное счастье. Телефонно-телевизионно-магнитофонное. Что бы я делала без благ цивилизации!

 

4514961_telefonnoe_schaste (600x396, 54Kb)

 

Вчера Надя* (жена Дольского) мне сказала, что Вы ушли с детьми гулять. И у меня сразу в голове видеоряд: «Мимо Спаса, мимо Думы я бреду путём знакомым...»

 

4514961_mimo_Spasa (600x422, 134Kb)

 

Вспомнила Ваших мальчишек. Они Вас так слушаются — что значит сила авторитета! Когда мы у вас были (никогда не забуду эту дату - 5 и 6 июня 1990-го, за день до Вашего дня рождения), младший Петька прибежал весь в слезах: «Я не могу доверять детям» - где-то ведь эту фразу  у взрослых подслушал, это было так смешно, что я запомнила. Что-то у него с братьями произошло, какая-то обида. Потом пришёл старший, Саша, и Вы ему сказали: «Приласкай брата», что он, ко всеобщей шумной радости и сделал. Так слушаются, когда не просто любят — обожают. Боятся огорчить.

 

4514961_boyatsya_ogorchit (400x394, 36Kb)

 

Если мы разбогатеем, то обязательно приедем к вам в гости с кучей подарков. Как это у Вас в песне? - «Знаю я, что Вам необходимо, мне не надо долго вспоминать...» Краски, кисти, книги и много-много всего вкусного, да?

 

4514961_scan_4 (700x433, 259Kb)

 


До свиданья, моё письменное счастье. Если есть на свете Бог, пусть он всегда будет с Вами, как всегда с Вами мои мысли.

 

 

Музыка дождя

 

Опять Дольский своим концертом растравил душу. Голова кружится от его музыки и стихов.
Его игра божественна, все барды какие-то топорные по сравнению с ним, да его и сравнить ни с кем нельзя просто. У них всех музыка — главным образом фон для стихов, а у него это — самостоятельное чудо.

 

4514961_samostoyatelnoe_chydo (290x245, 25Kb)

 

Как я люблю его песни! Его неповторимые гитарные переборы, узнаваемые с полузвука — как будто волны набегают на берег. Что-то нежное, щемяще-родственное, сотканное из воздуха и печали. Словно ангельская ладонь гладит тебя по голове. За это я ему всё прощаю.
 Сейчас на работе приходится писать много сценариев для радиогазеты в связи с празднованием 400-летия города. Когда идёт лирический текст, его обычно сопровождает ремарка для оператора: «музыка» или «песня». И вот где-то в перерыве между ними пишу ему письмо, и после каких-то особенно лирических строк вдруг рука машинально выводит: «музыка». Смешно. Но тем не менее это так — когда я пишу ему и вообще когда о нём думаю, во мне всегда звучит тихая потаённая музыка, похожая на пастельные переборы его «сентябрьских дождей», «удивительных вальсов». Иногда мне кажется, что у меня половинка его души.

 



 

 

4514961_posle_pesni_o_dojdyah (700x519, 146Kb)

 

Мои стихи о дожде, навеянные этой песней:

 

Эту ночь осторожно пальпирует дождь.
Всё стучит, то порывист, то тих.
Словно там, в небесах, человечества Вождь
на машинке печатает стих.

 

Вот опять он бубнит над моей головой...
Что ты капаешь мне на мозги?
Я пытаюсь постигнуть язык дождевой
и загадку невидимой зги.

 

Продиктуй мне свои ключевые слова,
три заветные карты свои,
те, что знают деревья, песок и трава,
знают иволги и соловьи.

 

Мне откроется вещая тайна твоя
и подземные корни вещей...
Но уходит он, крадучись, в мрак бытия,
в мелкокрапчатом сером плаще.

 

4514961_v_serom_plashe_1_ (665x525, 536Kb)

 

***

Дождь неизбывно шёл четыре дня,
пронизывая стрел своих уколом.
И всех прохожих он объединял
прозрачным серебристым ореолом.

 

Род близости — промокшести людской!
Казалось, дождь идёт над целым миром —
так щедро он делился с ним тоской
и бурных слёз своих роскошным пиром.

 

Рождалась душ таинственная связь
и встречи взглядов — тайной пантомимой.
Одни сдавались, робко потупясь,
другие же скользили гордо мимо.

 

Но не решался ни к кому никто
приблизиться, и тысячи мечтаний
вдаль уплывали, скрытые зонтом,
неузнанные в дымке и тумане.

 

Дождь землю омывал в своей крови.
Людских сердец вершился поединок...
Роскошное излишество любви,
как хлеб насущный, нам необходимо.

 

4514961_roskoshnoe_izlishestvo_lubvi_1_ (513x698, 101Kb)

 

 

Вторая книга

 

Ура, поздравьте нас: вышла вторая книга! Это, конечно, большая радость, хотя не всё так гладко, как хотелось бы. Много нервотрёпки, всяких неожиданных подводных рифов и полная неопределённость в отношении будущего. Первая партия Дюма, например, оказалась бракованной (7 тысяч из 10-ти). Ещё неостывший экземпляр они клали друг на друга, и краска предыдущего отпечаталась на тыльной стороне следующей. Все книги в жутких белых разводах. Мы были в шоке — такое, конечно, никто не возьмёт. А проверить сразу нельзя — пачки выдают уже упакованные. Давид ходил, ругался — бесполезно, говорят, - это у вас материал такой. Еле договорились, чтобы следующую партию они прокладывали прокладками, но за это требовали доплату в 4 тысячи.
Теперь все вечера сидим и оттираем эти 7 тысяч ацетоном — извели несколько флаконов, кучу ваты, а ведь это всё деньги плюс время, но только так можно эти книги спасти.

 

4514961_eti_knigi_spasti (158x318, 10Kb)

4514961_spasti (259x195, 4Kb)

 

 

Наш Дюма идёт нарасхват. Его продают на лотках уже по 190, причём берут! А мы продали оптом по 145 (за исключением брака), но нам важен оборот капитала. Ожидается тотальное повышение цен, это значит, что подорожает бумага и все материалы, нужно увеличивать цены на книги, а будут ли брать люди — большой вопрос.

 

4514961_bydyt_li_brat_ludi (501x700, 230Kb)

 

 

Платон или истина?

 

Давид вчера принёс из типографии макет книги Дольского, обнаружил там ошибки и, получив его «добро», - сел их исправлять. Потом решил привлечь к этому делу и меня. А мне — не то чтоб не хотелось, а — ну не могу я его исправлять, я слишком субъективно отношусь к его стихам, для меня это всё святое. Но всё это сложно было объяснять, поэтому я сказала просто, что мне неохота. Давид стал меня укорять: «Так вот она чего на деле стоит, твоя любовь! Всё Дольскому скажу!» Смешно.
Его стихи для меня — счастье. В них тепло душе и интересно уму.

 

4514961_interesno_ymy_1_ (412x700, 177Kb)

 

автограф стиха Дольского

 

 

Вчера мы с Давидом разругались из-за стихов Дольского. Вернее, у нас вышел спор, сначала теоретический, который потом чуть не перешёл в физический. Давид как редактор нашёл у него массу стилистических огрехов, или, как он говорит, «нарушения стилистических норм». Это касается некоторых его образов, которые за какою-то гранью перестают быть понятными, переходят в перепады невнятных образосочетаний. Речь шла в основном о стихах «Когда явился ты на свет» и «Райкину». Давиду не нравилось там несколько хаотичное восприятие мира, нерасчленённость ассоциаций, сам слог ему виделся кое-где вычурным, косноязычным.
Я с ним спорила. Ведь редактор всегда консервативнее поэта. Он предъявляет стихам гамбургский счёт, опираясь на привычную, рассудочную логику. От поэта нельзя требовать логических, непоэтических доказательств. Но вообще-то, если честно, если отрешиться от личного, от обаяния музыкального антуража и приложить строжайшее поэтическое мерило, - у Дольского есть неудачные строчки. Такое впечатление, что порой он торопится всё поскорее сказать, идёт на поводу у рифмы. Конечно, ни я, ни Давид — не критерии истины. Но не сказать было бы нечестно.
«Будем любить наших избранных, но не рабскою любовью», - как сказал Александр Гладков о Пастернаке, раскритиковав его «Доктора Живаго».

Давид спрашивал у Нади, раздражают ли Дольского его замечания. Она говорила, что он их ценит. Давида несколько сковывает дружеское расположение к нему и преклонение перед его талантом, когда ему хочется сказать, что он думает. Обычно он правит, как считает нужным, а тут боится обидеть, да я ещё на него всё время шикаю. Извечная борьба между истиной и Платоном. Не знаю, как тут быть. Я даже иногда жалею, что Давид вызвался быть его редактором. Трудно и быть, и не быть беспристрастным.

 

 

Письмо-рецензия

 

Дорогой Александр Александрович!
Итак, обещанное письмо-рецензия. Оно будет сугубо деловое. Жаль, что у меня нет под рукой макета (мы его уже отдали), только Ваша книжечка, но там многие стихи повторяются, об остальном — по памяти.

 

4514961_scan_2 (534x700, 244Kb)

 


Сначала так, чисто спонтанно. Ваше творчество условно можно, наверное, разделить на раннее и позднее. Помните, в интервью для нашего ТВ Вас журналистка всё ностальгически пытала: «А Вы не жалеете, что уже не прежний?...  Ах, Ваш маленький принц...» И Вы сказали, что не жалеете, что теперь стали интереснее писать.

 

4514961_stali_interesnee_pisat (480x360, 16Kb)

 

Я тоже очень люблю те Ваши прежние песни: «Исполнение желаний», «Ладони на глазах» - они так непосредственны, гармоничны, исповедальны, даже трудно поверить, что они сочинялись, писались, как будто это сама «природа снизошла порифмовать». Но потом Ваш философский замес ума перевесил, пересилил эту стихийность, в поздних стихах он всё более даёт себя знать.
В этом — и Ваша сила, и слабость одновременно. Сила в том, что Вы бесконечно далеки от шаблона (знаете, о Бродском кто-то из критиков сказал, что он - «изначально умный поэт», это можно сказать и о Вас позднем). В Ваших стихах — прочность культурной платформы, повышенный уровень интеллектуальности, духовности. Хоть они и потеряли со временем немного в обаянии, но приобрели в плотности, своеобразии, ассоциативном богатстве.
А слабость — в некоторой декларативности  философских размышлений. Интересно-то это всё интересно, но такое впечатление, что порой Вы свою поэзию сознательно «остужаете»,  тонете в «философских тенетах», а это всё мёртвая натура, натюрморт. (Вы меня простите, ради бога, если я в своём критическом раже захожу слишком далеко, где-то, может, сгущаю краски, но это, говоря Вашими словами, «чтоб тему верней обозначить»).
Теперь конкретно. Вот эти стихи я ещё раньше выписала из макета, когда мы с Давидом о нём спорили: «Когда ты явился на свет...» - неудобочитаемо, не очень грамотно, косноязычно. Вы очень верно в одном стихе сказали:

Слово возводится в царский сан -
не прикоснись, не скажи по-иному...

Я — не о нормах, поэт, безусловно, имеет право на лирическую дерзость, вольность и всё такое. Но существует такое понятие, как чувство слова, оно должно быть безошибочно, так же органично, как у музыканта чувство ритма, а Вам оно иногда изменяет.
У Вас необычайно богатый словарь, Вы владеете разными лексическими пластами, но сочетание их должно быть более лёгким, гибким, изящным. Ваши речевые конструкции порой не только сложны, но и громоздки. «Раздумья мои многосложны», - кстати, хорошо ли так о себе?
Правда, в песнях это уже, как правило, отшлифовано. Дальше читаем: «... которые пройдут тебя» (?!) - сквозь тебя? Мимо тебя? Неудачно, да и не очень грамотно. Вы всегда стремитесь добраться до сути, но какие-то мысли не додумываете до конца, не доводите до качественного состояния.
Я сейчас сознательно не касаюсь Ваших социальных, «каменных» песен. Это настолько больное про нашу жизнь, что разбирать их было бы просто кощунством. И тем не менее.
Вот прекрасные стихи о «господах-коммуноверцах» (одно слово чего стоит!). Ваши неподражаемые неологизмы — это Ваш конёк, я их ужасно люблю. Но вот читаешь: «Вы её (Россию — Н.К.) убили в сердце» - ну это ладно, Давиду не нравится, что очень уж на поверхности, в лоб, но пускай. Но дальше: «Даже имя не спросили» - вот это жаль. Сразу режет ухо, это так явно притянуто за уши, за ради рифмы — досадно!
А стихотворение «Чем больше хочется пить» - это так дёшево, настолько ниже Вашего уровня, зачем Вы его включили? После таких стихов хочется спросить: «Ну и что?» (Кстати, любопытная деталь: когда его читаешь — хочется выпить). Но как хорош бомж Аркадий!

 

4514961_bomj_Arkadii (437x700, 242Kb)

 

Вы, наверное, из-за него и включили, в качестве иллюстрации? Но ведь у Вас есть гениальное «В вонючем подвале, на старом тряпье...», да и старенькое «Из чего сделаны пьяницы» куда значительней.

http://www.youtube.com/watch?v=wWgiLtd6dPw

 



 

Уморительная песня о проститутках, кажется, дай её по радио — и все сейчас запоют. В ней, конечно, много от Высоцкого, да Вы и в манере исполнения это не скрываете (а в «Гражданин товарищ Зверев» витает тень Галича), но сквозь хохму, стилизацию всё равно пробиваетесь Вы, Ваша «дольская» порода. Это неожиданно-одухотворённое: «помолчи со мной бесплатно» - так трогательно.
Очень трудно трезво рассуждать о стихах, которые знаешь как песни — так велика магия музыки, исполнения, что как-то их расчленять и вообще поверять алгеброй гармонию — это какое-то насилие над собой.
Мне очень нравятся Ваши стихи в макете: «Самолёт», «Балет», «Два мальчика», очаровательны «Вопросы на кладбище», потрясает «И сын мой скажет...» - просто мороз по коже, очень верно, что Вы им заканчиваете! Но я этот список продолжать не буду, а то вся бумага уйдёт на восхищения, что хорошо — Вы и сами знаете. Поговорим о Ваших  огрехах.
Кое-где — перегруженность сложными метафорами, замысловатыми ассоциациями, аллюзиями, некоторая орнаментальность. Уж не знаю, хорошо это или плохо. Такой сгущённый импрессионизм в живописи оправдан, а в поэзии...
Многие места темны для восприятия. Все мы — средние люди, «все мы немного лошади», а Ваша поэзия предъявляет большие требования к читателю, ждёт от него такого же со-гениального восприятия. А с этим у нас сложно. Люди привержены к литературным традициям, штампам. Вот какие-нибудь пустопорожние розенбаумы, малежики, кто там ещё - те да. То, что у них на поверхности — у Вас ушло вглубь, светится во внутренней жизни слова. Все эти сложные образы — это как формулы белка, из которых только и строится живое. Ваши стихи — огромный подарок для интеллектуальной аудитории, которая может оценить всё их богатство. Но ведь хочется, наверное, и более широкого признания. Быть понятным всем, а не только избранным.

 

4514961_bit_ponyatnim_vsem (600x400, 31Kb)

 

Знаете, когда Пастернаку на вечерах, диспутах говорили о непонятности его стихов, он отвечал: «Вы меня не бойтесь, не бойтесь, что не поймёте каких-то слов или фраз, - моя тенденция до Вас дойдёт». Но и он потом, в конце жизни не смог не впасть, «как в ересь, в неслыханную простоту», осознав необходимость пробиваться к ясности выражения, как пробиваются к сути.
Я могу бесконечно говорить о Ваших стихах, кажется, уже могла бы диссертацию о них написать. Но Вы не очень-то тут всему верьте. Поэт, как известно, «сам свой высший суд». Я верю, чувствую, знаю, что у Вас огромное будущее. Вот увидите, интуиция меня не обманывает! «Я пророчествую Вам».

 

4514961_ya_prorochestvy__vam (700x168, 23Kb)

 

 

...У нас сейчас всё время дождливая погода.

 

4514961_y_nas_dojdlivaya_pogoda (640x424, 76Kb)

 

Доколе? Хочется солнца, тепла, лета. И ещё — Ваших стихов. Старые я уже все зачитала и заслушала «до дыр». Это для меня как глоток воздуха. Пишите, не ленитесь! Всего Вам хорошего. Получили ли мой разбор? Как я Вас, а?
Но я знаю, что у Вас хватит мудрости не обижаться, ведь Вы сами говорили: «Давайте  не будем ходить на цыпочках друг перед другом».

 

P.S. Вот странно: некоторые Ваши стихи я не понимаю, когда читаю днём, а когда ночью — понимаю. «Счастье — это когда тебя понимают» - сказал мальчик из фильма. Но и для того, кто понимает другого, по-настоящему, до глубины, - это тоже счастье.

 

4514961_toje_schaste (487x602, 70Kb)

 

Пунктир звезды прочерчивает след,
и нимб луны над головой витает.
Который год встречаю так рассвет,
а всё никак в душе не рассветает.

 

Ожог звезды, Всевышний, притуши!
Прохладой утра будет лоб остужен.
Я высунусь из логова души
и посмотрю на этот мир снаружи.

 

Увижу, ужаснусь и снова — нырк! —
под ставни, под спасительные шторы.
Невыносим крикливой жизни цирк.
Душа моя не выдержит повтора.

 

Я снова в мироздание лечу,
лицом уткнувшись в звёздные соцветья,
и знать, как милый классик, не хочу,
какое там у вас тысячелетье.

 

Ваша поэзия — как остров со всеми его неразгаданными сокровищами. Я что-то Вам писала о непонятности Ваших стихов. Не верьте. Для кого-то они всегда будут непонятны, ибо для освоивших 4 правила арифметики до поры до времени остаётся зашифрованной высшая математика. Вот читаю сейчас у Хлебникова: «Знаю, прекрасны Вы, цветок голубого, и мне хорошо и внезапно». Или: «И моряны порыв беззаконный...» Чувствуешь, прямо дрожь пробирает: непонятно, но хорошо. А когда читаешь какие-нибудь «тысячи тонн словесной руды» - всё понятно, но нехорошо. Не слушайте никого, пишите, как пишется!


Продолжение здесь

 


Аноним   обратиться по имени Пятница, 27 Сентября 2013 г. 10:22 (ссылка)
Очень понравились ваши воспоминания о Дольском и издательской деятельности.В них много живых и сильных переживаний. И хорошо чувствуется время начала 1990-х годов с его проблемами и отношениями.Вы с Давидом уже тогда занимались важными просветительскими проектамии много сделали для культуры Саратова.

Аркадий Цоглин
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Сентября 2013 г. 11:38ссылка
Спасибо, Аркадий! Ваши слова тем ценнее для меня, что принадлежат саратовцу - свидетелю и участнику многих описываемых событий. Уже опубликованы оставшиеся три части текста - там, возможно, тоже найдёте для себя немало интересного.
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 21 Июня 2015 г. 07:50 (ссылка)
//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/311/105311705_4514961_slychautsya_probki.jpg
Можно картинку перезалить, пожалуйста?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку