-Цитатник

✨Лучшие песни Исаака Дунаевского - (3)

    Каких только собак не навешали на Исаака Дунаевского в пламенные годы перес...

Галерея лирических фотографий - (0)

Искусство фотографии. Фотограф Kай Гроссманн(Kai Grossmann) и его лирические работы. Кай Гросс...

Микромиры Gregory Grozos - (2)

Мы часто говорим, что в наших телефонах теперь помещается целый мир — благодаря интернету и...

С нами Шарль АЗНАВУР - (0)

Легенды музыки. Шарль Азнавур     ...

Как обрезать видео на компьютере: подробная инструкция - (2)

Обрезать видео на компьютере с Windows 10, 7 или 8 можно самыми разными способами. Для этих целей су...

 -Видео

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии ирония
ирония
02:46 04.01.2021
Фотографий: 10
Посмотреть все фотографии серии Памятники, храмы, архитектура
Памятники, храмы, архитектура
00:19 02.01.2021
Фотографий: 12
Посмотреть все фотографии серии Путешествия
Путешествия
23:48 08.12.2020
Фотографий: 43

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сергей_Удачин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2011
Записей: 19012
Комментариев: 56302
Написано: 101361


Почему Толстой терпеть не мог Шекспира?

Четверг, 15 Июня 2017 г. 19:12 + в цитатник
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ТОЛШЕКС (700x388, 44Kb)
*******
Знаете ли вы, что Лев Толстой на дух не принимал Шекспира?
Чехов, смеясь, рассказывал: – Он не любит моих пьес. Он сказал: «Вы знаете, что я терпеть не могу Шекспира. Но ваши пьесы ещё хуже».

Положим, Чехова-то Толстой не просто любил, а обожал. Рассказ «Душечка» он как-то за один вечер два раза прочёл домочадцам вслух (как я его понимаю!). А вот к Шекспиру гений был суров.
---------------------------
«… Прочёл „Макбета“ с большим вниманием – балаганные пьесы. Усовершенствованный разбойник Чуркин».

«… Прочли „Юлия Цезаря“ – удивительно скверно».

«… Какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение «Гамлет».

«Чем скорее люди освободятся от ложного восхваления Шекспира, тем будет лучше».

---------------------------
Эта неприязнь кажется необъяснимой. Литературоведы разводят руками, говорят: «Такой вкус». Это про гения? Как можно усомниться в том, что всё в литературе он видел острее, чем мы? Подумаешь, проблема – скажете вы. Но за этой «мелочью» прячется что-то позначительней.

Поищем, как Шерлок Холмс: сперва нашли окурок, а потом труп в шкафу. Чтобы прояснить туман, нам надо понять, чем проза отличается от драмы. Кажется, то и другое – литература. На самом деле между ними пропасть. И на сотню прозаиков хорошо, если найдётся один хороший драматург.

Прозаик создает картину мира словами, как художник красками. Текст прозы богат разнообразными речевыми оборотами, стиль передает невыразимые тонкости. Прозаик описывает зыбкие настроения, формулирует глубокие и парадоксальные мысли. Такова проза Бунина, Набокова. Главное – в стиле, который создают отточенные фразы.

Текст драмы (в том числе сценария) отличается от прозы, как день от ночи. Описания безлики и стереотипны. Диалог функционален. Главное – это увлекательная история, где характеры попадают в затруднительные положения. Поэзия таится в действиях актёров драмы, играют ли они в театре или в кино, в спектакле или в фильме.

Особенно эта разница заметна, когда сравниваешь прозу и драму гения, которого Бог наградил обоими дарами. У Чехова текст рассказов непередаваемо изыскан, а в пьесах только краткие диалоги и простые ремарки. Поэзия где-то внутри.

Немногие люди обладают талантом рассказчика историй. Толстой и Шекспир оба обладали этим даром. Но для Толстого сочинить историю значило сделать только первый шаг. Романы Толстого – это созданные одним человеком кинофильмы, где точнейшим образом описан каждый кадр. Вы читаете, и в вашем мозгу как будто вспыхнул огромный экран со стереозвуком.

Толстой не только создавал великие характеры, он был режиссёром своих романов. Сенсационное зрелище в его фильмах потрясало зрителей новизной. Анна Каренина бросилась под поезд. Ну и что за сенсация? А то, что тогда в России большинство читателей ни разу не видели железной дороги. На всю Россию была одна только что построенная – из Петербурга в Москву. Броситься под паровоз – это было всё равно что сейчас сгореть в дюзах космической ракеты.

Железный огнедышащий дьявол сожрал нежное тело героини – вот что это было для зрителей «кинотеатра в мозгу», которым являлись романы Толстого.

А знаменитая сцена скачек в «Анне Карениной»! Впервые на экране весь высший свет Петербурга! Зримо, как в суперфильме. А потрясающие сцены в тюрьме и на каторжной пересылке в «Воскресении». Впервые на экране так откровенно и яростно вопиет российское бесправие. Уже не говорим о гигантской массовой сцене Бородинского сражения в «Войне и мире», где десятки тысяч людей превращаются прямо на ваших глазах в окровавленное пушечное мясо. И всё показано в деталях, портретах с невероятной фантазией и точностью. В реальном кино до сих пор не снято ни одной сцены, сравнимой с толстовским «кинотеатром в мозгу».

Толстой предлагает роман-кинофильм, а Шекспир сочиняет сердце истории. Вы берёте это сердце в руку – оно и через триста лет живое. Шекспир пишет пьесу, потом собирает артистов и говорит: – Ребята, вот история, давайте вместе разовьём её в спектакль. Не будем мелочиться: воткнем в сцену палку, на табличке напишем «лес», на другой – «замок». Пусть зритель досочинит, довообразит. Толстому это решительно не по душе.

Но тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира развить и превратить в свои. К энергетическому ядру Шекспира прилипает всё талантливое. Каждый найдёт своё развитие. Для этого и работает драматург: он пишет не для читателей, а для артистов. Итог работы – спектакль, кинофильм, сериал.

Выходит, по сравнению с прозой, где писатель всё делает сам, драма – полуфабрикат? Нет, друзья, драма – это такой жанр, она обладает потенциалом самого глубокого проникновения в человеческие характеры.

Толстой это прекрасно знал, будьте уверены. Гений проникает в суть вещей глубже, чем мы. Может, в этой глубине спрятана непонятная нам тайна несовместимости? Кто хорошо помнит Шекспира и Толстого усмехнется. Ему понятно: Толстой – реалист, у него всё как в жизни. А у Шекспира все поэтически преувеличено. Между ним и Толстым – пропасть разных взглядов на искусство. Как бы не так! В каждой драматической истории есть свой скелет. Подберёмся к скелету какой-нибудь истории Толстого.

Самый реалистический и социально затребованный роман Толстого – «Воскресение» Это кровоточащий срез российской жизни от дворцов аристократии до борделей и смрадных тюрем. Редко какой роман так сильно влиял на умы людей. А какая история лежит в основе? Что в скелете романа? Молодой красавец граф соблазнил невинную девицу и бросил. Она покатилась в пропасть жизни. Её несправедливо обвинили в убийстве. И тут граф, будучи присяжным в суде, узнаёт в убийце совращенную им девицу. Он потрясен, хочет её спасти, жениться – словом, искупить вину. Граф бросает пустую светскую жизнь и следует за Катюшей Масловой, осуждённой на каторгу, в Сибирь. Вы слышали жизненные истории про таких графов? Как будто граф Шереметев женился на крепостной актрисе. Но это совсем другая история долгой и преданной любви. А вот так – спасти девицу из борделя, перечеркнуть свою жизнь, сословие, карьеру… Есть одно место, где такие графы пасутся табунами. И вы его знаете. Это заповедный край бульварной литературы.

Неужели мы, выйдя на охоту за тайной презрения Толстого к Шекспиру, совершенно случайно открыли тайную страсть Толстого к бульварным мелодрамам? Нет. Мы открыли нечто совершенно иное. Будьте уверены, если бы Толстому понадобилось придумать историю покруче этой, он на раз выдал бы их десяток. Но лучше, чем эта, не придумать. Эта – именно та, что надо.

В сильном драматическом сюжете всегда сталкиваются крайности: жизнь и смерть, благородство и предательство, богатство и нищета, отчаяние и надежда. Чем ближе смрадное дыхание ада к ангельским кущам рая, чем плотнее они смыкаются в сюжете, тем глубже пронзает драма душу зрителя.

В столкновениях контрастов таится поэтическая мощь драмы. Такая история заставит не отрываясь впиваться в текст. И все идеи автора застрянут в вашем сердце. Именно такая история лежит в основе «Воскресения».

Выходит, Толстой сам был поэтом драмы? А как же! А что он в таком случае не поделил с Шекспиром?

Моё мнение таково: придумав историю, которая схватит зрителей за горло, Толстой сделал правильный, но первый шаг. Если именно такую историю без затей разыграть в Художественном театре тех времен, то Станиславский, великий режиссер и гений правды, вскочит с кресла и завопит на весь театр: «Не верю!» А может, даже упадёт с сердечным приступом. Схема действительно груба. А нужно, чтобы не только простаки, но и самые взыскательные зрители поверили всему, увидели свет истины и пали на колени с криком: «Грешен! Прости меня, Господи!» Говоря терминами драмы, зрители должны испытать катарсис – очищение путём сострадания чужому горю. Для этого надо мелодраматическую выдумку превратить в трепетную жизнь. Решение этой задачи потребует долгих месяцев непрерывного труда, оно впитает тысячи маленьких идей и открытий.

Дилетант полагает, что эмоциональные впечатления достигаются в документально- жизненных фактах. Если так, тогда надо читать газеты и рыдать. Там очень крутые факты. Но как-то никто не плачет. Потому что факты для драмы – ничто. Главное – то, как мы работаем с этими фактами.

Толстой первоначальный замысел развивал до великого романа-кинофильма, снятого один раз и на века. В своем кинофильме он всё делает сам. Он сценарист и режиссер, оператор и художник. И все герои от главных до самых второстепенных, мелькающих на горизонте, одухотворены и рождены только его талантом. А Шекспир полагал, что замысел надо развить так поэтично, чтобы сердце истории пульсировало жизнью и вдохновляло художников на сотворчество. Его пьесы – это энергетический сгусток, сердце фильма или спектакля.

Анна Каренина может быть только одна. Вы смотрите на звезду в этой роли и говорите: «Не похожа!» Потому что Толстой создал её в романе как живую, предельно точно. А Гамлетов может быть тысяча, и все разные. Даже женщины играли Гамлета – например, Сара Бернар. Гамлет – гениальное сердце персонажа, гениальный энергетический заряд роли.

Два совершенно разных итога в создании истории – у Шекспира и у Толстого. Но оба исходили из универсальных законов драмы, открытых ещё Аристотелем...

Из: Александр Митта «Кино между раем и адом»

Источник

0_3f811_d7b8a3af_S (11x11, 1Kb)
Рубрики:  • МИР ВОКРУГ МЕНЯ/Пришлось по душе
• АКТЁРЫ, МУЗЫКАНТЫ, ПЕВЦЫ И ИХ ТВОРЕНИЯ
• ПРОЗАИКИ ПОСЕТИЛИ ДНЕВНИК
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям

Славка_Ядин   обратиться по имени Четверг, 15 Июня 2017 г. 19:59 (ссылка)
Спасибо, Серж! Как это всё мне блИзко!
Увы, Толстого воплотить не смог...
Пока... Но, продолжаю в Волковыске
Творить... Уж так мне нарекает Бог...
(низкий поклон за работу)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Июня 2017 г. 20:16ссылка
Славка_Ядин, ты делаешь благое дело: успехов тебе, Слава, на этом нелёгком пути!:)
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Июня 2017 г. 22:20ссылка
Рад, друже...
Мы понимаем друг друга!
Отрада   обратиться по имени Пятница, 16 Июня 2017 г. 01:20 (ссылка)
Сергей_Удачин,откровенно говоря, эта версия меня не убедила. Толстой прекрасно понимал, всё, о чём говорит Митта. Или он считает, что Толстой создав свои "романы-кинофильмы, где точнейшим образом описан каждый кадр" не мог понять такую обыденность? Смешно. Зная Толстовское копание в себе, наверняка он не раз сам задавался этим вопросом о нелюбви к Шекспиру.
Но, несомненно, очень любопытно было прочесть
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Июня 2017 г. 14:15ссылка
Отрада, конечно, это всего лишь, хотя и авторитетное, но мнение... Из чего исходил сам Толстой, мы уже никогда не узнаем...:)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку