-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь

Вторник, 16 Апреля 2013 г. 04:59 + в цитатник
Цитата сообщения КНЯЗЬ_ИГОРЬ


Православные монастыри стоят по всей русской земле. В них сохраняется духовная жизнь, культура и история народа. Они идеально вписываются в ландшафт, нисколько не нарушая природной красоты, а, напротив, подчеркивая и организуя окружающее пространство. Каждое здание, каждый элемент в монастырском комплексе имеет свое место и играет определенную роль.



http://temples.ru/private/f000234/234_0007160b.jpg
Весь северный район города Кирова (до 1934 - Вятки), где расположен храм Новомучеников Российских, с окружающими деревнями – это и есть Филейка. В полутора-двух километрах от храма находится и собственно само село Филейка в 50 домов, давшее название району. Здесь примерно в семи верстах от Вятки в конце XIXвека обустраивался мужской монастырь. Возникновение нового монастыря в Вятке было предопределено духовным смыслом и замыслом высокочтимого подвижника земли Вятской преподобного Стефана (Куртеева).

Image

Преп. Стефан у своей Филейской келлии
Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. Родился в 1830 году в семье Ирины и Петра Куртеевых и был наречен именем Симеон. С детства Симеон был тихим, скромным, усердным и способным учеником. Но прочитанная им книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», навсегда изменила его жизнь. Он оставил учебу и ушел в монахи в Соловецкую обитель. Позже Соловки он покинул и отправился странствовать по Святой Руси. Затем вернулся на родную землю и нес здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. Много унижений и оскорблений пришлось пережить отшельнику в начале его подвижничества, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков.



Только в 1877 году он принял монашество в Крестовоздвиженском монастыре и стал иеромонахом Стефаном, а до этого считал себя недостойным ангельского чина. К тому времени над ним уже никто не смеялся, люди уважали и любили его. Особый интерес у людей вызывали его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения.


В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса отец Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит,  спрятанный в лесной чаще уединенной долины небольшой речки, защищенной от реки Вятки крутым высоким берегом. Это небольшое пространство призвано было стать северным духовным форпостом главного города Вятской земли. Сюда на постоянное жительство отовсюду стекались насельники, искавшие уединения. Так образовалась общежительская пустынь. Велось активное строительство: расчищались площадки, прокладывались дорожки, была запружена речка, устроен каскад прудов с мельницей. В этом нелегком деле принимал участие и сам о.Стефан.

http://www.kirovklad.ru/image/oldphotos/3/topic/40.jpg

Возвели первую церковь, деревянную однопрестольную на каменном фундаменте, церковь обшита тесом, покрыта железной крышей, внутри оштукатурена и окрашена краской основателем монастыря о.Стефаном. Церковь была освящена 27 июля 1889 года в честь Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Сергием, бывшим епископом Вятским и Слободским Николаем епис­копом Глазовским [2.1 - 2.7].
Позже, после смерти о. Стефана возле Успенской церкви возвели Сень над местом его захоронения, которая стала одной из главных святынь монастыря.


http://priemspb.mirtc.ru/photo/942.jpg


Обитель жила и действовала, и по ее ходатайству в ноябре 1889 года Святейший Синод признал ее и учредил как Филейский мужской общежительный монастырь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, по уставу Святой Горы Афонской, в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года. Указ последовал 11 апреля 1890 года.


//s57.radikal.ru/i155/1012/1e/5dde03e86b3d.jpg

Одновременно с открытием монастыря была совершена торжественная закладка нового храма во имя Великого князя Александра Невского. Церковь деревянная трехпрестольная теплая на каменном фундаменте, обложенном с лицевой стороны опокой. Главный престол в ней во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, правый престол - придел во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая, а левый предел во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Церковь построена в чернее и покрыта железной крышею в 1892 году, а в настоящий порядок и благоустройство приведена в 1898 году. Главный престол освящен 22 ноября 1895 года преосвященным Сергием епископом Вятским и Слободским. Правый предел освящен 7 июня 1894 года преосвященным Симеоном епископом Глазовским и левый предел освящен 6 сентября 1898 года преосвященным Алексием епископом Вятским и Слободским. Колокольни при обеих церквях деревянные вместе с церквями, а не отдельно отстоят от них [2.1 - 2.7].

На торжественном открытии новой церкви присутствовало не менее 10 тысяч человек. Автором проекта являлся архитектор В.М. Дружинин. Он же проектировал монастырскую каменную ограду со Святыми воротами, надвратной часовней и угловыми башнями. Ограда монастыря с трех сторон каменная и с одной юго-западной стороны частью каменная и частью деревянная, со Святыми воротами в ней и одними простыми воротами на передней стороне от проездной дороги и тремя другими воротами с разных сторон  [2.1 - 2.7]. На территории монастыря были возведены каменный братский корпус, каменные и полукаменные кельи и многочисленные хозяйственные постройки. Рядом с пустынью по благословению о.Стефана было построено 13 больших и малых домов, в которых проживали не только паломники, но и бездомные. Ежедневно в монастыре кормилось по 50 и более человек. Бедные вдовы с малолетними детьми получали здесь хлеб, муку и необходимую материальную помощь. Многим из крестьян подвижник строил избы, заводил коров, лошадей и даже за некоторых вносил подати.


http://sobory.ru/pic/03200/03211_20121119_201002.jpg
29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника (14 июля 2002 года отец Стефан был причислен к лику местночтимых святых Вятской епархии).


Одной из главных святынь его монастыря была Афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Монастырь находился на пути следования многотысячного крестного хода на реку Великую в точке его завершения. Тысячи паломников заходили к преподобному Стефану за благословением, ища его духовного слова.


К началу XXвека Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. 30 августа 1904 года [2.7] началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки.


//img-fotki.yandex.ru/get/3814/pycunoff.6/0_3b488_8b8c496_XL

Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около 20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус.


Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.

//img-fotki.yandex.ru/get/5411/79412150.b/0_62d65_f5b42968_XL

С 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освещен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу. В отчете Губмузея в мае 1924 года отмечалось, что храм «угрожает обвалом» [2.8]. С приходом новой власти было принято решение о разрушении собора, мотивированное необходимостью использовать кирпич на нужды строительства, при этом не сложно предположить, что после взрыва от цельного кирпича остались лишь обломки разной крупности совершенно не пригодные для использования в строительных целях. К 1930 году от храма не осталось и следа.


До сентября 1922 г. имение бывшего Филейского монастыря находилось в ведении Губкоммунотдела. С сентября 1922 г. по 5 июля 1923 г. – в ведении Уземуправления, вследствие частых передач и бесхозяйственности учреждений, ряд зданий, главным образом, за чертой ограды были приведены в полное разрушение.  Для реализации построек, восстановление которых было нецелесообразно были назначены торги с опубликованием в газете «Вятская Правда». Постройки, продажа которых будет нецелесообразна, употребить на дрова для Уисполкома и уездных учреждений. Вследствие того, что торги не состоялись, два жилых дома (бывшие гостиницы) и бывший скотный двор, находящиеся за чертой ограды, были проданы Губздраву за 2000 руб., другие строения за чертой ограды и в черте ограды один разрушенный дом в декабре и январе месяцах сего года были реализованы на дрова.


После кончины о.Стефана Александро-Невский монастырь просуществовал еще около 30 лет. Однако пламенные ветры революции в безбожное время разметали все, что созидал угодник Божий. Так к середине XXвека монастырь и вовсе был стерт с лица земли. В годы Великой Отечественной войны это святое место выбрали для экстренного размещения военного завода. Вековые сосны и ели пошли на строительство бараков. Мощная промышленная громада заняла место северного духовного форпоста Вятки.


http://data.sobory.ru/pic/05150/05185_20051223_062145.jpg

В ходе дипломной работы был выполнен проект концептуальной реконструкции Александро-Невского Филейского монастыря, где он представлен на начало XXвека. В настоящее время комплекс монастыря утрачен полностью. Из более чем 25 построек некогда существовавших на территории монастыря сейчас лишь фрагментами сохранились стены двухэтажного каменного братского корпуса. К счастью сейчас это святое место практически свободно, за исключением нескольких ветхих построек и заброшенных огородов. С одной стороны с ним соседствуют корпуса Северной больницы, с другой - построенные в советское время гаражи. А о некогда славной истории этого места напоминает лишь недавно построенная часовня над святым источником.


 Однако практически нетронутой осталась ландшафтная ситуация. По некоторым особенностям ландшафта, по фотографическим материалам архивных и библиографических изысканий проведена реконструкция зданий, рекреаций и комплекса Филейского монастыря в целом. Таким образом, удалось установить местоположение храмов Филейской обители, сени над могилкой отца Стефана и линию монастырской ограды. Разработка проекта Троицкого собора проводилась на основе подлинных чертежей И.А.Чарушина, которые явились большим открытием архивных изысканий.
http://forum.awd.ru/gallery/image.php?album_id=11261&image_id=289719
Глядя в будущее, мы не замечаем, как в небытие уходят святыни, ставшие свидетелями важных исторических событий. Не счесть всех храмов и церквей, которые пали жертвами бездумного разграбления и уничтожения, а то немногое, что уцелело, безусловно, нуждается в бережном сохранении и восстановлении. Потому что крушение очагов культуры ведет к крушению нации.

Серия сообщений "Кировская область":
Часть 1 - Вятка (Киров). Спасо-Преображенский монастырь
Часть 2 - Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь
Часть 3 - Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь
Часть 4 - Вятские Поляны. Христорождественский Иверский женский монастырь
Часть 5 - Слободской. Крестовоздвиженский монастырь
Часть 6 - Слободской. Христорождественский монастырь


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку