-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Галинэ_Искра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.03.2011
Записей: 11618
Комментариев: 2875
Написано: 23497


Кижи

Вторник, 16 Июля 2013 г. 12:22 + в цитатник
Цитата сообщения master_AlPu . Путешествия в пространстве и времени.

 

Хочу оговорить сразу – тут не будет обилия исторически-искусствоведческих и географических сведений и множества, достаточно общеизвестных и легкодоступных фактов. Так, лишь чуть-чуть, в силу необходимости. Все, что здесь будет, это абсолютно субъективно, это всего лишь личные впечатления, воспоминания, отчасти размышления, в основном выраженные во множестве фотографий.

 

И, все же, приличным, пожалуй, будет начать все же с некоторой сухой справки.
Итак, что же такое, эти самые Кижи.
Ну, во первых, с чисто географической точки зрения это  остров на Онежском озере в Карелии. Расположен он в северной части Онежского озера, в 68 км от г. Петрозаводска, в Кижских шхерах — системе островов, прилегающих к Заонежскому полуострову. Полуостров находится западнее острова Кижи, а юго-восточнее — остров Большой Клименецкий. Севернее острова — губа Великая. Официально считается, что на острове имеется две деревни - Ямка и Васильево. Некогда деревень было аж четырнадцать. Правда в этих северных суровых краях деревней уже два-три дома всегда считалось. Сами же эти места – Онежское озера, Кижские шхеры, сам остров столь удивительны и красивы, что только одно пребывание здесь способно возвысить душу и превратить любого в философа-созерцателя, т.е. человека почти идеального и совершенно-мудрого.
Во вторых на острове Кижи и прилегающем к нему району расположен государственный музей-заповедник «Кижи», а все вместе это является охранной зоной со своим особым статусом земель историко-культурного назначения. Центром же этого заповедника, помимо здешней природы, является знаменитый Кижский погост. Вокруг же погоста сформировался целый музейный комплекс, посвященный традиционному северному деревянному зодчеству, включающий в себя 89 различных объектов.
Ну, обо всем этом буду рассказывать далее, а тут добавлю только, что музей этот формально существует с 1966 года, а с 1990 года включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Для меня же, да, впрочем и для людей в кругу которых, я традиционно вращался, Кижи всегда были некоторым символом, неким местом, которое надо обязательно посетить, местом, о котором рассказывали множество историй, иногда действительных, иногда придуманных... Излюбленным мотивом таких рассказов была теория, говорящая, что весь наш сравнительно небольшой мир, как бы покрыт определенной сетью, узловые точки которой являются совершенно особыми местами с повышенной энергетикой и  т.с. характеризуются ее, этой самой энергетики или энергии, выбросами. И вот именно в таких местах всегда появляется, не само собой, конечно, а создается людьми, нечто совершенно необычное. Примеров всегда приводилось множество – хотя бы Храм Покрова на Нерли. Таким же местом считался у  нас и остров Кижи, а коли так, то теми или иными путями мы туда и добирались. Вот о двух таких последних, разделенных достаточно длительным временным периодом, «добираниях» я тут и хочу рассказать. От предпоследнего, помимо воспоминаний, вызывающих появление на лице мечтательно-отрешенно-идиотического выражения, осталась недавно обнаруженная мною коробка старых выцветших исцарапанных слайдов, снятых еще на ГДР-овскую пленку ORWO. В последнем же, в августе 2012, меня сопровождала верная пентаксовская цифрозеркалка.
Добираться до Кижей, как правило, приходится водным путем. Зимой, конечно можно и по льду, но во первых это уже экстрим, в во вторых – лед, это та же вода, хотя и в другом агрегатном состоянии.
Итак, если водным путем, то требуется плавсредство.

 

4055822_ris1 (700x466, 147Kb)

Рис.1. Автор на заре туманной юности.

И вот тогда, много лет назад, когда были мы совсем юными, веселыми (примерно такими -  Рис.1), то и плавсредство мы себе соорудили под стать, переоборудовав под моторно-парусную яхту списанный по старости малый сетеукладчик (это такое маленькое рыболовецкое суденышко). Работали без устали осень-зиму-весну и начало лета, а затем, плюнув на все недоделки, пошли на нем на Онегу. (Рис.2, Рис.3, Рис.4).

 

4055822_ris2 (700x466, 163Kb)

Рис.2. Плавсредство на достроечном месте.

 

4055822_ris3 (700x466, 165Kb)

Рис.3. На бурной Онеге.

 

4055822_ris4 (700x466, 151Kb)

Рис.4. По пути.

Годы шли, настала совершенно другая жизнь... И вот уже из того же Петербурга, все по той же Неве-реке, и все на те же Кижи... Теперь уже примерно на таком плавсредстве от Речного вокзала. (Рис.5).

 

4055822_ris5 (700x465, 137Kb)

Рис.5. Туристические теплоходы у Речного вокзала Санкт Петербурга.

 

Река все та же, те же сказочные закаты (Рис.6,7), из нового только Большой Обуховский, он же Вантовый мост. (Рис.8).

 

4055822_ris6 (700x465, 136Kb)

 

 

4055822_ris7 (700x465, 178Kb)

Рис. 6, 7. Закат над Невой.

 

4055822_ris8 (700x465, 146Kb)

Рис.8. Большой Охтинский мост.

 

Разумеется, на более-менее современном туристском теплоходе оно как то комфортней – всякие там «солнечные» палубы с шезлонгами, бары-рестораны и прочее развлекалово, но... Может быть так оно и интересней было, да, и на самом деле интересней – когда вот это было вместо бара (Рис.9) и когда «сам за рулевого и сам за капитана»...

 

4055822_ris9 (700x466, 141Kb)

Рис.9. «Вечерний чай».

 

Кижи же, однако, не изменились. По моему, на столько, что и пристань та же и, даже, табличка на ней лишь слегка подновлена. (Рис.10).

 

4055822_ris10 (700x639, 173Kb)

Рис.10. Кижская пристань.

 

От самой пристани открывается и прекрасный вид на знаменитый Кижский погост. (Рис.11).

 

4055822_ris11 (700x464, 149Kb)

Рис.11. Видна Кижский погост от пристани.

 

Погост этот состоит из двух церквей – зимней и летней, колокольни и окружающей их ограды и представляет собой единый архитектурный ансамбль удивительно органично вписанный в окружающий ландшафт. Такие сооружения, получившие название «погост» являлись в свое время типичными для этих северных краев, причем это касается не только районов современной России, но отчасти захватывает и Скандинавию. Всего подобных погостов известно около четырнадцати, но Кижский является наиболее сохранившимся и совершенным во всех отношениях. Сами же эти погосты являлись своего рода центрами жизни в этих регионах, причем центрами как административно-организационными, так и духовными. Появление же их обусловлено спецификой здешней жизни – большой разбросанностью жилья, труднодоступностью и достаточно суровым климатом. Сюда же люди съезжались для решения многих жизненных вопросов.
От пристани мы и отправимся к Кижскому Погосту. (Рис.12).

 

4055822_ris12 (700x465, 150Kb)

Рис.12. Путь к Кижскому погосту от пристани.

 

А вот таким был этот путь много лет назад. (Рис.13).

 

4055822_ris13 (700x466, 30Kb)

Рис.13. То же, но некоторое время назад.

 

Состоит ансамбль, как было издавна принято на северных погостах, из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году).
Современный вид ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). Каждое столетие вносило свою лепту в его создание и только с реконструкцией бревенчатой ограды он обрёл современный образ.
В настоящее время этот уникальный архитектурный комплекс представляет единственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу «многоглавые рядом с многоглавием».
Основным сооружением, формирующим образ Кижского  погоста является Церковь Преображения Господня. Это не первое, по времени появления, сооружение ансамбля, дата ее постройки 1714 год.  (Рис.14).

 

4055822_ris14 (700x465, 154Kb)

Рис. 14. Церковь Преображения Господня.

 

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. (Рис.15, 16).

 

 

4055822_ris15 (700x465, 172Kb)

 

 

4055822_ris16 (700x465, 146Kb)

Рис.15, 16. Купола церкви Преображения Господня.

 

Рублена церковь из сосны, а вот материалом лемехов, так называются пластинки, которыми покрыты купола, является осина. И вот именно она под действием времени приобретает удивительный серебристый оттенок, коим и славятся кижские купола. Разумеется, как и положено, вокруг всех сооружений Кижского погоста возникло множество легенд и сказаний. Основная из них – мол все тут построено без единого гвоздя и только топором. Справедливо это лишь для срубов, в куполах же гвозди имеются, правда не железные. Ну, да железные гвозди при серьезном деревянном строительстве никто в здравом уме применять не будет – не дружит железо с водой и деревом. Другая распространенная легенда гласит о том, что после завершения строительства Преображенской церкви, мастер ее возведший (хотя скорей не мастер, а руководитель артели мастеров) забросил свой топор далеко в Онежское озеро, дабы никто и никогда не смог повторить такую красоту. Красивая легенда, но по мне так исключительно на туристов рассчитанная. А вот дошедший до нас завет, которым местные мастера руководствовались – «Ставит как красота и мера быть подскажет», является моим любимым и стараюсь я по разумению моему скудному применять его повсеместно.
В настоящее время церковь реставрируется – замене подлежат некоторые нижние венцы основного сруба. Разработана была для этого специальная технология и специальная оснастка. При помощи этой оснастки всю церковь приподнимают, после чего и производят замену венцов. На некоторых фотографиях это достаточно хорошо видно.
Второй, зимней, церковью Кижского погоста является церковь Покрова Богородицы.(Рис.17). 

 

4055822_ris17 (700x465, 165Kb)

Рис.17. На переднем плане церковь Покрова Богородицы.

 

Она является наиболее старой из всех сооружений ансамбля - построена в 1694 году (перестроена в 1764 году). В плане представляет из себя вытянутый многоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Собственно церковное помещение покрыто восьмискатной крышей с девятью главками. Такими вот я их увидел когда-то. (Рис. 18,19).

 

4055822_ris18 (700x466, 154Kb)

 

4055822_ris19 (700x466, 128Kb)

Рис. 18, 19 Главки церкви Покрова Богородицы в прежднии годы.

 

Над алтарной частью возвышается еще одна главка. Вход же в церковь выполнен в виде крыльца на столбах, перекрытого двускатной асимметричной крышей. Помещение церкви освещается  с севера и юга парными окнами. Ныне существующий иконостас собран в 1956-59 гг. из Заонежских икон XVII-XIX вв. на реконструированных тяблах, расписанных травным орнаментом по белому полю. А вот ряд оригинальных икон, упоминавшихся в описях XIX века утрачен. Сейчас это единственное церковное сооружение доступ в которое открыт – остальные находятся на реставрации. В церкви порой выступает хор местного фольклорного театра, исполняя духовные песнопения. (Рис. 20).

 

4055822_ris20 (700x465, 178Kb)

Рис. 20. Иконостас церкви Покрова Богородицы и хор фольклорного театра.

 

Завершает же ансамбль Кижского погоста шатровая колокольня. Это самое позднее сооружение – возведена она была в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Выстроена колокольни по традиционной для деревянного зодчества схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом.(Рис.21).

 

4055822_ris21 (700x465, 133Kb)

Рис. 21. Вид на шатровую колокольню с крыльца церкви Покрова Богородицы.

 

К слову, во время моего предпоследнего посещения острова Кижи, на колокольню можно было подняться. Вид от туда открывался весьма примечательный и именно с нее были сделаны фотографии главой церкви Покрова Богородицы, да, в общем то и ряд других. (Рис. 22, 23).

 

4055822_ris22 (700x466, 146Kb)

 

 

4055822_ris23 (700x466, 153Kb)

Рис. 22, 23. Виды острова Кижи с шатровой колокольни (былые времена).


Само-собой есть на Кижском погосте и свое небольшое кладбище, в конце концов это слово имеет и такое значение. Похоронены тут, в основном, местные священнослужители. А само это маленькое кладбище как бы логически завершает общую картину. (Рис.24, 25).

 

4055822_ris24 (700x456, 128Kb)

 

4055822_ris25 (700x465, 159Kb)

Рис. 24, 25. Кладбище Кижского погоста.

 

Теперь же, познакомившись с объектами, входящими в состав Кижского погоста, видимо, самое время просто прогуляться вокруг него и полюбоваться его великолепием с разных ракурсов и даже через «призму времен».
Рис.26, 27, 28.

 

4055822_ris26 (700x465, 67Kb)

 

 

4055822_ris27 (700x465, 104Kb)

 

 

4055822_ris28 (700x451, 45Kb)

Рис. 26, 27, 28. Современные виды на Кижский погост.

 

А теперь, практически то же, но через пресловутую «призму». (Рис. 29, 30,  31, 32).

 

4055822_ris29 (700x466, 150Kb)

 

 

4055822_ris30 (700x466, 149Kb)

 

 

4055822_ris31 (700x466, 150Kb)

 

 

4055822_ris32 (700x466, 147Kb)

Рис. 29, 30, 31, 32. Кижский погост через «призму времен».

 

Как я уже говорил, Кижский погост, это далеко не единственный «объект» музея-заповедника, тут собраны под открытым небом 89 памятников традиционной деревянной архитектуры: старинные часовни и дома, мельницы и амбары, риги и вешала. Большинство этих памятников перевезены на остров из различных мест Заонежья и Карелии.
Среди памятников церковного зодчества я бы особо выделил две небольшие церкви. Первая из них, это часовня Михаила Архангела. (Рис.33).

 

4055822_ris33 (700x465, 65Kb)

 

Привезена, или, точнее сказать, перевезена, она на остров из деревни Леликозеро Медвежьегорского района. Датируется концом XVIII - началом XIX веков. Декор часовни Михаила Архангела строг и по своему характеру является типичным для подобных сооружений Заонежья. (Рис.34).

 

4055822_ris34 (700x465, 63Kb)

Рис. 33, 34. Часовня Михаила Архангела с разных сторон.

 

Часовня Михаила Архангела имеет двухъярусный иконостас, состоящий из местного и деисусного чинов. На потолочном перекрытии, именуемом «небо», в центральном круге расположена икона Христа Вседержителя, а в окружающих ее сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы и изображения символов евангелистов. Живопись иконостаса и местных мастеров датируется XVII-XVIII веками. На маленькой звоннице часовни имеется хорошо подобранный набор колоколов. Если повезет, то можно послушать своего рода колокольный концерт, продолжительность которого будет зависеть как от настроения местного звонаря (он же является штатным сотрудником музея-заповедника), так и от того, сколь удачно удастся с ним договориться. Материал сооружения традиционный – сосна (сруб) и на кровлях и лемеховой главке – осина. На фотографиях видны следы недавней реставрации часовни – пройдет совсем немного времени и свежее дерево приобретет благородный серебристый оттенок. Примерно такой как тут. (Рис. 35, 36, 37, 38).

 

4055822_ris35 (700x466, 150Kb)

 

 

4055822_ris36 (700x466, 146Kb)

 

 

4055822_ris37 (700x466, 139Kb)

 

 

4055822_ris38 (700x466, 149Kb)

Рис. 35, 36, 37, 38. Вид часовни Михаила Архангела в «допрежнии» времена.

 

Самым же старинным объектом Кижского музея-заповедника, безусловно, является церковь Воскрешения Лазаря. (Рис. 39).

 

4055822_ris39 (700x465, 152Kb)

Рис. 39. Церковь Воскрешения Лазаря.

 

По стародавнему преданию церковь эта была построена преподобным иноком Лазарем, прожившим 105 лет и скончавшемся в 1391 году. Эта церковь стала первой постройкой будущего Муромского Свято-Успенского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Сам же монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей Муромского монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Преподобный инок Лазарь в свое время был объявлен местным святым, а воздвигнутая им церковь стала объектом особого поклонения. В 1919 году на территории Муромского монастыря организуется  сельхоз коммуна им. Троцкого. После 1945 года там организовали дом инвалидов ВОВ, а с середины 1960-х место запустело. Церковь Воскрешения Лазаря долгое время была заброшена. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где она была реставрирована в 1960 году и установлена на своем нынешнем месте. У здания нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах. Сейчас в церкви имеется иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, включающего в себя местный и деисусный ряды, царские врата и северные пономарские двери. Общего доступа в церковь нет, однако имеет смысл подружиться с кем нибудь из сотрудников музея. Правда, для этого надо иметь в распоряжении времени несколько более, нежели то предусмотрено стандартной экскурсионной программой. Некогда, когда церковь выглядела примерно так (Рис. 40, 41, 42) и именно таким путем, подружившись, мне удалось побывать в этой церкви.

 

4055822_ris40 (700x466, 146Kb)

 

 

4055822_ris41 (700x466, 133Kb)

 

 

4055822_ris42 (700x466, 132Kb)

Рис. 40, 41, 42. Церковь Воскрешения Лазаря (былые времена).

 

Разумеется, как указывалось выше, в Кижском заповеднике представлены и объекты т.н. «гражданского» деревянного зодчества. Это дома крестьян различной степени зажиточности, бани, мельницы и амбары, риги и вешала. Тут я хочу дать несколько вперемешку «старые» и «новые» фотография таких «гражданских» объектов, почти, за редким исключением, без пояснений.
Жилые дома. (Рис. 43, 44, 45,46, 47, 48).

 

4055822_ris43 (700x262, 147Kb)

 

 

4055822_ris44 (700x466, 159Kb)

Рис. 43, 44.  Дом зажиточного заонежского крестьянина.

 

4055822_ris45 (700x466, 158Kb)

 

 

4055822_ris46 (700x466, 161Kb)

Рис. 45, 46. Так жили середняки.

 

 

4055822_ris47 (700x466, 156Kb)

 

 

4055822_ris48 (700x466, 144Kb)

Рис. 47, 48. А так перебивались бедняки.

 

Одна и та же баня с интервалом в ... лет. (Рис.49, 50).

 

4055822_ris49 (700x466, 146Kb)

 

 

4055822_ris50 (700x465, 145Kb)

Рис. 49, 50. Баня.

 

А это то самое, что именуется загадочным и непонятным словом «вешала». (Рис. 51).

 

4055822_ris51 (700x465, 157Kb)

 

Зачастую они совмещались с обычным заборчиком. (Рис. 52).

 

4055822_ris52 (700x465, 156Kb)

Рис. 51, 52. Вешала.

 

Уникальная  лодка-кижанка, такие строили исключительно на острове Кижи и нигде более. К слову, такую же можно рассмотреть и на  Рис.44. Интересно, та же это или нет. (Рис. 53).

 

4055822_ris53 (700x457, 152Kb)

Рис. 53. Лодка-кижанка.

 

Разумеется, существование всего музея-заповедника было бы абсолютно невозможно без работающих тут людей. Работающих и большую часть времени здесь же и живущих. Жизнь тут всегда носила, да и продолжает, несколько сезонный характер. Она довольно бурная в сезон навигации и несколько замирает в зимний период. Правда сейчас это несколько изменилось и зимой музей тоже ухитряется проводить некоторые мероприятия. Но, все равно, главная движущая сила тут люди, люди просто удивительные и, порой, кажущиеся несколько не от пира сего. За время моих путешествий по подобным заповедно-музейным местам я часто встречался с ними. Так некогда было на острове Валаам, на Вологодчине  - в Кириллове, Ферапонтове, Горицах, да мало ли где еще. Ну, а сейчас... Сейчас это племя исчезает, исчезает по многим причинам. А вот здесь, на Кижах, пока держится и занимаются своим делом. Причем делом своим считают не только чисто музейную работу и реставрацию, но и поддерживание, а зачастую и возрождение, традиционных заонежских ремёсел и искусств. (Рис. 54, 55).

 

4055822_ris54 (700x504, 158Kb)

Рис. 54. Мастер.

 

4055822_ris55 (700x573, 173Kb)

Рис. 55. Кижская вышивальщица.

 

Остров же живет и своей, скажем так, обыденной жизнью, той самой, разумеется с поправкой на время и обстоятельства, которой жил всегда, которой живет весь окружающий мир. Сталкиваясь с этой жизнью, может показаться, что есть помимо сказочно-туристских, сказочно-исторических, из других пространств, Кижей и еще некие, совсем другие Кижи со своими обитателями, своим миром, своей жизнью. (Рис.56, 57, 58, 59, 60, 61).

 

4055822_ris56 (700x459, 163Kb)

 

 

4055822_ris57 (700x465, 136Kb)

 

 

4055822_ris59 (700x465, 165Kb)

 

 

4055822_ris60 (465x700, 223Kb)

 

 

4055822_ris61 (700x465, 150Kb)

 

 

4055822_ris62 (700x465, 154Kb)

Рис. 56, 57, 58, 59, 60, 61. Немного другие Кижи – жизнь и обитатели.

 

И уже покидая этот чудесный остров, покидая, разумеется, все тем же водным путем, долго стоишь на палубе своего судна не в силах оторвать взгляд от постепенно исчезающих вдали красот и чудес здешних мест. Все силишься налюбоваться напоследок, силишься и понимаешь, ежели даже жизнь и сложится так, что ты никогда больше не вернешься сюда, все равно это уже останется с тобой навсегда...
Виды на остров Кижи с Онежского озера. (Рис. 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70).

 

4055822_ris63 (700x466, 128Kb)

 

 

4055822_ris64 (700x465, 158Kb)

 

 

4055822_ris65 (700x462, 138Kb)

 

 

4055822_ris66 (700x465, 158Kb)

 

 

4055822_ris67 (700x458, 146Kb)

 

 

4055822_ris68 (700x465, 154Kb)

 

 

4055822_ris69 (700x465, 148Kb)

 

 

4055822_ris70 (700x465, 151Kb)

 

 

4055822_ris71 (700x465, 157Kb)

Рис. 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70. Виды на остров Кижи с Онежского озера.

 

Завершить же рассказ, особенно вспоминая то, с чего он начался, хочется цитатой из из певца Поморского Севера, почти забытого ныне писателя Бориса Викторовича Шергина: «Если я рассказал мало и неполно или что забвеньем спутал, и ты, земляк мой, архангельский помор, исправь и дополни. Подкрепи свидетельством своим мою скудность.».
Добавление, уже исключительно от меня - в данном случае торжественное обращение  «... и ты, земляк мой, архангельский помор...» следует понимать как «уважаемые читатели» или «коллеги».

 
Рубрики:  Чтобы помнили/война
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку