Арчибальд Торбурн, «Павлин и павлинья бабочка», 1917, акварель, гуашь, 87,5 х 111,5 см, частная коллекция
Картины Арчибальда Торбурна узнаются с первого взгляда. Не благодаря тому, что все как одна посвящены живой природе Туманного Альбиона; ведь анималистика — нередкая творческая стезя британских художников позапрошлого века. Не за счёт великолепной (преимущественно акварельной) техники его работ; ибо, заслуживая всяческого восхищения, она не является полностью уникальной, и носит явные следы развития идей немецкого живописца Йозефа Вольфа. И даже не потому что стиль его сверхреалистичных полотен более подходит на работы современных иллюстраторов орнитологической энциклопедии, нежели на живописный труд художника викторианской эпохи, так как сегодня фигуративным реализмом никого не удивишь и мало кого привлечёшь...
Всё дело — в балансе между драматичными природными фонами и сугубо реалистичным, лишённым всякого символизма изображением птиц и животных на переднем плане. В рекордно низком содержании лирики «в крови» его композиций, остающихся при этом бесконечно эстетичными, достоверно- целостными, очень живыми и содержательными.
Владея искусством построения тональных отношений, способный придать своему рисунку либо картине требуемое ритмическое наполнение и темп развития сюжета, Торбурн всё же предпочитал ставить во главу угла именно анатомию, а вернее сказать — биофизику своих пернатых и хвостатых героев. Демонстрировать разно- и своеобразие их пластики, подчёркивать приспособленность к жизни в дикой природе, знакомить зрителя с их повадками, гармоничными пропорциями, динамической сменой окраса тел в зависимости от поведения свето-воздушной среды... Глубоко влюблённый в неприветливые просторы родной Шотландии, художник тем не менее никогда не доверял живописному ландшафту «играть первую скрипку» в своих произведениях. Соблюдая рамки жанра, не превращал свои натурные зарисовки в наигранные жанровые сценки, предназначенные для украшения светских гостиных.
С наступлением XX века анималисты Старого Света бросились искать для своих крылатых и четвероногих моделей более экзотические и экзальтированные сюжеты. В погоне за модными веяниями меняющейся эпохи пускались в коллаборации с иными жанрами. Чувствуя неумолимую поступь модерна, пробовать свои силы вне реалистичного живописного паттерна. Стремились изобретать новую философию для вечных образов живой природы. В этом море креативных волнений живопись Арчибальда Торбурна ощущается этакой несокрушимой скалой консервативных воззрений. Отправной академической точкой зрения на то, как могут (и должны) взаимодействовать мастер- анималист, его муза и его аудитория. Как именно следует обращаться к зрителю, какие мысли и переживания дарить ему посредством собственного творчества, навеянного красотой нерукотворного мира. Как раскрывать бесконечно глубокую, поистине неистощимую тему анималистической живописи, чтобы оставаться приятным и интересным для своей аудитории.
Как показала история, его ставка полностью себя оправдала. В наши дни картины Торбурна носят вполне заслуженный титул вершины британской анималистики. Именно его информативные иллюстрации украшают собою виднейшие орнитологические справочники королевства. А цена на его масштабные акварели, исполненные сдержанной красоты и сурового очарования шотландских предгорий, и не думает снижаться. https://dzen.ru/a/ZSbQMN0urTsJsLV-