Metargem73(Rishon Le Zion)-Евреи Мурафа(Для изучения) |
Мурафа (также Морахва, Мурахва, евр. Мрахвэ), состояла из двух местечек: Старой Мурафы и Новой Мурафы. До 1923 г. Мурафа — местечко Ямпольского уезда Подольской губернии, с 1949 по 1993 г. — Жданово, посёлок Шаргородского района Винницкой области, объединявший сёла Старую и Новую Мурафу и Травну.
Посёлок расположен на берегах р. Мурафы (приток Днестра) при впадении в неё речки Клекотины, в 12 км от районного центра Шаргорода по шоссейной дороге Винница—Шаргород. Отдельная железнодорожная ветка связывает Мурафу с магистралью Одесса — Киев.
Мурафа — одно из старинных поселений у границы Подольского и Брацлавского воеводств, в краю, где решались силой территориальные споры польских королей и литовских князей. Одно из важных сражений за обладание западной Подолией между польской и литовской армиями произошло в этом краю (недалеко от Копыстырина) 30 ноября 1432 г..
С середины 1580-х гг. земли при впадении речки Клекотины в Мурафу приобрёл снятынский староста князь М. Язловецкий. На территории села Верхняки он выстроил замок и заложил местечко, которое вначале называлось Райгродом, затем Новогродом, потом Клокотином и наконец Морахвой.
Евреи поселились в укреплённом и расположенном на торговом тракте городе Мурафе в первой половине XVII столетия. В это время (1629) Мурафа была пограничным городом Подольского воеводства (граница между Подольским и Брацлавским воеводствами тогда проходила, вероятно, вдоль реки Клекотины, несколько восточнее реки Мурафы). Сравнительно с другими поселениями воеводства, Мурафа с более чем трёхтысячным населением была большим городом. Реестр подымного налога 1629 г. зарегистрировал здесь 607 жилых домов.
Первое упоминание общины Мурафы в респонсах львовского раввина Авраама Коэна Раппопорта датируется 1647 г. и связано с жалобой общины Бара на еврея-доносчика («мосера») из Мурафы.
По некоторым источникам в начале казацкой войны 1648 — 1649 гг. Мурафа оказалась разделённой линией противостояния казацкого и польского войск: казаки обосновались на территории будущей Старой Мурафы, а поляки укрепились на территории Новой. В мартирологе уничтоженных еврейских общин «Титгаявен» упоминается город под названием Мраша (или Мрахва), где было двадцать евреев-домохозяев; они бежали из местечка, после чего об их судьбе ничего не было известно.
В феврале 1651 г. польские войска взяли штурмом и опустошили Мурафу, бывшую (по Зборовскому мирному договору 1649 г.) пограничным оплотом казаков в военно-административном районе Брацлавского полка.
В условиях непрекращавшихся военных действий, кровопролития и разрушений (весна и осень 1654 г., весна 1655 г.) ни городские укрепления, ни разветвлённая сеть подземных ходов не были для евреев надёжной защитой: история еврейской общины Мурафы прервалась на несколько десятилетий.
В 1661 г. в Мурафе согласно переписи подымной подати Подольского воеводства уцелело всего 10 домов. Военные действия в крае вспыхнули с новой силой в 1671 г., во время похода польской армии под командованием Яна Собеского в юго-восточную часть Подольского и в Брацлавское воеводство.
С окончанием турецкой оккупации края (1672-1699) в Мурафу вновь вернулись её владельцы Потоцкие. Вероятно, в это время евреи поселились здесь снова и со временем составили большинство «городского» населения местечка: дома евреев сформировали центральные торговые улицы в обеих его частях.
С лета 1734 г. на Брацлавщине участились грабежи и погромы; Мурафа подверглась разбойному нападению гайдамаков летом 1735 г. Владелец половины местечка граф Потоцкий от своего имени и от имени наследников убитых евреев обратился с жалобой на крестьян-погромщиков в суд Брацлавского воеводства.
Переписями 1765 г. в Старой и Новой Мурафе были зарегистрированы соответственно 221 и 115 евреев, еврейских домов в Старой Мурафе – 90, в Новой – 49.
В 1766 г. местечку была пожалована королевская привилегия на проведение ежегодной большой ярмарки длительностью четыре недели. С развитием экономики местечка росла и численность еврейской общины. В 1776 г. число евреев Мурафы согласно официальной переписи составило 374 человека, они проживали в 52 каменных и 95 глинобитных домах-«халупах». В этот период к общине Мурафы было приписано 646 евреев, в том числе из окружающих сёл и местечка Джурин (Джурилов). Данные переписи были удостоверены раввином Мурафы Лейбом Майоровичем и раввином Джурина Лейбом Файбишовичем.
После Второго раздела Польши в 1793 г. местечко в составе Мурафы Старой и Новой, принадлежавших разным владельцам, было включено в Ямпольский уезд Подольской губернии. В «Топографическом описании Подольской губернии» (1799) отмечено, что Мурафа, «разделяющаяся на старую и новую», состоящая во владении Потоцких, имела две деревянных синагоги. В «гостином дворе» было семь каменных и восемь деревянных лавок, «занимаемых евреями».
В 1831 г., после польского восстания, в котором участвовал один из владельцев местечка, Новая Мурафа отошла к государству, а к концу XIX в. и Старая Мурафа также стала принадлежать государственной казне.
В 1871 г. в Старой Мурафе насчитывалось 175, а в Новой — 266 жилых домов. На правом берегу реки Мурафы в районе Слободки Мурафской были выстроены казармы и размещены армейские части. Их соседство впоследствии оградило общину Мурафы от погромов, прокатившихся по Украине в 1881-1882 и в 1905 — 1906 гг.
На протяжении XIX в. в Старой и Новой Мурафе были отдельные общины, материальное состояние которых, как и большинства общин региона, в первой половине столетия было тяжелым. Так, в 1829 г. община Старой Мурафы заняла у помещика Добко 330 рублей серебром (на льготных условиях, без процентов), из которых к 1858 г. всё ещё была должна 254 рубля.
Уже в начале XIX в. евреи Мурафы стали приверженцами хасидизма.
Во второй половине XIX в. каждая из двух общин владела каменной синагогой и молитвенным домом: в 1889 г. во всей Мурафе было зарегистрировано четыре «духовных правления». В 1853 г. раввином общины Старой Мурафы, насчитывавшей 613 прихожан, был р.Иосеф Шлембовский, раввином Новой Мурафы — р. Вольф Шнидер (в общине 529 прихожан). В 1860-х гг. евреям Новой Мурафы пришлось бороться против закрытия синагоги, признанной властями лишней.
Почти вся ремесленная и торговая деятельность местечка осуществлялась евреями.
В 1910—1914 гг. в Старой Мурафе проживало 180 еврейских семей31.
Гражданская война обернулась для евреев Мурафы трагедией. 17 июня 1919 г. (по другим данным, 15 —18 июля) 1-й Любенский кавалерийский полк Директории устроил в местечке погром, продолжавшийся три дня. Погромщики убили 64
еврея и оставили после себя полностью разорённое местечко с множеством раненых и изнасилованных, 66 сиротами и 33 вдовами.
В первой половине 1920-х годов в Мурафе, где проживало около двух тысяч евреев, были «довольно крепки старые традиции и обычаи». Большинство детей воспитывались в хедерах, а открытая в начале 1920-х годов еврейская школа почти не посещалась.
До середины 1920-х гг. общинные институции в Мурафе финансировались издавна заведённым порядком — на средства от шхиты. Шойхет и раввин арендовали у государства скотобойню, и тогдашний шойхет р. Лейб-Ицхак Генелис, назначая цену за убой скота, выступал в роли традиционного «балтаксе» — сборщика средств на нужды общины. Чтобы ликвидировать старинную «коробку» и этим подорвать экономическую самостоятельность общины, местные органы власти в июле 1925 г. расторгли арендный договор с прежним шойхетом.
Многие жители были объединены в производственный кооператив, в местном сельсовете было 18 евреев.
В 1923 г. здесь проживало 1229 евреев.
Немецкие и румынские войска заняли Мурафу 20 июля 1941 г. Многие семьи сумели эвакуироваться, однако осенью 1941 г. в местечке оставалось не менее 800 евреев. В осенние и зимние месяцы 1941 —1942 гг. сюда было депортировано около 4000 румынских евреев. Большинство их поселились в Старой Мурафе, в домах евреев и украинцев, а также в общественных зданиях. Из-за большой плотности населения зимой здесь свирепствовала эпидемия тифа.
В начале 1942 г. в Мурафе был создан совет общины, состоявший из румынских евреев, и еврейская полиция; эти органы были ответственны за выделение евреев на принудительные работы: расчистку снега и строительство дорог. На присылаемые из Румынии деньги и средства от налогов, которыми общинный совет обложил евреев Мурафы, были организованы бесплатная кухня, больница на 25 коек, аптека, школа и детский сад. Осенью 1942 г. был открыт детский дом на 30 мест, который сначала размещался в комнате жилого дома, а затем — в нескольких помещениях школьного здания.
Весной 1943 г. один из крестьян обвинил местного еврея в ритуальном убийстве его дочери. Так как девочка действительно пропала, крестьяне угрожали уничтожить всех евреев Мурафы. Только благодаря энергичным мерам румынских жандармов, получивших значительных размеров взятку, девочка была найдена.
19 марта 1944 г. Мурафа была занята партизанским отрядом, возглавляемым двумя местными евреями, а 20 марта в Мурафу вошли части Красной Армии.
Еврейская община Мурафы пережила годы оккупации. В послевоенные десятилетия евреи покидали посёлок, уезжая в города, а с начала 1990-х гг. — за рубеж.
В 1998 году здесь проживало 3 еврея.
Долгие годы после войны в облике центральной части посёлка Жданово сохранялась память о бывшем еврейском местечке. До конца 1970-х гг. здесь и там на улицах Старой и Новой Мурафы можно было увидеть дома XIX в., привычные для еврейских кварталов.
У ограды бывшего католического монастыря ещё недавно стояло здание самого, наверное, большого в местечке постоялого двора, или заезда, как было принято называть такие сооружения в По- долии. Паломники, стекавшиеся в монастырь, когда-то останавливались здесь на ночлег. После 1845 г., когда монастырь был закрыт, заезд арендовал еврей-шинкарь.
Заезд был включён в архитектурные справочники и туристические путеводители, что не спасло его от разрушения: при реконструкции монастырских построек в 1997 г. он был снесён43.
Еврейское кладбище отделено от Новой Мурафы речкой Клекотиной и расположено на склоне её высокого восточного берега. Его территория вытянута вдоль реки на 200 м и имеет ширину около 150 м. В прежние годы кладбище было обнесено каменной стеной, отдельные фрагменты которой сохранились.
Новый участок кладбища с захоронениями 1980-х — начала 1990-х гг. подступает вплотную к границе этого села.
Мурафа. Еврейское кладбище. Двойное надгробие 1764 г. на могиле Аарона- Гедальи, сына Моше и Хинды, дочери Шломо. Фото 1992 г
На многих захоронениях середины XX века установлены памятники в форме дерева с обрубленными ветвями, стелы на захоронениях XVIII — первой половины XIX вв. украшены рельефными изображениями. На старом участке кладбища сохранилось несколько десятков таких надгробий середины XVIII в. с резными украшениями. На некоторых из них декоративные сюжеты лишь угадываются, на многих стелах с трудом можно прочесть текст. Часто повторяющиеся здесь изобразительные мотивы — два льва с высунутыми языками, поддерживающие росток, и единорог в паре с грифоном (на мужских надгробиях).
Особый художественный интерес представляют два массивных памятника высотой более полутора метров, выполненные в форме портала. Один из них — двойная стела на могиле р. Аарона- Гедальи сына Моше и его жены Хинды дочери Шломо, умерших в 1764 г.
В Мурафе родился Будкер Герш Ицкович (1918 -1977), советский физик, академик, соратник Курчатова, с 1957 г. директор Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР.
Рубрики: | Живое Человеческое Общение/Переводы .Humor.Смех.Сатира. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |