-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2522
Написано: 6250


Литейный дом княгини Юсуповой

Среда, 31 Августа 2016 г. 11:09 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Литейный дом княгини Юсуповой

Князья Юсуповы были очень состоятельными людьми. Они владели множеством домов и дворцов, в которых содержались ценнейшие коллекции предметов искусства. Дворцы их и поныне считаются гордостью архитектуры Петербурга, а художественные шедевры украшают прославленные музеи России

«Особняк графини З. И. Юсуповой». Рис. В. С. Садовникова, 1866

 

В середине XIX века новый особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (урожденной Нарышкиной) на Литейном, 42, производил сильное впечатление на петербуржцев. Сегодня фасад, покрытый патиной времени, впечатляет только, если в него пристально вглядеться и постараться не замечать ядовито-синих рекламных щитов, уродующих первый этаж.

.

Портрет Зинаиды Ивановны Юсуповой

Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой графини Нарышкиной. На возведение и отделку особняка понадобилось семь лет — с 1852 по 1858 год, а прожила в нем княгиня всего чуть больше трех лет.

Две причины заставили светскую львицу и звезду высшего петербургского общества 43-летнюю княгиню Юсупову отказаться от роскошного особняка на Мойке в пользу сына, Николая Борисовича Юсупова: его женитьба и смерть мужа, князя Бориса Николаевича Юсупова. Впрочем, ходили слухи, что к своему вдовству княгиня отнеслась довольно равнодушно и после смерти мужа на какое-то время покинула Россию.

Вернулась она с женихом Луи Шово, который был младше ее на двадцать лет, — с ним она и обвенчалась в домовой церкви своего особняка на Литейном.

Академик архитектуры - Людвиг Бонштедт (1822-1885)
Строительство началось в 1852 году и закончилось в 1858

Сначала проект дома разрабатывал художник и архитектор Гаральд-Юлиус Боссе. К началу 1850-х сорокалетний архитектор имел за плечами образование в Строительной школе Дрездена и Дармштадта, работу чертежником у знаменитого Брюллова, звание академика Российской академии художеств.

Список работ Гаральда Боссе впечатляет: это особняки, доходные дома, церкви. За свою карьеру зодчий возвел девять храмов в Петербурге, Хельсинки, Дрездене, Перми.

Но эскизы нового дома и сметы Зинаиде Юсуповой не понравились, и проект был поручен молодому архитектору Людвигу Бонштедту. Петербуржец немецкого происхождения после окончания знаменитой и по сей день школы "Петришуле" получил архитектурное образование в Берлине. После он посещает Францию и Италию, а в 1843 году возвращается в Петербург. Знакомство с европейскими дворцами не могло не сказаться на стиле молодого зодчего, к 1851 году уже занимавшего должность старшего архитектора при дворе великой княгини Елены Павловны.

Литейный дом княгини Юсуповой выполнен в стиле необарокко. Правда, некоторые специалисты относят общую архитектурную стилистику здания к итальянскому Возрождению, с использованием элементов барокко. Фасад полностью облицован камнем — гатчинским песчаником, а декоративные элементы выполнены из песчаника бременского в известной в то время мастерской Трискорни. Здание декорировано скульптурами и лепными элементами, на верхней части фасада располагались гербы Юсуповых и Нарышкиных.

"В Петербурге с Симеоновского моста на Фонтанке, по направлению к Литейной, представляется глазам зрителя перспектива улицы, которая замыкается роскошно обделанным фасадом, грандиозные формы и пропорции частей и целого и сами части, или детали постройки в новейшем вкусе старинного стиля возрождения производят на зрителя приятное впечатление, нравятся артисту и профану, мужчине и женщине.

Матовый, беловатый цвет здания, игра теней и света в солнечное время и художественное выполнение всех архитектурных подробностей довершает полноту величественной композиции", — так писал в своих воспоминаниях один из современников. По заказу Зинаиды Юсуповой художник Василий Садовников сделал серию из тридцати акварелей с интерьерами Литейного дома.


В особняке князей Юсуповых на Литейном проспекте был устроен лазарет.
Фото И. А. Оцупа. 1914-1917 годы.

Впрочем, архитектурное сообщество не удержалось от критики здания. "Дом княгини Юсуповой известен большинству  читателей. Он в натуре лучше, чем на чертежах..., но все-таки, несмотря на дорогой материал его фасада, сей последний нельзя назвать удачным. Бонштедт, как и все ему подобные таланты, трактовал все стили свободно и не стесняясь их особенностями и, если можно так сказать, их законами. Оттого, в данном случае, мягкий и пленяющий стиль французского ренессанса времен Людовика XV, вышел жестким и мертвым; много, конечно, виновато в том и самое исполнение, но главная вина, все-таки, в рисунке... Дворовые фасады стоят, в художественном отношении, выше лицевого" ("Зодчий", 1876, цит. по citywalls.ru).

Домовая церковь,не сохранилась

Имел особняк и еще одну важную особенность — собственную домовую церковь. Получить разрешение Святейшего Синода на пожизненное установление домового храма было не так легко — княгине "помогла" застарелая болезнь ног. Домовой храм располагался на третьем этаже южного служебного флигеля. Для стен были выбраны розовый и зеленый цвета с позолотой, резной золоченый иконостас выполнен по проекту художника и архитектора Алексея Горностаева. После Октябрьской революции деревянный купол был разобран, а убранство храма утрачено.

 

Николай На портрете В. Серова, 1903

Зинаида Ивановна Юсупова умерла в Париже 16 октября 1893 года, в возрасте 83 лет. Согласно завещанию княгини, Литейный дом перешел к ее правнуку, Феликсу Юсупову-младшему, впоследствии ставшему известным как участник убийства Григория Распутина.

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу и стало первым пристанищем легендарного театра пародии "Кривое зеркало". В 1909 в особняке прошла выставка, посвященная Льву Николаевичу Толстому, а в 1910-м — выставка "Сто лет французской живописи", организованная редакцией журнала "Аполлон". В Первую мировую войну и вплоть до 1918 года в доме размещался госпиталь.

Советский период истории особняка, к счастью, не принес зданию непоправимого ущерба. Сразу после революции дом отошел в ведение Польского дома просвещения, с 1934 года стал Домом политического просвещения, с 1949 года в особняке прочно обосновалось общество 

Поэт Н.Агнивцев писал про этот дом:
"На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама,
По преданию, жила."

Конечно, Пиковая дама не могла жить в этом доме, ведь он был построен в 1850-х годах, через 20 лет после смерти Пушкина, однако история жизни княгини З.И.Юсуповой (урожденной Нарышкиной) достойна романа. 

Эту дорогую отделку могла себе позволить только такая богатая заказчица. Здание декорировано колоннами и скульптурой.

Многочисленные парадные апартаменты были оформлены в разнообразных стилях. В доме находился великолепный зимний сад, редкая коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны выполнены художником Н. А. Майковым. Особенно красивы Библиотека, Портретный и Концертный залы.

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина.

Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных. Она родилась 2 ноября 1809[K 1] года в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью — Варвара Николаевна Ладомирская, внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой. Крестины состоялись 13 ноября.Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа

Молодые супруги Юсуповы

Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт. К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова). Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц. Вспоминая о празднествах, граф В. А. Соллогуб писал:

« … в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре — звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света


Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ. 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату:

« Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных. »


Но свадьба была отложена из-за вмешательства княгини Татьяны Васильевны.

« Уезжая из Москвы, я надеялся вскоре быть счастлив, соединив свою жизнь с жизнью Зенеиды. Но маман, против воли которой я никогда не посмею пойти, просила отложить свадьбу. Огорчения мои были так велики из-за этой задержки, что я едва не заболел. »

Все так же кариатиды держат дом на своих плечах...
Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен».

Зинаида Юсупова-младшая с мужем  и сыновьями 

Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге». В письме брату от 2 мая 1827 года А. Я. Булгаков писал: «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ». А. И. Тургенев, сравнивая её с «прикованным зефиром», отмечал, что «всё в ней ещё — поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу»

Николай Борисович Юсупов

В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем. Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого она фактически разорвала брачные отношения, позволив мужу заводить любовниц. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого она опасалась.

Младшая ветвь Юсуповых

Князь А. В. Мещерский называл княгиню Юсупову одной из «львиц» петербургского общества, отдавая ей пальму первенства.Современники отмечали её природную красоту и ум. Граф Соллогуб вспоминал, что она «была хороша собой, добра и приветлива». Мещерский пишет, что Зинаида «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью». Княгиня Юсупова пользовалась вниманием императора Николая I. Описывая её в 1829 году, Долли Фикельмон, отдавая дань красоте Зинаиды,

Николай Первый

« Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит»при этом ревниво замечала, что «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, — вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение».

В 1830 году у Зинаиды Ивановны начинается роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве (1808—1841). Графиня Фикельмон отмечала:

« Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как впрочем, и годами, веселая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведет себя так, будто на всем белом свете только они вдвоем с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают. »


Вскоре о романе становится известно и супругу, Долли пишет в своём дневнике: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому — Жерве».

Спасая Зинаиду от сплетен, Жерве покидает Петербург. В 1841 году князь Михаил Лобанов-Ростовский поведал о «меланхоличном Жерве»:

Феликс Юсупов с женой Ириной

«У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Вскоре во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни. 7 августа 1841 года императрица Александра Фёдоровна писала своей подруге графине С. А. Бобринской:

Внучка Ирина Юсупова (Шереметьева) с дочерью Ксенией

« Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды»

Правнук Зинаиды, князь Феликс, писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».


В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич, и вдова покинула Россию. По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором. В конце 1850-х во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет.

7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. С 1860 года он занимал пост генерального советника департамента Финистер округа Конкарно в провинции Бретань.

Ксения Сфири - потомок ЮсуповыхУ Ксении одна дочь - Татьяна Сфири (р.1968), у которой двое детей - Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006). Девочки не носят фамилию Юсуповых

В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре, и ей пришлось выкупать его за полтора миллиона франков.Последние годы Зинаида Ивановна проживала в основном в Париже. Феликс Юсупов оставил воспоминания о своих визитах к ней:

« она жила одна с компаньонкой на Парк-де Прэнс… Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром, что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус. »


В 1893 году Зинаида Юсупова мечтала посетить родину, даже получила высочайшее соизволение, но скончалась в том же году. По её завещанию тело было перевезено в Россию и погребено в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге, в нижнем пределе храма Св. Сергия Радонежского, который был построен архитектором А.Горностаевым на средства княгини Юсуповой.





http://kommersant.ru/doc/2562153

https://vk.com/event50907758?z=photo-50907758_2999...album-50907758_171176187%2Frev

Сауткина Г. Н. Литейный дом княгини Юсуповой. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 1997. — 96 с.
Евреинов Н.Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». — М.: Искусство, 1998. — 366 с. 

Серия сообщений "Дворцы России":
Часть 1 - Петровский путевой дворец.
Часть 2 - Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.
...
Часть 46 - «Векзельбургский» след Янтарной комнаты
Часть 47 - Роскошный дворец Юсуповых на Мойке
Часть 48 - Литейный дом княгини Юсуповой

Серия сообщений "Князи,графы,династии":
Часть 1 - Маленькое русское безумство в Бретани.Замок Кериоле
Часть 2 - Родовое проклятие князей Юсуповых
...
Часть 13 - Очарование искусства династии Фаберже.Часть 4. Экспозиция музея в Баден-Бадене.
Часть 14 - Ювелирный дом Фаберже.Часть 1.Как создавались шедевры
Часть 15 - Литейный дом княгини Юсуповой

Серия сообщений "Юсуповы":
Часть 1 - Нарышкины. Зинаида Ивановна. Нарышкины-Юсуповы
Часть 2 - Династии России. Юсуповы.
...
Часть 28 - Маленькое русское безумство в Бретани княгини Юсуповой Зинаиды Ивановны
Часть 29 - Роскошный дворец Юсуповых на Мойке
Часть 30 - Литейный дом княгини Юсуповой
Часть 31 - Родовое проклятие князей Юсуповых
Часть 32 - "Древняя императрица" Княгиня Юсупова
Часть 33 - Малышка Юсупова

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку