Муромлена обратиться по имени
из книги Александра Бенуа "История живописи" Понедельник, 07 Марта 2011 г. 09:31 (ссылка)
"lodocus или loos de Momper II был внуком живописца lodocus de Momper 1 (1516- 1559 гг.), произведений которого не дошло до нас. Иоос де Момпер родился в Антверпене в 1564 г. (семья происходила из Брюгге) и, вероятно, был учеником своего отца; принят Иоос в гильдию в 1581 г.; женился 4 сентября 1590 г. на Елизавете Гобейн; в 1611 г. он состоял старшиной гильдии; умер 5 февраля 1635 г. Достоверно неизвестно, совершал ли Момпер далекие путешествия и, в частности, был ли он в Италии (ряд приписываемых ему рисунков 1592 г. в Альбертине изображают виды Рима), но едва ли допустима мысль, что прекрасные горные виды, изображенные на большинстве картин художника, единственно плоды его фантазии или подражания картинам товарищей, бывших в Тироле и в Швейцарии. Кроме Иооса, заслуживают еще внимания следующие члены этой фамилии: отец его Бартоломейс, гравер и издатель (не ему ли принадлежат рисунки спорных видов в собраниях С. Яремича и кн. Аргутинского?), Франс (1607-1677 гг.), работавший во вкусе П. Молейна и Гойена, и сын Иооса, Филипп (умер около 1635 г.), которому часто принадлежат фигуры на картинах отца. Кроме него, фигуры на картинах Иооса де Момпер писали: Рубенс, все три Франкена, Л. Франхойс, Бален, Вранкс и оба Тенирса."
"Аналогичную роль с Франкенами и Баленом играл еще один антверпенец - Иоос де Момпер. И его картины предназначались главным образом для украшения стен, а не для отдельного любования. Но все же Момпера нельзя ставить в один ряд со "скромными ремесленниками". Это был сильный художник, обладавший необычайно размашистой техникой и удивительно звучной красочностью.
Момпер играет в развитии пейзажа более видную роль, нежели это обыкновенно думают. Он не только стоит выше своих соотечественников - пейзажистов "круга Рубенса", вроде Лукаса ван Удена, ему не только многим обязаны такие эффектные мастера, как де Ваддер и Артуа, но мы встретим отголоски его широких приемов, его гибкой техники, его красиво-условных тонов в творчестве гиганта Веласкеса, здоровяка Орренте, очаровательного Фети и причудливого Геркулеса Сегерса, а косвенным образом Момпер повлиял и на Маньяско, и на Гойю, и на многих других мастеров. Это у Момпера горный пейзаж, возникший еще в Нидерландах в XV веке, вступивший затем под влиянием Италии в новую эру в творчестве Патенира, Блеса, Скореля, Питера Брейгеля, Валькенборха и Гуфнагеля, достиг в начале XVII века какой-то предельной легкости и воздушности. Затейливее Момпера сочиняли свои пейзажи Пауль Бриль, Ян Брейгель и все их последователи; но у Момпера мы найдем сами благородное сочетание красок (и вовсе не одних только условных "трех тонов"), наиболее плавную и энергичную технику, обостренное "понимание пространства". Наслаждение доставляют картины Момпера и вблизи и издали: вблизи нас волнует бравурность его кисти, его смелые потоки краски, его могучие удары кисти; издали этот прекрасный хаос техники складывается в спокойные симфонии, в чудесные перспективы, открывающиеся на природу, в которой фантастика чудесным образом сплетается с тонкой наблюдательностью"
[B]