-Метки

3d забор et cetera БАМ Леся александр калягин аська барочная музыка весна видео виктор астафьев владимир набоков выставка гуси гусята дальний восток деревня дом на реке елена елова енисей зимовьё зимовьё на гилюе иллюстрации карело-финская лайка католический храм книги кой коляда-театр красноярск красноярский край курагино курочки курчата лев толстой ленком малый театр мастерская фоменко маяковский москва московская область музеи николай коляда огород одиночество ольга кабо осенняя охота осень отроги охота охота на уток охотничьи просторы охотничья избушка повесть подмосковье рассказ рецензия романтика севера роска русский охотничий спаниель рыбалка сад саянский декаданс сборник рассказов таёжная заимка тайга театр театр вахтангова театр виктюка театр им. моссовета театр луны театр на малой ордынке театр наций театр сфера театр терезы дуровой театр у никитских ворот театриум на серпуховке тенесси уильямс теннесси уильямс трамвай желание тында тындинский район тюхтят тюхтята хабаровск храм сен-луи цветы цыплята юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа Тындинского района.
Природа Тындинского района.
14:26 14.05.2017
Фотографий: 21
Посмотреть все фотографии серии Охота и рыбалка
Охота и рыбалка
08:39 18.05.2013
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Тында - любимый город.
Тында - любимый город.
06:09 02.12.2010
Фотографий: 17

 -Цитатник

В помощь автору поста - (0)

В помощь автору поста Поскольку сообщество является преимущественно русскоязычным, мы просим авто...

Все вопросы по ЛиРу. - (0)

Всё, что вы хотели знать о ЛиРу, но... вам никто не рассказал. Скажу сразу и честно: решил собрать ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шаманов

 -Подписка по e-mail

 


"Лолита" в театре "У Никитских ворот"

Пятница, 07 Апреля 2023 г. 11:42 + в цитатник
Вчера я побывал на лучшем спектакле, который видел за свою недолгую карьеру московского театрального зрителя. Я переехал в столичный регион в разгар пандемии кoвида и по театрам стал ходить только после снятия ограничений. Сначала в моём рейтинге лидировали "Лица" с Александром Калягиным и Владимиром Симоновым, затем меня покорила сказка "Турандот" театра кукол имени Образцова. Кроме этого я смотрел несколько хороших, добротных спектаклей, которые вызвали у меня эстетическое наслаждение, но не спровоцировали восторга, бури эмоций, внутреннего ликования и даже какого-то душевного сияния, как произошло с "Лолитой".
Более того, в моём рейтинге не только "Лолита" выбилась в топ, но и сам театр "У Никитских ворот". Вернее, он делит первенство с детищем Калягина.
213140_1000 (700x471, 68Kb)

Я побывал в немногих театрах столицы. Первым меня покорил аляпистый, вычурный, но невероятно уютный "Et Cetera". Затем я навестил "Современник", который мне показался добротным, но каким-то через чур провинциальным, создающим ощущение, что нахожусь где-то в Абакане, или Красноярске или даже моей маленькой родной Тынде. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что провинциальный, значит плохой. Даже наоборот - провинциальный, значит более понятный и привычный. Был я и в д/к им. Зуева, который мысленно называю д/к "Комбайностроителей". И вот я попадаю в камерную атмосферу "У Никитских ворот". И с первого взгляда влюбляюсь в этот тёплый, домашний театр.
Зрители в каждом театре тоже разные. В "Et Cetera" много зрелых, зажиточных, элегантных мужчин и женщин; часто встречаются семьи с взрослыми детьми. Глядя на них, представляю, что это династии врачей или учителей, или журналистов. В "Современнике" я обратил внимание на обилие ухоженных, надменных, лощёных представителей среднего возраста и среднего класса. Мысленно причисляю их к купцам 2-й и 3-й гильдии. В д/к имени Зуева, где обычно идут комедии в духе Comedy Club или Comedy Woman, публика, как мне кажется, предварительно долго мучается над дилеммой где провести выходной - за городом на шашлыках или в театре. Решают так: в этот уикенд идём в театр, но в следующий - обязательно на дачу с мясом, пивом и маринованными огурчиками.
Но видели бы вы какая публика наполняла маленький уютный зал тетра "У Никитских ворот"! Киприды, из моря выходящие. Геспериды. Плеяды. Грациозные, обворожительные и молодые. В вечерних платьях с глубокими декольте. Или в коротких широких юбках, едва прикрывающих ягодицы. Благоухающие не только духами, но и молодостью, здоровьем и самой жизнью. И при всём этом девушки в большинстве своём смущены и растерянны; с лиц не сходили застенчивые улыбки. Казалась, чувствовали они себя в откровенных нарядах немного неловко, потому что пользуются ими нечасто. Может быть, облачаются в эти одежды современных принцесс несколько раз в месяц для похода в театр. И, судя по лицам, жестам, мимике и походке девушки эти умны и воспитаны. Полный зал привлекательных интеллектуалок. Да и как иначе, ведь только интеллектуалку может заинтересовать творчество Набокова вообще, и пьеса по самому скандальному его роману в частности (роману, который у человека, далёкого от литературы и искусства, вызывает омерзение). Большинство этих девушек наверное студентки. Я представляю, что это будущие филологи, поэтессы, переводчицы, стенографистки. Интересно, а может ли молодая стенографистка полюбить старого, больного писателя? И стать его женой? Ой, нет, конечно не может. Но, это я уже отвлекаюсь. И отвлекаюсь сильно...
Я ещё не дорос до уровня театрального критика, поэтому все мои заметки субъективны и эмоциональны. Со временем буду больше сопоставлять, сравнивать и анализировать.
Спектакль поставлен художественным руководителем театра "У Никитских ворот" Марком Розовским по пьесе Эдварда Олби, написанной по одноимённому роману Владимира Набокова. Роман я знаю хорошо, много раз перечитывал. Смотрел два художественных фильма: снятый в 1997 году Эдрианом Лайном и в 1962 Стэнли Кубриком (первый понравился больше). Словом, я более чем искушённый зритель.
Спектакль "Лолита" обворожил меня в первую очередь своей аурой. Игра света и теней, причём свет и тени разных оттенков (это очень по-набоковски). Музыка Джорджа Гершвина, похожая на ветерок, вдувающий на сцену джазовую атмосферу одноэтажной Америки середины прошлого века.
ff9d6d07e170f5f23319234af5388dc2 (604x403, 952Kb)

Ну, и конечно я был очарован Лолитой, которую сыграла выпускница театрального училища имени Щепкина Алиса Тарасенко. Это лучшая Лолита из тех, которых я видел. Лучше, чем Доминик Суэйн режиссёра Лайна и тем более намного лучше Сью Лайон Кубрика. Сыграла Алиса настолько хорошо, насколько вообще может сыграть 12-летнюю девочку 22-летняя актриса.
Произведение "Лолита" Розовского и Олби отличается от Набоковского творения большей комичностью, большим гротеском даже. Набоков, безусловно, оценил бы. Он любил такое. Но первоисточник всё же более драматичен и трагичен. Фарса в нём меньше.
Удивительно, но драматург и режиссёр почти не тронули сюжет. Бросилось в глаза только расхождение в причинах смерти Шарлотты Гейз. В книге она погибла под колёсами автомобиля. В спектакле просто в ходе бытовой ссоры. Что, впрочем, совершенно не важно. В книге мало внимания было уделено её смерти и похоронам. Олби и Розовский почему-то на этом сделали акцент. Сцена с похоронами Гейзихи, на мой взгляд лишняя. Если её убрать, спектакль не только не пострадал бы, но стал бы более динамичным. Ещё одно расхождение с оригиналом - замена имени главного героя на созвучное: не Гумберт Гумберт, а Хамберт Хамберт. Зачем? Художникам виднее. Они так видят.
319ec28fd94faa3b4b979cfb88766f8c (604x403, 952Kb)

Игорь Скрипко в роли Хамберта Хамберта не убедителен. Дело в том, что актёру 30 лет. Реальный Гумберт Гумберт был старше. Поэтому, как бы главного героя не гримировали, и как бы он ни старался старить себя с помощью голоса, молодость наружу всё равно просвечивает. И совершенно лишним было заикание, очень похожее на переигрывание. Прототип был намного аристократичнее, коварнее, лощёнее и безупречнее.
Но зато как меня очаровал подлец и развратник Клэр Куилти! В книге Куилти важный персонаж, роковой, но абсолютно незаметный, в какой-то степени даже фантомный. Но в пьесе Олби и в исполнении Юрия Голубцова Куилти становится одним из главных персонажей. И это прекрасно! Даже Набоков не смог так выпукло написать этого негодяя.
Спектакль шёл три часа. Из зала я выплыл ошеломлённым. Влюблённым в театр "У Никитских ворот" и покорённым двумя яркими артистами Алисой Тарасенко и Юрием Голубцовым.
Я обязательно стану завсегдатаем этого замечательного театра. Обязательно вернусь в его уютный зал и его незабываемую атмосферу, полностью погружающего зрителей в величайшую и прекраснейшую иллюзию, происходящую на сцене.

P.S. Фото взяты с официального сайта театра "У Никитских ворот".
Рубрики:  Театр
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку