Если в семье первоклашка. |
Елена Бегунова, психолог,
Директор ЧУП «Центр РОСТ»
Вот и начинает желтеть листва на деревьях, красавицы астры радуют глаз в букетах, а наши малыши отправляются первый раз в школу. Это новый этап в жизни и детей, и родителей. От чего же зависит успешное вхождение в школьную жизнь?
Давайте по- порядку. Конечно, же появление в семье ребёнка- первоклассника ведёт к перестройке жизни семьи в целом. Почему? Потому что первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Но, ведь, возразят некоторые, ребёнок и раньше ходил в детский сад, на развивающие занятия, да и стал он намного старше. Да, это так. Но в первую очередь
Следует сформировать адекватное представление о школе, с условием, что там могут быть и положительные, и отрицательные строны, настраивать ребенка на успех и не пугать возможными неудачами. Естественно, нужно поддерживать самоценность ребенка, развивать уверенность в себе и в своих силах. Прежде всего, принимая ребенка безусловно, не за оценки и работу.
Наш ученик вроде уже повзрослел, но все равно это ребёнок. Ему все также нравится играть. Так давайте поиграем! Например, после первого звонка сделаем галерею фотографий и расскажем друзьям и знакомым, как прошёл этот знаменательный день. Ребёнку подарим ученический значок и посвятим его в ученики. Это внешние атрибуты, которые способствуют положительному настрою. То есть роль
Приучайте ребенка к самостоятельности и организованности. Очень важно, чтобы у ребенка появились «взрослые» домашние обязанности: заправить кровать, убрать со стола, почистить обувь -ведь он уже стал старше, он ученик. Ну, и конечно, это сама школьная жизнь: уроки в школе и дома, общение со сверстниками, учителем, родителями. Мы уже говорили с вами о том, что это изменения и в жизни родителей.
Первое, ребёнка необходимо отвести в школу, к началу занятий. Время звонка- четкое время. Когда ребёнок был в детском саду, его можно было привести и к завтраку, или ещё попозже, то есть период приёма был достаточно гибким.
Важный момент- наличие в школе группы продлённого дня. Во многих школах Минска
Двигаемся дальше- приход ребёнка домой. Важно, чтобы периоды учебной деятельности и отдыха чередовали друг друга. Замечательный помощник- режим дня. Когда ребёнок, да и родитель знает, что в какое время делать, то это снимает много вопросов. Важно составить режим, учитывая периоды активности ВАШЕГО ребёнка. Для этого достаточно несколько дней понаблюдать за ребёнком. В вашем семейном расписании должно быть время и для тихого общения и бурных спортивных прогулок.
Питание в школе, несколько отличается от того, что было в детском саду. Так называемые «вторые завтраки» в большинстве школ носят обязательный характер. Постройтесь узнать, что входит в школьное меню, внесите составляющие рациона в домашнее питание. Если есть проблемы с аппетитом, особенно утром- поговорите об этом с педагогом. А то, что не добирает ребёнок в школе, можно пополнить дома. Питание должно быть сбалансированным, богатым витаминами и микроэлементами.
На что ещё необходимо обратить внимание? На эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Ведь это показатель того, как ребёнок проходит адаптацию. Успешность прохождения зависит от ряда факторов.
Психологическая готовность.
Прежде всего, это интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.
Это интеллектуальная готовность, которая предполагает определенный запас знаний, уровень умственного развития и развития познавательных процессов, соответствующих возрасту ребенка.
Эмоционально- волевая готовность — умение управлять своими эмоциями и поведением.
Помним, что именно в
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и
Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2–3 недели обучения. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации — неустойчивое или первое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Существуют факторы риска протекания адаптационных процессов. К ним относятся и заболевания матери в течение беременности её психологическое состояние, особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.
Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.
Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.
Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых.
О сформированной «внутренней позиции школьника» можно говорить тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. К тому же, как мы уже говорили- это новый этап жизни, новая ступенька развития. Поднимайтесь на неё максимально эффективно, используя этот этап для дальнейшего развития.
Рубрики: | Полезные советы Развитие ребенка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |