-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ. К 90-летию Евгения Евтушенко

Суббота, 09 Июля 2022 г. 13:16 + в цитатник

«Поэт в России больше, чем поэт»

К 90-летию
великого поэта России

Евгения Александровича Евтушенко

18 июля 1932 — 01 апреля 2017

3620784_Evt1 (480x484, 55Kb)

18 июля 2022 г. исполнится 90 лет со дня рождения Евгения Александровича Евтушенко, который был самым популярным и читаемым поэтом России за последние полвека. Ему я и посвяаю свое эссе. Он всегда был моим самым любимым поэтом. А девизом моей жизни были его стихи:

Не может добрый быть трусливым.
Кто трусит – тот не так уж добр.
Не стыдно ль за себя трястись вам
и забывать, что смелость – долг?!

«Добро должно быть с кулаками!..»
А где же ваши кулаки?
Вы, кто зоветесь добряками,
вы подлецы – не добряки.

Когда друзей напрасно били,
кастетом головы дробя,
вы их любили? Да, любили.
Но вы любили… про себя.

Когда их те клеймили всуе,
когда б самим держать ответ,
из доброты не голосуя,
вы удалялись в туалет.

А после, вам на удивленье,
всем неразумным напоказ,
нерасторопных, как тюленей,
поодиночке били вас.

Неужто же за столько лет
понять на шкурах не смогли вы:
кастет сильнее, чем эстет,
прекраснодушный и трусливый!                    

            1962

Я в 1963 году учился на первом курсе института, занимался физикой, и мне попалось высказывание великого физика, лауреата Нобелевской премии Льва Давидовича Ландау:

«У него есть очень хорошие стихи, читает он их бесподобно, ну а гражданское мужество Евтушенко вызывает глубочайшее уважение… Мы все должны снять шляпу перед этим поэтом!»

Лев Давидович Ландау

 

Тогда я и познакомился с его творчеством.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима Иркутской области в семье геолога и поэта-любителя Александра Гангнуса. Его первое стихотворение опубликовали в газете "Советский спорт". Первая книга стихов "Разведчики грядущего" вышла в 1952 году. Тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1963 году Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Он стал автором более 150 книг, которые переведены на многие иностранные языки. Больше 100 произведений Евгения Евтушенко были переложены на мелодии советских композиторов и стали популярными песнями. 

 

Поэт умер 1 апреля 2017 года в США, куда он переехал в 1991 году после распада СССР. Похоронен в Переделкино под Москвой.

 

Его отцом был геолог, поэт-любитель Александр Гангнус, а матерью — геолог, актриса и заслуженный деятель культуры РСФСР Зинаида Евтушенко.

3620784_Evt2 (273x172, 16Kb)

Евгений с родителями

Благодаря родителям он полюбил литературу еще в детстве.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя поэтом. Это видно из его ранних стихов, написанных в 5-7 лет. Его сочинительство поддерживалось родителями и школьными учителями. Первые свои стихи он посвящал спорту и праздничным датам.

Женя Евтушенко сочиняет свои первые стихи:

«Я проснулся рано-рано / и стал думать, кем мне / быть, / захотел я стать / пиратом, / грабить корабли» (1937);

«Захворал воробушек, / воробушек-хворобушек. / Ранен был он гадкой, / знать бы, чьей рогаткой. / Чистит перышки свои – / выпал камушек в крови» (1939);

«Почему такая стужа? / Почему дышу с трудом? / Потому что тетя Лужа / стала толстым дядей / Льдом»(1939);

«Бабушка, бабушка, / дай мне два оладушка. / Поскорее один съем, / чтоб исчез во мне совсем, / а другой я отнесу / белке рыженькой в лесу»(1939);

 

 «Ветер слезы мои вытер, / я и ветер – мы друзья. / И надену я не свитер – / только ветер на себя!» (1940).

Евтушенко вспоминал: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса».

В 1944 году родители развелись, и Евтушенко переехал с матерью в Москву. Там она поменяла фамилию сына на свою девичью. Однако с отцом они виделись: Александр Гангнус водил сына на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского. Также Евтушенко занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, мать сохраняла все рукописи и даже отправляла некоторые стихи в письмах бывшему мужу. Однако школьные отметки у будущего поэта были плохими. А в 1948 году его обвинили в том, что он поджег школьные журналы, и вовсе исключили. Тогда 15-летний Евтушенко поехал к отцу в Казахстан: Гангнус возглавлял там одну из геологоразведочных экспедиций.

Мать, будучи солисткой театра им. Станиславского, часто собирала дома артистов и поэтов.

Разумеется, творческая атмосфера, царившая в доме, стимулировала мальчика подражать взрослым. В 1949 году в одном из номеров газеты «Советский спорт» было впервые опубликовано стихотворение будущего великого поэта. Евтушенко запомнил даже дату, когда он получил свой первый стихотворный гонорар - это было 2 июня 1949 года.

В 1952 году вышел первый сборник Евгения Евтушенко «Разведчики грядущего». Он вспоминал: «Я перечитал заново книгу и вдруг с предельной отчетливостью понял, что она никому не нужна. <…> Кому может быть дело до красивых рифм и броских образов, если они являются только завитушками вокруг пустоты?» После этого поэт понял, что хочет писать другие стихи, с более глубоким смыслом. Однако благодаря этому сборнику его в том же году без документов об окончании школы приняли в Литературный институт им. А.М. Горького. но вскоре был отчислен за непосещение лекций. Есть версия, что истинная причина отчисления крылась в публичных высказываниях юноши, совершенно неприемлемых для сталинского времени.

В 1952 году Евтушенко был принят в Союз писателей СССР, двадцатилетний юноша стал самым молодым членом организации. Впрочем, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только через полвека, уже в текущем столетии, в 2001 году.

 

Произведения о проблемах и переживаниях советского человека начали печатать только в годы оттепели. В 1961 году поэт прославился резонансной поэмой «Бабий Яр», на ее стихи написал симфонию Дмитрий Шостакович.

3620784_Evt67 (414x306, 40Kb)

13-я симфония Шостаковича «Бабий Яр», названная так в память о месте, где нацистами были уничтожены более 100 тысяч евреев. Эта симфония изначально, одним только замыслом своим, объединила двух бунтарей – людей столь разных по возрасту и положению, по форме выражения своего протеста и многому другому, – признанного, заслуженного и при этом нередко оказывавшегося в опале пятидесятилетнего мэтра Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и довольно молодого, двадцативосьмилетнего, только недавно заговорившего в полный голос поэта Евгения Евтушенко. Талантливый поэт разжег словами-сполохами воображение, захватил силой чеканности набатного ритма гениального композитора, умеющего покорять всеохватывающей философской глубиной, фантастическим владением тайнами мастерства, чутко и осознанно способного привести слушателя к тому состоянию, когда начинаешь воспринимать себя и музыку как единый обнаженный нерв. Первый уже познал сладость признания и видел разверзшуюся у его ног бездну, за которой – отчаяние. Второй еще обуян романтическим задором, полон безоглядной решимости. Да, оба были бунтарями, но их бунт был адресован не власти как таковой, насколько бы жестокой она ни была, и вызван он был в тот момент даже не столько тем кошмаром, с которым связано в нашем сознании само название «Бабий Яр». Оба восстали против умолчания того факта, что в этом страшном месте под названием «Бабий Яр» уничтожались евреи, в подавляющем большинстве именно евреи. Оба восставали против поддерживаемого и поощряемого властями антисемитизма, против «геноцида памяти». Не случайно отмечал Шостакович, что своей 13-й симфонией он как бы решил подвергнуть испытанию саму общественную мораль. Всю оставшуюся жизнь у Шостаковича сохранялась особая связь с этим его детищем. Он присутствовал почти на всех первых исполнениях симфонии в разных городах, интересовался ее интерпретациями, следил за рецензиями и всегда подчеркивал, что у него в календаре две важных даты: 12 мая, день, когда впервые была исполнена его Первая симфония, и 20 июля,– дата окончания 13-й симфонии «Бабий Яр», ставшей музыкальным обелиском жертвам Катастрофы. Так что 20 июля 2022 года еще один юбилей - 60 лет назад Шостакович закончил свою 13 симфонию.

Первое исполнение состоялось в тот же вечер, 18 декабря, в переполненном до предела зале Московской консерватории. Концерт не записывался и не транслировался ни по радио, ни по телевидению. Успех был колоссальный. Композитора и исполнителей вновь и вновь вызывали на сцену.



Зато официальная реакция была иной: Шостаковича обвиняли в искажении «советской действительности». На этом фоне звучали голоса, объяснявшие создание симфонии только тем, что, мол, и сам Шостакович еврей. Одновременно было оказано сильное давление на Евтушенко.

 А началось в первые дни теплого сентября 1961 года, когда почти 20 лет спустя после уничтожения евреев в Бабьем Яру на это место приехал Евгений Евтушенко, достаточно громко заявивший о себе поэт. Все знали о трагедии, произошедшей здесь, и – молчали. Над этим оврагом, глубоко пропитанным кровью, родились у него первые строки будущей поэмы: «Над Бабьим Яром памятника нет./ Крутой откос, как грубое надгробье./ Я стар. И мне сегодня столько лет,/ Как самому еврейскому народу». Строки рождались одна за другой, рвались из сознания, будто наконец-то находило выход копившееся годами.

Уже 19 сентября поэма «Бабий Яр» была напечатана в «Литературной газете». Несмотря на то что это были дни знаменитой хрущевской «оттепели», и, казалось, поэма вполне соответствовала настроениям, царившим в обществе, стало ясно, что политика антисемитизма пересмотру не подлежит. Ведь этим «пеплом, стучащим в сердце» Евтушенко клеймил не только уничтожение евреев в Киеве, но и отношение к этой теме госаппарата, преступая тем самым одно из самых священных табу страны Советов. Реакция «друзей по перу» и «представителей широких масс трудящихся» была незамедлительной и предельно слаженной. В одночасье один из «талантливых и многообещающих молодых поэтов» Евгений Евтушенко превратился в «очернителя советской действительности» – врага и изгоя.

Стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр», — быть может, ярчайшее в истории русской литературы произведение против антисемитизма.

О, русский мой народ! —
Я знаю —
ты
по сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.

Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!

Номер «Литературки» от 19 сентября 1961 года с «Бабьим Яром» Евтушенко был раскуплен вмиг, стихи эти прочла вся читающая страна — буквально.

 

Прочитанные и перечитанные, стихи непроизвольно становились реликвией. В интеллигентных семьях, не избалованных советской властью ни смелостью, ни правдой, «Бабий Яр» нередко оставляли и сохраняли — или весь номер газеты, или страничку с публикацией, или вырезку с подборкой Евтушенко.

В 2012 году Евтушенко спросили: Чем Вы в своей жизни действительно гордитесь?

Он ответил: Я горжусь тем, что после публикации моего стихотворения поставили памятник над Бабьим Яром. 

Его стихотворение начинается с сокральных строк Над Бабьим Яром памятника нет.

 

НАД БАБЬИМ ЯРОМ ПАМЯТНИКИ ЕСТЬ

 

3620784_Evt1976 (244x333, 34Kb)

Памятник советским гражданам и военнопленным, расстрелянным в Бабьем Яру

установлен 2 июля 1976 года
Скульпторы: М. Лысенко, А. Витрик, В. Сухенко, архитекторы: А.  Игнащенко, Н. Иванченко, В. Иванченков

3620784_Evt1991 (700x327, 216Kb)

Памятник «Менора»

Надписи на камнях — слева на иврите, справа на украинском: «Голос крові брата твого волає до мене з землі»
(«Голос крови брата твоего вопиет ко мне из земли»).

Установлен 29 сентября 1991 года, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев
Автор проекта Юрий Паскевич

 

 

3620784_Evt2001 (463x700, 311Kb)

Памятник детям, расстрелянным в Бабьем Яру.
Памятник был установлен 30 сентября 2001 года. Скульптор Валерий Медведев, архитектор Юрий Мельничук

Какой из трех памятников имел ввиду Евтушенко я не знаю, но в Бабьем яру теперь памятники есть!

_____________________________________

Ну а теперь  о  личной жизни поэта.

Евтушенко 4 раза вступал в законный брак.

Впервые Евгений Александрович женился в 1957 году на поэтессе Белле Ахмадулиной.

 

Белла Ахмадулина

3620784_evtAhmad (700x466, 118Kb)

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко

У любви рок-звезд советской литературы было поэтическое начало. «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка...» - эти Ахмадулинские строчки в журнале «Октябрь» поразили воображение Евтушенко. Поэт немедленно позвонил редактору Евгению Винокурову: «Кто эта Ахмадулина?» - и вскоре явился в литературный кружок при ЗИЛе, где 18-летняя Белла Ахатовна читала свои стихи. Картинка совпала с «журнальным» впечатлением: «На самом деле равных соперниц, во всяком случае - молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте», - вспоминал потом Евгений Александрович. Однако им не суждено было стать Филемоном и Бавкидой русской литературы: союз продлился всего три года. Ахмадулина поняла, что ждет ребенка. Но молодой супруг и слышать не хотел об отцовстве. Юная жена сделала аборт, а отношения распались.

Позже поэт раскаялся в своем легкомыслии: «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе... Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей - так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога...»

Их чувства были яркими, сильными, настоящими. Они шли по городу, держась за руки и точно знали: ничто и никогда не разлучит их, не сможет разрушить эту незримую нить, связавшую их. А всего через три года они стояли на пороге ЗАГСА, растерянно рассматривая свидетельство о разводе. Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко не смогли сохранить свои чувства, но оставили память о них в пронзительных стихотворениях.

Белла после разрыва писала:

Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.

Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю…

Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.

А Евтушенко ей посвятил вот эти стихи:

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете
разнообразные не те.

И он не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
мы оба мучаемся с ним.

Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладет
и у другой меня крадет.

А той — скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных и недужных, 
ненужных связей, дружб ненужных!
Во мне уже осатанённость!

О, кто-нибудь,
                            приди,
                                        нарушь

чужих людей соединенность

и разобщенность близких душ!

 

Песня  в исполнении Сергея Никитина

 

Как сказал позже сам Евтушенко: «Наша любовь не умерла – она перестала быть».

 

Галина Луконина-Сокол

Эта любовь выросла из 12-летней дружбы. Галина Семеновна была замужем за другом Евтушенко, Михаилом Лукониным. Евгений Александрович признавался, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и мой брак с Беллой не начали разваливаться...». Потом он признавался, что испытывал перед Лукониным чувство вины, хотя поэты продолжали дружить.

3620784_Evt3 (423x259, 79Kb)

Галина и Евгений в аэропорту Парижа в 1966 году

 

Галина Семеновна не могла иметь детей, и в 1968 году пара усыновила мальчика Петю (В 2015 году приемный сын поэта Петр, ставший художником, умер в Москве). Родительство не уберегло семью от распада. Союз с этой женщиной продлился 17 лет и закончился громким разводом.

 

Джан Батлер

Летом 1974 года третьей избранницей становится ирландка Джан Батлер, переводчица в издательстве «Прогресс». В интервью Евгений Александрович рассказывал, как она остроумно покорила его. Поэт увидел яркую рыжеволосую девушку в ресторане, спросил: «Вы американка?». И получил бойкий ответ, что Англия пока ещё не входит в число североамериканских Соединённых Штатов... В этом браке родились двое мальчиков - Александр и Антон. Отношения стали охладевать после рождения второго, тяжелобольного сына. Понятно, что жена, обремененная двумя детьми, не могла сопровождать в бесконечных творческих командировках. Конечно, у нее была обида на мужа, Сам Евгений Александрович вспоминал этот развод как довольно спокойный. Отношения продлились 12 лет.

3620784_Evt4 (440x272, 55Kb)

Евгений Евтушенко с женой Джан Батлер. 1979 год

 

Мария Евтушенко (Новикова)

Летом 1986 года в Петрозаводске поэт встретил свою четвертую музу, выпускницу медучилища. Мария попросила у мэтра автограф для мамы. А уже 31 декабря влюбленные поженились.

Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, «попытка стать счастливым» получилась совсем не призрачная и не трагическая. Супруги 30 лет прожили в любви и согласии - до самой кончины поэта, подарив друг другу сыновей Евгения и Дмитрия.

3620784_Evt5 (496x292, 57Kb)

Мария и Евгений. 1986

3620784_Evt6 (263x292, 40Kb)

Евгений и Мария с сыновьями

Но Белла Ахмадулина всегда была в его сердце. 

 

3620784_203956 (625x310, 147Kb)

 

Жизнью Евтушенко доказал, что  «поэт в России больше, чем поэт».

Он всегда любил свою Родину. Без любви к Родине нет поэта. И это тоже символ веры Евтушенко; без этого чувства не было бы и его самого.

И самые вдохновенные стихи продиктованы как раз любовью к Отчизне:

Идут белые снеги,           
Как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
Да, наверно, нельзя.

            Идут белые снеги…
            И я тоже уйду,
            Не печалюсь о смерти
            И бессмертья не жду.

Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
И я больше не буду
Никогда, никогда.

И я думаю, грешный,-
Ну, а кем же я был,
Что я в жизни поспешной
Больше жизни любил?

            А любил я Россию
            Всею кровью, хребтом –
            Её реки в разливе
            И когда подо льдом,

            Дух её пятистенок,
            Дух её сосняков,
            Её Пушкина, Стеньку
           И её стариков.

 Если было несладко,
 Я не шибко тужил.
 Пусть я прожил нескладно –
Для России я жил.

 И надеждою маюсь
 (полный тайных тревог),
 Что хоть малую малость
 Я России помог.

 Пусть она позабудет
 Про меня без труда,
 Только пусть она будет
 Навсегда, навсегда.

         Идут белые снеги,
         Как во все времена,
         Как при Пушкине, Стеньке
         И как после меня.

         Идут снеги большие,
         Аж до боли светлы,
         И мои и чужие
         Заметая следы…

 Быть бессмертным не в силах,
 Но надежда моя:
 Если будет Россия,
 Значит, буду и я.

                В 1973 году он писал:

 

Меня не станет – солнце встанет,
И будут люди и земля;
А если кто меня вспомянет –
То это  -  Родина моя!

3620784_Evt90 (609x700, 66Kb)

А это самый главный труд Евгения Александровича

Давно, ещё молодым, задумал Евтушенко создать антологию всех поэтов России.

Всех – от начала и до конца.  Он опять дразнит гусей, балансируя на грани, ходит по краю. До него никто этого не делал,  каждый  был сам за себя.

              Какие есть девчонки голоногие,
А я вот составляю антологию.

«Без поэзии я не могу представить свою жизнь» - пишет он.  Он берёт своё, а не чужое.  «Меня ненасытность вскормила и жажда вспоила меня.»

 Сейчас вышли все пять томов антологии. Он собрал в них около тысячи поэтов.  Особое внимание он уделил незаслуженно забытым поэтам, почти ушедшим в небытие.

Если бы он выпустил хотя бы один том антологии, и тогда бы он остался заметным в литературе.

После развала СССР в 1991 году  Евтушенко переехал в США и там издал собрание русской поэзии. У нас она вышла много позднее.

Составить антологию десяти веков русской поэзии - задача, которую может выполнить  только академический коллектив. А может - один человек. Тогда это будет сверхзадача. Книга получится субъективной, отражением его личности, слитком золота, переплавленным в одной душе. Написал эту книгу поэт Евгений Евтушенко.

Это не сокровищница всемирной поэзии. Это книга о России, о ее прошлом, которое живо в настоящем. Мы не пришли из ниоткуда, мы выросли в русле своей истории и культуры. Даже если мы этого не помним. С другой стороны, у нас больше потенциала, чем мы готовы увидеть.

Евгений Александрович составлял антологию русской поэзии на протяжении четверти века, а задумал еще в далеком 1961 году как преодоление разрыва между дореволюционной и послереволюционной, советской и эмигрантской культурой. Родившись в относительно благополучные шестидесятые, идея о необходимости объединительного стержня русской культуры со временем напоминала о себе настойчивее: разрывы множились, цельности в осмыслении истории и судьбы нации оставалось исчезающе мало.

Антология объединяет не только прошлое и настоящее, известное и забытое. Это попытка создать единый источник энергии для "физиков" и "лириков", которые, по мысли Евтушенко, "должны быть нравственно неразделимы". Это надежда вернуть пассионарности ее положительные свойства - в первую очередь искренность. "Слишком часто я слышу вокруг: никто никому ничего не должен", - хмуро замечает поэт. Поэзия - прививка от избыточного прагматизма и способ метафорического осмысления реальности. Никто не может сказать со всей определенностью, зачем нужны стихи, однако когда их нет - а точнее, когда они не осознаются как надобность, - творческое начало в окружающем мире скукоживается. Энергии потребления от этого меньше не становится, она лишь перекидывается в другое русло, а вот энергия созидания угасает.

"Мы тратим огромные деньги на создание всевозможных центров, которые изобретут для нас национальную идею, - с горечью усмехается Евтушенко. - Мы покупаем не самых блестящих зарубежных футболистов, чтобы они защищали честь России. А в это время национальная идея в ее кристаллизованном виде - вот она, это наша литература! И что же? Как мы относимся к ней? Я полтора часа разговаривал с министром образования Андреем Фурсенко. Я услышал, что я был любимым поэтом его отца. Я не просил денег, хотя это и стыдно, что государство не намерено финансировать такой проект, и этим занимаются частные лица, из-за чего вот уже несколько месяцев дело не движется, лежит полностью готовая набранная книга и не может попасть в печать. Но я хотел только лишь, чтобы министерство образования порекомендовало нашу антологию университетам и библиотекам. Однако в министерстве мне сказали, что это не в их компетенции".

Из-за желания донести антологию десяти веков русской поэзии до каждой библиотеки в стране Евтушенко задумал такой тираж, какого нынче в России почти не бывает: пятьдесят тысяч экземпляров. Большая, богато иллюстрированная, качественно изданная книга, притом предназначенная не для узкого круга гурманов-коллекционеров, а для широкого читательского круга. Найти финансирование для такого издания русской поэзии не в США, а в России - задача неимоверно сложная. Евгений Александрович из тех немногих, кто еще может с нею справиться. По его словам, в поддержку такого массового тиража было прислано более пяти тысяч писем со всей страны.

Автор и составитель антологии Евгений Евтушенко предваряет каждую стихотворную подборку своей статьей и каждому поэту посвящает свое стихотворение. Издание иллюстрировано работами известных художников, а также самих поэтов.

Хронологически сборник строится по годам рождения авторов или, если они неизвестны, по времени творчества.

1. Первый том- почти девятьсот страниц, охватывающие пространство от фольклора до Пушкина, - удален от нашего времени на двести лет, и для кого-то это дела давно минувших дней. Но не для Евтушенко. Обличительная мощь "Жития протопопа Аввакума" для него - предвестие "Архипелага ГУЛАГа" Солженицына, похороны "члена Литфонда" Бориса Пастернака напоминают, как провожали в последний пусть "солнце русской поэзии" - Александра Пушкина.

2. От Евгения Баратынского до Владимира Соловьева - таков диапазон второго тома антологии "Поэт в России - больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии". В этом томе представлены более восьмидесяти авторов, родившихся на протяжении полувека-  1800 года (год рождения Баратынского) до 1853-го (год рождения Соловьева). Среди поэтов, вошедших во второй том, такие знаменитости, как Николай Языков, Федор Тютчев, Алексей Кольцов, Михаил Лермонтов, Алексей К. Толстой, Афанасий Фет, Николай Некрасов, Константин Случевский и др. С ними соседствуют авторы далеко не столь известные и даже вовсе забытые, но забытые незаслуженно, поскольку и они сохраняют опыт и энергию, воспользуемся словом Пушкина, самостоянья человека. Родившись в XIX веке, все они были жизненно необходимы нам в XX веке, не меньше нужны и сейчас.

3. От Иннокентия Анненского до Анны Ахматовой - таков диапазон третьего тома антологии "Поэт в России - больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии". В этом томе представлены 79 авторов, родившихся на протяжении почти трех с половиной десятилетий - с 1855 года (год рождения Анненского) до 1889-го (год рождения Ахматовой). Среди поэтов, вошедших в третий том, такие знаменитости, как Александр Блок, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, Николай Клюев, Михаил Кузмин, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владислав Ходасевич и др. 

4. От Александра Вертинского до Ильи Сельвинского - таков диапазон четвертого тома антологии "Поэт в России - больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии". В этом томе представлены 59 поэтов, родившихся в период с 1889 по 1899 год. По большей части они заявили о себе еще до революции, но революция разделила их на тех, кто остался на родине, и тех, кто эмигрировал. В томе соединены эти обе ветви русской поэзии. Наряду с поэтами, неотрывными от своей страны - Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Осипом Мандельштамом, Сергеем Есениным, Эдуардом Багрицким, - здесь представлены поэты, сложившиеся в русском зарубежье: Георгий Иванов, Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария), Владимир Набоков, Арсений Несмелов, Георгий Адамович, Борис Поплавский. Через опыт эмиграции прошли и Марина Цветаева, и Александр Вертинский.

5. От Владимира Набокова до Николая Глазкова - таков диапазон пятого тома антологии "Поэт в России - больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии". В этом томе представлено более 70 поэтов, родившихся в период с 1899 по 1919 год. Революция разделила их на тех, кто остался на родине, и тех, кто эмигрировал. В томе соединены эти обе ветви русской поэзии. Наряду с поэтами, неотрывными от своей страны - Михаилом Исаковским, Владимиром Луговским, Михаилом Светловым, Сергеем Марковым, Арсением Тарковским, Юрием Домбровским, Ксенией Некрасовой, Сергеем Михалковым, Николаем Тряпкиным, - здесь собраны поэты, сложившиеся в русском зарубежье: Владимир Набоков, Нина Берберова, Странник (Дмитрий Шаховской), Борис Поплавский, Игорь Чиннов, Валерий Перелешин, Иван Елагин.

___________________________

Евгения Александровича Евтушенкознают все: это человек-легенда,  человек-эпоха, человек-артист!  Он ушёл от нас,  не дожив несколько месяцев до своего 85-летия. Выдающийся поэт Евгений Евтушенко, скончавшийся 1 апреля 2017 года , похоронен на кладбище в писательском поселке Переделкино, согласно его последней воле, рядом с могилой Бориса Пастернака. Но до сих пор нет на могиле достойного памятника.

3620784_Evt15 (566x511, 180Kb)

В городе Зима Иркутской области 18 июля 2018 года открыли памятник Евгению Евтушенко. Уроженец Нижнеудинска, он своей родиной считал Зиму, потому что там провёл детство. О маленькой сибирской станции из стихов Евгения Евтушенко узнал весь мир. В какой бы стране ни был поэт, где бы ни читал свои произведения, неизменно и нежно вспоминал о Зиме и всегда стремился вернуться на родные берега реки.

3620784_Evt16 (419x700, 161Kb)

Это о нём:

«Не говори с тоской  «их нет»,
              но с благодарностию «были».

 

С днем рождения, поэт!

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку