Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...
ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д...
КОМПОЗИТОРЫ - (0)Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...
31 мая родились - (0)31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...
Ленин и Инесса Арманд - (0)Инесса Арманд. История любви "Она была необыкновенно хороша&qu...
А.А. Архангельский – выдающийся русский духовный композитор и хоровой дирижер. |
«Архангельский прислушивался к тем таинственным глаголам,
которые звучат в душе человека, обуреваемой волнами житейского моря.
В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей
и ищущей смирения в Боге».
Александр Андреевич Архангельский – выдающийся русский духовный композитор и хоровой дирижер. Хоть он прожил более 20 лет в XX в., все же он остается ярким представителем Петербургской композиторской школы конца XIX в.
В сочинениях Архангельского проявляется знание возможностей сочетания отдельных голосов и хоровых групп, нередко встречаются полифонические эпизоды. Александр Андреевич одним из первых русских композиторов трактовал песнопения Литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармонические и интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходным распевам и народной песне. Переложения древних распевов выполнены в строгом диатоническом стиле гармонии с ограничением диссонансов.
По оценкам исследователей, составить полную «картину» жизнедеятельности Александра Андреевича не удастся уже, видимо, никогда: к великому сожалению, часть архива Архангельского была утеряна при разграблении его петербургской квартиры в 1924 г.
«Мне редко приходилось встречать людей, так радостно, до конца своих дней воспринимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору болезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разрешению. Поэтому не кажется случайностью, что многие из своих сочинений Александр Андреевич начинал простой и умилительной молитвой: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"» (из воспоминаний современников).
Александр Андреевич Архангельский родился 11 (23) октября 1846 г. в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии, в семье священника Андрея Ивановича Архангельского. Мать, Елизавета Федоровна, устраивала дома в минуты отдыха домашние концерты. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей.
Крестьянский быт и внезапная потеря отца с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве и начал проявляться главный интерес Александра – к музыке.
В возрасте десяти лет мальчик поступил на обучение в Краснослободское духовное училище. К концу первого года обучения в училище прибыл епископ Пензенский и Саранский Варлаам (Успенский). Певческие способности юного Александра привлекли внимание Владыки – осенью 1859 г. талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного окончания училища в 1862 г. Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. Архангельский быстро приобрел необходимые профессиональные навыки и уже в шестнадцать лет успешно заменял заболевшего регента, но, несмотря на это, остро ощущал недостаток знаний. Для того чтобы восполнить пробелы, он активно занимался самообразованием и тратил свой скромный заработок на уроки по теории музыки, композиции и гармонии; в течение семи лет учился играть на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. В это же время он познакомился с известным пензенским музыкальным деятелем и композитором духовной музыки Николаем Михайловичем Потуловым. Летом 1870 г., на 24-м году жизни, молодой регент отправился в Петербург и осенью этого же года стал вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. Но не забывал и о музыке, параллельно накапливая и углубляя свои музыкально-профессиональные знания. Он брал частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. Не проучившись и года в Медицинской академии, Александр Архангельский перешел в Технологический институт. Но и тут он понял, что такая жизнь не соответствовала его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент подал прошение директору Певческой капеллы Николаю Ивановичу Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский устроился на должность регента Саперного батальона, потом – Конногвардейского полка и наконец – Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой бухгалтера при Контрольной палате Министерства путей сообщения.
С середины 1870-х гг. Архангельский думал об организации собственного хора. Благодаря помощи своего земляка, министра путей сообщения Ф. Неронова, Архангельский в 1880 г. создает собственный хор из 16-ти человек 4 , и уже через три года впервые состоялось публичное его выступление, которое сразу привлекло к себе внимание публики и музыкальных деятелей.
В 1885 г. Александр Андреевич воплотил давно задуманное решение – произвел перемены в хоре, заменив мальчиков женским составом, что явилось нововведением в практике исполнения хоровых произведений. Это позволило иметь постоянный состав хора и достигать вершин исполнительского мастерства.
С началом концертной деятельности хора связаны и успехи Архангельского как композитора. В его творчестве духовные сочинения занимали значительное место. Исследователи его жизненного пути отмечают, что он, наряду с такими авторами, как Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Римский-Корсаков, сделал «крупный шаг вперед» по пути создания своей русской самобытной церковной музыки. Духовные сочинения Архангельского (а это и есть основное в его творчестве – около ста) отличались высоким профессиональным уровнем.
Концертная деятельность хора Архангельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Лучшие образцы песнопений Православной Церкви были открыты широкой публике. Благодаря таланту и организаторским способностям Архангельский руководил хором 43 года – явление уникальное в истории русского искусства. Александр Андреевич много внимания уделял регентам церковных хоров, помогая им расширять и обогащать репертуар.
Хор Архангельского совершал поездки как по России, так и за рубежом, его популярность была необычайной. Александра Андреевича называли лучшим хоровым дирижером мира. Из рецензий того времени можно прочитать: «Господин Архангельский не только серьезный музыкант, но и замечательный знаток того дела, которому он служит с любовью и редкой энергией... Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского».
Революционные события Александр Андреевич принял как православный христианин – со смирением, разделяя скорбный удел своего народа. В 1918 г. небольшое имение композитора в костромском селе Каликино было разграблено. «Народная» власть объявила, что музыкант лишен прав на свое имущество. Репертуар хора теперь утверждал Наркомат просвещения, изгнав всю православную музыку, а сам хор переименовали в Государственный хоровой коллектив. Несмотря ни на что, Архангельский продолжил работать и зимой 1921 г., во время празднования 50-летия хоровой деятельности Архангельского, ему – первому из хоровых дирижеров – присвоили звание заслуженного артиста республики.
О своей жизни в Петрограде ничего особенного не могу сказать; хор мой (в уменьшенном составе) функционирует, но все окружающее до того тяготит... А что делать? Разруха полная и общая...»
В связи с переименованием Петербургской придворно-певческой капеллы в Государственную академическую капеллу было сочтено «несовместимым» существование в одном городе двух государственных хоров, Архангельскому предложили организовать Государственную капеллу в Москве. Однако от этого предложения Архангельский отказался, ссылаясь на болезнь и преклонный возраст.
В 1923 г. через Александра Гречанинова композитор получил приглашение поработать в Праге. Вместе с супругой Пелагеей Андреевной переехал он в Чехословакию. Здесь Александр Андреевич успешно работал с Общестуденческим русским хором7. Репетиции вновь созданного коллектива прерывались в связи с болезнью руководителя. Летом 1924 г. Архангельского пригласили на лечение в Италию. Почувствовав улучшение, он возвратился в Прагу. Вместе с тем последствия октябрьского переворота на родине оставили тяжелый след в душе композитора. 16 ноября 1924 г. он назначил очередную спевку хора, однако за час до ее начала сердце великого композитора навсегда остановилось...
В октябре 1925 г. прах Александра Андреевича, согласно высказанной им воле, был перевезен его женой в Ленинград, и там после соборно совершенной заупокойной Литургии в Казанском соборе, при пении «бывшего» хора любимого регента России, его предали погребению на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На надгробии начертаны слова: «Внуши, Боже, молитву мою».
Наталия Кузина, руководитель таллиннского хора «Радуга», следующими словами охарактеризовала творчество Александра Андреевича Архангельского: «Музыкальный язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью».
По наблюдению одного из современников Александра Архангельского, «молящийся очаровывается не только красотой голосоведения, но, что самое главное, загорается под влиянием музыки Архангельского еще более сильным религиозным чувством. Причина этого влияния в глубоком религиозном чувстве самого автора...»
Источник: mepar.ru
Не случайно я вспомнил об этом великом русском композиторе. 6 апреля состоится очередное выступление нашего хора. И мы будем петь одно из его песнопений. "Помышляю день страшный".
Духовный концерт «Помышляю день страшный» был создан в 1898 году. Музыкальный гармонический язык Архангельского естественен, как естественна и выразительна речь человека. Его сочинения отличаются необыкновенной мягкостью, ясностью, теплотой в музыке, молитвенностью. Послушайте великолепное исполнение этого произведения мужским хором Святотроицкой лавры в Москве.
Сольный запев басов символизирует мысль, гнетущую человека всю жизнь – «помни о судном дне». Эта мысль о неизбежности расплаты за содеянные грехи в масштабе всего человечества выражены унисонным звучанием всего хора и только в 13-ом такте голоса расходятся на уменьшённый септаккорд, подчёркивая зловещее звучание слова «страшный». Интонации плача на словах «и плачу деяний моих лукавых» переданы с помощью секундовых попевок и имитационными вступлениями голосов. Кульминация произведения достигается за счет ускорения темпа, нарастания динамики, высокой тесситуры, красочного звучания малого вводного терцквартаккорда на словах «или коим дерзновением воззрю на Судию». Резкий спад динамики и звучание хора в низком регистре образно выражают смущение человечества перед грозными очами Творца, и осознанием своих грехов. Спокойный, величественный хорал – мольба о спасении и прощении завершает концерт. В музыке слышны интонации просьбы – скачок в партии сопрано вверх – и в то же время покорности Господу – приглушённое звучание хора в низкой тесситуре на заключительных словах «помилуй мя»
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |