-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


О хоровом искусстве.

Четверг, 08 Ноября 2012 г. 15:19 + в цитатник

Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе и так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас! Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь и не приносящий никаких ощутимых плюсов.  В хоре несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

Уже тридцать лет «Невские хоровые ассамблеи» собирают лучшие профессиональные и любительские коллективы России и стран Восточной Европы. В этом году концертная программа фестиваля посвящена русской хоровой музыке XX века. Фестивальные выступления прошли в Государственной академической капелле, Государственном Эрмитаже, Исаакиевском и Сампсониевском соборах, Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. Российской национальной библиотеке. Торжественное закрытие фестиваля состоялось 6 ноября 2012 года в Исаакиевском соборе.

В гала-концерте приняли участие 14 хоровых коллективов из Санкт-Петербурга и регионов России:

Певческая капелла Санкт-Петербурга
Хор любителей пения Санкт-Петербурга
Детская хоровая студия «Искра» Камерный
хор Смольного собора Петербургский камерный хор
Хор студентов и выпускников СПбГУ
Детский хор телевидения и радио
Академический хор им. Сандлера Ассоциации выпускников СПбГУ
Хор мальчиков Хорового училища им. Глинки
Хор Михайловского театра Тульский государственный хор
Академический хор Пензенской областной филармонии
Хор Primavera факультета лингвистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск)
Хор девушек «Душе моя»

Художественный руководитель фестиваля "Невские хоровые ассамблеи" и его основатель – народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владислав Чернушенко. Посмотрите для начала разговора о хоровой музыке мой репортаж об этом концерте.



 

Волей случая я уже почти год пою в хоре Ассоциации выпускников СПб государственного университета.

Академический хор им. Г.М. Сандлера Ассоциации выпускников Петербургского государственного университета был создан около 16 лет назад, когда группа любителей хорового пения, бывших участников Академического хора студентов Ленинградского государственного университета, решила продолжить свою концертную деятельность в память о своем прежнем художественном руководителе, Григории Сандлере. После года упорных репетиций, заново созданный хор подготовил свою первую концертную программу и успешно выступил в актовом зале университета. С тех пор коллектив хора регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, таких как Большой и Малый залы Петербургской филармонии и зал Академической капеллы. В 2002 году хор стал лауреатом проводившегося в Санкт-Петербурге конкурса исполнителей духовной музыки.

Хор активно занимается популяризацией хоровой музыки, устраивая мастер-классы для детей и взрослых на базе клуба «Выборгская сторона». Академический хор им. Сандлера является участником многих хоровых фестивалей, проводимых в Санкт-Петербурге и других городах России. Недавно хор успешно выступил в Петрозаводске на Большом хоровом фестивале им. Терацуянца.

В настоящее время репертуар хора насчитывает около 100 произведений русской и зарубежной хоровой музыки.

В разное время хором руководили настоящие мастера русской петербургской хоровой школы. Среди них – ученик Григория Сандлера, профессор Георгий Терацуянц, выпускники Ленинградской консерватории Юрий Евстратов и Ирина Семенкова.

На протяжении нескольких последних лет коллективом руководят известный петербургский музыкант, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Илья Кузнецов и аспирант дирижерско-хорового отделения СПб Консерватории Олег Слугин.

Об этих одаренных хормейстерах можно говорить много. Достаточно сказать, что они преданы музыке без остатка. И у них может быть большое будущее.

Илья Владимирович Кузнецов уже состоялся, как музыкант.

3620784_Kuzn (525x700, 222Kb)

Родился он в 1976 году в Ленинграде. Окончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова (1996 г.), композиторский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории (2001 г.) и ассистентуру-стажировку (2003 г.) -  класс композиции Народного артиста России, профессора Бориса Тищенко.

Автор трех опер, балета, симфонических, хоровых, камерно-инструментальных сочинений, музыки к спектаклям, более двухсот обработок популярных произведений для различных коллективов. Лауреат Всероссийского конкурса молодых оперных композиторов (2003 г.), финалист Всероссийского конкурса на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества (2008 г.). В качестве аранжировщика работал над созданием  полнометражных художественных фильмов и телевизионных сериалов. Автор музыки к телевизионному художественному фильму «Маяковский» (2011 г.). В 2007-м году был принят в члены Союза композиторов Санкт-Петербурга.

Олег Олегович Слугин не так знаменит.  Но его уже можно назвать профессионалом экстра-класса. Родился он 26 июня 1987. Окончил Хоровое училище им. М.И.Глинки с отличием в 2007 году.

3620784_Slugin (525x700, 296Kb)

 

А теперь поговорим о хоровом искусстве

Здесь мы приведем цитаты из книги Б.Асафьева "О хоровом искусстве"

Профессиональное хоровое творчество известно со времен древней Греции, которое широко использовалось в песнях и танцах, в театральных постановках и в различных, культурных мероприятиях. Издавна считаясь неотъемлемой частью религиозных культур, оно отыгрывало не малую роль и в христианской церкви. Первые школы, которые готовили певцов для церковных хоров, были основаны в Риме, в пятом столетии нашей эры. Не маловажную роль в развитии хорового творчества сыграло появление многоголосия. В одиннадцатом веке в одноголосый григорианский хорал проникло «двухголосие», которое постепенно перешло в «четырехголосие».

В середине пятнадцатого века благодаря творчеству композиторов-полифонистов Дж. Палестрины, К. Жанекена, О. Лассо и других развилось хоровое пение а капелла. Дальнейшее развитие этого искусства связано с появлением кантаты и оратории, и позже – оперы, где хоровое пение стало неотъемлемой частью выступления.

В Киевской Руси центрами хорового искусства были монастыри и княжьи дворы. В одиннадцатом веке при Андреевском монастыре Киева, было открыто женскую школу, где учили пению. Такие же школы появились в Суздале, в тринадцатом веке, а позже и в Москве, в пятнадцатом веке. В шестнадцатом веке православная церковь начала применять в хоровом пении гармоничное многоголосие. На смену крюковой нотации, пришла «пятилинейная», которая послужила развитию этого искусства. В начале двадцатого века хоровое пение стало занимать плотные позиции, как в художественной самодеятельности, так и в ежедневном быте славянских народностей.

В Москве же такого рода образцовыми «капеллами» были государевы певчие дьяки (с XVв.) и патриаршие певчие дьяки и поддьяки (с 1589 г.). Эти певчие представляли собою корпорации, своеобразно организованные, с своими начальни­ками («уставщики»), и делились на «станицы» (шесть, семь станиц по пять певчих, причем первые две станицы состояли из самых опытных, заслуженных певцов). От государевых пев­чих (в 1713 г. Петр Iперевел их в Петербург) ведет свое начало петербургский придворный хор, в конце XVIIIвека получивший название Придворной капеллы. Первым директором ее был композитор Бортнянский, затем, друг за другом, отец и сын Львовы: Федор Алексеевич и Алексей Федорович, видный  в свое время композитор. После Львова начальниками капеллы были  Бахметев, Балакирев    (1883—1895),   Аренский(1895 -1901), за ним С. В. Смоленский (1901—1903). Хоровую культуру патриарших певчих унаследовал синодальный хор в Москве (с 1721 г.), просуществовавший до революции.

С появлением в новой столице иностранных композиторов, главным образом итальянцев, многоголосный гармонический хоровой стиль XVJI века начинает выравниваться в типичный гомофонный стиль с руководящей мелодией наверху и с безус­ловным преобладанием аккордового голосоведения над поли­фоническим. Басовый голос начинает приобретать все харак­терные функциональные свойства генерал-баса, окончательно выкристаллизовываются кадансы на тонико-доминантовой ос­нове. Так возникает итальянско-российский стиль. Процесс его возникновения невозможно проследить в постепенном порядке. По всем данным главное влияние шло от двух сильных своим дарованием «варягов»: от Галуппи и Сарти. Первый был в России с 1763 по 1768 г., второй же с 1786 по 1801 г. У Галуппи —характерный для венецианца концертирующий стиль в формах торжественного «фигурального» мотета или хорового концерта. Сарти придал этому стилю, в особенности в своих импозантных, восхваляющих победу российских войск орато­риях, неслыханную дотоле пышность и риторическое звуконаполнение. В его ораториях участвуют, кроме хора и орке­стра (нередко двойных), колокола, пушки и фейерверк. Такие произведения Сарти надлежит считать высшим расцветом куль­туры музыкального петербургского барокко. Галуппи и Сарти сочиняли также и духовные хоровые песнопения acappella, проводя и в них характерные для культа той эпохи черты свет­скости и искусственной религиозности. Стиль Сарти, не обладаяникакой внутренней эмоциональной ценностью, весь направлен вовне, на обобществление массы слушателей внешними спосо­бами воздействия (нагромождение исполнительских средств, мощные аккордовые комплексы — колоннады, громогласная де­коративная нарядность).

Бортнянский — классик хоровой культуры XVIIIвека, потому что он суммировал и орга­низовал опыты и завоевания в области хорового пения, совер­шенные на протяжении немного более, чем полувековой жизни новой столицы. Можно говорить о классицизме гармонии Бортнянского также и с точки зрения простоты, конструктивной це­лесообразности и очень умеренной декоративности — свойств, пришедших на смену указанной только что пышной риторике барокко.

Произведения Бортнянского, ученика Галуппи и русского соперника Сарти, по стилю своему, масштабу и характеру были уже менее пышны и риторичны. В его музыке произошла реак­ции того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдер­жанности — к классицизму. На Бортнянского обычно принято смотреть глазами Глинки или даже Чайковского — осуждать ето за «итальянизм» совершенно безотносительно к его истори­ческим заслугам и не замечать двух очень простых вещей. Во-первых, что «итальянизмы» Бортнянского во многих отноше­ниях самые штампованные и общеупотребительные «европеизмы», то есть повсюду принятые мелодические и гармонические интонации придворно-академического стиля. Во-вторых, что сам Бортнянский вовсе не везде и не всегда шел по линии наи­меньшего сопротивления. Он боролся как мог за выявление на­ционального культового мелоса (боролся, нельзя забывать, с очень сильными влияниями) и достиг для своего времени и своих способностей очень больших результатов в своих хоровых переложениях древних мелодий.

П. И. Турчанинов (1779— 1856) оказался выдающимся мастером гармонизации древних культовых мелодий — дела, начатого Бортнянским. Он продол­жил это дело в широком масштабе и углубил классический стиль Бортнянского тем, что инстинктивно стремился не мело­дию подчинить простейшей рациональной гармонической фак­туре, а последнюю вывести из стимулов, заложенных в мелодическом движении. Поэтому древний напев у него рельефнее, чем у Бортнянского, поэтому же в его голосоведении чувству­ется большая песенная широта. Но не владея гармонической техникой Бортнянского, Турчанинов не достигает присущей тому спаянности голосов, стилистического единства и сравни­тельного разнообразия аккордовых последований. Между мело­дическим богатством напева и бедностью сопровождения обра­зуется весьма ощутимый разрыв.

Вслед за эпохой патриотических ораторий, кантат и песен, вызванных национальным подъемом во время и в первое деся­тилетие после наполеоновских войн, стали во множестве появ­ляться хоровые переложения народных песен, повсеместно возникали помещичьи хоры (Шереметевский, которым, руко­водил Ломакин, хор кн. Ю. Н. Голицына...) и по всей стране стали распространяться навыки хорового пения в евро­пейской манере.

Очень важную роль в развитии светской хоровой культуры сыграла русская опера: уже у Глинки хор сразу же занял вы­дающееся положение в драматическом действии.

В конце 90-х годов XIX века начался расцвет хорового творчества. На переломе столетия русские композиторы обеих столиц уже отдавали должное в своей музыке произведениям для хора. Здесь прежде всего необходимо отметить творчество С. И. Танеева.

Сильная хоровая культура ХХ столетия выросла на иной почве — на чисто песенной основе. Сразу же после Октябрьской революции серьезную государственную поддержку получил старейший русский народный хор, организованный М. Е. Пятницким в 1911 году из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний.

После революции многие хоровые коллективы, существовавшие ранее, получили новые названия.

Так Придворная Певческая Капелла была переименована в 1918 года в Петроградскую Хоровую Академию, а затем, в 1922 году Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу (позднее - имени Глинки).

Синодальное училище (вместе с Синодальным хором) были ликвидированы. Отдельного внимания заслуживает Республиканская русская хоровая капелла (ныне Государственная Академическая хоровая капелла им. Юрлова) и ее руководитель Александр Александрович Юрлов. Он был выпускником хорового училища и консерватории, талантливым дирижером и организатором. Возглавлял кафедру хорового дирижирования в институте им. Гнесиных. Как мы знаем, в советское время доступ к культуре был строго дозирован. Многие шедевры духовной музыки были запрещены, другие - исковерканы "накладным" текстом, не имеющим ничего общего с самой музыкой. Юрлов приложил титанические усилия и, ценой собственного здоровья, добился разрешения исполнять духовную музыку на эстраде.

В 70х годах XX века появилось новое направление, пришедшее с Запада - стали появляться камерные хоры (после гастролей в Москве камерного хора их США под руководством Роберта Шоу). Так, в 1972 году в Москве появился первый камерный хор, созданный профессором института им. Гнесиных Мининым. В состав хора вошли студенты дирижерско-хорового факультета. Хор получил название "Государственный Академический Московский Камерный хор" под руководством Владимира Николаевича Минина.

Яркое имя советского хорового искусства — Александр Васильевич Свешников. Сейчас оно почти забыто. Удивительно, он открыл хоровое училище во время войны! Училище было создано в Москве. И это было своего рода продолжением того, что Свешников сделал в 1936 году. Тогда он создал, вернее, вновь открыл детскую хоровую школу мальчиков при Ленинградской академической капелле. Почему я говорю «вновь». Дело в том, что школа эта существовала еще в царское время. И в этой царской капелле пели мальчики и мужчины. Потом, уже после революции, стали принимать туда девочек. И, в общем, такое получилось образование, я имею в виду как институт, ни пойми для чего открытое. А ценность царской капеллы в том состояла, что она воспитывала именно мальчиков. из этих мальчиков выходили потом певцы или регенты. Женщин регентов раньше не было. А история такова. В 1703 году Петр издал указ о создании Хора придворных певчих дьяков. Состоял он из мужчин, около 30 человек, и шестидесяти мальчиков. Назначением этого хора являлось отправление церковных служб Двора. И заслуга Свешникова в том, что он возродил  утраченную после революции традицию хорового воспитания мальчиков. Самое главное, нужно отметить его подвижнический труд на ниве хоровой культуры России. Во-первых, это создание им хорового училища, во-вторых — создание Государственного хора русской песни и Всероссийского  хорового общества. Свешников создал этот хор в 1942 году, и это было, безусловно, актом патриотическим. 1942 год, один из самых тяжелых. А Свешников создает Государственный хор русской песни.  Ему власть способствовала, в хор даже с фронта мужчин забирали.

Сейчас хоровое пение не столь популярно, новые стили музыки и исполнения приходят на смену. Этому во многом способствовала официальная пропаганда. Партия демонстрировала хорами массовость нашей культуры. Хоровое пение оказывалось своего рода витриной. Сводные хоры, в которых было человек пятьсот-шестьсот, начинали и заканчивали правительственные концерты. Витрина — это замечательно! Но со временем все меньше обращалось внимание на качество пения. Массовость начинала довлеть, и все эти песни про Ленина, про партию становились казенными, совершенно неискренними. Через хор стали воспитывать  внешний патриотизм.  Хоры сегодня существуют благодаря энтузиастам-одиночкам. Государство не осознало еще, что в воспитании патриотизма, в воспитании любви к своей Родине, в том числе, необходимы хорошие хоры. В 1913 году, в год празднования 300-летия дома Романовых, в Пермской губернии 300 крестьянских хоров пели музыку из оперы Глинки «Жизнь за царя». О чем это говорит? О воспитании посредством хорового пения… Сегодня же в культуре мы оказываемся свидетелями вещей, которые не укладываются в нашем сознании. Мы пожинаем плоды нашего бездействия,  в том числе и в области хорового воспитания.

 

Поэтому очень важно хранить традиции, а потому всяческого уважения и поддержки заслуживает деятельность хоровых дирижеров, хормейстеров.

Вся надежда на то, что демократия в нашей стране победила бесповоротно и окончательно. "Демократия любит хоровое пение. Великие солисты не соответствуют ее мировоззрению." Вот потому-то я и думаю, что власть предержащие должны помогать.

 

Три вещи в жизни нашей Приносят радость нам: Звук музыки святой, Любви огонь живой, И доброго бокал вина - Тогда весельем жизнь полна, И мир светлей для нас! Я уже три года пою в хоре выпускников СПбГУ. Хор даёт мне ощущение счастья. Представьте себе хор, берущий чистый аккорд на два, три, четыре… восемь голосов! Или поющий в унисон. Это такой восторг, которого, испытав его хоть однажды, с нетерпением ждёшь снова и снова. Хор - это, как наркотик. Музыка живет в душе и прорывается наружу, когда поешь. 29 мая 2014 года состоялся концерт хора имени Сандлера в актовом зале СПбГУ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку