-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Оркестр Шенбрунского замка играет Штрауса

Суббота, 10 Декабря 2011 г. 00:55 + в цитатник

В ДК им. Ленсовета сегодня звучал ОРКЕСТР ШЕНБРУНСКОГО ЗАМКА под управлением маэстро Гвидо Манкузи. "ВЕЧЕР ВЕНСКОГО ВАЛЬСА", так назывался этот концерт, который мы посетили. С оркестром выступили артисты венской оперетты Себастьян Хаппман (баритон) и Патрисия Несс (сопрано),

Венский вальс – это самый старый и самый элегантный из стандартных танцев. Годом создания венского вальса считается 1775 год.
А знаете ли Вы историю создания вальса?

3620784_020c8b6dc895 (480x600, 72Kb)

 

Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, «похожие на вальс», впервые исполнялись в Париже в 1775 году.
«Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 году появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: “Доказательства того, что вальсирование – основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения”.

Танец вальс австрийского происхождения, хотя он был известен как народный еще в XVI в. Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере "Редкая вещь, или Красота и добродетель" композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. "Испанский Моцарт", как в Вене называли  Висенте Мартин-и-Солера, был замечательным композитором, мастером своего времени, собственно Моцарт "цитировал" его Редкую вещь в своём "Доне Жуане" и не просто так, тут действительно есть что цитировать, это блестящая опера, знаковая для своего времени и очень популярная в Европе того времени. Мартина-и-Солера пригласили в Петербург, где он прожил до самой смерти.

Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным на взгляд человека XVIII в. - ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс "безнравственным" танцем.

Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны - и Александр I, и Николай I - не осмеливались перечить матери.
   Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс {1814-1815), на котором решалась судьба Европы, Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.

Молодежь, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

                             (А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")

После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился "король вальса" Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился.
   К середине XIX в. европейские путешественники признавали, что русские - настоящие мастера вальса и танцуют его с такой быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержат ни англичанин, ни немец, ни француз.

"Король вальса" Иоганн Штраус неоднократно посещал с гастролями Россию в 40-50-х годах XIX в. и давал концерты в Павловске и Петербурге.

Вот как много я ждал от встречи с Венским вальсом.

Я ожидал встречи с большим Венским филармоническим оркестром, который летом играет прямо у стен замка в Шёнбрунне.



Но звучал сегодня почти камерный оркестр Шёнбруннского замка. Играли неплохо, Примерно также, как во время итальянских гастролей.



И под конец В исполнении этого оркестра прозвучал Голубой Дунай



 

Должен заметить, что про этот оркестр и дирижера в Интернете написано мало, зато разнообразие информации о королях вальсов.

В 19 веке существовала целая династия венских композиторов. и дирижеров, авторов оперетт и множества вальсов, полек, маршей, галопов, кадрилей. Ну, конечно это династия Штраусов. Самый известный среди них Иоганн (сын), так.как отца тоже звали Иоганном.

Иоганн(отец), прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул "короля вальса". Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.

Тем временем жизнелюбивый Штраус-отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь.

Но известность получили только трое Иоганн-сын, Йозеф и Эдуард.

3620784_konzertagentur_trojan_gestatten_strauss (688x429, 59Kb)

Отец был для Иоганна-сына кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. В девятнадцать лет Иоганн Штраус-сын собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу. На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Оркестр Штрауса-сына влачил довольно жалкое существование. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора. Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор. В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей.

Младший брат Иоганна, Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Среди этих изобретений известна машина для уборки улиц. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф написал 250 музыкальных произведений. Я представлю вам польку-мазурку Йозефа Штрауса, которая называется Мельничка.



Младший из братьев, Эдуард, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания – весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Вальсы ему мало удавались: он жил в другом ритме, имел другой темперамент нежели Иоганн и Йозеф.

У Эдуарда было три сына, но они не обладали никакими талантами и вели разгульный образ жизни, оставив отца почти без средств к существованию. И Эдуард лишил их наследства. Но самое низкое, что он совершил перед всем человечеством - он уничтожил нотный архив семьи Штраусов. Дело было так.

Пережив обоих своих братьев, окончательно порвав с семьёй и прекратив свою концертную деятельность, Эдуард вспомнил о договоре, заключённом в далёкое время, когда ещё все три брата здравствовали и обсуждали своё будущее. Согласно этому договору, если в семье Штраус не оставалось достойного наследника для продолжения дела, то последний, остававшийся в живых должен был уничтожить весь нотный материал, по которому играла штраусовская капелла. Этим последним стал Эдуард и посчитал, что именно ему выпала эта тяжёлая обязанность. Он был человеком строгим и аккуратным, очень решительным и не знающим сентиментальных слабостей, так что вся операция по уничтожению нотного архива капеллы была им хорошо продумана и организована. Для этого были выбраны две венские фабрики по обжигу керамических изделий, - фирмы Карла Рауса и Бернхарда Эрндта. Ими была определена и цена: две кроны за сжигание каждых 100 кг макулатуры. И вот в осенние дни 1907 года в печах этих обеих фабрик, находящихся в сердце Вены, было уничтожено 2 547 пакетов подлинников нотных партитур и оркестровых голосов капеллы семьи Штраус. Этот архив, собиравшийся в течение 80 лет ещё со времён отца Иоганна, включал в себя произведения 270 композиторов, среди них находились и уникальные аранжировки, начиная с народной музыки и кончая симфоническими сочинениями. И всё это богатство, находившееся в употреблении вплоть до 1901 года,- до момента, когда Эдуард окончательно прекратил свои выступления,- было уничтожено за несколько часов в печах под личным наблюдением последнего оставшегося в живых свидетеля былых триумфов семьи. Всё это время Эдуард сидел в отдалении от печи на складном стуле и наблюдал, как музыкальные сокровища целой эпохи превращались у него на глазах в пепел и пыль. Как говорят музыковеды, это было самым большим самосожжением музыки, известным за всё время её существования.

А дотошные музыковеды, до сих пор разгадывающие удивительный феномен трёх братьев и их отца, путешествуют по всему свету и собирают по крупицам копии того, что некогда по их мнению могло входить в те 700 000-1 000 000 листов нотной бумаги, сожжёных сто с лишним лет назад в городе на голубом Дунае.

В России всегда любили вальс.



Это из кинофильма "Адмирал"

 

Закончим мы наше повествование замечательным стихотворением Евгения Евтушенко, которое
навсегда связано с именем великой Клавдией Ивановной Шульженко.
 

"Вальс о вальсе"

Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.

Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.

Вальс воевал, он в шинели шел запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте "Осенний сон",
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.

Поет гармонь, поет в ночном полумраке,
Он с нами, вальс, в ковбойке, а не во фраке,
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем, нальем,
И споем, и споем.

Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Никогда не смогу, никогда не смогу
Я забыть этот вальс.

 



Вы узнали Клавдию Ивановну Шульженко?



Уникальная исполнительница!
За три с небольшим минуты - сыграть спектакль длиною в жизнь... Не просто певица, великая актриса!
Вечная слава и любовь зрителей!



 

А закончить я хочу самым моим любимым Домбайским вальсом в исполнении Юрия Визбора

 

Прослушать запись Скачать файл
Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку