Сегодня я расскажу вам о Павильонном зале Эрмитажа и покажу несколько фотографий сделанных мною и моей внучкой.Снимать нам было очень сложно из-за большого количества народа, а также освещения.Снимки получались с бликами,но что получилось...
Павильонный зал в Северном павильоне Малого Эрмитажа был создан в 1850-1858 г.г. (середине XIX в.) А. И. Штакеншнейдером.
В декаративном оформлении зала использованы мотивы "мавританского стиля".
Первоначально на месте зала были четыре небольшие комнаты Эрмитажа Екатерины II.
А. И. Штакеншнейдер убрал перегородки,уничтожив тем самым отделку павильона,выполненную Ю.М.Фельтеном и Д.Кваренги.Остались лишь стены здания,возведённого по проекту Ж.Б.Валлен-Деламота.
Колонны Павильонного зала,или, как он назывался при его создании,"Мавританского зала Ламотова павильона",выполнены из карарского мрамора.
За центральной аркадой в пол вмонтирована мозаика,являющаяся уменьшенной в два раза против оригинала копией мозаичного пола,найденного в 1780 г. при раскопках терм (бань) древнеримского города Отрикулума (современный Отриколи) близ Рима.Копия выполнена в Риме в 1847-1851 г.г. мозаичистами Петербургской Академии художеств В.Е.Раевым,И.С.Шаповаловым,С.Ф.Фёдоровым (Худояровым) и Е.Г. Солнцевым.
Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму.
Люстры золочённой формы с богемским хрусталём,выполнены французскими фирмами Пигара и Пайяра в 1850-х г.г.
В настоящее время в зале размещена экспозиция мозаичных столов середины XIX века итальянской и русской работы ,выполненных в разных техниках.
Вот уже более двух столетий собрание Эрмитажа украшает уникальный экспонат, неизменно вызывающий восхищение зрителей. Это - знаменитые часы Павлин. Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.
В 1827 году в альманахе "Северные цветы" было напечатано стихотворение-фантазия "Волшебный сад",написанное современником Пушкина малоизвестным поэтом Глебовым.
Вот отрывок из него:
Я зрел волшебный дивный сад.
И там в забвенье одиноком
На деревах во сне глубоком
Сидят павлин,сова,петух...
Но есть урочный краткий час,
Когда в саду вдруг тихий глас
Раздастся музыки небесной,
И спящих силою чудесной,
Мгновенно пробуждает он...
Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернётся;
Петух кричит,но лишь прервётся
Волшебных звуков сладкий сон
И - прежние окамененья...
Создание механических птиц издавна привлекало изобретателей - еще в античные времена фигуры "поющих" птиц украшали клепсидры - водяные часы. В XVIII веке создатели автоматов стремились сконструировать такую систему, чтобы птицы не только пели, но и вели себя как живые и были изготовлены в натуральную величину. Так, в середине века вся Европа восхищалась механической уткой французского мастера Жака Вокансона, которая умела пить, есть, двигаться и вести себя самым естественным образом.
Самым известным творцом подобных механизмов во второй половине XVIII в. был лондонский ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Богатая фантазия мастера рождала идеи, которые воплощались в жизнь мастерами и механиками его фирмы. Большое количество сложных автоматов, отличавшихся роскошью и разнообразием декора, было создано фирмой Кокса для европейских и восточных заказчиков. Настоящая слава пришла к Джеймсу Коксу в 1772 г., когда он открыл свой музей в Лондоне (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами экзотических животных, птиц, людей. Для реализации дорогих автоматов Кокс организовал лотерею: в 1773 году - в Лондоне, в 1774 году - в Дублине. В сохранившемся каталоге дублинской лотереи под номерами шесть и восемь значатся два павлина. Из описания экспонатов становится понятным, что эти парные автоматы отличались от эрмитажной композиции: павлин помещался на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Отсутствовали фигуры петуха, совы и гриба с циферблатом часов.
История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы.
Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
Герцогиня Кингстон
Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба; и убраны змеи. В создании этого нового автомата Кокс использовал труд немецкого мастера, обосновавшегося в Лондоне - Фридриха Юри.
Часы Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретенные императрицей Екатериной II в 1781 г., встречается упоминание о двух выплатах - от 30 сентября и 14 декабря - часовых дел мастеру Юри, за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тыс. рублей (ок. 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
Потёмкин Г.А.
Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потемкина отреставрировал часы.
Кулибин И.П.
С 1797 г. и по сегодняшний день часы Павлин являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же - это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
Ю.Я. Зек, А.Д. Балина; М.П. Гурьев (механика);
Ю.Н. Семенов (музыка)
Ухтомский Константин Андреевич .
Виды залов Малого Эрмитажа. Часы Павлин в Восточной галерее