-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ната_э

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 3201


Без заголовка

Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 12:19 + в цитатник
Цитата сообщения nadia_obo 31 января 1797 года родился Франц Шуберт, прекрасный австрийский композитор

Franz_Schubert_by_Wilhelm_August_Rieder (550x412, 90Kb)


Если творчество Бетховена, его старшего современника, питалось революционными идеями, которыми было проникнуто общественное мнение Европы, то расцвет дарования Шуберта пришелся на годы реакции, когда для человека обстоятельства его собственной судьбы стали важнее социальной героики, настолько ослепительно воплощенной бетховенским гением.

Жизнь Шуберта прошла в Вене, которая  не в самую благоприятную для творчества пору оставалась одной из музыкальных столиц цивилизованного мира. Здесь выступали знаменитые виртуозы, с огромным успехом ставились оперы всеми признанного Россини, звучали оркестры Ланнера и Штрауса-отца, поднявших на небывалую высоту венский вальс. И все же несоответствие мечты и действительности, настолько очевидные для того времени, порождали у творческих людей настроения тоски и разочарования, а сам протест против косного самодовольного мещанского быта выливался у них в бегство от реальности, в попытку сотворить свой мир из узкого круга друзей, истинных ценителей прекрасного...

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец его был школьный преподаватель - мужчина трудолюбивый и добропорядочный, который и своих детей стремился воспитать в соответствии со своими представлениями о жизненной стезе. Старшие сыновья пошли по стопам отца, тот же путь был предуготован и Шуберту. Но звучала в доме и музыка. В праздники у них собирался круг музыкантов-любителей, сам папа учил Франца игре на скрипке, а единственный из братьев - на клавире. Теорию музыки Францу преподавал церковный регент, он же учил мальчика и игре на органе.

Вскоре окружающим стало ясно, что перед ними необыкновенно одаренный ребенок. Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно-певческую школу - конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал исполнять партию первой скрипки, а другой раз более того - дирижировать.

В 1810-м году Шуберт написал  первое своё сочинение. Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и мало-помалу вытеснила все остальные интересы. Его угнетала надобность штудировать то, что было далеко от музыки, и спустя пять лет, так и не закончив конвикта, Шуберт ушел из него. Это привело к ухудшению отношений с отцом, который все ещё пытался наставить сына "на путь истинный". Уступая ему, Франц поступил в учительскую семинарию, а после этого исполнял обязанности помощника учителя в школе своего отца. Но намерениям отца сделать из сына учителя с надежным заработком так и не суждено было осуществиться. Шуберт вступает в самую интенсивную пору своего творчества (1814-1817 годы), не слыша отцовских предостережений.

К концу этого периода он уже автор пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен, среди которых есть такие как "Маргарита за прялкой", "Лесной царь", "Форель", "Скиталец" - их знают, их поют. Ему кажется, что мир вот-вот распахнет ему дружественные объятья, и он решается на последний шаг - бросает службу. В ответ возмущенный отец оставляет его без всяких средств к существованию и по сути рвет с ним отношения.

В течение нескольких лет Шуберту приходится существовать у своих друзей - среди них также есть композиторы, есть художник, стихотворец, певец. Образуется узкий круг близких друг другу людей - душой его становится Шуберт.

Был он небольшого роста, литой, коренастый, близорукий, застенчивый и отличался необычайным обаянием. К этому времени относятся знаменитые "шубертиады" - вечера, посвящаемые только музыке Шуберта, когда он не отходил от фортепьяно, тут же, на ходу, сочиняя музыку... Творит он каждый день, ежечасно, без устали и остановки, словно знает, что осталось ему немного... Музыка не оставляла его даже во сне - и он вскакивал среди ночи, чтобы сделать запись ее на клочках бумаги. Чтобы каждый раз не выискивать очки, он не расставался с ними.

Но как бы ни старались пособить ему его друзья, это были годы отчаянной борьбы за существование в нетопленых комнатушках, ненавистные уроки, которые ему приходилось давать с целью мизерного заработка... Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке, которая отдала предпочтение  богатому кондитеру.

В 1822 году Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт вновь уходит, чтобы существовать особняком, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он зачастую становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые ещё при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он еле-еле сводил концы с концами. Если Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен как прекрасные музыканты-исполнители  способствовали росту популярности своих произведений, то Шуберт виртуозом не был и решался выступать разве что в роли аккомпаниатора своих песен.

А о симфониях и толковать нечего - ни одна их них так и не была исполнена при жизни композитора. Более того, и седьмая, и восьмая симфония были потеряны. Партитуру восьмой через десять лет после смерти композитора нашел Роберт Шуман, а знаменитая "Неоконченная" была впервые исполнена только в 1865 году.

Все больше и больше Шуберт погружается в безысходность и одиночество: круг распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе, и только Шуберт оставался наивно верен идеалам молодости, которая уже прошла

. Он был робок и не мог хлопотать, но в то же время и не желал унижаться перед влиятельными людьми - немного мест, на которые он был вправе претендовать и которые обеспечили бы ему безбедное существование, были в результате отданы другим музыкантам. "Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, гулять из двери в ворота и хлопотать подаяния на хлеб...". Он не знал, что старости у него не будет. Второй песенный цикл Шуберта "Зимний путь" - это боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже напротив - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее, идет ли речь о его фортепьянных сонатах, струнных квартетах, восьмой симфонии или песнях.

И все-таки,  только один раз, он узнал, что такое настоящая удача. В 1828 году его друзья организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошел все ожидания. Шуберт снова полон дерзновенных планов, он интенсивно работает над новыми произведениями. Но до смерти остается немного месяцев - Шуберт заболевает тифом. Ослабленный годами нужды организм не может противиться, и 19 ноября 1828 года Франц Шуберт умирает. Имущество его оценивается за гроши.

Похоронили Шуберта на венском кладбище, выгравировав на скромном памятнике надпись:

Смерть похоронила в этом месте богатое сокровище,

Но ещё больше прекрасные надежды.

Рубрики:  МУЗЫКАЛЬНОЕ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку