-Метки

"лунная ночь" 15 октября 1814 года родился михаил лермонто 30 лучших цитат джорджа бернарда шоу xix съезд компартии китая — событие «матка давай яйки курка млеко!» а моя богиня америка не обязывалась воевать за украину американское оружие едет на украину бабник бешенцы битва за русские земли которая нам предстоит в ес впервые осудили сша в. авагян: валерий ободзинский венера перед зеркалом. веласкес. генералы угольных карьеров гумилёв николай степанович денис давыдов. романс. дидюля – арабика дмитрий лекух о поляках и польше дмитрий рогозин после операции доклад маргарет тэтчер о развале ссср. сша донбасс европейское единство с козлом-провокатором жалко загадки марса закрытие проекта зачем сивке бурка зинаида гиппиус. "нет!" зыбучий сепаратизм татарский из цикла стихов а. блока или бессмертие интернет-нытики как феномен истерика вокруг российского газа. "и вот опять" история песни "мрачное воскресение" как там статуя свободы и её демоны поживают? катастрофа западной цивилизации кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой китайские художники средних веков корни личности: как гены влияют на характер край одичалых кувыркается европа и лазейки ищет ладно загадывай! лжепатриарх непризнанного "киевского патриархата" максим кононенко. побег в никуда. малограмотная марк шагал «библейские сюжеты» мир перевернулся мои дела ужасно хороши! н.рубцов. моя душа на кончике смычка мультфильмы режиссёра александра петрова мы русские... над пропастью во лжи не может быть! недопокаяние неприкаянные души художника адама хоуи несовременная "империя" которую мечтают поделить нет - не носят ангелы пальто ничего особенного. нытики о перспективах войны и формате компромиссного мира объективно говоря.. однако до дна ещё далеко и «дали будэ»… осторожнее со словом обращайтесь в гневе сказанном планета объединяется против сша повелитель эллипсов под новый год. поляки строго предупреждают почему украина - это типичный failed state придётся всей украине говорить на суржике рогулей провидец медведев и феерия прогнозов на 2023 год ! проклятие зеленского радужные перспективы российских олимпийцев разгильдяйство по-европейски релакс россия русская женщина и геополитика рф о ходе сво (21.09.2022) саша чёрный. стилизованный осёл. сегодня украина – выгребная яма в центре европы сказка о монахе менделе слом системы сльозы на очах сотрудничество россии и ирана: страхи запада социализм и империализм. стратегия страха схемка "у реки..." от мариэлла_32 тайны «азовстали» танго тишины хочу трагикомический «зашквар» три года одной жизни. пржевальский. часть 2 три фронта россии и наше одиночество на них украинское военно-прикладное мифотворчество уходя гасите всех хорватский сценарий для галичины художник caitlin hackett. сюр. чтоб не сновали туземцы по российским дорогам шансон татьяны кабановой экспрессиониз

 -Рубрики

 -Я - фотограф

К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Князева

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 113480


Фламандская «доска» на границе двух миров

Вторник, 23 Августа 2016 г. 19:09 + в цитатник

Разглядывая Гентский алтарь, мы легко можем реконструировать картину мира людей эпохи позднего средневековья. В первую очередь их представление о пространстве, которое мыслилось четырехмерным

Над Гентским алтарем фламандец Ян ван Эйк работал 10 лет, с 1422 по 1432 год. Это был заказ бургомистра города Гента Йооса Вейта и его жены Элизабет Барлют. Йоос с супругой к тому времени уже переступили порог старости, но Бог не наградил их детьми. А это значило, что после ухода в иной мир за эту семейную пару некому было бы молиться. В те времена к таким вопросам относились со всей серьезностью, ведь если человек попадал паче чаяния в ад, молитва ближних была единственным средством не только облегчить страдания грешной души, но и вымолить для нее прощение на Страшном суде. По этому Йоос и Элизабет решили пожертвовать собору Иоанна Крестителя (с 1540 года собор Св. Бавона, покровителя Гента), где у них была семейная капелла, дорогой алтарь, а также кругленькую сумму, дабы клирики ежедневно поминали их на литургии «до скончания веков». Гентский алтарь состоит из 12 панелей: восьми открывающихся и четырех неподвижных (алтарь раскрывали по воскресеньям и на церковные праздники). На внешней его стороне изображены донаторы и сцена Благовещения, а на внутренней — небесная литургия.

 

Внешние створки алтаря (Гентский алтарь в закрытом виде)



Произведению ван Эйка выпала бурная жизнь. В 1566 году, во время войны Фландрии с Испанией, алтарь для безопасности перенесли в городскую ратушу. Когда же в Генте была установлена протестантская республика (1578–1584), алтарь чуть было не подарили английской королеве Елизавете I в благодарность за помощь в войне с католиками. Дар не состоялся только благодаря решительному протесту дальнего родственника Йооса Вейта. На свое прежнее место алтарю удалось вернуться только в 1584 году, после разгрома протестантов. Два следующих столетия были для него временем мира и тишины. Но в 1792 году, когда войска революционной Франции вторглись во Фландрию, четыре центральные алтарные панели вывезли для пополнения луврского собрания картин. В 1815 году восстановленный на троне Людовик XVIII вернул алтарные части на их родину. Однако прошло чуть больше года, и Гентский алтарь постигла новая напасть. Под Рождество викарий собора Cв. Бавона — Ле Сюрр — тайно продал шесть алтарных створок (ангелы верхнего ряда и панели № 3) неизвестному лицу за 6000 франков, дабы изыскать средства на ремонт храма. Спустя четыре года эти части алтаря очутились у будущего кайзера Германии — Вильгельма, который за 400 000 франков купил их у Эдварда Солли — лесоторговца-англичанина. 

Иодокус Вейд – богатый горожанин, бургомистр Гента, солидный, степенный человек. В его облике читается практичный торговец.

Немцы были не прочь заполучить и остальные части Гентского алтаря, но шанс им представился только в 1914-м, когда германские войска оккупировали Бельгию. Однако вожделенное сокровище так и не попало к ним в руки: каноник собора Ван де Гейн сумел столь искусно спрятать национальное достояние, что немцы, несмотря на все старания, его не нашли. Когда же Германия потерпела поражение в Первой мировой, она была вынуждена подписать унизительный Версальский договор (1919 год), в котором был пункт, обязывающий Берлин вернуть Фландрии шесть алтарных створок алтаря ван Эйка. Так целостность святыни была наконец восстановлена. Однако утром 11 апреля 1934 года причетник собора Св. Бавона обнаружил, что одна из многострадальных «досок» — «Праведные судьи» — пропала вновь. Внешнюю ее часть с изображением донатора (Йооса Вейта) удалось вернуть, но внутренняя панель до сих пор пребывает неизвестно где (вместо нее в 1939 году была поставлена копия).

Образ его жены,Изабеллы Борлюг, кажется, источает холодную строгость и чопорное благочестие.



После начала Второй мировой войны бельгийцы, помня 1914 год, отправили свое сокровище во Францию. Но укрытие оказалось не слишком надежным. После оккупации Франции немцы перевезли алтарь в баварский замок Нойшванштайн, а потом перепрятали в шахте, недалеко от австрийского города Альт-Аусзее. 3 мая 1945 года английская штурмовая группа взяла город, а чуть позже были обнаружены сокровища, награбленные нацистами. Алтарь из собора Св. Бавона вернули в Гент, где он пребывает до сих пор.

Алтарная композиция и большая часть символики подчинены одной общей идее: в задачу ван Эйка входило создать у верующих, собравшихся в храме, впечатление, что алтарь служит видимой, реальной границей между двумя мирами : земным и потусторонним, сакральным и профанным. И художнику это удалось: мастер решил проблему, обозначив незримое присутствие помимо трех геометрических еще и сакрального измерения через игру с пространственными оппозициями — правый/левый.

Фигуры заказчиков как бы связывают реальный мир с миром, изображенным
на алтаре. Они обращены к фигурам святых Иоаннов, имитирующим статуи. Иоанну Крестителю в XV в. была посвящена сама церковь,

а Иоанну Богослову – капелла, где находился алтарь. Имитация скульптуры восходит еще к готической традиции украшать алтари настоящими изваяниями.

В верхнем ярусе алтаря изображена сцена «Благовещения».

Павел Котов

Рубрики:  Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

DVN133   обратиться по имени Вторник, 23 Августа 2016 г. 19:24 (ссылка)
УЙ ТЫЫЫЫЫЫЫ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку