Эпикур |
Эпикур
Древнегреческий философ. С 306 года до н. э. - в Афинах, основал философскую школу.
Эпикур учился в школе своего отца, как считают античные авторы, и выделялся незаурядными способностями. Его мало интересовали поэзия и музыка. Он беседовал с отцом о "Теогонии" Гесиода, философской символикой которой заинтересовался еще в детстве, а потом помогал ему убирать помещение для занятий, обрабатывать земельный участок.
Около 328 года отец отправил своего старшего сына учиться в малоазийский город Теос, где читали тогда лекции по философии Праксифан и Навсифан. Последний из них, по свидетельству античных писателей, был последователем Демокрита.
Когда Эпикуру исполнилось восемнадцать и, как афинский гражданин, он должен был отправиться в Афины для прохождения воинской службы. В Афинах он посещал занятия академика Ксенократа, слушал речи Аристотеля. Через два года, отслужив в эфебии, Эпикур стал полноправным афинским гражданином, как его прадед, дед и отец. Его отец к этому времени обосновался на ионийском берегу в Колофоне. Туда же отправился и двадцатилетний Эпикур.
Сведения об этой поре его жизни скудны. Известно, что, пробыв какое-то время у отца в Колофоне, Эпикур поселился в Митиленах, на острове Лесбос.
Эпикур создавал собственную картину мира, в чем-то основанную на выводах и умозаключениях Анаксагора, Демокрита, Протагора.
Эпикур признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются по форме, величине и весу. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.
Эпикур верит прежде всего в реальность того, что он видит. В мире существуют только атомы, их движение и пустота. Отсюда происходят все виды реальности: предметы и существа, которые мы видим, а также и те, которых мы не видим потому, что они состоят из более мелких атомов. Душа существует, но слишком эфемерным существованием, преисполненная радости, если она поняла свою природу, обреченная на уничтожение, предназначенному всем существам мира. Боги существуют, но это соединения, сложные построения материальных атомов. Эпикур верит в богов. И в то же время он устраняет богов, так сказать, из жизни человека. Зачем богам, живущим в высшем покое, заниматься нами и, главное, зачем они будут делать нам зло? У богов нет другого объекта заботы, кроме их собственного благополучия.
Свое учение Эпикур излагал в своих многочисленных сочинениях, беседах с друзьями и письмах.
Эпикур говорил ученикам о бесконечном количестве миров, столь же бесконечном, как и сама Вселенная, он был убежден в повторяемости сходных форм во Вселенной.
Весной 306 года до н. э. Эпикур отправился в Афины.
За восемьдесят мин Эпикур купил дом и сад, небольшой тенистый сад, где решил открыть свою философскую школу.
Вход в сад был открыт для всех: молодых и старых, мужчин и женщин, богатых и бедных, свободных и рабов.
Эпикур предпочитал - и призывал к этому своих последователей - совершенное отстранение от политики, утверждая, что мудрому человеку не стоит ни заседать в собрании, ни выступать в суде.
Ученики и друзья приходили к нему в сад, ставший теперь бедным двором. Эпикур говорил им, что дружба до бесконечности увеличивает удовольствие жить.
Эпикур умер в 270 году до н. э. в возрасте семидесяти двух лет. Перед этим в течение четырнадцати дней его мучили тяжелейшие приступы рвоты, из почек шли камни, "страдания при мочеиспускании и кровавый понос".
Как рассказывает в своих письмах Гермарх, измученный жесточайшими болями, Эпикур "лег в медную ванну с горячей водой", попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался.
Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Афоризмы
В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения.
Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно.
Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым
.
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок
Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным
Величайший плод ограничения желаний — свобода
Блоги@Mail.Ru: ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
Рубрики: | Афоризмы Философия и психология Цитаты и изречения великих. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |