-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)

Вторник, 27 Сентября 2022 г. 08:20 + в цитатник
01 Р-38 в бою (552x398, 44Kb)

Развитие линейки модификаций истребителя Р-38 путем установки все более мощных двигателей к весне 1943 привело к тому, что обеспечивавший высокие летные данные самолета турбонаддув перестал справляться с возросшей мощностью новых моторов. На последней версии выпуска 1943 г. Р-38Н он при подъеме на высоту начал сильно перегреваться, и в результате мощность двигателей стала «падать», снижая и скорость, и высотность самолета. К тому же постоянно возраставший от модели к модели вес машины на Р-38Н достиг уровня, ухудшившего маневренные качества истребителя, а так же уменьшившего дальность его полета. Все это потребовало от авиастроителей радикального усовершенствования машины, что и привело к созданию самых удачных версий «Лайтнинга» - Р-38J и Р-38L. А на базе этих истребителей родился еще целый ряд машин самого разного назначения…

Р-38J (1943) и Р-38L (1944)
02 P-38J, P-38L (648x234, 44Kb)

Проблемы, выявленные при эксплуатации Р-38Н, заставили инженеров «Локхида» кардинально переработать конструкцию системы охлаждения. На следующей модели Р-38J, пошедшей в производство в середине 1943 г., они заменили подковообразный маслорадиатор двумя круглыми, между которыми стоял еще и радиатор промежуточного охладителя. Их габариты увеличили размеры воздухозаборников, что несколько изменило вид моторных гондол, но не создало дополнительного лобового сопротивления - благодаря усовершенствованию аэродинамики этих узлов. В результате новая система охлаждения позволила Р-38J с теми же моторами, что стояли на Р-38Н, стабильно держать мощность в 1.425 л.с. на любых высотах, а максимальная скорость резко «подскочила» до 665 км/ч!
03 ОТЛИЧИЯ (646x259, 59Kb)

Высокие летные качества Р-38J стали причиной того, что эта модель производилась в течение целого года и была выпущена в количестве 2.970 экземпляров. Причем работа над совершенствованием самолета не прекращалась, и от серии к серии на истребителе то и дело появлялись новые «фишки». Из видимых визуально изменений стоит назвать появившееся на серии Р-38J-10 лобовое, более толстое бронестекло. Оно стало внешним, и было встроено непосредственно в каркас кабины. С той же серии использовавшуюся в кабине до этого «баранку» автомобильного типа заменил W-образный штурвал. С серии Р-38J-15 выдвигавшуюся прежде из под крыла посадочную фару заменили неподвижной, врезанной в переднюю кромку левой консоли. А с серии Р-38J-25 под консолями крыльев начали устанавливать два соединенных шарнирно щитка длиной 1,47 м, и бустерные усилители элеронов. Это сделало «Лайтнинг» самым маневренным среди всех двухмоторных истребителей мира, способным «переманеврировать» в горизонтали и на пикировании даже ряд одномоторных истребителей. И если раньше «Мессершмитт-109» и «Зеро» могли «вогнать в землю» преследовавшего их более тяжелого «Лайтнинга» резким выходом из пике у самой земли, то теперь выпущенные, но не снижавшие скорости Р-38 подконсольные щитки позволяли ему легко выйти в горизонтальный полет при самом отвесном угле пикирования.
04 довески оборудования (647x342, 74Kb)

Все эти усовершенствования повторили и на последующей модификации - P-38L, пошедшей в производство в 1944 г. Версия «L» выпускалась до конца войны (изготовлено 3.923 экземпляра), и стала самой совершенной модификацией «Лайтнинга» из тех, что попали на фронт до окончания боев. Оснащенные еще более мощными моторами Allison V-1710-111/113 на 1.600 л.с., P-38L разгонялись до 670 км/ч и могли пролетать 3.370 км; при этом по маневренности они равнялись усовершенствованному Р-38J-25. Да и внешне «L» абсолютно идентичны «J» - эти модификации можно было различить только при сверке заводских номеров…
Все самолеты модификаций «J» и «L» могли нести на центропланных держателях две бомбы по 500 или 908 кг (в некоторых эскадрильях в полевых условиях «Лайтнинги» дорабатывали до способности нести даже по 6 - 8 бомб; правда, более малых калибров). Так же многие «J» и «L» оснащались «рождественскими ёлками» - двумя подконсольными держателями РС оригинальной конструкции, несшими по 5х127-мм ракет. Огневая мощь залпа такого «Лайтнинга» приближалась к бортовому залпу легкого крейсера!

Фоторазведчики на базе Р-38J и Р-38L
05 р-38 ф5е (533x415, 58Kb)

Как и при производстве предыдущих модификаций, при выпуске Р-38J и Р-38L часть этих самолетов переоборудовалась в фоторазведчики. Всего на базе Р-38J было изготовлено 205 разведчиков в варианте F-5E, а на базе Р-38L – 560 разведчиков в вариантах F-5E, F-5F и F-5G. Кроме того, некоторое число Р-38 этих модификаций (их численность мне не удалось установить) было переоборудовано в варианты «Друп Снут» и «Патфайндер», о которых речь пойдет ниже.
Вариант F-5E стал довольно массовым серийным разведчиком; он производился как на базе Р-38J, так и Р-38L. Машины этого типа имели под центральной гондолой кольцевую антенну радиокомпаса. Ранние варианты оборудовались антеннами, заключенными в каплеобразный обтекатель, который монтировали либо над фонарем кабины пилота, либо под носовой секцией центральной гондолы. Обычно F-5E несли пару перспективных камер типа К-22 и до трех плановых аппаратов К-17. Варианты от F-5E-1 до F-5E-3 строились на базе различных серий Р-38J; начиная с версии F-5E-4 самолеты-разведчики «Лайтнинг» строились на базе P-38L. Тем не менее, по составу оборудования и внешнему виду они почти не отличались от F-5E-3. А вот следующая модификация разведчика F-5F отличалась характерным «подбородком» центральной гондолы с блистерами для трех плановых фотокамер.
06 фоторазведчики варианты (636x311, 57Kb)

А в 1945 г. В серию пошла версия фоторазведчика F-5G. Носовая часть центральной гондолы на этой версии радикально изменилась по форме. Она вмещала два перспективных, два плановых фотоаппарата и одну камеру, направленную вперед вниз и предназначенную для фотографирования в пикировании. До окончания войны выпустили 63 самолета F-5G; общее же количество переоборудованных в вариант разведчика «Лайтнингов» всех модификаций превышает 1.400 единиц.

Самолеты наведения - «Повешенные носы» и «Следопыты»
07 СЂ-38 РґСЂСѓРї СЃРЅСѓС‚ (642x275, 95Kb)

В деле нанесения бомбо-штурмовых ударов, к которым Р-38 привлекались очень часто (как, впрочем, и многие другие истребители 2МВ), «Лайтнинги» показали себя очень эффективными. Их способность нести бомбовую нагрузку до 2 тонн фактически равнялась нагрузке многих средних бомбардировщиков; при этом даже с наружной подвеской бомб Р-38 оставался относительно скоростным самолетом, из-за чего его было значительно труднее перехватить вражеским истребителям. Мало того, после сброса бомб Р-38 мог вполне успешно постоять за себя в маневренном бою. Практически единственным недостатком «Лайтнинга» как бомбардировщика была низкая точность бомбометания – на самолете не имелось прицельно-навигационного оборудования, требовавшее присутствия второго члена экипажа. И тогда появилась идея переоборудовать часть «Лайтнингов» в самолеты-лидеры. На предназначенных для лидерства машинах сняли стрелково-пушечное вооружение, и в освободившемся носовом отсеке центральной гондолы установили бомбардировочный прицел «Норден», кресло для штурмана-бомбардира, навигационный столик с необходимым комплектом инструментов и щиток управления бомбовым вооружением. При этом антенна УКВ-радиостанции перекочевала на крышу кабины штурмана и устанавливалась под углом к вертикали. Такая переделка несколько изменила вид центральной гондолы, породив насмешливое прозвище лидеров - «Droop Snoot» («Повешенный нос»).
На заводе «Локхид» построили 18 «Droop Snoot»; кроме того, прямо в полевых условиях в «Повешенные носы» переделали еще около 100 Р-38J. А один «Лайтнинг» прошел «дополнительную переработку» - идея переделки так понравилась генералу Стрейтмейеру, что он завел себе личный самолет, чтобы воевать с комфортом. На этом «Droop Snoot» в штурманской кабине демонтировали бомбардировочный прицел, зато установили для генерала комфортабельное мягкое кресло с подлокотниками…
08 р-38 друп снут генерала (636x203, 71Kb)

«Повешенные носы» участвовали в бомбовых налетах на немецкие и японские объекты с апреля 1944 г.; причем они использовались для лидирования не только «Лайтнингов», но и других одноместных истребителей-бомбардировщиков – «Тандерболтов» и прочих.
Развивая идею «Повешенных носов» специалисты «Локхида» разработали на основе Р-38J еще одну версию самолета-лидера – так называемый «Pathfinder» («Следопыт»), оснащенный радиолокационным бомбардировочным прицелом AN/APS-15. Антенну прицела смонтировали в носовом полупрозрачном обтекателе из оргстекла, а кабину оператора разместили позади прицела над нишей передней стойки шасси. По бокам кабины прорезали прямоугольные иллюминаторы. Антенна под носовой частью центральной гондолы осталась на своем обычном месте.
09 гондола патфиндера (554x221, 55Kb)

Если в вариант «Повешенный нос» большая часть машин была переоборудована в строевых частях, то «Следопыты» изготавливались исключительно в заводских условиях, на базе P-38L. Тем не менее, несмотря на заводское изготовление, подразумевающее документальную отчетность, количество переделанных таким образом самолетов почему-то неизвестно.
Особенностью «Pathfinder» было то, что их прицел AN/APS-15 предназначался для так называемых ВТО-операций (Bombing Trough Overcast -бомбометание сквозь облачность), и применялся для бомбежки с высоты нескольких километров крупных объектов – городов, заводов, и т.п. В таких операциях сбрасывание бомб производилось по команде ведущего; поэтому «Следопыты» с весны 1944 и до конца войны обычно лидировали целые группы бомбардировщиков и увешанных бомбами «Лайтнингов» - в налетах на немецкие и японские города и базы.

Ночные «Лайтнинги»
10 Р -38Рњ (583x384, 131Kb)

Во время войны в американской армии, как и в армиях многих других стран, внезапно возникла потребность в ночных перехватчиках – типе, практически не развивавшемся в предвоенный период. Это привело к тому, что «пробовать на роль» ночного истребителя начали самые разные типы уже существующих самолетов – ведь разработка специализированного ночного перехватчика «с нуля» занимала слишком много времени, которого и так не хватало воюющим сторонам. Именно это и произошло с проектом Р-61
«Black Widow», разработка которого сильно затянулась. А спешно переработанные в «ночники» дневные самолеты (вроде Р-70 «Havoc») нашли лишь ограниченное применение - эти машины не в полной мере удовлетворяли требованиям, предъявляемым к ним условиями войны. Поэтому неудивительно, что на Тихоокеанском театре войны переделать в ночной перехватчик попробовали и весьма успешный дневной истребитель Р-38.
Переделки «Лайтнингов» в ночные истребители поначалу имели стихийный характер. Так, в 6-й ночной истребительной эскадрилье (6 NFS), базировавшейся на Новую Гвинею, на двух P-38G смонтировали позади пилота тесную кабину для оператора РЛС. Снятые с Р-70 радиолокаторы SCR-540 разместили внутри контейнеров, изготовленных из подвесных баков. Индикаторы и органы управления РЛС установили в задней кабине; оператор локатора в ходе сближения с целью выдавал летчику команды по самолетному переговорному устройству. На базе модификации P-38J так же было создано несколько ночных перехватчиков. На них использовали радиолокаторы AN/APS-4, разработанные для авиации военно-морского флота, и использовавшиеся на палубных истребителях F6F «Hellcat». Такая РЛС помещалась в обтекаемом контейнере под крылом истребителя. Оснащенные этими радарами перехватчики P-38J применялись в эскадрилье 547 NFS, и одна из таких машин даже одержала победу в ночном воздушном бою.
11 РЛС (629x248, 83Kb)

Однако кустарно переоборудованные машины имели невысокую надежность радиолокационного оборудования и слишком тесное рабочее место оператора. Поэтому в середине 1944 года командование авиации заказало непосредственно фирме-изготовителю постройку серии ночных истребителей на базе модификации P-38J. На самолете, получившем в серийном производстве обозначение Р-38М, оборудовали двухместную кабину; на стволах пушки и пулеметов смонтировали пламегасители. В качестве средства обнаружения избрали хорошо зарекомендовавший себя локатор AN/APS-4; его разместили в специальном пилоне под носовой частью центральной гондолы. От подкрыльевого размещения отказались – локатор повреждался выбрасываемыми гильзами крупнокалиберных пулеметов. Антенну УКВ-радиостанции перенесли под левую балку за нишу основной стойки шасси.
Летные испытания Р-38М начались в январе 1945; тогда же была организована подготовка экипажей для ночных «Лайтнингов». Испытания самолета и обучение пилотов и операторов завершились в июне созданием ночной эскадрильи 418 NFS — первой из ночных эскадрилий, вооруженных Р-38М. эскадрилья отправилась на Тихоокеанский фронт; однако война уже подходила к концу, японская авиация испытывала все возрастающие трудности с топливом, поэтому перехватывать по ночам стало просто некого...

Серия сообщений "Самолеты 2МВ - союзники СССР":
Часть 1 - Мишень для «Ноля»
Часть 2 - Асы «Диких котов»
...
Часть 27 - 2МВ: палубная авиация Великобритании в 1941-1945 гг.
Часть 28 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
Часть 29 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)

Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 22 - Асы советских пикировщиков Пе-2
Часть 23 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
Часть 24 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)
Часть 25 - 2МВ. Лучшие асы истребителя Р-38 «Лайтнинг»
Часть 26 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку