-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Сталь покоряет Дикий Запад (04.24). Гражданская война на море - флоты Севера и Юга

Воскресенье, 05 Сентября 2021 г. 09:22 + в цитатник
01 заставка (650x299, 132Kb)

До начала гражданской войны основной задачей флота США была зашита морской торговли своей страны. Флот охранял американских граждан и собственность Соединенных Штатов в нейтральных водах и иностранных портах, боролся с пиратством и африканской работорговлей, доставлял к месту назначения американских дипломатов. Однако гражданская война поставила перед флотом новые задачи, ранее совершенно ему не знакомые. Военно-морские силы Союза были вынуждены теперь заниматься блокадой побережья, поддерживать сухопутные операции армии (главным образом на реке Миссисипи) и организовывать десантные высадки. Конфедераты, которым удалось создать лишь некое подобие флота, использовали его для защиты своего побережья, прорыва неприятельской блокады и коммерческого рейдерства. Далеко не все из этих непростых задач оказались по зубам военно-морским силам Севера и Юга, и, как следствие, флот играл в этой войне не самую главную роль. Тем не менее, его определенное влияние на ход боевых действий несомненно.

До 1861 года ВМФ США являлся сравнительно небольшим, так как политика невмешательства Америки в европейские дела не требовала наличия большого количества боевых кораблей. Лишь во время политических кризисов флот и корпус морской пехоты временно наращивали свои силы, но, как только опасность исчезала, они снова подвергались сокращению. Поэтому к началу гражданской войны ВМФ Союза насчитывал 90 кораблей и судов, из которых в строю находились всего 42. Разумеется, этого количества кораблей было недостаточно для ведения полномасштабных боевых действий, и северяне развили бурную деятельность по увеличению своих сил на море. Только за первые полгода гражданской войны на воду было спущено 100 боевых кораблей, а к декабрю 1864 года флот США насчитывал уже 671 корабль, на вооружении которых было в общей сложности 4.610 орудий. В это число входили 113 винтовых и 52 колесных пароходов, 71 броненосец, 323 не боевых парохода и 112 парусных судов разных типов.
02 типы кораблей (651x397, 188Kb)
Различные типы кораблей американского флота периода гражданской войны

Конфедераты с их ограниченными ресурсами не могли соревноваться с Севером в военно-морской гонке, да они и не пытались этого делать. Впрочем, необходимость создания военно-морских сил была осознана на Юге почти сразу. По мере того, как различные штаты выходили из состава Союза и провозглашали свою независимость, каждый из них начинал организацию собственного флота. В результате в самом начале войны практически каждый штат имел некое подобие ВМС — зачастую без кораблей и команд, зато с полным набором чиновников и офицеров…
Понимая, что Югу не угнаться за Севером по количеству построенных кораблей, конфедераты решили сделать упор на их качество. Планируя преодолеть численное неравенство неуязвимостью, южане приступили в постройке первых броненосцев; одновременно они строили новые судоверфи (обычно в устьях основных рек, чтобы обезопасить верфи от атак северного морского флота), и начали переделку захваченных южанами частично уничтоженных кораблей Союза. В результате в строй конфедеративного флота уже в первый год войны вошли 44 переделанных в боевые корабли неброненосных судна и 12 броненосцев. Еще одним источником пополнения флота Конфедерации были судоверфи иностранных государств – южане закупали в Англии небольшие деревянные парусно-паровые суда, которые легко маскировались под торговцев и могли наносить по коммерческому судоходству Союза внезапные и чувствительные удары. Некоторые из этих кораблей представляли собой «прорывателей блокады», в задачи которых входили перевозка хлопка из Америки в Великобританию и доставка армиям южных штатов стратегического сырья и закупленного европейского вооружения.
03 прорыватели блокады (600x466, 130Kb)
«Прорыватели блокады» конфедератов: «Хоуп» и «Бермуда»

Личный состав флотов. Матросы

Существенным недостатком американского флота было почти полное отсутствие обученного резерва. Нехватка людских ресурсов для флота ощущалась даже на многолюдном Севере. Обе стороны испытывали острую необходимость пополнять ряды своих армий, так что людей для военно-морских сил просто не оставалось. Особенно насущной была потребность в опытных моряках, которых всегда не хватало. На Юге, где морская торговля была неразвита а, следовательно, не было и профессиональных матросов, эта проблема стала почти неразрешимой. В отчаянии Конгресс южан принял закон, согласно которому любой военнослужащий армии, изъявивший желание перевестись во флот, должен был немедленно получить разрешение и всяческое содействие. Однако эта мера не имела особого успеха, поскольку армейские командиры не желали отпускать своих людей.
На Севере обученных моряков пытались заманить во флот премиями и прочими материальными благами. Добровольцы поступали на службу в ВМФ также из желания попробовать чего-нибудь нового или увидеть мир; в значительной степени личный состав флота пополнялся и за счет призывников.
04 флот юга со знаками (646x558, 304Kb)
Моряки Конфедерации: повседневная и парадная форма

У конфедератов обычно не возникало проблем с набором команд для коммерческих рейдеров, таких, как «Алабама», «Флорида» и «Шенандоа». Часть из них составляли иностранные моряки (в первую очередь англичане), а также матросы с захваченных призовых судов. На крейсерах Конфедерации жалование выплачивалось золотом, и попавшие в переплет матросы торгового флота Севера обычно недолго колебались в выборе между пленом и привольной службой за хорошие деньги.
Но в то же время в ВМС Конфедерации принимались свободные негры, а с разрешения владельца на флот могли взять и раба; правда эта категория служила в качестве денщиков, угольщиков или лоцманов. Черные не были исключением и во флоте северян, хотя до войны морское командование пыталось ограничить их доступ на службу. Однако уже в ходе конфликта хроническая нехватка людей заставила федералов предложить флоту открыть вербовочное бюро для приема свободных и беглых негров. В результате в ВМФ США было довольно значительное количество чернокожих моряков, разумеется, в младших чинах.
05 флот севера (651x516, 255Kb)
Моряки Союза: повседневная и парадная форма

Личный состав флотов. Офицеры

Основной базой для формирования командного состава ВМФ Союза и Конфедерации служили офицеры довоенного флота США. Как и следовало ожидать, большинство военно-морских офицеров набиралось в американский флот из штатов Восточного побережья, но лишь некоторые из них переходили на военные корабли с торговых судов. Вплоть до Мексиканской войны при подборе младших военно-морских офицеров их опыт, стремление к морской службе, образованность и даже дисциплинированность практически не требовались. Первоначальное обучение военно-морских офицеров происходило прямо на борту корабля, и было, в лучшем случае, поверхностным. Лишь в 1845 году в Аннаполисе, штат Мериленд, была основана военно-морская академия Соединенных Штатов, которая стала первым серьезным шагом на пути образования хорошо подготовленного профессионального корпуса военно-морских офицеров.
06 знаки различия севера (647x378, 181Kb)

Подбор, обучение и проблема дисциплины офицеров морской пехоты были такими же, как и у офицеров флота. Морские пехотинцы отличались еще большим гонором, кастовостью и склонностью к дуэлям, чем офицеры кораблей. В отличие от флотских офицеров подготовка командиров морской пехоты происходила непосредственно в армейской академии Вест-Пойнт; каждый год несколько выпускников академии становились морскими пехотинцами.
В начале гражданской войны около 322 морских офицеров и 20 офицеров морской пехоты отправились на Юг, и присоединились к флоту Конфедерации. Именно они составили костяк ВМФ Юга, и все офицерские посты там были заняты бывшими морскими офицерами США. Впрочем, несмотря на это, превосходство федерального флота было значительным. С самого начала северянам удалось добиться практически полного господства даже в территориальных водах Конфедерации, и все усилия южан привели лишь к оттягиванию неизбежного конца.

Новшества в морском деле

В середине 19-го века военно-морские силы ведущих стран мира переживали революционные перемены. Парусный флот быстро и неуклонно уходил в прошлое благодаря широкому распространению паровой машины. Паровые суда уже не зависели от направления и силы ветра, они могли свободно маневрировать, не прибегая к помощи парусов, а так же развивать невиданную по тем временам скорость; все это привело к тому, что ход морского сражения стал подчиняться совершенно иным законам.
Еще одним важным техническим новшеством было изобретение гребного винта. Большие, неуклюжие колеса первых пароходов становились слишком соблазнительной мишенью для неприятельских артиллеристов и снижали маневренность судна. Эти недостатки первых паровых кораблей были ликвидированы с появлением судового винта, снабженного поворотными лопастями.
Одновременно в судостроении, как торговом, так и в военном, начал активно применяться новый материал — железо. Однако поначалу, даже несмотря на первые удачные эксперименты с железными судами, большинство судостроителей относились к железу с недоверием и по-прежнему предпочитали дерево. Перелом в их настроениях произошел в 1834 году после случая с железным судном «Кэрри Оуэн». Когда оно одновременно с несколькими другими, деревянными, судами село на мель, то многие из деревянных разбились, а железное осталось невредимым.
07 амер броненосец (649x327, 99Kb)
Самый мощный броненосец северян - «Нью Айронсайд»

Тем не менее, к началу гражданской войны деревянные корпуса еще не были вытеснены железными окончательно, и военно-морские силы США по большей части состояли из деревянных паровых фрегатов. Но уже в ходе самого конфликта железо, сталь и броня прочно утвердились в военном судостроении, и значительную часть враждующих флотов составляли броненосцы. Применение железа и брони при постройке военных кораблей в значительной степени было обусловлено развитием морской артиллерии. В 1824 году в военно-морском флоте Франции появляются гаубицы, или бомбические орудия, изобретенные Х.И. Пексаном. Они отливались из чугуна, имели калибр от 180 до 210 мм и могли стрелять бомбами по навесной траектории или гранатами и ядрами прямой наводкой. Пексан разработал также особый тип зажигательного фугасного снаряда — бомбу: при попадании бомбы в корпус деревянного судна оно вспыхивало, как солома. Тем не менее, в США бомбические орудия были признаны далеко не сразу. Когда в 40-х годах был поставлен вопрос о принятии таких пушек на вооружение, военно-морская комиссия Конгресса очень долго сопротивлялась, не давая проекту хода. Тем не менее, министру флота и президенту страны совместными усилиями удалось сломить сопротивление упрямых парламентариев, и к началу гражданской войны основу бортовой артиллерии ВМС США составляли бомбические гладкоствольные орудия. В основном это были пушки, разработанные будущим героем войны адмиралом Дальгреном. Проведя многочисленные опыты по определению давления пороховых газов в различных сечениях канала ствола, он сумел так рационально распределить металл, что получил редкое по своей прочности орудие. Наиболее распространенными были два типа пушки Дальгрена: 9-дюймовое (220 мм) орудие весом в 9.200 фунтов (примерно 4,16 тонны) — всего их было произведено 1.185 единиц; 11-дюймовая (280 мм) пушка весом 16.000 фунтов (6,55 тонн) — всего произведено 465 единиц.
08 орудие пексана (650x341, 124Kb)
11-дюймовое бомбическое гладкоствольное орудие Дальгрена на корабле северян

Однако в новых условиях, когда обе стороны конфликта стали применять на своих кораблях броневую защиту, гладкоствольные орудия Дальгрена зачастую оказывались бессильными. Изобретатель, правда, попытался усовершенствовать свое детище, создав несколько нарезных моделей, а так же пушку большого калибра, но успехом эти опыты не увенчались.
Нововведения в области вооружений не ограничивались, впрочем, только судовой артиллерией. Гражданская война вернула к жизни тактику таранных ударов, канувшую в небытие еще во времена средневековья. Это стало возможным благодаря внедрению паровых двигателей. Первым кораблем, снабженным этим древним оружием, стал броненосец южан «Вирджиния» (бывший «Мерримак»), пустивший с его помощью на дно деревянный фрегат «Камберленд».
09 виргиния топит камберленд (651x400, 176Kb)
Броненосец южан «Вирджиния» таранным ударом топит
деревянный фрегат северян «Камберленд» 8 марта 1862 г

Опыт оказался настолько удачным, что обе стороны приступили к постройке целой серии таранных броненосцев, особенно активно действовавших в ходе войны за Миссисипи. Наиболее типичным из этих кораблей была бронированная плоскодонка конфедератов «Албермейл», вооруженная крепким дубовым носовым выступом, обшитым сверху стальными пластинами. Действуя в проливах близ побережья Северной Каролины, эта примитивная, на первый взгляд, посудина причинила северянам столько неприятностей, что для ее уничтожения они не поленились провести специальную диверсионную операцию.
Помимо возрождения забытых видов вооружения и усовершенствования уже существующих, в ходе гражданской войны на море применялись и принципиально новые разработки. К их числу относились шестовые мины, ставшие своего рода прообразом торпед (американские моряки и назвали их торпедами). Они представляли собой пороховой заряд с фрикционным запалом, помещенным в герметичную, чаще всего железную емкость. Вся эта конструкция прикреплялась к деревянному или железному шесту, установленному на носу парового катера или подводной лодки. Для успешного применения шестовой мины несущему ее судну требовалось приблизиться к вражескому кораблю вплотную и подвести заряд под его днище (или же вонзить его в деревянную обшивку). Затем при помощи спускового шнура взрыватель приводился в действие и воспламенял порох. Поскольку подобные предприятия требовали полной внезапности и везения, случаи успешного применения шестовых мин были довольно редки.
10 подлодка давид (537x640, 265Kb)
Минный катер конфедератов «Давид».
«Давид» атакует броненосец северян «Нью Айронсайд» 5 октября 1863 г

Таким образом, хоть флоты Севера и Юга не оказали определяющего влияния на исход конфликта, гражданская война на море стала новым этапом в развитии морских вооружений, и многие из ее изобретений нашли свое применение в будущем.

По книге: Кирилл Маль. Гражданская война в США, 1861-1865. (ВИБ, 2002)

Серия сообщений "02 Гражданская война в США":
Часть 1 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.01) – причины гражданской войны в США
Часть 2 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.02). Год 1861 – битвы дилетантов
...
Часть 23 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.22). Снайперы Севера и Юга
Часть 24 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.23). Артиллерия гражданской войны
Часть 25 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.24). Гражданская война на море - флоты Севера и Юга
Часть 26 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.25). Гражданская война на море: новая сила - броненосцы
Часть 27 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.26). Гражданская война на море: рейдер южан «Алабама»
...
Часть 35 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.34). Секретные службы Севера и Юга, и их руководители
Часть 36 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.35). Тимоти Вебстер - дважды повешенный…
Часть 37 - Сталь покоряет Дикий Запад (04.36). Роль женщин в разведке периода гражданской войны в США

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку