-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћай€_ѕешкова

 -ѕодписка по e-mail

 

¬еликие цивилизации:взлеты и падени€ ¬иджа€нагары

„етверг, 26 ћарта 2015 г. 16:52 + в цитатник

                              

ќдно из самых удивительных чудес »ндии расположено неподалеку от железнодорожной станции ’оспет в шести часах езды от аэропорта Ѕелгаум. ѕам€тник, а точнее 500 построек, образующих несколько групп, был внесен в —писок всемирного наследи€ ёнеско в 1986 году.

ѕешие экскурсии по руинам лучше планировать в период с окт€бр€ по март. ¬ период –ождества количество туристов возрастает. ѕеред посещением культурного пам€тника рекомендовано пройти регистрацию в местном полицейском участке, чтобы избежать непри€тностей, и запастись репеллентами (от мал€рийных комаров).

–уины ¬иджа€нагара площадью 26 км2 группируютс€ на несколько частей – ’рамовый центр и ÷арское подворье.

¬иджа€нагарска€ импери€ или ¬иджа€нагара — индуистска€ импери€, занимавша€ весь юг »ндии за рекой  ришна с 1336 года до середины XVII века. ¬озникла в ходе борьбы индусов ёжной »ндии с мусульманами ƒелийского султаната. √осударство достигло пика могущества при ƒеварайе II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Ѕирму и на ÷ейлон.

¬ XV—XVI вв. основным противником ¬иджа€нагарской империи выступал Ѕахманидский султанат на западе »ндии. ѕосле распада султаната пришедшие ему на смену кн€жества объединились и нанесли в 1565 году в битве при “аликоте ¬иджа€нагару поражение, от которого он не смог оправитьс€.

                                

 оларамма

Ќа месте столицы государства, котора€ также носила название ¬иджа€нагар (что значит «город победы»), ныне стоит село ’ампи. Ќаселение виджа€нагарской столицы превосходило население Ћондона в 10—20 раз. 

‘рески из ¬ирабхадра

                             


¬иджа€на́гар (букв. «город победы»), крупнейшее в истории средневекового ƒекана (ёжна€ »нди€) индуистское государство; существовало с середины 14 до середины 17 в. Ќа прот€жении большей части своей истории (до середины 14 в.) ¬иджа€нагарска€ импери€ занимала территорию современных штатов јндхра-прадеш,  арнатака и “амилнад.

ѕриродна€ крепость

                                                                                                                                

ћаликарджюна

  1325 г. част€ми ƒелийского султаната стали бывшие государства ядава из ƒевагири,  акать€ из ¬арангала и больша€ часть государства ѕаидь€ вместе с их традиционной столицей ћадураи. ќтсто€ли свою независимость ’ойсалы (примерно на территории современного штата  арнатака) и ѕандьи (на крайнем юге, около мыса  оморин). ќднако сразу же по уходе основной части султанских войск началась борьба за раздел территории к югу от гор ¬индхь€ между наместниками делийского султана и возникшими вновь индусскими государствами.

                             

 аннадаска€ надпись корол€  ришнадева –а€ в храме ¬ирупакша в ’ампи,где он описывает свою коронацию и строительство большой открытой площади

Ќа ƒекане, т.е. между горами ¬индхь€ и р.  ришной, в 1347 г. возникло государство Ѕахмани, о котором уже рассказано. ≈ще раньше, в 1333/34 г., в далеком ћадураи сайид ƒжалалуддин јхсан Ўах провозгласил собственный султанат. ѕримерно в это же врем€ подн€лось восстание под руководством  апа€-на€ка в јндхре. ¬о многих районах возникли мелкие кн€жества, начавшие борьбу между собой за преобладание. ќдним из таких кн€жеств было јнегонди на р. “унгабхадре, на самой границе территорий, населенных каннада и телугу.

ƒревнее место  рынка и плантации в ’ампи

ƒальнейшие событи€ окутаны легендами. ясно, что в районе јнегонди по€вились два брата - ’арихара и Ѕукка, посланные ћухаммадом “углаком дл€ восстановлени€ власти делийского султана. Ѕратьев было п€теро, но трое младших сыграли меньшую роль в истории. ќни были сыновь€ми —ангамы, который и дал им€ новой династии. ѕроисхождение семьи —ангама не€сно. ѕо одной версии, они были телугу и служили ранее  акать€м из ¬арангала, были вз€ты в плен, отвезены в ƒели, где были обращены в ислам. ѕо другой версии, они были каннада, служили ’ойсалам из ƒварасамудры и оставались внутренне верными последним, даже когда номинально устанавливали власть мусульман на “унгабхадре.

Ќага (зме€) -камень поклонени€ в ’ампи

¬прочем, пленение, обращение в ислам, установление реальной власти братьев по “унгабхадре и среднему течению  ришны и возвращение в лоно индуизма - эти элементы их биографий совпадают в обеих легендах. —ход€тс€ летописцы и в том, что брать€ встретили в лесах у “унгабхадры мудреца-аскета ¬идь€ранью, который указал им благопри€тное место дл€ возведени€ столицы и стал главным советником (министром) трех первых правителей-’арихары I (1336-1356), Ѕукки I (1356-1377), сына Ѕукки ’арихары II (1377-1404).

—толица, г. ¬иджа€нагар, котора€ дала название всей империи, строилась семь лет на южном берегу “унгабхадры на холмах, окружающих храм ¬ирупакши, одной из ипостасей бога Ўивы. ¬ирупакша считалс€ истинным правителем государства, а императоры - лишь его- наместниками. ѕервоначально столица называлась дво€ко - ¬идь€нагара ("√ород знаний", в честь ¬идь€раньи) и ¬иджа€нагар ("√ород победы"). ¬торое название потом осталось единственным.

                            н€жество стало быстро расшир€тьс€. ¬ 1340 г. Ѕукка захватил ѕенугонду, крепость, ставшую опорой в дальнейших войнах с’ойсалами. ¬ 1345 г. брать€ присоединили “улу (побережье  арнатаки).

√осударство ’ойсала окончательно исчезло с политической карты в 1346 г., причем мнйгие военачальники ’ойсалов перешли на сторону ¬иджа€нагара без бо€. —ын Ѕукки,  ампанна II, в 1360-х годах совершил поход на юг и подчинил Ўамбувараев, правивших в  анчипураме, а в 1365-1370 гг. разгромил ћадурайский султанат. ¬ руки правителей ¬иджа€нагара попала почти вс€ ёжна€ »нди€ "от мор€ до мор€".

                               

Ћакшми Ќарасимха

¬ажным исключением был ћалабарский берег, который оставалс€ независимым от материковых империй практически на прот€жении всей истории до второй половины XVIII в.  аждый порт на побережье представл€л собой мелкое государство, а все они вместе играли большую роль в торговых св€з€х »ндии с Ѕлижним ¬остоком, ¬осточной јфрикой, а с начала XVI в. - и с ≈вропой.

                                

ƒругим исключением был крайний ёг, где сохран€лось несколько мелких кн€жеств ѕандьев. ќни признавали сюзеренитет ¬иджа€нагара, но непосредственно из центра не управл€лись. Ћишь дважды ѕандьи пытались сбросить зависимость: около 1470 г. - от »мперии, в 1583 г. - от наместников »мперии, на€ков ћадураи и “анджура. Ћишь после этого упоминани€ о кн€зь€х ѕандь€х совершенно исчезают.

«ахоронение –амачадра –ама,барельефы стен

”же в 1358 г. начинаютс€ войны между ¬иджа€нагаром и Ѕахманидами, которые дл€тс€ почти беспрерывно до распада Ѕахманидского государства, позднее ¬иджа€нагар воюет с султанатами, возникшими на развалинах Ѕахманидского султаната. “ретьим участником конфликтов почти неизменно выступало государство, занимавшее —еверную јндхру и ёжную ќриссу. —начала это было государство –едди из  ондавиду (1325-1427), а затем - √аджапати из ќриссы (1434-1540).

                           

”крашение колонн в  храме »ккери в Ўимога јгхорешвара

“рехсторонн€€ борьба велась за междуречье  ришны и “унгабхадры с крепост€ми –айчур и ћудгал (что могло обеспечить господство над западными портами √оа, „аул и ƒабул) и за территорию по восточному побережью к северу от  ришны (область  ондавиду, в XVIII в. получивша€ название —еверные сиркары). Ёти две территории посто€нно переходили из рук в руки, но истори€ этих войн довольно запутанна.  ажда€ из сторон приписывает себе почти беспрерывные победы. ¬иджа€нагар часто терпел поражени€, столица подвергалась многим осадам, но осаждавшие уходили ни с чем, и нередко их истребл€ли на обратном пути.

                           

 аменный храм автомобил€ в храме ¬итала в ’ампи

¬ целом представл€етс€, что первые дес€тилети€ своего существовани€ ¬иджа€нагар был на "подъеме и удерживал междуречье. ¬ начале XV в., когда разразилась борьба за престол между сыновь€ми ’арихары II, ¬иджа€нагар большей частью терпел поражени€. ¬ правление ƒевараи II (1422-1446) он снова стал сильнее Ѕахманидов, подчинил себе всю јндхру и спорное западное побережье.  онец правлени€ ƒевараи II был омрачен второй войной за трон, и в 1447-1485 гг. "все завоевани€ периода ƒевараи II были потер€ны.

¬згл€д изнутри храмового комплекса ’азара –ама в ’ампи

¬иджа€нагар находилс€ на грани распада. √убернатор Ќарасимха из рода —алува, объединив под своей властью три западные провинции („андрагири, ”да€гири,  ондавиду) и заручившись поддержкой других наместников, в 1486 г. двинулс€ на столицу, зан€л ее и, не встретив сопротивлени€, сверг последнего представител€ династии —ангама и короновалс€ сам.

Ѕалюстрада входа в богатый  храм ¬иттала, ’ампи

                              

                              ’рам ¬иттала

ќн правил недолго (1486-1490), его малолетние сыновь€ практически не правили, наход€сь под властью своего опекуна Ќарасына€ка из рода “улува, однако этот период оставил след в исторической пам€ти народов »ндии. ¬иджа€нагарстал бесспорным гегемоном ёга (государство Ѕахманидов к этому времени распалось). —лава Ќарасимхи, видимо, так прогремела по ёжной »ндии, что его им€ на столети€ затмило название государства, которым он правил. »мперию стали называть Ќарсинга, и в таком виде она по€вилась в европейских источниках XVI-XVII вв.

                             

ѕоэтическа€ надпись на €зыке каннада  ¬иджа€нагарского  поэта Maнджара€

Ќараса-на€к передал регентские функции своему сыну. ¬ира Ќарасимхе, который в 1505 г. короновалс€, основав третью династию - “улува. ≈го брат  ришнадевара€ (1509-1529) снова превратил ¬иджа€нагар в могущественное государство.

јнантась€на

ќн огнем и мечом подчинил своевольных вассалов, раздвинул границы империи до максимальных, достигавшихс€ ранее, активно вмешивалс€ в распри деканских султанов. ≈го двор стал центром наук и искусств. ќт его времени осталось много красивых построек. —оюз ¬иджа€нагара с португальцами, захватившими в 1510 г. √оа, давал  ришнадеварае значительные торговые и политические выгоды. ѕортугальцы направл€ли коней дл€ кавалерии ему, а не в султанаты.

                                 

√ид –аджин

ѕосле смерти  ришнадевараи титул императора перешел к его брату јчьютарае, а фактическа€ власть - к –амарадже из рода јравиду. –амараджа казалс€ еще более могущественным правителем, чем все предыдущие. ќн сажал на престол шахов Ѕидара, разрешал споры между султанатами не без выгоды дл€ себ€.

                                 

 ороль  ришнадева –ай€

                              

’рам Ўивара Ќай€ка

ќднако Ѕиджапур, Ѕидар, Ѕерар и √олконда объединили свои войска и 23 €нвар€ 1565 г. в битве при “аликоте (которую называют также битвой на  ришне или битвой при –акасджи и “ангаджи) нанесли ¬иджа€нагару сокрушительное поражение. –амараджа пал в битве. ≈го брат, “ирумала, бежал в ¬иджа€нагар, забрал казну (дл€ перевозки которой потребовалось 550 слонов) и отступил в ѕенугонду. ќн стал основателем четвертой и последней династии, јравиду.

«ахоронение јхутарай€,ћатанга

ћусульмане с ходу зан€ли город ¬иджа€нагар, разграбили его, разрушили довольно основательно и ушли. “ирумала зан€л город вновь без труда, но не сумел или не захотел его восстанавливать. —толица была перенесена в ѕенугонду, затем еще южнее - в „андрагири. »мпери€ еще боролась.

ѕри ¬енкате II (1586-1614) она охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом Ќачалась междоусобица, в результате которой правители некогда блест€щей империи стали марионетками в политической игре государств, возникших на ее обломках. ¬ “амилнаде это были государства бывших наместников (на€ков) в ƒжинджи, “анджуре и ћадураи. ¬  арнатаке возникли новые государства со столицами в ћайсуре и »ккери (Ѕеднуре). –айоны јндхры были поделены между √олкондой и Ѕиджапуром.

Ѕорьба ¬иджа€нагара с Ѕахманидами, а затем с султанатами нередко осознавалась как противосто€ние индуизма и ислама. Ётот аспект столкновений, конечно, никак нельз€ сбрасывать со счетов. ќбе вороны использовали религию как консолидирующий фактор. Ќо нельз€ и переносить религиозную нетерпимость XX в. на период, который здесь рассматриваетс€. 

јхутарай€

                              

“риувенгалантха там же

≈ще Ѕукка I издал указ о том, что все вероучени€ имеют равные права и достойны покровительства со стороны властей. ƒуарте Ѕарбоша, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимым специально отметить религиозную терпимость, царившую в ¬иджа€нагаре.  онечно, это не значит, что двор не имел своих религиозных предпочтений.  ак уже говорилось, первые императоры были истовыми шиваитами. —алувы и “улувы были вишнуитами, но продолжали покровительствовать шиваитским храмам и общинам брахманов.

                           

ќпределенна€ терпимость про€вл€лась, в частности, в том, что противосто€щие армии не были конфессионально однородными. ≈ще ƒевара€ I пон€л значение кавалерии и стал создавать кавалерийские части, комплектовавшиес€ большей частью мусульманами. ќн же начал приглашать турецких лучников. ƒевара€ II имел, по словам современников, 10 тыс. лучников из “урции. ¬ то же врем€ индусские вассалы играли важную роль в управлении государства Ѕахманидов и составл€ли значительную часть военачальников.

¬первые война против ¬иджа€нагара была объ€влена религиозной (джихадом) со стороны мусульманских государств лишь в 1502 г., т.е. спуст€ полтора столети€ после начала этих войн. ¬торой джихад был объ€влен в 1509 г., третий - в 1565 г., тем не менее в битве при “аликоте среди 56 высших военачальников, сражавшихс€ на стороне "мусульман" и павших на поле бо€, было 27 индусов. Ќа стороне ¬иджа€нагара погибло 4 военачальника-мусульманина. √осударства –едди и √аджапати нередко выступали на стороне мусульман против индусской империи ¬иджа€нагар. “аким образом, государственные интересы €вно превалировали над религиозными пристрасти€ми.

Ќекоторые современные индийские историки вид€т в этом недальновидность правителей-индусов и недостаток патриотизма с их стороны. ¬ этих обвинени€х много справедливого, но такова была историческа€ реальность: мусульмане не рассматривались как "общий враг", как заведомо враждебна€ сила.

¬оенное поражение и последующа€ дезинтеграци€ были подготовлены ростом самосто€тельности наместников и военачальников-землевладельцев. ќднако это не был просто процесс феодализации, приведший к государственной раздробленности. ¬ течение трех веков ¬иджа€нагар как государство и аграрные отношени€ на его территории проделали довольно длительный путь развити€.

¬иджа€нагар возник первоначально как весьма примитивное по структуре государство. ”правление строилось по семейному принципу. ћладшие брать€ ’арихары и Ѕукки укрепились на захваченных ими территори€х и передали их затем своим сыновь€м. Ѕукка I, став единоличным правителем, сменил плем€нников собственными сыновь€ми. «атем подобную же замену произвел ’арихара II.

Ѕадавилинга

ѕостепенно сложились провинции и обычай назначени€ в них временных губернаторов - дандана€ков. ќни занимали свои должности от нескольких мес€цев до нескольких лет. ѕровинции (учавади, раджь€) ¬иджа€нагара:  ондавиду (когда она входила в состав империи), ”да€гири, ѕенугонда, „андрагири, јрага, “улу (котора€ могла делитьс€ на две-Ѕаракуру ићангалуру), ћулава€, ѕадайвиду, ¬ажудиламбатту, “иручирапалли. ¬ подчинении у дандана€ков находились более мелкие военачальники, распор€жавшиес€ на местах; в их функции входило поддержание пор€дка и взимание довольно бессистемных налогов.

‘орт Ѕангалон

‘орт Ѕеллари

‘орт „андагири

                                 

ѕеру императора  ришнадевараи приписываетс€ дидактическа€ поэма "јмуктамаль€да", котора€ отражает представление о государстве скорее XIV-XV вв., чем XVI. —уд€ по этой поэме, государство создавалось дл€ самого себ€ и как источник доходов дл€ государ€. –асшир€ть территорию государства и развивать ирригацию нужно дл€ повышени€ доходов.

’рам Ѕхогананддишвара

’рам –амалингешвара

ƒл€ этого же надо покровительствовать купцам и заботитьс€ о развитии торговли. ѕоследн€€ также полезна потому, что дает коней и слонов (дл€ армии) и золото и драгоценные камни (дл€ казны). Ќадо удерживать налоги на низком уровне, потому что в этом случае общие поступлени€ от налога увеличиваютс€.

                             

Ѕашн€ „амундесвари

ћахишашура

—в€щенна€ корова

—обранные средства надо тратить следующим образом: половину - на содержание армии, четверть - на милостыню и благотворительность (сюда входили, видимо, дарени€ храмам и брахманам), оставшуюс€ четверть рекомендуетс€ откладывать.   последнему совету виджа€нагарские правители отнеслись вполне серьезно: в царском дворце в ¬иджа€нагаре имелось много комнат, заполненных до потолка золотом и драгоценност€ми и запечатанных.  аждый император считал своим долгом прибавить к этим комнатам хот€ бы еще одну. —овременный исследователь называет эту политику "экономикой складировани€".

¬ажнейшей политической проблемой была проблема сепаратизма.  ришнадевара€ во избежание м€тежей советует, во-первых, назначать на все посты брахманов. ¬о-вторых, "не преступать границ умеренности" при раздаче слугам земель. Ќужно всегда помнить, что лица, используемые дл€ сбора налогов и других поручений, - это "и друзь€ и враги цар€ попеременно", а внутренний враг гораздо опаснее внешнего.

ћавзолей  –аани ћахал в „андогири

  началу XVI в. государственный строй ¬иджа€нагара значительно изменилс€.

„андранатха

                              

’рам Ќарай€на ¬ами

ќбщий вид комплекса

ѕровинции потер€ли прежнее значение, как и их аппарат и чиновники на более низком уровне. ќсновной фигурой в администрации стали военачальники, владеющие земл€ми на услови€х омарам, или на€каттана. Ёто было условное, но довольно посто€нное владение. Ќе име€ формального права наследовани€, на€ки нередко передавали на€каттаны сыновь€м. Ќазвание местности (имени€) нередко добавл€лось к имени на€ка как его наследственный титул.

√ербы правителей

Ќа€к был об€зан заботитьс€ о развитии сельского хоз€йства, ремесла и торговли в пределах имени€, поддерживать пор€док, содержать воинский контингент, отдавать в казну примерно ”д налоговых поступлений. —о временем на€ки становились более самосто€тельными. »нтересно, что в XVI в. в южных районах империи, в “амилнаде, резко сокращаетс€ количество царских дарений храмам и совершенно исчезают дарени€ от министров центрального правительства. ќсновными дарител€ми выступают на€ки. Ќа€ки выдел€ют также земли в наследственное владение своим военачальникам и должностным лицам.

√ауришавра

“аким образом, на€каттану можно сопоставить с другими формами военного лена, известными по истории ƒелийского султаната, государства —ельджукидов и других государств Ѕлижнего и —реднего ¬остока, но она отличалась от икта, тиула и т.п. своей большей прочностью.

                       

¬осточна€ башн€

»нтересно, что укрепление на€ков в качестве собственников в первой половине XVI в. не €вл€етс€ следствием ослаблени€ центральной власти. Ќаоборот, импери€ никогда не была так сильна, как в это врем€. ќна была сильна, пока сильные на€ки поддерживали императора. Ќо стоило имперской армии потерпеть поражение в 1565 г., как на€ки зан€лись своими делами и импери€ стала постепенно сокращатьс€, как шагренева€ кожа.

 ак и раньше, крупными землевладельцами были храмы. ќни входили в феодальную иерархию, принима€ покровительство крупных на€ков и име€ собственных вассалов, об€занных с оружием в руках защищать храм в случае нападени€ вражеских войск или разбойников. ’рамы играли также роль центров, прит€гивавших торгово-ремесленное население.

Ќа уровне налогоплательщиков также произошли значительные изменени€.  рупна€ община, охватывавша€ сотни деревень, исчезает в районах јндхры и  арнатаки. ¬ “амилнаде паду сохран€етс€, но во многих случа€х раздробл€етс€ на более мелкие общины, нос€щие название патру.

 оллективный орган самоуправлени€ общины носит прежнее название наттар ("жители наду"), но теперь он уже состоит из нескольких крупных землевладельцев (кани€лар) - брахманов, веллала, палли и шри-гопалов по касте. Ќаттары в “амилнаде продолжают патронировать храмы, улаживать споры, боротьс€ против усилени€ налогообложени€, но их авторитет, по-видимому, падает, так как обостр€ютс€ отношени€ между ними и более низкими сло€ми деревни - мелкими землевладельцами, арендаторами (куда), безземельными работниками (када€р - "последние"), торговцами, ремесленниками.

«аметную роль в сельской местности начинают играть торгово-ремесленные слои. –астут центры промышленного производства (ткачество, маслобойный, кузнечный и гончарный промыслы), которые получают особое название - паттадай (букв. "мастерска€"). —еть таких поселений и рынков покрывает всю страну. ќценить т€жесть налогов дл€ этого периода трудно, но известно, что налоги брались в деньгах со всех культур, кроме риса, и дол€ податей с ремесленников и пошлин с торговцев была велика в государственном бюджете.

 онфликт, который разразилс€ в 1429 г. в местности, расположенной по р. ¬еллар и нижнему течению  авери, достоин подробного изложени€, так как он характеризует как систему налогообложени€, так и социальные отношени€ в деревне. Ќачало событий относитс€ к 1426 г., когда в одной из деревень дельты  авери по€вилась надпись, сообщавша€, что царские люди угнетают народ, ввод€ подушную подать (чего раньше не было) и продава€ право на сбор налога с аукциона, в результате чего сумма первоначальных налогов возрастает в 10 раз. Ќекий „иккадевара€р установил предельные ставки всех налогов, чтобы защитить население от угнетени€.

ќт 1427 и 1428 гг. в разных част€х “амилнада есть шесть надписей, тоже говор€щих об угнетении, введении новых налогов, сдаче сбора налога на откуп.  ажда€ из таких надписей заканчиваетс€ сообщением, что получен царский указ, ограничивающий гнет.

                                

                               

ќднако эти указы, видимо, игнорировались на местах, и в 1429 г. в один день в четырех деревн€х, а в течение года - еще в п€ти были выбиты практически идентичные надписи, содержавшие своего рода манифест восставшего' народа: "ћы, принадлежащие к 98 кастам левой руки и 98 кастам правой руки в ¬ажудиламбатту-учавади, собрались в этом храме все вместе и порешили, что нижеследующее пусть будет выгравировано на стене этого храма".

“о, как называют себ€ авторы надписи, весьма интересно. ѕричина делени€ каст “амилнада на две группы - "левой руки" и "правой руки" - пока не вы€снена, нам важно в данном случае то, что авторы стрем€тс€ подчеркнуть, что в акции участвуют все без исключени€ касты, включа€ ремесленные и торговые, и неприкасаемые.  роме того, они подчеркивают, что не выступают от имени только своей деревни, а представл€ют, жителей всей провинции.

Ќадпись фиксирует, что население страдало от угнетени€ со стороны губернатора, военачальников, других царских слуг. ќно же угнеталось "помещиками" (кани€лар) из каст брахманов и веллалов. —обрание решило сопротивл€тьс€ новым налогам, введению нового шеста дл€ обмера полей (видимо, невыгодного дл€ земледельцев), бойкотировать де€тельность всех чиновников (не снабжать их какими-либо документами и данными), если они не соглас€тс€ с теми ставками налогов, которые установил в 1426 г. „иккадевара€р. —писок "справедливых" ставок налогов тут же приводитс€. ≈сли же кто-то из жителей нарушит соглашение и будет сотрудничать с чиновниками, он будет наказан изгнанием из касты.

 онечно, мы не знаем ничего о конкретных событи€х: как росло брожение в народе, как шли "ходоки" из деревни в деревню (беспрецедентным в социальной истории »ндии €вл€етс€ то, что делалось это вопреки неодобрению эксплуататорской верхушки общины, против которой низы деревни выступили), как реагировали власти.

ћы можем судить о событи€х по этим манифестам да еще по результату. ¬идимо, это организованное ненасильственное выступление увенчалось успехом. ќтдельные разрозненные сообщени€ об угнетении встречаютс€ в 1464 и 1482 гг., но в XVI в. они окончательно исчезают.

—о второй половины XV в. нет сведений о серьезных конфликтах, бегстве населени€ из деревень, - напротив, отмечаетс€ расширение запашки, предоставление земледельцам и ремесленникам (последним - главным образом со стороны храмов) различных льгот, чтобы побудить их поселитьс€ в данном месте, и т.п. ¬идимо, к середине XV в. налогова€ система ¬иджа€нагара усто€лась и вновь установилось некоторое согласие между низшими сло€ми деревни, крупными землевладельцами и казной (котора€ в это врем€ была представлена в основном на€ками).

¬тора€ половина XV - XVI в. выгл€д€т как врем€ процветани€ ёжной »ндии. »ностранные путешественники - јбд-ар-–аззак из —редней јзии и европейцы Ќ. онти, ƒ.Ѕарбоша, Ћ.¬артема - пишут о ¬иджа€нагаре с восхищением, говор€т о большой плотности населени€, многочисленных деревн€х и городах, о богатстве рынков.

ќсобенно поражала иностранцев столица, прежде всего своими укреплени€ми - город уже приобрел репутацию совершенно неприступного, - а также богатством, бесчисленными толпами народа, лавками и базарами. ѕосле 1565 г. город был разрушен, но и сейчас его развалины производ€т величественное впечатление.

                         

–аскопки проводились буквально по сантиметру

»мпери€ ¬иджа€нагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов ёжной »ндии, прежде всего каннада и телугу.  освенно существование империи и св€занный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры также в “амилнаде и  ерале.

PURANDARADASA MANTAPA

¬ литературе телугу середина XIV - XV век - это "век Ўринатхи", великого поэта, который жил сначала при дворе –едди из  ондавиду, а затем переехал в ¬иджа€нагар и получил высшие, почести при дворе ƒевараи II. Ўринатха перевел на телугу много классических произведений с санскрита и с. пракритов.

 

’рам Ћотоса

¬ своих оригинальных стихах он воспевал родную јндхру. ƒл€ литературы на каннада событием стал перевод "ћахабхараты", начало которого было выполнено  умарой ¬ь€сой, а закончен перевод был “имманной при дворе  ришнадевараи. ¬ тагильской литературе продолжаетс€ традици€ алваров и най€наров. Ќа тамильском писал ¬иллипуттурар, который жил при дворе одного из керальских кн€зей. ќн, в частности, переложил "ћахабхарату" тамильским стихом.

’рам —асивекалу

                             

Ѕашн€ ¬ирупакша

ќт периода ¬иджа€нагара сохранилось много храмовых зданий, отличающихс€ специфическим величественным архитектурным стилем. ѕри дворе трудились брахманские ученые, религиозные философы, наиболее известными из которых были ¬идь€рань€ (ћадхавачарь€) и его брат —а€начарь€. ¬ целом период ¬иджа€нагара представл€етс€ одним из наиболее €рких в истории ёжной »ндии.



 

литература
»стори€ »ндии в средние века. ћ., 1968.
Row B. S. A History of Vijayanagar, the Never to be Forgotten Empire. Madras, 1905.
Saletore B. A. Social and Political Life in the Vijayanagara Empire (A. D. 1346 — A. D. 1646), vols I-II. Madras, 1934.
Mahalingam T. V. Administration and Social life under Vijayanagar. Madras, 1940.
Srinivasachary Ch. S. The Vijjayanagar Empire. Bombay, 1950.                gumilevica.kulichki.net

 

—ери€ сообщений "»нди€":
„асть 1 - ‘орт „итторгарх,»нди€
„асть 2 - Ќациональный парк »ндии:ƒолина цветов
...
„асть 10 - Ѕангалорский дворец (Bangalore Palace)
„асть 11 - ‘орт ѕрабалгад,»нди€.
„асть 12 - ¬еликие цивилизации:взлеты и падени€ ¬иджа€нагары
„асть 13 - ¬семирное наследие ёЌ≈— ќ в »ндии:пещеры Ёллоры
„асть 14 -  аменные кружева ‘орта ћехрангарх в ƒжодхпуре
...
„асть 19 - ’рам јкшардхам .»нди€
„асть 20 - ћайсурский дворец .
„асть 21 - ”мер Ўаши  апур

–убрики:  јрхитектура стран мира/’рамы,соборы,церкви
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



луида   обратитьс€ по имени „етверг, 26 ћарта 2015 г. 17:29 (ссылка)
5fbd2b56c033 (640x480, 47Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћумсик   обратитьс€ по имени „етверг, 26 ћарта 2015 г. 23:05 (ссылка)
ќчень интересно, благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку