Интересно заметить, что в адыгских языках слово «старший» чаще всего употребляется в форме единственного числа с обобщающим значением. Это означает, что для молодого адыга любой старший (родной, неродной, родственник, просто знакомый и вовсе незнакомый) имеет все известные привилегии. В частности, он должен был быть готовым выслушать любое замечание от любого старшего, принять его к сведению, извиниться перед ним и поблагодарить его. Всяческие пререкания со старшими считаются, согласно традиционному этикету, признаками дурного воспитания. Так, до недавнего времени еще нередко можно было наблюдать: если молодой человек или девушка недостаточно деликатно выражали свои мысли и чувства, если, на взгляд старшего, они имели непристойный вид или недостойно вели себя, старший не проходил мимо такого факта. Обязательно подходил к ним, здоровался, знакомился, узнавал из какого они рода и чьи они дети, затем высказывал свою оценку их поведению. На это молодые люди не могли возражать. Покорно выслушав его до конца, они извинялись перед ним, благодарили и поспешно удалялись. Признаком плохого воспитания, чтобы не сказать отсутствия воспитания, считалось, если молодые люди оговаривались на замечания старшего или выражали каким-нибудь образом свое недовольство. Следует также заметить, что адыгскому речевому этикету не свойственна этикетная формула обращения к старшим на Вы. В правилах общения не какая-то одна этикетная формула, а весь речевой этикет продуман так, чтобы любой разговор, любая малая реплика на любую тему подчеркивали почтительное отношение к старшему. Оно учитывается также и в интонации, и в других внелингвистических средствах выражения мысли (в позе, во взгляде, в тембре и силе голоса, в темпе речи). Вот некоторые этические императивы, предписываемые младшему в его отношениях со старшими: ни в коем случае его дорогу не переходят, а останавливаются и ждут, пока старший пройдет своей дорогой; его речь не перебивают (независимо, нравится всем или же не нравится); в его присутствии громко не говорят, не шумят, не забываются в веселье. О скандале или драке речи быть не может. Старшему самое уважаемое место за столом, в общественных местах, в транспорте. Его не окликают, чтобы спросить, а догоняют. Машину, где сидит старший, не обгоняют. Со старшими советуются, считаются с его мнением. В адыгском доме слово старшего – закон для всех остальных. Но этот закон, в отличие от известных нам, не подлежит ни сомнению, ни оговорке, ни обсуждению, а беспрекословно выполняются и с почтением докладывают старшему результаты выполнения его поручений, распоряжений и других указаний. При этом показывают свою готовность к выполнению очередных распоряжений старшего. Молодые люди, рано потерявшие старших, по-хорошему, как говорят, «белой завистью» завидуют тем, у кого они живы и возглавляют их семью. Потому что в обществе больше авторитетна та семья, которую возглавляет хороший старший. Иногда такой старший «опекает» несколько близко знакомых семей, протежируют их молодым людям, если они к этому благосклонны. Старшему в помещении отводится строго определенное для него место «жьантIэ» – дальний угол от двери. В пути его сопровождают младшие, которые рядом с ним располагаются таким образом: если сопровождающий один, то он становится слева от старшего, правую сторону занимает сам старший. Если в пути три человека, старший становится посередине, следующий за ним по возрасту – слева от него и самый младший – справа от старшего. Это удобно в случае необходимости посылки младшего куда-нибудь с каким-либо поручением. Оставшимся двоим не надо перестраиваться: каждый остается на своем месте. Если старший спросит, как куда-то пройти, младший не показывает пальцем и не объясняет словами, а провожает его до этого места, затем возвращается. Так же поступает сам старший (по возрасту) по отношению к людям, заслужившим славу своими поступками, своим геройством, доблестью и ставшим известным всему народу. Вот как о таком случае пишет Керашев Т.М. в повести «Дочь шапсугов»: «...По дороге показался встречный всадник. Это был пожилой человек из крестьян. Когда они близко подъехали друг к другу, старик оста-новился, слез с коня и пешком направился к путнику, ведя на поводу коня. Этим он подчеркнул свое уважение к гостю, которого, видно, узнал. Гость тоже спешился.
|