Режиссёра Сокурова знают немногие, поэтому ещё меньше людей знают его фильмографию. Но есть у него практически никому неизвестный фильм, который вряд ли признают шедевром, хотя с моей точки зрения он хороший путеводитель по Эрмитажу. Ещё его отличает способ, которым он был снят. Пока я не слышал, чтобы кто-то его повторил. Фильм называется "Русский Ковчег".
Ниже приведу цитату из старой статьи в журнале "625" (автор не указан). Тот, кто в теме, тот поймёт нюансы, но и другим это может быть интересно.
"Ватерлоо" Александра Сокурова: подробноси съёмки.
В декабре 2001 г. известный российский кинорежиссёр Александр Сокуров совершил чудо. Впервые в истории кино он снял полнометражный фильм одним дублем, без монтажных эпизодов. Непрерывный 90-минутный дубль был записан в помещениях Государственного Эрмитажа камкордером Sony HDCAM HDW-F900. Оператором-постановщиком на съёмках выступил известный германский оператор Тильман Бюттнер. Со-продюссером проекта стал знаменитый американский кинодеятель Мартин Скорсезе.
23 декабря 2001 г. около 2000 актёров и статистов, одетых в настоящие исторические костюмы, собрались во дворце Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В проекте Сокурова были задействованы три оркестра, знаменитый Мариинский балет, рекордное число модельеров и стилистов, руководители производства, ассистенты режиссёра, ассистенты оператора, режиссёры по свету и технический персонал.
Технический ТВЧ*-оператор Стефан Къюпек, который в процессе съёмки подстраивал диафрагму с помощью радиоуправления, отметил, что весь дубль был тщательно спланирован, причём особое внимание было уделено освещению. "Поскольку уровень освещения для разных объектов сильно различался, и мы также сильно зависели от дневного света, мне приходилось с максимальной гибкостью реагировать на все изменения условий освещения" - сказал он.
"Бернд Фишер, консультант Тильмана Бюттнера по творческим вопросам, во время съёмки всегда находился на два зала впереди, чтобы сообщить мне требуемые установки диафрагмы. Это давало мне заранее необходимую информацию о контрасте объектов, так что я мог планировать свою дальнейшую работу. Переходы между мотивами внутри помещений и снаружи были особенно трудными, поскольку приходилось осуществлять динамическую подстройку в пределах пяти значений диафрагмы".
Ещё одной трудностью были резкие температурные перепады от -18 снаружи до +18 внутри. "Мы опасались запотевания оптики или сбоев в камере из-за образовавшегося конденсата. Но всё оборудование работало на удивление хорошо".
"Нам удалось создать сравнительно мягкую общую картину и получить умеренные контрасты, так что у нас была достаточная свобода действий для цветовой коррекции. Мы также стремились к высокому уровню цветовой насыщенности" - пояснил Къюпек.
"Чтобы достичь чувствительности 320 ASA, необходимой для наших условий освещения, мы снимали без фильтра дневного света, из-за которого пришлось бы пожертвовать одним значением диафрагмы. Вместо этого цветовую коррекцию для искусственного и естественного освещения решено было проводить путём цифровой обработки сигнала камеры, настроенной на цветовую температуру 5600 К. Такой компромисс оказался очень удачным. В результате мы получили тёплые тона для объектов, освещённых искусственным светом, в то время как дневной свет давал естественные и даже холодные тона".
Озвучивание и запись музыки производится в Санкт-Петербурге, поскольку во время съёмки запись звука вообще не осуществлялась. Это не является чем-то необычным для фильмов Сокурова, а в данном проекте было вызвано технической необходимостью.
Монтаж и компоновка выполняются компанией KOPPMEDIA, дочерней компанией KOPPFILM Gmbh, специализирующейся на постпроизводстве, в тесном контакте с со-продюссерами фильма - принадлежащей М. Скорсезе компанией Cappa Productions и The Hermitage Bridge Studio.
Компания KOPPMEDIA также предоставила ТВЧ-камеру и сыграла важную роль в процессе подготовки, который занял около шести месяцев. Свен Бек, управляющий директор KOPPMEDIA, с убеждением отметил: "Мы получили очень хороший исходный материал для работы, воспроизведение цветов - прекрасное. Система Da Vinci** готова для постпроизводства, и если всё будет идти по плану, то в апреле фильм будет переведён на 35-мм киноплёнку".
После презентации на одном из крупнейших международных кинофестивалей начнётся его распространение для международного показа. Зрителям остаётся только с нетерпением ждать этого фильма.
По-моему, это был первый опыт съёмки кино на телевизионной технике у нас в стране и вполне удачный.
P.S. объянение некоторых терминов и названий:
* ТВЧ - телевидение высокой чёткости (HD формат, High Definition)
** Da Vinci - оборудование для цветовой коррекции картинки цифрового формата.
Камера Sony HDCAM HDW-F900: