Разберем главный принцип воспитания. Он очень простой. Если Вы способны сделать так, что ребенок будет Вас слушать, просто слушать и делать выводы, то это означает, что Вы достигли успеха в воспитании ребенка. Все остальное произойдет автоматически. Слушание больше всего проникает в разум, а именно разум управляет психикой и волей человека. Этот принцип по-другому звучит так: если ребенок Вас не слушает, то, что бы Вы не делали, ваше участие в воспитании ребенка равно нулю.
Необходимо понять, что такое «слушать». Если Вас слушают – это значит, Вам доверяют, считают Вас своим авторитетом и пытаются делать все в соответствии с тем, что и как Вы говорите.
Как сделать так, чтобы ребенок слушал? Для этого существует огромное знание, как надо строить свои отношения, общение и с ребенком, и с людьми. Если человек не культивирует в себе это знание, то стопроцентно он не способен завоевать авторитет ребенка.
У каждого живого существа внутри есть Сверхдуша – проявление Бога в сердце, которая дает человеку понимание, что такое правда. Мы называем это интуицией.
Если родители обманывают, ребенок не может слушаться.
Если родители говорят зло, с ненавистью, ребенок не может слушать.
Если перед ребенком лукавят, занимаются политикой, ребенок слушать не будет.
Если родители говорят одно, а делают другое, ребенок не будет слушаться.
Если мама говорит ребенку быть послушным, а сама не слушает папу, то ребенок не будет слушаться.
Таким образом, Вы должны понять, что цель жизни родителей научиться вести себя так, чтобы ребенок слушался. И это сделать не просто. Это невозможно сделать без сотрудничества и работы над собой. Прежде всего, Вы должны себя вести перед ребенком точно так же, как Вы пытаетесь правильно вести себя с чужим человеком. Перед чужим человеком мы ведем себя правильно, но перед своим родным ребенком мы не пытаемся вести себя хорошо. Откуда берется это качество? Самая главная опасность находится в плохих отношениях с самыми близкими людьми, а не в тех, кого мы, может быть, больше никогда не увидим. Мы можем прогуляться очень культурно по улице и сказать что-то вежливо какому-то прохожему, но этот человек сегодня здесь, а завтра там, и мы его больше никогда не увидим. Если мы расслабляемся перед своими родственниками, считая, что они так и так «свои в доску», поймут, тогда начинают накапливаться проблемы, отвращение, ненависть, начинаются истерики, скандалы и ругань. Другими словами, если мы не уважаем близких: жену, мужа, ребенка, то начинаются проблемы.
Уважать, значит, вести себя очень воспитанно, культурно и осторожно. Не надо показывать себя в самом плохом свете, а стараться быть хорошими перед своими родственниками. Необходимо в совершенстве знать свои обязанности и обязанности родственников, которые вытекают не из того, что мне взбрело в голову, а из природы мужчины, женщины, отца, матери, бабушки, деда.
Наша роль в жизни определяет законы, по которым мы должны себя вести. Эти законы подробно описаны в Ведах. Точно также, в соответствии с правилами поведения родителей, надо правильно вести себя перед своим ребенком. Это вполне определенный стиль поведения.
Не надо давать своему ребенку видеть себя в плохом состоянии, когда у нас какой-то нервный срыв, или мы недостаточно прилично одеты. Некоторые родители способны даже без штанов ходить перед своими детьми, извините меня за выражение. Если мы недостаточно хорошо одеты, если мы сорвались, если есть какой-то серьезный разговор, который может повлечь за собой грубый тон, допустим, с женой или с мужем, в этом случае надо очень нежно и аккуратно дать понять своему ребенку, чтобы он вышел из комнаты, что он не должен это слушать. Очень важно вести себя безукоризненно. Это невозможно играть, как актер в кино, нужно воспитывать в себе хорошие качества характера. Это требует постоянно работы над собой, что, в свою очередь, побуждает ребенка делать то же самое. Желание подражать родителям у ребенка проявляется всегда сильнее, чем желание выполнять сказанное.
Следующий момент очень важен: если Вы сказали ребенку, что будете что-то делать, Вы должны обязательно это сделать. И если Вы что-то требуете от ребенка, то надо и от себя требовать то же самое.
Далее, с ребенком не должно быть никакой политики. Понимаете, что такое политика? Говорим одно, а, на самом деле, все по-другому. Он спрашивает: «А какое вечером будет кино?» А мы говорим: «А не будет никакого кино, иди спать». А на самом деле кино есть. Все садятся смотреть кино, а он не спит и видит, что все смотрят кино. Ребенку становится обидно, что он лежит в постели. Ребенок, до 7 лет, не воспринимает от родителей сами слова, он воспринимает лишь только поступки. Вы его обманули, и он делает вывод: значит, надо обманывать. Если Вы говорите одно, а делаете другое, ребенок делает такой же вывод.
Если Вы грубо говорите что-то ребенку, то он воспринимает не то, о чем говорят, а саму грубость. Он думает, что надо быть грубым. То есть его ложное эго действует зеркально. «Если мама грубит, то я тоже буду грубить».
До семи лет ребенок настолько чувствительный, что он впитывает только тонус мысли. Поэтому, если у мамы с папой плохие мысли, то он, даже не разбираясь, о чем говорят родители, просто плачет. Он чувствует несправедливость и плачет, хотя, что такое справедливость или несправедливость еще не знает. Родители начинают что-то доказывать: «Это не правильно, зачем ты плачешь?» Но он не понимает, что правильно, а что – нет. Он видит, что папа ненавидит маму, и поэтому он плачет. Или он видит, что папа собрался кого-то надуть, и он плачет.
То есть ребенок плачет от того, что видит несправедливость, а не от того, что кто-то что-то сказал, и он просто капризничает.
Поэтому надо понять, что такое слушание. Слушание – это самый важный процесс. Слушать и слушаться – это разные вещи. Ребенок часто слушается, потому что в противном случае его могут наказать. Но слушать это желание понять и поступить в соответствии с тем, о чем говорят. Если Вы добились такого результата, то нет необходимости делать что-либо еще. Ни наказывать, ни доказывать, надо просто дать ребенку полную свободу как ему действовать, и, когда он совершает ошибку, надо невзначай очень деликатно ему сказать: «Вот ты совершил ошибку. Так делать не надо, потому что так-то и так-то. А если бы сделал так-то и так-то, то было бы гораздо лучше».