-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Летнаб

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Оружие

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей: 91
Комментариев: 9
Написано: 236


Авиационные моторы за 3 года до начала 1941 года

Воскресенье, 16 Августа 2015 г. 10:13 + в цитатник

 

Ранее я опубликовал статью «Про гениев и индустрию», где причиной того, что выдающийся в потенциале Ер-2, что называется, «не взлетел», указал отставание советской индустрии в области авиамоторостроения. Основными критериями для оценки мотора здесь выбраны мощность, надёжность и высотность. Собственно, высотность — такая любопытная штука, создать мотор с высокой мощностью на небольших высотах не является сложной технической задачей. По крайней мере, с задачей повышения мощности мотора за счёт понижения его высотности советская индустрия справлялась вполне успешно — создание АМ-38 из АМ-35А и М-105ПФ из М-105П. Правда, в обоих случаях моторы поначалу не блистали надёжностью. Все, кроме АМ-35А, который не блистал надёжностью никогда.

Из первой фразы статьи следует, что мощность мотора, как и его высотность, не есть самоцель, а способ достичь необходимых боевых качеств, для истребителей — скорости и скороподъёмости, разгонных характеристик, в меньшей степени — дальности и высоты, для бомбардировщиков — той же скорости и грузоподъёмности, высотности и дальности. Скорость нужна истребителю чтобы догнать врага/уйти от врага, в общем, она даёт возможность выбирать способ боя, скороподъёмность даёт истребителю возможность быстро добыть запас высоты, который при необходимости легко превращается в ту же скорость.

Бомбардировщику скорость нужна в меньшей степени, чем истребителю, но слишком большое превосходство истребителей противника в скорости над бомбардировщиками для этого бомбардировщика фатально. Если мы говорим о периоде 1938-1940 год, то для слишком большой разницы в скорости речь идёт о разнице в 100 и более км/ч, когда дистанция между преследователем и преследуемым сокращается каждую секунду на 30 м. (само собой, речь идёт о скорости на одной и той же высоте) При максимальной (при безоблачной погоде) дальности визуального обнаружения истребителя 3 км до непосредственного огневого контакта его с бомбардировщиком проходит около 100 с, и тут имеет большое значение:

1)   на каком расстоянии от аэродрома или от линии фронта (если дело происходит над территории противника) в момент обнаружения истребителя находится бомбардировщик, и какова его собственная скорость.

2)   Какова располагаемая скорость бомбардировщика. Если собственная скорость бомбардировщика в этом момент 400 км/ч, то он за 100 с пролетит 11 км, что намного меньше типичной дальности, на которую тогда бомбардировщики обычно залетали за линию фронта. И тут уж шансы экипажа бомбардировщика при необходимости воспользоваться парашютом сделать это над своей территорией не особенно велики. Или же, в случае вынужденной посадки самолёта возможность его отремонтировать и, пусть через некоторое время, ввести в строй — тоже.

      Если же радиус действия бомбардировщика предполагает продолжительность его обратного пути до линии фронта в десятки минут, то даже при преимуществе истребителей противника в скорости «всего» в 40 км/ч для регулярного успешного возвращения домой бомбардировщику потребуется либо прикрытие своих истребителей, либо переход на ночной образ жизни.

Таблица 1 — Характеристики авиамоторов 1938-1940 разработки

Дата поступления самолёта в строевые части

Мотор

Мощность взлётная, л.с.

Мощн номин, л.с.

На высоте, м

Самолёт

Кратковременно повыш. мощность, л.с.

На высоте, м

01.04.38

"Bramo-323A"

900

840

4000

"Do-17Z"

 

 

01.04.38

"Merlin II"

880

1060

4500

"Hurricane 1 Mk.I"

 

 

01.05.38

"BMW-132Dc"

880

870

2500

"Hs-126A1"

 

 

01.08.38

"М-87"

950

950

4700

"ДБ-3"

 

 

01.10.38

Merlin III

880

990

3734

Spitfire 1

1440

1676

01.10.38

"Jumo-211Da"

1200

1100

1500

"Ju-87B-1"

 

 

01.10.38

"Bristol «Pegasus» XVIII"

1000

965

 

"Vickers Vellington Mk.I"

1065

 

01.12.38

"HS-12 Y-31"

860

 

 

"MS-405C1"

 

 

01.03.39

"DB-601A-1"

1050

810

4800

"Bf-110C-1"

1100

3700

01.05.39

"DB-601A"

1050

810

3700

"Bf-109E-1"

 

 

01.05.39

М-103А

1000

960

4000

СБ‑2

 

 

01.08.39

"М-62"

1000

800

4200

И-16 тип18

 

 

01.08.39

"Bramo-323R-2"

1000

940

4000

"Do-17Z-2"

 

 

01.08.39

"R-1830-SC2-G"

1050

 

 

"Hock-75A2"

 

 

10.08.39

"DB-601Aa"

1075

1100

3700

"Bf-109E-3"

1175

4900

01.09.39

"RR Merlin-X"

1145

1130

1600

"Vickers Witley V"

1150

4700

01.10.39

"R-1830-SC3-G"

1050

900

3657

"Duglas DB-7"

 

 

01.12.39

"Pratt andWhitney R-1830-23"

1100

950

5182

P-36B

 

 

01.12.39

"М-87Б"

950

950

4700

"ДБ-3Б"

 

 

01.02.40

"Mitsubishi Kinsei -43"

1000

990

2800

"Aichi D3A1"

 

 

01.02.40

"GR-14N-25"

1080

1000

3000

"MB-152C1"

 

 

01.02.40

"HS-12 Y-45"

935

920

4200

"D.520C1"

 

 

01.05.40

"Jumo-211G-1"

1200

975

4000

"Ju-88A5"

 

 

01.05.40

"R-1820-G205A"

1200

1000

4267

Hock-75A4"

 

 

01.05.40

"GR-14N-49"

1180

1070

3700

"MB-152C1"

 

 

01.05.40

"М-63"

1100

860

4000

"И-16 тип24"

 

 

01.06.40

"Bristol Hercules III"

1400

1250

5105

"Beaufighter Mark IF"

 

 

01.06.40

"Merlin XII "

1175

1145

 

"Spitfire Mk.II"

 

 

01.09.40

"Merlin XX"

1260

1175

5500

"Hurricane Mk.II"

1485

1829

01.10.40

"Nakajima Sakae 12"

940

950

4200

"A6M2"

 

 

01.10.40

"DB-601N"

1200

1060

4000

"Bf-109F-1"

1250

5000

01.10.40

"АМ-35А"

1350

1200

6000

"МиГ-3"

 

 

01.11.40

"Jumo-211F-1"

1340

1060

5200

"Ju-88A4"

 

 

01.07.40

"М-105П"

1100

1050

4000

"Як-1"

 

 

01.12.40

"М-105Р"

1100

1050

4000

"Пе-2"

 

 

01.12.40

"Bristol Hercules XI"

1425

1356

1220

"Vickers Vellington Mk.III"

 

 

01.12.40

"R-2600-3"

1600

1275

3600

"A-20A"

 

 

01.12.40

"V-1710-33"

1040

1040

4358

P-40

1090

 

01.12.40

"М-88Б"

1100

1000

6000

"ДБ-3Ф"

 

 

 

Но ладно скорость. Советский бомбардировшик СБ с надимедроленными лицензионными французскими Испано-Сюиза 12 (М-103А) мощностью на взлёте 1000 л.с. имел перегузочную бомбовую нагрузку 1500 кг. Современные ему немецкий Хейнкель-111 с более мощными  Jumo-211Da (1200 л.с. на взлёте) поднимал 2500 кг бомб. Конечно, его скорость была меньше, чем у СБ, но  оба этих бомбардировщика  уступали в скорости современным им истребителям ровно на столько, что о применении их днём без прикрытия своих истребителей речь уже не шла.

К концу рассматриваемого периода (с начала 1938 до конца 1940) советские серийные авиамоторы явно отстали по мощности и от американских, и от английских, и от немецких аналогов. Кроме того, английские и немецкие моторы в это время имели кратковременный режим повышенной мощности, что ещё более увеличивало разрыв с советскими. Также, данные таблицы позволяют заключить, что по состоянию на весну 1940 французские авиамоторы, как минимум, не уступали советским.

Можно также сравнить грузоподъёмности  двухмоторных бомбардировщиков, выпущенных в 1940 году — 1000 кг у Пе-2, 1500 кг у СБ М-103 против 1814 кг у Виккерс «Веллингтон 2». Английские Уитли-5 поднимали в перегрузку 3150 кг бомб. Конечно, эти Уитли из-за своей тихоходности могли применяться только ночью, но в ночь на 26 августа 1940 они приняли участие в налёте на Берлин. Далее были крупные налёты (119 бомбардировщиков всех типов на старте)  в ночь на 24 сентября на Берлин и ещё более крупные — силами 134 самолётов — на Мангейм в ночь на 7 декабря 1940.

Но вернёмся собственно к моторам. К концу 1940 Англия имела  минимум четыре серийных мотора, мощность которых была не менее 1400 л.с. - это  Bristol Hercules XI и Bristol Hercules III (взлётная), а также  Merlin XX и Merlin III (на форсаже). США имели только один такой мотор — Pratt&Whitney  R-2600-3, зато он был помощнее английских (взлётная 1600 л.с.). Ни Германия, ни СССР таких авиамоторов не имели.

(Напоминаю, речь идёт о серийных моторах, имевшихся на серийных самолётах в строевых частях)

«Однако, тенденция!» - как сказал бы чукча в старом советском анекдоте. Лидер в мировом авиационном моторостроении по состоянию на конец 1940, похоже, выявлен — Великобритания. А что там дальше? В смысле, ниже.

Опускаем контрольную планку мощности авиамоторов на уровень 1300 л.с. Наш клуб лидеров несколько расширился — в него попали советский  АМ-35А с его 1350 л.с. На взлёте и немецкий  Jumo-211F-1, на 10 л.с. Меньше. Правда, вскоре, уже весной 1941   АМ-35А преподнёс неприятный сюрприз в виде серии катастроф самолётов МиГ-3 в строевых частях из-за поломок двигателя.

Не отличались особой надёжностью и большинство советских авиадвигателей меньшей мощности, например, М-62, М-63 и М-88. Согласно официальной статистике, некоторое количестве старых истребителей И-16 и И-153 были изготовлены в 1941 году. На деле же сами эти самолёты были изготовлены в 1940, но не смогли пройти приёмочных испытаний из-за отсутствия двигателей, способных проработать без поломок необходимый минимум времени.

В общем, картина с оснащённостью двигателями раскрывает причину (одну из нескольких, но довольно существенную) поражения Германской авиации в битве за Англию — техническое превосходство английской авиационной промышленности.

http://maxpark.com/community/14/content/3636036

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку