Авиационные моторы за 3 года до начала 1941 года |
Ранее я опубликовал статью «Про гениев и индустрию», где причиной того, что выдающийся в потенциале Ер-2, что называется, «не взлетел», указал отставание советской индустрии в области авиамоторостроения. Основными критериями для оценки мотора здесь выбраны мощность, надёжность и высотность. Собственно, высотность — такая любопытная штука, создать мотор с высокой мощностью на небольших высотах не является сложной технической задачей. По крайней мере, с задачей повышения мощности мотора за счёт понижения его высотности советская индустрия справлялась вполне успешно — создание АМ-38 из АМ-35А и М-105ПФ из М-105П. Правда, в обоих случаях моторы поначалу не блистали надёжностью. Все, кроме АМ-35А, который не блистал надёжностью никогда.
Из первой фразы статьи следует, что мощность мотора, как и его высотность, не есть самоцель, а способ достичь необходимых боевых качеств, для истребителей — скорости и скороподъёмости, разгонных характеристик, в меньшей степени — дальности и высоты, для бомбардировщиков — той же скорости и грузоподъёмности, высотности и дальности. Скорость нужна истребителю чтобы догнать врага/уйти от врага, в общем, она даёт возможность выбирать способ боя, скороподъёмность даёт истребителю возможность быстро добыть запас высоты, который при необходимости легко превращается в ту же скорость.
Бомбардировщику скорость нужна в меньшей степени, чем истребителю, но слишком большое превосходство истребителей противника в скорости над бомбардировщиками для этого бомбардировщика фатально. Если мы говорим о периоде 1938-1940 год, то для слишком большой разницы в скорости речь идёт о разнице в 100 и более км/ч, когда дистанция между преследователем и преследуемым сокращается каждую секунду на 30 м. (само собой, речь идёт о скорости на одной и той же высоте) При максимальной (при безоблачной погоде) дальности визуального обнаружения истребителя 3 км до непосредственного огневого контакта его с бомбардировщиком проходит около 100 с, и тут имеет большое значение:
1) на каком расстоянии от аэродрома или от линии фронта (если дело происходит над территории противника) в момент обнаружения истребителя находится бомбардировщик, и какова его собственная скорость.
2) Какова располагаемая скорость бомбардировщика. Если собственная скорость бомбардировщика в этом момент 400 км/ч, то он за 100 с пролетит 11 км, что намного меньше типичной дальности, на которую тогда бомбардировщики обычно залетали за линию фронта. И тут уж шансы экипажа бомбардировщика при необходимости воспользоваться парашютом сделать это над своей территорией не особенно велики. Или же, в случае вынужденной посадки самолёта возможность его отремонтировать и, пусть через некоторое время, ввести в строй — тоже.
Если же радиус действия бомбардировщика предполагает продолжительность его обратного пути до линии фронта в десятки минут, то даже при преимуществе истребителей противника в скорости «всего» в 40 км/ч для регулярного успешного возвращения домой бомбардировщику потребуется либо прикрытие своих истребителей, либо переход на ночной образ жизни.
Таблица 1 — Характеристики авиамоторов 1938-1940 разработки
Дата поступления самолёта в строевые части |
Мотор |
Мощность взлётная, л.с. |
Мощн номин, л.с. |
На высоте, м |
Самолёт |
Кратковременно повыш. мощность, л.с. |
На высоте, м |
01.04.38 |
"Bramo-323A" |
900 |
840 |
4000 |
"Do-17Z" |
|
|
01.04.38 |
"Merlin II" |
880 |
1060 |
4500 |
"Hurricane 1 Mk.I" |
|
|
01.05.38 |
"BMW-132Dc" |
880 |
870 |
2500 |
"Hs-126A1" |
|
|
01.08.38 |
"М-87" |
950 |
950 |
4700 |
"ДБ-3" |
|
|
01.10.38 |
Merlin III |
880 |
990 |
3734 |
Spitfire 1 |
1440 |
1676 |
01.10.38 |
"Jumo-211Da" |
1200 |
1100 |
1500 |
"Ju-87B-1" |
|
|
01.10.38 |
"Bristol «Pegasus» XVIII" |
1000 |
965 |
|
"Vickers Vellington Mk.I" |
1065 |
|
01.12.38 |
"HS-12 Y-31" |
860 |
|
|
"MS-405C1" |
|
|
01.03.39 |
"DB-601A-1" |
1050 |
810 |
4800 |
"Bf-110C-1" |
1100 |
3700 |
01.05.39 |
"DB-601A" |
1050 |
810 |
3700 |
"Bf-109E-1" |
|
|
01.05.39 |
М-103А |
1000 |
960 |
4000 |
СБ‑2 |
|
|
01.08.39 |
"М-62" |
1000 |
800 |
4200 |
И-16 тип18 |
|
|
01.08.39 |
"Bramo-323R-2" |
1000 |
940 |
4000 |
"Do-17Z-2" |
|
|
01.08.39 |
"R-1830-SC2-G" |
1050 |
|
|
"Hock-75A2" |
|
|
10.08.39 |
"DB-601Aa" |
1075 |
1100 |
3700 |
"Bf-109E-3" |
1175 |
4900 |
01.09.39 |
"RR Merlin-X" |
1145 |
1130 |
1600 |
"Vickers Witley V" |
1150 |
4700 |
01.10.39 |
"R-1830-SC3-G" |
1050 |
900 |
3657 |
"Duglas DB-7" |
|
|
01.12.39 |
"Pratt andWhitney R-1830-23" |
1100 |
950 |
5182 |
P-36B |
|
|
01.12.39 |
"М-87Б" |
950 |
950 |
4700 |
"ДБ-3Б" |
|
|
01.02.40 |
"Mitsubishi Kinsei -43" |
1000 |
990 |
2800 |
"Aichi D3A1" |
|
|
01.02.40 |
"GR-14N-25" |
1080 |
1000 |
3000 |
"MB-152C1" |
|
|
01.02.40 |
"HS-12 Y-45" |
935 |
920 |
4200 |
"D.520C1" |
|
|
01.05.40 |
"Jumo-211G-1" |
1200 |
975 |
4000 |
"Ju-88A5" |
|
|
01.05.40 |
"R-1820-G205A" |
1200 |
1000 |
4267 |
Hock-75A4" |
|
|
01.05.40 |
"GR-14N-49" |
1180 |
1070 |
3700 |
"MB-152C1" |
|
|
01.05.40 |
"М-63" |
1100 |
860 |
4000 |
"И-16 тип24" |
|
|
01.06.40 |
"Bristol Hercules III" |
1400 |
1250 |
5105 |
"Beaufighter Mark IF" |
|
|
01.06.40 |
"Merlin XII " |
1175 |
1145 |
|
"Spitfire Mk.II" |
|
|
01.09.40 |
"Merlin XX" |
1260 |
1175 |
5500 |
"Hurricane Mk.II" |
1485 |
1829 |
01.10.40 |
"Nakajima Sakae 12" |
940 |
950 |
4200 |
"A6M2" |
|
|
01.10.40 |
"DB-601N" |
1200 |
1060 |
4000 |
"Bf-109F-1" |
1250 |
5000 |
01.10.40 |
"АМ-35А" |
1350 |
1200 |
6000 |
"МиГ-3" |
|
|
01.11.40 |
"Jumo-211F-1" |
1340 |
1060 |
5200 |
"Ju-88A4" |
|
|
01.07.40 |
"М-105П" |
1100 |
1050 |
4000 |
"Як-1" |
|
|
01.12.40 |
"М-105Р" |
1100 |
1050 |
4000 |
"Пе-2" |
|
|
01.12.40 |
"Bristol Hercules XI" |
1425 |
1356 |
1220 |
"Vickers Vellington Mk.III" |
|
|
01.12.40 |
"R-2600-3" |
1600 |
1275 |
3600 |
"A-20A" |
|
|
01.12.40 |
"V-1710-33" |
1040 |
1040 |
4358 |
P-40 |
1090 |
|
01.12.40 |
"М-88Б" |
1100 |
1000 |
6000 |
"ДБ-3Ф" |
|
|
Но ладно скорость. Советский бомбардировшик СБ с надимедроленными лицензионными французскими Испано-Сюиза 12 (М-103А) мощностью на взлёте 1000 л.с. имел перегузочную бомбовую нагрузку 1500 кг. Современные ему немецкий Хейнкель-111 с более мощными Jumo-211Da (1200 л.с. на взлёте) поднимал 2500 кг бомб. Конечно, его скорость была меньше, чем у СБ, но оба этих бомбардировщика уступали в скорости современным им истребителям ровно на столько, что о применении их днём без прикрытия своих истребителей речь уже не шла.
К концу рассматриваемого периода (с начала 1938 до конца 1940) советские серийные авиамоторы явно отстали по мощности и от американских, и от английских, и от немецких аналогов. Кроме того, английские и немецкие моторы в это время имели кратковременный режим повышенной мощности, что ещё более увеличивало разрыв с советскими. Также, данные таблицы позволяют заключить, что по состоянию на весну 1940 французские авиамоторы, как минимум, не уступали советским.
Можно также сравнить грузоподъёмности двухмоторных бомбардировщиков, выпущенных в 1940 году — 1000 кг у Пе-2, 1500 кг у СБ М-103 против 1814 кг у Виккерс «Веллингтон 2». Английские Уитли-5 поднимали в перегрузку 3150 кг бомб. Конечно, эти Уитли из-за своей тихоходности могли применяться только ночью, но в ночь на 26 августа 1940 они приняли участие в налёте на Берлин. Далее были крупные налёты (119 бомбардировщиков всех типов на старте) в ночь на 24 сентября на Берлин и ещё более крупные — силами 134 самолётов — на Мангейм в ночь на 7 декабря 1940.
Но вернёмся собственно к моторам. К концу 1940 Англия имела минимум четыре серийных мотора, мощность которых была не менее 1400 л.с. - это Bristol Hercules XI и Bristol Hercules III (взлётная), а также Merlin XX и Merlin III (на форсаже). США имели только один такой мотор — Pratt&Whitney R-2600-3, зато он был помощнее английских (взлётная 1600 л.с.). Ни Германия, ни СССР таких авиамоторов не имели.
(Напоминаю, речь идёт о серийных моторах, имевшихся на серийных самолётах в строевых частях)
«Однако, тенденция!» - как сказал бы чукча в старом советском анекдоте. Лидер в мировом авиационном моторостроении по состоянию на конец 1940, похоже, выявлен — Великобритания. А что там дальше? В смысле, ниже.
Опускаем контрольную планку мощности авиамоторов на уровень 1300 л.с. Наш клуб лидеров несколько расширился — в него попали советский АМ-35А с его 1350 л.с. На взлёте и немецкий Jumo-211F-1, на 10 л.с. Меньше. Правда, вскоре, уже весной 1941 АМ-35А преподнёс неприятный сюрприз в виде серии катастроф самолётов МиГ-3 в строевых частях из-за поломок двигателя.
Не отличались особой надёжностью и большинство советских авиадвигателей меньшей мощности, например, М-62, М-63 и М-88. Согласно официальной статистике, некоторое количестве старых истребителей И-16 и И-153 были изготовлены в 1941 году. На деле же сами эти самолёты были изготовлены в 1940, но не смогли пройти приёмочных испытаний из-за отсутствия двигателей, способных проработать без поломок необходимый минимум времени.
В общем, картина с оснащённостью двигателями раскрывает причину (одну из нескольких, но довольно существенную) поражения Германской авиации в битве за Англию — техническое превосходство английской авиационной промышленности.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |