Так уж получилось, что в моём дневнике очень много именно о староверах. Наверное, это дань моим прабабушкам и прадедушкам, мой долг перед ними. Потому что корни, сила характера - всё от них... Не растерять бы и передать детям...
Решила всё-таки сделать цитаты из книг С. Алексеева, хотя, наверное, его все, кто этой темой интересуется давно прочитали и для себя переработали. А вдруг кто не читал?
Это цитаты из книжки "Россия:мы и мир".
"Нет худа без добра: Никонианский раскол породил исторически уникальное явление - старообрядчество; элитная, а значит, самая непримиримая часть которого удалилась в леса и горы, унесла с собой и сохранила в огромном количестве богослужебные книги, летописный и апокрифичные списки, а то и оригиналы, фамильные реликвии, но самое главное, почти триста лет в неизменном виде хранила язык, обычаи и вместе с ними - образ мышления и манеру поведения.
Еще в начале восьмидесятых в сибирских потаенных, чаще всего труднодоступных, местах существовали старообрядческие скиты, скитские поселения и даже монастыри.
От Урала до Дальнего Востока пролегала так называемая Соляная тропа , тайный,. угадываемый лишь по особым знакам на деревьях, но достаточно оживленный путь, по которому ходили староверы из толка странников (носили драгоценную и отсутствующую в сибири соль), убегали от властей "неписахи" - толк непишущихся, то есть беспаспортных, или просто ходили в гости друг к другу, например, чтобы высватать невесту, живущую эдак километров за восемьсот (замкнутая, изолированная жизнь всегда грозила кровосмешением).
Бытует мнение, будто кержаки не пустят переночевать, не дадут воды напиться, и прочие глупости
Конечно же, если вы придете безбородым (они говорят, "вроде мужик, а лицо как бабья коленка"), не поклонитесь в пояс и скажете "здравствуйте", вас скорее всего и правда не пустят, в лучшем случае позволят переночевать в старой баньке, если зима.
Но если даже вы все сделаете правильно и вместо обычного приветствия назовете пароль - "Христос воскресе!", а будете один, попадете под подозрение: не разбойник ли вы, не царский ли, не ГПУшный ли соглядатай?
И тогда с вами никогда не будут откровенными.
А если рядом с вами женщина, но не ваша жена и не сестра, а, к примеру, сотрудница, то будь у вас борода до колен - прогонят, поскольку нельзя пускаться в дальний путь с чужой женщиной, непременно случится прелюбодейство, пусть даже в мыслях.
Каково?
А мы думаем, почему это опальные бояре тащились в ссылку со всем семейством?
Или с чего это жены декабристов поехали в Иркутск?
Кроме того, в скиту вам делать нечего:
если у вас "дурной глаз", то есть вы не можете смотреть прямо, не мигая, или, того хуже, глазки бегают, а все это они определяют в первое мгновение;
если у вас грудь нараспашку и там крест виднеется, если вы перекрестились на "чужие", хозяйские иконы,
если вы говорите грубо или много, еще хуже, скороговоркой,
если вы сразу лезете с расспросами,
если говорите "спасибо", не "спаси Христос" ("спасибо" кричал сатана, когда его столкнул с неба Господь, но докричать "спаси бог" не успел и шмякнулся о землю).
И т.д. и т.п.
В общем, как слагать персты, здесь и ни при чем. (примеч.моё -Мой прадед говорил: "Бог меня и в поле слышит", основной верой его был честный и с полной самоотдачей труд на земле...)
Можете вообще в их присутствии не крестить лба, и это будет понято правильно.
Далее: Староверы, как уже говорилось, живут в такой глухомани, куда никогда не заходят ни инспектора рыбнадзора, ни егеря.
И часто даже скрытно от властей, однако при этом весной, в половодье (а они все поголовно рыбаки и охотники), едят не уху из свежей рыбки, а суп из вяленой, прошлогодней еще щуки.
Вкус специфический.
На вопрос почему, отвечают однозначно - рыбка икру мечет, нельзя! Без всякого на то принуждения.
Находясь в оппозиции к власти, а то и вовсе относясь к ней враждебно, при этом они строго соблюдают природный неписаный закон: Кержаки никогда не станут стрелять (и вам не позволят) матку с лосятами, а медведей на берлогах бьют, только когда точно знают, что там самец!
Живя в лесу, они не срубят деревце, если это не нужно для конкретного дела, на дрова пускают исключительно сухостой.
Суровые, молчаливые люди потрясающе нежно относятся к цветам!
Сам случайно из-под Тишка наблюдал, как старовер, мой тезка, 40-летний, огненно-рыжий, немногословный и всегда хмурый мужик, любовался саранками (цветы напоминающие орхидеи) и при этом радовался, как ребенок.
Они всегда скрывают свои истинные чувства и на людях никогда не будут громко смеяться или плакать, скорбеть или расстраиваться (объясняют просто - не хорошо).
Я никогда не видел их раздраженными или недовольными, хотя это наверняка бывает.
И особая статья - отношение к женщине, такое же, как к цветам: в общем-то только неожиданно бережное и какое-то всегда немного виноватое - все время просят прощения, то и дело говорят: "Прости ради Христа".
Это вполне можно назвать бесстрастной страстью.
Однако взаимоотношения между мужем и женой у кержаков всегда таинственны, и судить о них можно лишь по отдельным, косвенным деталям.
Однажды мы плавали на лодке за брусникой с боярином Головиным (у него грамота была соответствующая), набрали за день два больших крапивных мешка и возвратились домой.
А осень, холодно, и тут еще дождь пошел но боярыня его узрела на берегу черемуху, усыпанную ягодами, и как-то невыразительно изъявила желание набрать ведро на зиму (они черемуху сушат, потом мелют на ручной мельнице, сдабривают медом и пекут пироги - вкуснятина!).
Я видел, что Головин промок и замерз, однако и слова не сказал, подчалил и целый час терпеливо сидел на корме, пока его жена собирала ягоду.
Возможно, потом боярин сделал ей внушение, в чем я сильно сомневаюсь, поскольку, собирая бруснику, он целый день, изредка, незаметно, ласкал жену взглядом.
(А им уже было лет по сорок пять.)
Случись это с нами, мы бы не сдержались, невзирая на посторонних (я - точно!), и осенняя гулкая река огласилась бы речью, вполне определенной.
Это я говорю к тому, что староверы не утратили способности разговаривать глазами; может, поэтому и немногословны.
Конечно, можно свалить на то, что живут они замкнуто и очень много времени находятся вместе, отчего и начинают понимать друг друга не с полуслова, а с полувзгляда.
Но я несколько раз наблюдал прямой молчаливый диалог, после которого совершалось определенное действие.
Кроме того, поражает их зрительная память и память на людей вообще.
Можно сослаться на то, что в уединенных скитах редко бывают люди, но есть в этом еще что-то, на первый взгляд мистическое.
Однажды я переночевал у кержаков в скиту близ деревни Зимовское и наутро ушел.
Хозяев видел, может быть, всего часа полтора, не больше, и вроде бы в лицо их запомнил, но вскоре забыл.
Однако не забыли меня, и когда через семь лет вновь к ним пришел, был мгновенно узнан.
Причем встречали так, будто мы вчера только расстались.
Тогда я и понял, что это не просто свойства памяти одиноких скитальцев; это их образ мышления.
Они все эти годы не просто помнили - думали обо мне, тем самым поддерживая горение памяти.
А мы разве думаем сейчас о людях, с которыми сиюминутно познакомились?
...Наш образ мышления прежде всего определяют язык и культура.
А каков образ мышления, такова и манера поведения.
Как только происходит выпадение того или другого элемента, так сразу же возникает дисбаланс - мы начинаем говорить одно, думать другое, а делать третье и сами выпадаем из национального поля, все превращая в примитивное лукавство, характерное для младосущих образований.
Поэтому истинными космополитами могут быть только лукавые люди.
Основным мерилом русскости мышления являются чувства.
Мы не самые лучшие на нашей планете и не самые худшие, но единственные обладаем чувственным мышлением.
И это не странно, если помнить, что мы принадлежим к Духотворному Миру, где иные единицы измерения.
* * *
Чувств, определяющих логику нашего мышления и, соответственно, поведения (внутренние законотворцы), всего два: мужское начало - СТЫД, женское - СОВЕСТЬ.
Остальные - исключительно стихийные, а значит, нелогичные.
Существуют такие понятия, как "стыдливый разум" и "совестливый ум" (так обычно говорили о благоверных князьях), которые невозможно точно перевести ни на один иностранный язык.
Да и соотечественникам, владеющим языком в пределах 2500 слов, объяснить очень трудно.
Более понятно выражение "свобода совести", хотя это словосочетание абсурдно только потому, что под "совестью" никогда не подразумевалось право выбора религии, поскольку совесть - сама религия.
Поэтому опять же займемся этимологией.
"Стыд" сейчас понимается как некое смущение, вызванное неблаговидным поступком, краска на лице (кто еще краснеет) - в общем, небольшое и совсем не смертельное неудобство.
Чувств, определяющих логику нашего мышления и, соответственно, поведения (внутренние законотворцы), всего два: мужское начало - СТЫД, женское - СОВЕСТЬ.
На самом деле первоначальный смысл почти полностью утрачен.
Слово СТЫД (в прошлые времена говорили СТУД) произошло от СТУЖИ, но не "холода" первоначально, а от жить "с тугой", где туга, тужиться - печалиться, скорбеть - жить без огня.
Почему же стужа (холод) и стыд (чувство), однокоренные, имеют столь отличный смысл?
Да потому, что стылый -мертвый (отсутствие знака Ж, жизни, огня), так что "стыд" - это внутренний полицейский, стоящий на страже добропорядочности и под страхом смертельной скорби не позволяющий переступать заповедную черту.
Чувство стыда - удерживающий фактор, контролер иных отрицательных чувств (страха, трусости, низменных страстей, желаний, в том числе мысленных, "стыдно подумать").
Поэтому до нас дошли выражения - "сгореть от стыда", "залиться краской", "покраснеть от холода" или "умереть от стыда".
Стыд часто используется со словом "срам" (позор), которое восходит к Ранней смене идеологии, означает то же, что и "крамола", и также впоследствии приобрело отрицательный смысл.
Слово же СОВЕСТЬ кроме чувственного аспекта имеет вполне конкретное указание на предмет: жить по совести - значит жить, сообразуясь с ВЕСТЬЮ, где "весть" - знание.
Известие - буквально мысль (истина), извлеченная из Весты.
Вещий - значит познавший Весту, а Вещун - излагающий некие ее истины (вещество) ("мое сердце - вещун").
"Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити..." - говорит автор "Слова...", указывая, что Боян был не просто певцом-сказителем и музыкантом, а мудромысленным вещуном-философом, если хотите.
Последним на Руси Вещим князем был Олег, и, пожалуй, с тех пор Веста стала невостребованной, а позже уже недоступной.
Серия сообщений "Кержаки и история рода Белогора":
Часть 1 - Е.Турова: Об уральских кержаках-староверах
Часть 2 - Евдокия Турова: О семейном укладе кержаков
...
Часть 17 - Староверы
Часть 18 - О здоровье (А.Шелудяков "Югана")
Часть 19 - С.Алексеев "Россия:мы и мир"
Часть 20 - Евдокия Турова (Валентина Ивановна Овчинникова) "Кержаки"
Часть 21 - Камиль Зиганшин История Варлаама ("Скитники")
...
Часть 27 - Посуда староверов Сибири от чудесного мастера.
Часть 28 - ПАМЯТЬ ДЕТСТВА. ДОМОВОЙ КЕРЖАЦКОГО ДОМА
Часть 29 - Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана