-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Реальная_мечта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 9139


Толкование сказок

Четверг, 10 Сентября 2009 г. 19:40 + в цитатник
Родители, которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное, часто сами сталкиваются с вопросами: "Правильно ли мы понимаем и истолковываем эти детские сказки? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?" Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить понимать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Для получения ответов любознательным родителям предстоит - ни много, ни мало - узнать историю происхождения сказки, понять её тайный смысл, и пристально рассмотреть другие серьёзные сказочные проблемы.

Сначала люди сказки сказывали, затем собирали, записывали - сохраняя без изменений, или литературно обрабатывая - ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Все народные сказки наполнены метафорами, образами. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранилось то изначальное, что в них было заложено.

Часто мы думаем, что каждая волшебная сказка существует в единственном варианте, и толкование сказок тоже на блещет разнообразием. Но существуют старинные фольклорные сборники, в которых, например, сохранился достоверно народный вариант сказки "Репка". В нём сначала все было как обычно: "Посадил дед репку...". Дальше - тоже как обычно: позвал он бабку, бабка позвала внучку, внучка Жучку…Неожиданным оказался конец сказки: "Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!". Вот тебе на! Была сказка о взаимопомощи, а стала о том, что всякое дело до конца доводить надо.
А сказка "Колобок"? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим хвастовство в песне колобка и... Ура! Смысл найден! Нам кажется, что понимание "Колобка" сводится к осуждению хвастовства. И ведь нельзя сказать, что это понимание неверное! Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушка. "Гам!" - и она исчезла…
А в сказке "Петушок - Золотой гребешок" говорится не только об излишней доверчивости Петушка, но и зашифрована притча о смене дня и ночи. Петушок - это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря. Лиса - это ночь, которая украла солнышко, а кот - утро, он вернул его. В "Заюшкиной избушке" детям рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок-солнышко, которого очень боится лиса-зима.
Толкование "Курочки рябы" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - символ смерти получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица - посредник между небом и землей. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить, а простое яичко символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
А героиня многих волшебных сказок Баба-Яга? Помните, какая она? Страшная. Но и образ Бабы-Яги нужно рассматривать с учетом народных традиций. Что же получается? У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-Яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было временное жилище. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево - вот вам и избушка на курьих ножках! Корни очень похожи на куриные ноги. Жуть, да и только! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения древней народной культуры - в потустороннем мире. Баба-Яга и является главой этого потустороннего мира. А откуда взялось это странное имя - "Баба-Яга"? "Баба" - это мать, главная женщина в древних культурах. "Яга" - огнь. Был глагол "ягать". Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-Яга была главная матерь, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Да, она всегда угрожает изжарить и съесть кого-нибудь. Но на самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (предварительно заговорённое) и заворачивала в него ребенка, клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку