-Метки

авто алкоголь баклажаны бизнес блог болезни болезнь видео воспитание выпечка вышивка вяжем детям вязание вязание крючком деньги десерт дети диета дизайн дом домоводство еда женщины жизнь закуска здоровое питание здоровье интересно интересные факты интернет интерьер исследования история картинки кино книги кулинария курение курица лечение личное любовь мастер-класс медицина мозг мужчины музыка мысли мясо напитки народная медицина народные средства новый год обработка фото овощные блюда огород осень отдых пирог пирожные питание поделки полезные советы поэзия православие праздники природа притча продукты простуда психология работа рак ребенок рецепт рецепты россия рукоделие рыба салат семья скачать сладкая выпечка советы сон стихи стихи о любви счастье творчество торт ученые фильмы фото фотошоп цветы цитата цитаты чай школа юмор

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ольга_Жаворонкина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7682


«Как можно считать высшим то образование, которое есть у всех?»

Суббота, 03 Июня 2017 г. 17:44 + в цитатник

2634865_1210 (700x347, 261Kb)

Я поступал в вуз в 1994 году. Не самые были весёлые времена, голодные. Когда стоял выбор «физик или лирик», я выбрал лирика и подал документы на экономический факультет гуманитарного вуза. Тогда так многие делали: профессия «экономист» была популярной, все хотели «работать на фирме». Это сейчас мечтают быть чиновником. Конкурс на поступление — 17,5 человек на место. И не было никакого ЕГЭ.

Школьники сдавали выпускные экзамены в школе и сразу — вступительные в вуз. Иногда сразу в два вуза, хотя обычно и на один не хватало сил. Правда, я знаю уникумов, которые пытались проходить сразу в три вуза. И вот лето, и вот последний звонок, и вот бесконечные экзамены. В приёмной комиссии — духота. Толпы бывших школьников с обезумевшими мамами и папами, которые штурмовали апелляционную комиссию, как черноморские моряки в войну укрепления немцев. Последний родительский подвиг. Обмороки из-за нервов, жары и недосыпа от медитации над задачником Сканави. А что было когда вывесили списки! Стоны разочарования и восторженные крики.

Помню, в лет 16 я подумал: а зачем поступать в университет? В 14 лет у меня уже был небольшой опыт «бизнеса». Как и многие тогда я подторговывал. На колу и сникерс хватало, один раз даже сводил родителей в «Макдоналдс». И я искренне не понимал, ради чего сейчас стоит бросить эту прекрасную жизнь. После школы я мог бы уделять больше свободного времени «бизнесу». И купить больше колы и сникерсов. У нас в семье все с высшим образованием. И без него, как мне объяснили, дальше в жизни никуда. Нет перспектив.

Что такое «нет перспектив», я тогда не понял. Согласитесь, сложно уверенно рассуждать о перспективах и роли высшего образования, работая в НИИ за небольшие деньги. А иногда и вовсе без денег. В те годы институты повально сдавали площади коммерсантам под склады и офисы и выживали благодаря этому. Контраст учёного и бизнесмена любого пошиба был очевиден. И совсем не в пользу учёного. Но во мне воспитали уважение к родителям. Поэтому в 1994 году я поступил в один из крупных гуманитарных вузов, при конкурсе 17,5 человек на место, падающих в обморок родителях и абитуриентах. Я держал под мышкой книжку Сканави и был абсолютно счастлив, что это испытание закончилось.

Сейчас, как мне кажется, ответ на вопрос, зачем поступать в университет, стал ещё менее очевиден. Сотни тысяч абитуриентов каждый год поступают в вуз. Большая часть из них делает это за счёт средств федерального бюджета. Сейчас с ЕГЭ сложно определить конкурс. Думаю, он очень невысокий. Количество бюджетных мест сейчас около 65-70% от количества выпускников школы. То есть государство оплатит обучение семи из десяти выпускников. Хорошо это? Не уверен. Конечно, за места в хороших вузах будет драка. Ну как драка… Документы подадут, вы же понимаете, ЕГЭ. Не все поступят на топовую кафедру, кто-то будет вынужден пойти в третьесортный вуз. И они пойдут. И потратят четыре-пять лет на то, смысла в чём сами не найдут.

Нет конкуренции. Это очень удобно для тех, кто не конкурирует. Но совершенно невозможно, если думать о развитии. Когда вузы получают гарантированные деньги и не конкурируют между собой за ребят — им сложно развиваться, нет стимулов.

Когда вчерашний школьник может подать документы в несколько вузов и почти со 100% гарантией поступить — он вряд ли будет усердно учиться

Для этого нет причин, кроме любопытства и азарта к знаниям. Но это исключение. Строго говоря, конкуренция есть, но она в так называемом топ-сегменте. Примерно 5% вузов и абитуриентов действительно сражаются. Лучшие вузы действительно хотят привлечь лучших студентов и наоборот.

А что с остальными 95%? Из моего опыта работы со студентами только бы 10-15% из них я бы отнёс к категории замотивированных. Тех, кто понимают смысл учёбы, её роль в конкретно их жизни. И тех, кто горит желанием узнавать новое. Остальные, увы, не про обучение. Я часто цитирую поговорку: раньше учились и подрабатывали, сейчас работают и подучиваются. Вот так и получается, что отсутствие конкуренции, или попросту — халява, убивает смыслы. Зачем убиваться, если что-то гарантировано достанется просто так? И так можно поступить, ну не в этот вуз, так в тот.

Диплом о высшем образовании обесценивается. Само слово «высшее» нам как бы говорит, что это — элита. А если посмотреть на цифры, то всё не так.

Как тогда можно считать высшим то образование, которое есть у всех? Оно не высшее, оно — номинальное. Как школьный аттестат

Нам государство гарантирует окончание девяти классов. Так же и с вузами. Коммерческие вузы тут тоже постарались. Кому только не давали лицензии в 90-х, появился даже бизнес по продаже дипломов. Продаже в рассрочку, конечно: нельзя сразу при зачислении давать диплом. И это ещё больше уронило смысл, суть высшего образования.

Больше всего мне жалко преподавателей. Знаете, нет ничего хуже, чем учить немотивированных школьников или студентов. Ты стоишь в классе или аудитории, и физически ощущаешь, что им всё равно. Ты можешь петь или плясать, хлопать в ладоши или подражать крику зяблика — это мало кому интересно. Отсюда появилось и начитывание лекций, чтобы преподаватели могли просто выкинуть из головы ощущение бессмысленности своей работы.

Присмотритесь внимательно к выпускникам современных вузов. Кто из них радуется полученному диплому, а кто просто кладёт его в коробку с документами? Это будет очень полезное и показательное наблюдение.

Источник

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку