"Он (Клод Лоррен) умел не только мыслить, но и воспринимать
прекрасное, в душе же его всякий раз рождался мир, редко
встречающийся в действительной жизни.
Его картины проникнуты высшей правдой, но правдоподобия в них нет.
Клод Лоррен до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир,
однако это знание было для него лишь средством выражения
прекрасного мира своей души.Подлинно идеальное и состоит в уменье
так использовать реальные средства, чтобы сотворенная художником
правда создавала иллюзию действительно существующего"-И.В.фон Гёте

АВТОПОРТРЕТ.
Клод Лорре́н (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellée, Gelée); 1600 год, Шамань (фр.), Лотарингия — 23 ноября 1682 года, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Он родился в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра по дереву во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—1614 годах отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 годы Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников Пауля Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—1627), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. (Сведения из Википедии).

РИМСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1639. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
И раз уж я сделала заявление о влиянии Лоррена на творчество Уильяма Тёрнера. О нем, влиянии, прочла у Питера Акройда в книге "ТЁРНЕР". Картина "Отплытие царицы Савской" кисти Клода Лоррена настолько понравилась Тёрнеру, что с тех пор, как увидел ее, Тёрнер ставил автора этого шедевра превыше всех художников.

Сlaude Lorrain. Отплытие царицы Савской. 1648
Пейзаж Лоррена по манере исполнения отличается от провозглашенного "отцом-основателем" классицизма - Никола Пуссена. В пейзажах Лоррена нет акцента на героев мифов, взгляд наш направлялся прежде всего на природу или архитектуру - они были притягательными в первую очередь, а присутствующие фигуры не доминируют, не отвлекают от красоты окружающего мира, но создают теплую атмосферу общения обыкновенных людей, не важно, крестьяне это или слуги важных персон. И присутствие этих самых "важных персон" не выделяется в контексте картины - полное единение людей и природы без излюбленных

Пейзаж со свадьбой Исаака и Ревекки. 1648 (?)
В отличие от Пуссена пейзаж у Лоррена - не фон помпезного пиршества или иного яркого и часто чрезмерно темпераментного проявления жизни мифических героев. У Лоррена пейзаж - герой, а люди, танцующие или работающие в нижней части картины совсем не герои, они - повод и дань традиции.

"Морской пейзаж с Аполлоном и Меркурием", 1642 Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Традиционным, а стало быть классическим, пейзаж Лоррена делают так называемые "кулисы" - обрамление пейзажа справа и слева изображениями высоких объектов: деревьев или зданий, их частей. Поэтому и называют Лоррена автором "классического пейзажа. Да и нет у Лоррена явно подчеркнутых композицией вписанных в треугольник, так любимый и рекламируемый Пуссеном как знак или признак КЛАССИЦИЗМА.

Клод-Лоррен. Отплытие святой Паолы Римской
Для Лоррена важен СВЕТ - возможно именно это и подействовало на будущее восхищение СВЕТОМ и обожествление его у Уильяма Тёрнера. Считается, что именно Лоррен первым из художников исследовал проблему солнечного освещения в разное время суток, года или при разной погоде. А это - тема хорошо знакомого нам английского художника Уильяма Тёрнера.

Клод Лоррен Порт на закате. 1639
Думаю, что работы Лоррена оказали влияние не только на Тёрнера, но и на все развитие европейского пейзажа, а если вспомнить, чито работы Лоррена покупались и американцами, возможно и на некоторых американских художников. Покопаемся еще и в этом, но позднее. Сейчас продолжим смотреть пейзажи Лоррена.



Claude Lorrain. Итальянский прибрежный пейзаж. 1642

embarkation-of-ulysses-1646

Claude_Lorrain. Juno Confiding Io to the Care of Argus, 1660

«Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж

«Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж

«Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж


Claude_Lorrain_-_Die_Verstoßung_der_Hagar_(1668)


«Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея

«Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж

Claude_Lorrain_-_Paysage_avec_le_voyage_de_Jacob_(1677)
Практически всю свою творческую жизнь Клод Лоррен прожил в Италии, где в молодые годы учился, и куда вернулся опытным художником - пейзажистом, когда ему было 27 лет.
Ему было 37 когда французский посл приобрел у него две картины. Теперь они висят в ЛУВРЕ.
Ему было 39 когда испанский король Филипп 4 заказал ему семь работ. Теперь они висят в ПРАДО.
Уже в 34 года он стал академиком - членом ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ св. Луки.
В 50 лет ему было предложено место ПРЕЗИДЕНТА Художественной Академии - но он отказался в пользу свободного творчества.
Он жил и работал в эпоху БАРОККО, дружил со своим соседом Н.Пуссеном, провозгласившим КЛАССИЦИЗМ, а сам был верен себе, своим представлениям о живописи, о приоритетах, о композиции, о темах и поднимал роль ПЕЙЗАЖА из второстепенной до самостоятельной, главной теме своего и следующих за ним пейзажистов всех последующих времен и сторон света. СВЕТА - Да, света просила его душа у его кисти. И мы благодарны ему за это.
Последняя работа Клода Лоррена считается безусловным шедевром:

«Асканий, охотящийся на оленя Сильвины». 1682. (Музей Эшмола, Оксфорд)
"Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской, или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков; находился у герцога Девонширского, в Англии). Этот сборник был впоследствии, в 1774 году, издан в гравюрах-факсимиле Ричардом Ирломом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 годах Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин." (Сведения из Википедии).
"Книгу истины" в гравюрах Ричарда Ирлома - репродукции, описание и место нахождения листов можно увидеть здесь https://www.alib.ru/au-irlo...

«Книга истины» Освобождение св. Петра.
Жизнь ВЕЛИКОГО ПЕЙЗАЖИСТА 17 века Клод Лоррен закончилась в Риме в 1682 году.