Хочу вместе со своим читателем поразмышлять об актуальных проблемах современного образования.
Поговорить о тонкостях восприятия художественного произведения, заглянуть в творческую "лабораторию" писателя, где он, "колдует," создавая свою "золотую розу" - КНИГУ.
Дерзнём по-новому взглянуть на хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что "проходили" на уроках .
Познакомимся с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным глянцем" Пушкиным или Гоголем.
Попробуем разобраться, почему современному учителю-словеснику так редко удаётся самое главное - вырастить ученика , умеющего радоваться хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом ЧИТАТЕЛЯ, любящего размышлять о прочитанном.
Ученики, студенты, родители, все те, для кого классика была и остаётся неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.
ПУШКИН И НАПОЛЕОН |
ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ ВАРВАР?
До сих пор кипят споры о том, кого клеймят знаменитые пушкинские строки – «Самовластительный Злодей!\Тебя, твой трон я ненавижу…».
Сергей Бунтман и Николай Сванидзе на «Эхе Москвы» даже на бутылку поспорили: Бунтман – речь у Пушкина идёт о Наполеоне, Сванидзе – о русском императоре.
Прав, я думаю, Бунтман – ведь Наполеон ринулся войной на Россию, и ненависть поэта к тирану и завоевателю праведна. Но… приходит 1821 год, и Наполеон, поверженный изгнанник, мученик, пленник, умирает в заточении на острове Св. Елены.
Пушкин откликается скорбными стихами.
Чудесный жребий совершился:
Угас ВЕЛИКИЙ человек.
А далее – ещё пронзительнее…
Хвала! Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Что это?
Прощение? Жалость? Примирение с тираном? Признание великих деяний во имя «вечной свободы»?
И здесь нет ответа…
Но… давайте пофантазируем.
Допустим, Александр Сергеевич читает нынешнюю прессу, где опубликовано краткое всего в одну строку, зашифрованное цифрами письмо Наполеона от 22 октября 1812 года: «В три часа утра я взорву кремль».
Выполнение своего приказа император поручил маршалу Эдуару Мортье, тогдашнему военному губернатору Москвы : мощными взрывами были разрушены исторические здания - Арсенальная, Водовзводная и частично Никольская башни, серьезно пострадали прилегающие к ним стены Кремля, Арсенал и Грановитая палата…
Сегодня письмо «великого человека» найдено и выставлено на аукцион во Франции, во дворце Фонтебло .
Оценивается в 15 тысяч евро. Торги разгораются, и документ уходит за 150 тысяч евро – остаётся во Франции, жаждущей скрыть свой позор.
И теперь прославленный завоеватель и «великий человек» остаётся в истории лишь с одним именем – ВАРВАР, Ибо только варвар способен посягнуть на национальную святыню, выкорчевать корневую систему целого народа, его душу. К этому, кстати, стремился и Гитлер,
Интересно, какую эпитафию написал бы Пушкин в 1821 году, узнав о последнем "подвиге" своего героя…
|
ПУШКИН - КОДЕКС ЧЕСТИ |
НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЙ ОДОЛЖЕНИЙ!
«Учительность» русской литературы проявляется не только в художественных произведениях, но и в тех «кодексах чести", которые многие писатели старались составить и для себя, и для своих близких.
Сейчас, перечитывая эти «правила достойной жизни», я не перестаю удивляться их актуальности. Их можно принимать и отвергать, но нельзя не признать: это те моральные, этические проблемы, которые не дают нам покоя и сегодня. Более того – они встают иногда ещё острее...
Из письма А.С. Пушкина – брату Льву...
• Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего – предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.
• Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы, но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу в пору наиболее сладких иллюзий.
• Никогда не забывай умышленной обиды, - будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.
• Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность: цинизм своей резкостью импонирует суетному мнению света, между тем как мелочные ухищрения тщеславия делают человека смешным и достойным презрения.
• Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым...
• Будь холоден со всеми: фамильярность всегда вредит, особенно же остерегайся допускать её в обращении с начальниками, как бы они не были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.
1822, Кишинёв
Это Пушкин в свои – 23 года...
Те, кто знаком с биографией поэта, легко обнаружат, каким из собственных правил он оставался верен, а какие частенько нарушал.
Было бы любопытно узнать: что же является приоритетным для нашего современника из того, к чему призывал Александр Сергеевич своего младшего брата двести лет назад.
|
ПАТРИОТЫ БЕГУТ НА ЧУЖБИНУ... |
ДА, БЕГУТ !
И ОЧЕНЬ РЕЗВО...
О Боже!
Как самоотверженно, пламенно и красиво, с каким пафосом провозглашали они верность и преданность любимой Латвии, как любой из этих патриотов жаждал отдать всего себя за её свободу и независимость, создать наконец своё государство, делить с ним его успехи и невзгоды.
И вот – свершилось!
Знамёна свободы и независимости величаво реют над нашей маленькой, но очень гордой державой. Даже Евросоюз со своими окриками, нагоняями и поучениями – как нам жить и что делать – не смущает. Надо, так надо: выполним и перевыполним – не впервой!
Лишь бы «независимость»!
Смущает другое.
БЕГУТ!! Бросают возродившееся к СВЕТУ - Отечество. В основном – молодые люди.
Кто ответит перед Богом и историей за те 200.000 человек, которые сейчас, в мирное время, отправляются в добровольное изгнание!? – вопрошает известный адвокат и публицист Андрис Грутупс.
Вывод его суров и трагичен
«Это огромная утрата для нашего народа. Когда эта потеря будет оценена, то нынешняя борьба некоторых кругов с олигархами будет выглядеть просто смешно. Но каждый уехавший должен подумать: как Латвия обойдется без меня? И как я обойдусь без Латвии? Кто я буду там, на чужбине? Сброд! Не надо думать, что англичане, немцы или норвежцы, народы глубокой культуры с древними традициями, не отличат “аусландера” от коренного жителя. Никогда, никогда приезжие не станут коренными! Единственное место, где латыш нужен, — это Латвия. Как бы тут иногда ни было трудно и даже невыносимо»…
|
ЖАЛКО БЫЧКА... |
И НЕКУДА ДЕТЬСЯ!
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду! (Агния Барто)
Куда же он идёт, этот бычок? Зачем? Давно ли?
Боится, вздыхает, но идёт, и никак не повернуть назад.
Качается от страха на этой зыбкой, ненадёжной доске, которая вот-вот кончится. Вздыхает бычок, беду чует. Ему бы остановиться. Но он идёт и идёт – вперёд и вперёд. И некуда деться…
Надо дойти до конца…
Я почему-то вспомнил своё детское ощущение - так жалко было бычка!
А сейчас вдруг подумалось – ведь это целая жизнь. Со всеми её путями, качаниями, печалями, метаниями предчувствиями, сомнениями, невзгодами, страхами.
Биография каждого из нас, и никуда от неё не уклониться.
Только очень короткая, уместившаяся в четырёх «игрушечных» строчках.
Но кто решил, что она такая уж длинная – биография наша…
|
И ЭТО БЫЛА ЕВА! |
ГИМН ЛЮБОПЫТСТВУ
Всякое познание начинается с любопытства. Без него человек никогда не овладел бы тайнами мира, не создал цивилизации, не обустроил Землю…
Жгучее любопытство – первое неистребимое чувство первого человека.
И человеком этим оказался не мужчина, а женщина – ЕВА!
Ведь это она осмелилась вступить в тайные «шпионские» переговоры» со Змеем! Первая вкусила запретный плод, Увлекла за собой богопослушного Адама , уговорив его разделить с ней греховную трапезу, ощутить сладость тайны.
Странно, что вкус к НЕВЕДОМОМУ, порждённый любопытством ЖЕНЩИНЫ, сделался потом прерогативой мужчин
Мужчина стал королём Познания.
Открыл законы Вселенной. Создал религии, науки, искусства,.. Вырвался в Космос…
А прерогативой женщины ( за небольшим исключением) так и осталось- любопытство. Иногда – созидательное. Часто – пустяковое. Но почти всегда – с перебором…
|
ТАКАЯ ВОТ - "ЭВРИКА!".. |
ГОЛОВА ОТДЫХАЕТ...
Вся суть УЧЁБЫ - ответы на вопросы. У человека мыслящего в почёте - слово ПОИСК. Надо ломать ГОЛОВУ, чтобы докопаться до истины - ИСКАТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, следом за которой неизбежно последует – новая.
Теперь в почёте похожее, но принципиально другое слово – ПОИСКОВИК. Тоже занимается ответами и решениями.
Но.. ВМЕСТО тебя.
Для тебя.
За тебя.
ОН ИЩЕТ, а не ты.
ПОИСК развивает ум, выявляет таланты - ПОИСКОВИК притупляет их, делает ненужными и лишними.
Мне кажется, эпоха УЧЁБЫ, УЧАЩИХСЯ, ПРОЗРЕНИЙ, РАДОСТИ ОТКРЫТИЙ прекратилась.
Вернее, переместилась – в ПОИСКОВИК!
Там свершаются все искания, там ликует «ЭВРИКА!», а не в головах.
Голова отдыхает…
Отдыхает и учёба…
|
ПЕРВОСЕНТЯБРЬСКОЕ |
О НОСИТЕЛЯХ ЗНАНИЙ
Сегодня вам могут сказать с иронической ухмылкой...
Ручки?! Карандаши?! Рабочие тетради!? Бумажные книги!? Словари!? Энциклопедии?
Да ведь всё это уже «каменный век»!
Учебники, кстати, тоже своё отживают...
Для чего они ИМ - НЫНЕШНИМ?
Сегодня! – когда новейшие технологии, наимоднейшие носители информации и всеобъемлющих знаний готовы предоставить любую услугу по части просвещения, образования, каких угодно проектов.
Любой рисунок, любой чертёж! Зачем вообще эти дурацкие предметы – рисование и черчение!?
А книги для чего читать?
Весь сокращённый текст «Преступления и наказания" или «Гамлета» можно легко перелистать за 15 минут. И несокращённый - тоже. Можно и аудиокнигу послушать - на худой конец.
Сочинения? – выбирай на вкус!
Ошибки ? – в момент исправят!
Перевод - пожалуйста!
Всемогущие, Всезнающие и Всеумеющие андроидные планшеты, айподы, айфоны и прочие электоронные железки – это, конечно, круто!
Но я убеждён. Наш школьник как был, так и останется малограмотным неучем, если с ним перестанет напрямую общаться живой человек, культурный и образованный учитель, который, как в старые добрые времена, научит его и читать, и понимать прочитанное, и писать грамотно, и говорить по-человечески, а главное – думать. Головой, а не поглаживанием экрана очередного НОСИТЕЛЯ ВСЕХ ПРЕМУДРОСТЕЙ...
Ничто не заменит живого прикосновения к живой книге, её запаха, благостного ощущения перелистывания страниц!
Ничто не заменит радости думающей и волнующейся в твоей руке авторучки, карандаша или кисточки, занесённой над палитрой!
Я не о том, что все эти новейшие электронные ЧУДО-НОСИТЕЛИ не нужны или вредны в руках школьника.
НАПРОТИВ! Ещё как нужны!
Особенно если им суждено попасть в умные, подготовленные и умелые руки.
Но я за то, чтобы школьник или студент не превратил их в «скатерть-самобранку» , не разучился думать и решать задачи самостоятельно – собственной головой и сердцем.
Размышляя, полемизируя, волнуясь и переживая, радуясь новым и новым собственным находкам.
Как сотни лет подряд…
|
О ПОКИНУТЫХ |
И З М Е Н А
История мировой литературы в очень большой степени – это история измен в любви.
Можно перечислять до бесконечности: Анна Каренина, Стива Стива Облонский – у Льва Толстого, госпожа Бовари Флобера, Жюльен Сорель Стендаля , Катерина («Гроза» Островского), герои «Дамы с собачкой» и десятки других рассказов Чехова, Жорж Дюруа ( «Милый друг» Мопассана), , несчастный Митя, застрелившийся из-за того, что ему изменила Катя ( «Митина любовь» Бунина)...
Да, сотни сюжетов великих и не очень великих произведений мировой литературы замешаны на измене любимой или любимому.
Изменницы и «изменщики»,- каждая или каждый со своей неповторимой драмой, натурой, судьбой, - населяют земной шар.
«Криками души» оглашаются страницы наших лирушных дневников : помогите, ОН ушёл к другой...
Истории, до боли напоминающие сюжеты тысяч книг. Порою неловко, беспомощно изложенные, но такие искренние, щемящие.
Но сказать хочется лишь одно: нельзя, невозможно помочь!
Видимо, постоянство в любви, - дано не каждому…
А итальянские учёные сделали недавно открытие: супружеская измена - это явление природы. Дай то Бог, чтоб они ошибались!
Как и всё на свете, любовь требует обновления, нового и нового возрождения души, и нужно обладать каким-то особым талантом, даром, чтобы сохранить её навеки...
|
ПОЖНЁШЬ СУДЬБУ... |
ЧТО ПОСЕЕШЬ ?
В юности Лев Толстой написал для себя Программу самосовершенствования. Каким верным и глубоким в ней ещё со школьных лет мне показалось :
« Народная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Нам не раз эти толстовские слова повторяли в школе...
Проверял я их и собственной жизнью. И никогда не переставал восхищаться мудростью молодого Толстого.
Всё – про меня!
Но совсем недавно я сделал «открытие»…
Вовсе и не «народная мудрость»!
И впервые произнёс эту короткую притчу не Лев Николаевич Толстой, а замечательный английский писатель Уильям Теккерей, автор известного романа «Ярмарка тщеславия».
Но так ли это важно сегодня? Справедливость, вроде, восстановлена, но мудрость то, как была, так и осталась, - ВЕЧНОЙ..
Ведь недаром мудрец Лев Толстой принял её в «программу» собственной жизни.
Недаром ей следовали, следуют и будут следовать многие и многие люди, даже не сознавая этого и, уж конечно, не подозревая об источнике…
|
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ? |
В О Л Н Ы
Как уверенно, правильно и неторопливо-устремлённо накатывают откуда-то издали эти бело-пенистые бороздочки волн.
Перекатываются вперёд и вперёд по серебристому солнечному полю нашего обычно такого строгого, стального моря.
Они такие важные, спокойные, правильные и чопорные, эти приближающиеся игривые змейки – вовсе не стремятся обогнать друг друга Не спешат, потому что успеют!
Неотвратимо…
Возникают где-то в необозримой дали – и чем ближе к берегу, тем различимее, подробнее, слышнее, взволнованнее, бурливее….
Каждая гряда – в предчувствии какой-то вожделенной, уже близкой цели, которой так жаждет любой истомившийся путник.
Вот одна уже совсем рядом. – вздымается, закипает бурным кружевом пены, торжествуя и сверкая. Это её последний порыв, судорожный и ликующий вздох и… неумолимое крушение вниз – неприметная, поблекшая струйка вдоль берега – остатки былой красоты и стати. Только этого никто не замечает, потому что следом спешат сотни и тысячи таких же бурливых, серебрящихся жизней. Спешат, не ведая своей судьбы.
Или ведая?
Но спешат гордо и неуклонно.
Я сижу на огромном тысячелетнем валуне…
ЧТО это?
Откуда ОНИ?
И почему так вожделенно, красиво и уверенно стремятся вперёд, к неизбежной своей гибели, ведая, что пути назад – нет!
И вперёд – тоже!
Стремятся , не имея никакой ЦЕЛИ , никакой надежды, никакой другой судьбы, кроме этой – радостно и обречённо разбиться вдребезги и сгинуть навсегда…
|
О БУЛЬОНЕ ИЗ РОЗ И ДРУГИХ ДЕЛИКАТЕСАХ |
КУЛИНАРИЯ КАК ИСКУССТВО
ЛИ-РУ изобилует кулинарными фантазиями. Авторские «Рецепты» звучат, как вальсы Штрауса. Что ни блюдо – «именины сердца». Произведение искусства! Я это не для красного словца, ибо убеждён: сотворение еды, «сочинение» её – одно из ярчайших проявлений ТВОРЧЕСТВА в самом высоком смысле этого слова.
400 сортов сыра!
…26 видов маслин на уличном рынке в провинциальном французском городке, 85 трав и пряностей на одном лотке базара в Ницце!
Можно, конечно, и спросить: - А зачем нормальному человеку такое излишество? Но это всё равно, что спросить, зачем человеку «излишество» прекрасных книг, картин, скульптур, музыки…
Отношение к еде и обращение с ней – достижение КУЛЬТУРЫ народа.
Различение на вкус 26 видов маслин – такое же проявление культуры, как и определение на слух сорока одной симфонии Моцарта.
Когда-то в московский трактир Тестова ездили, как в театры, на гастроли знаменитостей.
Одна байдаковская кулебяка с начинкой в двенадцать ярусов могла вызвать бурю оваций.
А сковородка знатной гурьевской каши!
Для того, чтобы ею насладиться из Петербурга в Москву специально приезжала столичная знать во главе с великими князьями.
Каждая эпоха выдвигала свои не только эстетические, но и гастрономические «манифесты».
Игорь Северянин провозглашал себя продавцом мороженого из сирени.
Кулинарные идеи, как, впрочем, и слоганы авангарда в искусстве поражали воображение своим супер- революционным пафосом. Звучали «пощёчиной общественному вкусу». Собственную кулинарную книгу издали в 1932 году итальянские футуристы. Еду предлагалось готовить с помощью ультрафиолетовых ламп, электролиза и вакуумных насосов. Отменялись столовые приборы. В отделе рецептов можно было найти скульптурное мясо, аэропищу с запахом и звуком, который производила подававшаяся в виде гарнира наждачная бумага.
15 ноября 1930 года в миланском ресторане «Пенна Д’Ока» подавались бульон из роз и солнечного света, агнец в львином соусе, божьи слёзы, лунное мороженое, фрукты из сада Евы.
У русских футуристов самый грандиозный кулинарный проект огласил поэт-словотворец В. Хлебников – он предлагал вскипятить озеро вместе с рыбой и сварить таким образом уху для народа.
Говоря о гастрономии как искусстве, нелишне вспомнить – последняя грандиозная книга, над которой работал великий французский романист Александр Дюма, называлась - «Большой кулинарный словарь».
|
О ЛЮБВИ К ТАНГЕНСАМ-КОТАНГЕНСАМ |
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
(из письма недавней школьницы)
"... Не помню, в каком классе нас заставляли прочитать «Очарованного странника» Лескова. Господи, как же я им давилась! Как же он, елки-палки, «не лез»! Я его вчера прочитала. С огромным удовольствием. Читала и хихикала, и языку радовалась, и жалела, что кончилось.
ВЧЕРА!
За каким же чертом его нужно было непременно впихивать в эти мои 16? Ну за каким? А «Война и мир»? Сейчас – с радостью, под винцо и пледик. Но тогда-то зачем? Кому оно было нужно? Кому понятно?
И как-то так оно все устроено, что неинтересно. Ведь вот химия – ну, шикарный же предмет.
Весь мир вокруг – химия! Разве мир может быть неинтересным?
Может!
Позубрите формулы пару лет, и «мир» за ними потеряется, а останутся только эти латинские буквы.
Или история. Историю люблю очень. Это ведь бесконечный роман по сути дела, а только и его можно изгадить. Достаточно вместо рассказа устроить лекции с приказом записывать под диктовку, и история потеряется.
А еще крамольное скажу. Вы можете бить меня тапками, но я против всестороннего развития. Точнее, может быть, и «за», но в очень и очень разумных пределах. Всего по чуть-чуть, так, чтобы к окончанию школы можно было выбрать лучшее. То, чего действительно захотелось. И спокойно…отбросить ненужное
Сколько же радости лишила меня школа…»
***
Я бы добавил – радости открытий!
Если вспомнить – образование только тем и занимается, что целый век «реформируется». С каждым новым министром.
А ведь нужно-то совсем немного: разобраться, наконец, в каком возрасте и чем ребёнку заниматься. А главное – для чего?!!!
Станет ли он, к примеру, счастливее и благополучнее, пообщавшись с тангенсами-котангенсами?
|
ЭКЗАМЕН ДЛИНОЮ В ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА |
ВОТ И ВЕСЬ ЭКЗАМЕН ...
Кто не радовался , вытянув «счастливый билет»?
Кто не впадал в панику: НЕ ПОВЕЗЛО!!!!
Кто не дёргался в поисках спасительной шпаргалки?
Вопросы, конечно, риторические…
В этом семестре ничего подобного у меня не наблюдалось.
Никаких билетов. Никаких шпаргалок. Никаких истерик.
Да и экзаменов, в их обычном понимании, - во всех четырех группах человек по 40 - не происходило!
Не было привычных «картинок»: стол – перед тобой то краснеющий, то бледнеющий, то заискивающий, то самоуверенный студент.
Или - переполненная аудитория, склонившиеся над экзаменационными листами студенты. И ты, прохаживающийся по рядам - весь такой строгий и бдительный.
В самом начале семестра я обстоятельно разъяснил своим студентам: ЭКЗАМЕН в моём понимании - не ответ по билету, не проверка знаний какой-то темы.
Для меня экзамен – это результат ВСЕЙ работы студента над программой ВСЕГО моего курса. Результат проверки накопленных за семестр ВСЕХ умений и навыков каждого.
- И делать это мы будем очень простым способом. Раз в месяц каждый из вас присылает мне по электронной почте две свои лучшие самостоятельные работы. В оригинальном оформлении, с иллюстрациями.
Я в ответ присылаю отзыв и свою оценку.Можно и подискутировать, попытаться улучшить оценку.
А на занятиях – презентации. Я вывожу на экран проектора несколько наиболее интересных или спорных «произведений». Каждый из студентов - в курсе «творчества» каждого. Как говорится, обмен опытом.
А теперь - простая арифметика. В семестре четыре месяца. В месяц – 2 работы Значит, за семестр –8 работ, охватывающих ключевые темы куса.
Согласитесь, не так трудно из восьми оценок вывести ту, которая станет экзаменационной. И не так сложно эту оценку снизить или повысить, если не окажется нужного количества работ или их будет прислано больше восьми. И сделать это, естественно, - в зависимости от качества присылаемых работ.
Вот и весь ЭКЗАМЕН !Длиною в четыре месяца.
Для преподавателя – дело, конечно, нелёгкое: ведь за один только месяц приходится оценить и разобрать не менее ста «произведений». Важно другое: для студента весь процесс накопления знаний становится нормой, чем - то спокойным, постепенным, обыденным, а не "страшилкой", связанной с пугающим словом - экзамен.
|
ЭТО И ЕСТЬ ИСКУССТВО! |
И СНОВА - СТУДЕНТЫ
« … Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывает сочинитель, это и есть искусство», - говорил Лев Толстой.
В зрительном зале, который называется «студенческая аудитория», происходит то же самое. Я давно уже понял – ведь ты идешь к своим студентам не просто н а у ч и т ь, но и передать своё душевное состояние. Нельзя научить тому, чего не любишь. Нельзя «заразить» тем, чем не «заражён» сам.
Вот и становишься таким «сочинителем», если твой «зрительный зал» «заражается»» вдруг каким-то новым, т в о и м, видением поэтической строки или внезапно нагрянувшей на тебя фразой из «Итальянского каприччио». Если «заражается» твоей догадкой о том, что Сергей
Безруков, ломая все традиции, примеряет себя в образе Чичикова – на Хлестакова, которого мечтает сыграть, или твоим открытием дара Михаила Казиника или очередным чудом из театра музыки и поэзии Елены Камбуровой…
Наверное, это ужасно. Но по-другому со мной уже не будет никогда. Давным - давно и читаю, и слушаю, и смотрю на мониторы, экраны, театральные сцены с одной «задней мыслю» - а приняли бы э т о мои студенты, сумел бы я «заразить» их своим впечатлением, ощущением, переживанием, радостью. И вообще - удастся ли мне хоть чуть-чуть передать свою одержимость тем, что каждый раз по-новому становится значимым для меня самого – в литературе, искусстве, публицистке, политике, в науке...
Бывает, что и удаётся. Но всё реже. Намного реже, чем когда-то.
«Шекспировские» страсти, что бушуют в «Доме-2», у Малахова или в «Русских сенсациях» для многих ребят куда понятнее, «заразительнее» , чем гамлетовские…
|
МОЙ СТУДЕНТ ( продолжение) |
ОБ УСПЕХЕ И НЕУСПЕХЕ
Успех или неуспех студента в учёбе тесно связан с адекватностью или неадекватностью самооценки. Отсюда и происходит стремление работать лучше , уверенность в себе или наоборот – вечные сомнения : а получится ли, неверие в свои силы, боязнь «опозориться», ударить в грязь лицом. Вся моя работа преподавателя на то и направлена, чтобы попытаться внушить студенту одну из двух вещей: э т о ты уже можешь, а с э т и м – погоди, не потянешь.
И ЭТО – самое трудное в моей работе, ибо для того, чтобы вынести подобный «вердикт», нужно иметь собственную адекватную самооценку, определяющую уверенность в своём выводе. Хотел сказать – «полную уверенность», но, увы, таковой почти никогда не бывает.
Вот вчера прислал мне студент работу об известном журналисте из «Эхо Москвы». Всё по делу. Красиво оформлено. Но о чем-то, мне показалось, сказано слишком вскользь, суховато, маловато. Отослал ему рецензию с оценкой 9 ( у нас это – отлично).
А потом полдня маялся. Ведь это первая толковая работа о творчестве журналиста. Именно этого я от них так долго добивался – и вот она! Завтра обсудим в группе. Может, начнут появляться и другие статьи. Других студентов.
Не выдержал, послал я этому парню письмо с приятным таким извинением- ошибся, мол, за очерк ставлю тебе десятку. И объясняю почему.
В ответ получил одно слово: - Спасибо!
И я знаю – следующие его материалы будут ещё лучше. Такое с ним уже случалось. Каждая не очень высокая оценка толкала потрудиться с большей отдачей. И я это всегда замечал, отмечал, похваливал.
Как всё-таки важно – своевременно похвалить человека – заметить его успех!
Теперь точно знаю - такой всё сделает, чтобы хоть на ступеньку, но подняться. Значит, убедил я - и его, и себя: может!
Поднялась у нас с ним самооценка.
Всё это, кстати, не только к учёбе относится. Но здесь уже – другая тема назревает, всё о том же успехе и неуспехе – откуда они берутся и… не берутся.
|
ТЕМА ЗАНЯТИЙ - "МОЙ СТУДЕНТ" |
НАУКА ПОД НАЗВАНИЕМ "СТУДЕНТ"
Идут годы. Меняются темы занятий, их цели, концепции. Но одна тема так и остаётся для меня неизменной, если не сказать вечной, - СТУДЕНТ. Мой студент в моей аудитории. Чем бы я с ними ни занимался , какие бы ни пытался решать проблемы, всё-таки обязательная, неизменная, неизбежная, самая главная и тема, и проблема всегда одна - попытаться разгадать сидящего передо мной человека. Я просто обязан это сделать.
Ловлю выражение лица, взгляд, какую-то брошенную реплику, ухмылку, шепоток или невольный кивок. Не уловив, не «расшифровав», рискую остаться непонятым, непринятым и ненужным вместе со всеми моими учебными предметами, красивыми речами, доводами и выводами.
И ничего я ему не передам, ничему не научу, если не научусь сам изо дня в день накапливать знания об интеллектуальном потенциале КАЖДОГО своего студента, распознавать его возможности, интересы, привычки, его отношение ко мне и моему учению.
Если не научусь отличать умного и нагловатого бездельника от старательного и прилежного «несмышлёныша». Кого-то - не подозревающего о своём таланте или кого-то совсем случайного в моей аудитории.
Невозможно общаться, работать, вступать в серьёзный диалог со студентом, образ которого для меня – за семью замками! По-моему, в этом главная причина "проколов" в «массовом" образовании. И в школе и в вузе. И чем пристальнее я приглядываюсь к тому или иному студенту, тем больше возникает вопросов, часто безответных, – и к нему и к себе.
Они всегда спонтанны, сугубо индивидуальны и всегда – другие, вопросы эти. Ответа не найти ни в одном пособии.
Почему, например, одарённый, творчески работающий Виктор категорически запрещает мне демонстрировать на экране, читать вслух свои ( отнюдь не интимного характера) произведения? Почему никогда не выступает с презентациями своих работ, как у нас принято? В общем – не рвётся на люди.
Хотя и для сокурсников его находки могли бы стать целой наукой, мастер-классом, как сейчас говорят.
Гордыня? Или наоборот – неуверенность в себе? Скрытность? Замкнутость? Застенчивость? Безразличие к успеху?
Разговор о "науке" под названием «Мой студент» только начат.
Но хочу остаться верным своему же «лирушному» кодексу ( я его как-то публиковал) – не писать длинных постов.
Поэтому… продолжение следует.
|
ПОРА ПОКИДАТЬ ТЕАТР |
МОЙ КОДОВЫЙ ЯЗЫК
Исчезает тот «кодовый язык», которым я привык общаться со студентами.
И не только с ними…
Это – когда нечаянно произносишь: Гамлет или Дон-Кихот, Чацкий или Остап Бендер, Манилов или Фауст - и ощущаешь какой – то отклик, порыв, жест навстречу, чувствуешь - свои люди.
Значит, непременно поймём и найдём друг друга.
Теперь же всё чаще и чаще этот волшебный язык» в моём окружении не действует. Навстречу – молчание. Недоумение. И никаких эмоций.
То и дело ловлю себя на том, чтобы не «обмолвиться» и по привычке не произнести «кодовые», связующие души СЛОВА там, где они «не сработают»,- имя любимого композитора, певца, артиста, писателя, художника, какие-нибудь стихотворные строки, книгу, симфонию или оперу..
Как-то неудобно ставить в неловкое положение человека, не понимающего мой язык. А учиться его языку как- то не тянет…
Однажды попросил студентов записать название рассказа Куприна «Олеся». Записали - « О лесе»…
Да, закрывается этот связующий занавес. Боюсь, навсегда.
Пора покидать театр…
|
ЭТИ НЕ ЗАПЛАЧУТ! |
СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ!?
"Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю."
Эти слова Фонвизина («Недоросль»), прозвучавшие более двухсот лет назад, можно повторить и о «дворянине» сегодняшнем, облечённом властью, возвышенном до права вершить судьбы народа, заботиться о нём.
Как легко произносят многие нынешние «дворяне» красивую фразу «Служу Отечеству» в то время, как служат только одному идолу – САМОМУ СЕБЕ.
Уже и тюремные камеры битком набиты, а они всё служат, служат и остановиться не могут.
И какой архаикой стало веять от некогда святой триады – «достоинство, честь и благородство» дворянина.
Спохватываются лишь в эйфории саморекламы, когда происходит ритуальное самоочищение на очередных предвыборных шоу.
...«Придёт время, когда многие у нас на Руси из чистеньких горько заплачут, закрыв руками лицо своё, именно оттого, что считали себя слишком чистыми, что хвалились чистотой своей и всякими возвышенными стремлениями….» ( Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями»).
Я думаю, ошибся Николай Васильевич – ЭТИ не заплачут!
|
В ПОГОНЕ ЗА ХИМЕРАМИ |
ЭТОТ КАТОРЖНЫЙ ТРУД ПИСАТЕЛЯ
Радость творчества. Восторг вдохновения… Как часто слышим мы эти расхожие фразы. А Флобер говаривал…
«Вдохновение – уловка для мошенников и яд для творческой мысли»; всё вдохновение состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу.
И он садился…
Молодой Мопассан подглядел однажды Флобера за работой, и зрелище это его потрясло. Он видел лицо, багровое от притока крови, видел мрачный взгляд, устремлённый на рукопись; казалось, этот напряжённый взгляд перебирает слова и фразы с настороженностью охотника, притаившегося в засаде, задерживаясь на каждой букве, будто исследуя её форму, её очертания. А затем видел, как рука берётся за перо и начинает писать – очень
медленно. Флобер то и дело останавливался, зачёркивал, вписывал, вновь зачёркивал и вновь вписывал – сверху, сбоку, поперёк. Сопел, как дровосек. Щёки набрякли, на висках вздулись жилы, вытянулась шея, чувствовалось, что мускулатура всего тела напряжена – старый лев вёл отчаянную борьбу с мыслью и словом.
Уместно ли после подобного зрелища говорить об одной лишь радости вдохновенного писательского труда?
Спросим у самого Флобера. Отодвинув рукопись «Госпожи Бовари», он принимается за письмо другу.
«Я страшно зол и не знаю почему. Может быть, в этом повинен мой роман. Не идёт он, не движется, я так измучен, будто ворочал камни. Временами мне хочется плакать Здесь нужна воля сверхчеловеческая, а я всего-навсего человек... Я просидел над рукописью битых четыре часа и не смог сложить и одной фразы. Сегодня не написал ни одной порядочной строчки, зато намарал сотню дрянных. Ужасная работа! Какая мука! Ненавижу себя и обвиняю за безумство, заставляющее меня гнаться за химерами...»
Похожие признания можно найти у многих писателей. Но...приходит наконц - «момент истины»: отчаяние и готовность опустить руки сменяется восторгом и приливом ни с чем не сравнимого счастья. И об этом - в том же письме Флобера: «Я люблю свою работу любовью безумной и дикой!».
Не проходит и четверти часа после безумной «погони за химерами», и мир для него преображается, «сердце начинает радостно биться».
«В прошлую среду мне пришлось подняться из-за письменного стола и поискать носовой платок: по лицу обильно текли слёзы. Я так расчувствовался, такое испытал наслаждение, пока писал, меня умиляла и моя мысль, и фраза, которой эта мысль была выражена, и самый факт, что я нашёл для мысли столь счастливую словесную форму... "
Так в чём же она, радость творчества?
|
ВЕСЁЛОМУ ВЕСЬ МИР ВЕСЁЛЫМ ЗРИТСЯ ( ГЁТЕ) |
В УМЕ НЕЧУТКОМ НЕ МЕСТО ШУТКАМ ( ШЕКСПИР)
Жванецкий - Задорнов…
И стоят рядом. Один на «Ж», другой – на «З».
Но какая же пропасть между ними! Какое торжество – мудреца над насмешником.
«Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь сумрачные законы, по которым ходят люди" (М.Жванецкий)
1.Человек гораздо умнее, чем ему это надо для счастья.
2.Никому не поставить нас на колени! Мы лежали, и будем лежать!
3.Думаю, не ошибусь, если промолчу.
4.Любить водку, халяву, революции и быть мудаком - этого еще не достаточно, чтобы называться русским.
5.Прошу послать меня на курсы повышения зарплаты.
6.Цель определяет калибр.
7.Первым здоровается тот, у кого слабее нервы.
8.Чтобы сохранить мир в семье, необходимы терпение, любовь, понимание и по крайней мере два телевизора. ("Правило двух телевизоров")
9.Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь.
10.Сказки - это страшные истории, бережно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей.
11.В какой еще стране спирт хранится в бронированных сейфах, а "ядерная кнопка" - в пластмассовом чемоданчике.
12.Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
13..Жизнь, конечно, не удалась, а в остальном все нормально.
14.Извините, что я говорю, когда вы перебиваете.
15.Если тебе трудно грызть гранит науки - попробуй пососать.
16.Учти, знания половым путем не передаются
17."Подарки на 23-е февраля, это инвестиции в подарки на 8-е марта"
18.Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее.
19.Россия - неунывающая страна, любой прогноз для нее в итоге оказывается оптимистичным..
20.Если ты споришь с идиотом, вероятно, то же самое делает и он.
21.Глупые женятся, а умные выходят замуж.
22.Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости.
23.Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну.
24.."Имидж - ничто, жажда - все!" - оправдывался Братец Иванушка, нервно цокая копытцем.
25.А по-моему, искренность - просто недостаток самообладания.
26.Самый верный способ заставить жену слушать вас внимательно - разговаривать во сне.
27.Скромность украшает человека, нескромность - женщину.
28 .Если вы поможете другу в беде, он непременно вспомнит о вас, когда опять попадет в беду.
29.Мы не левые и не правые, потому что мы валенки
30.Нет такой чистой и светлой мысли, которую бы русский человек не смог бы выразить в грязной матерной форме.
31.Хорошо не просто там, где нас нет, а где нас никогда и не было!
|