-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (ПАВЛЕ ЙОВАНОВИЧ. СЕРБСКИЙ ХУДОЖНИК ДВУХ СТОЛЕТИЙ. Часть 2 - Век ХХ.)

        Пятница, 23 Сентября 2011 г. 15:16 + в цитатник
        НАЧАЛО ЗДЕСЬ

        Америка

        Судя по сохранившейся переписке художника, Павле пытался договориться со своим земляком, известным физиком, инженером и изобретателем Николой Теслой (10 июля 1856 - 7 января 1943) о написании его портрета. Ученый, который еще в 1891 году получил американское гражданство и не любил публичности, написал Йовановичу вежливое письмо на родном языке, в котором обосновал свою высокую занятость, но приписал, что художник может рассчитывать на него. Их встреча состоялась в декабре 1902 года.
        В Америке Йованович писал портреты на заказ. Его моделями были композитор Урош Джимич, банкир Эмиль Боас, представитель базилики мормонов в Солт-Лейк-Сити Герберт Кимбал и др. За эти работы художник получил большие гонорары.



        Paja Jovanović Kompozitor Uros Dzimic.

        Поездка в США связана также со знакомством и дальнейшей дружбой с другим известным сербским ученым в Америке, который почти так же, как и Тесла боролся за свои патенты и изобретения - Михайло Пупиным (1854-1935). Йованович, написал самого Пупина и его дочь, и продолжал надеяться, что договорится и с Теслой, чтобы тот попозировал для портрета. К сожалению, этого не случилось, и художник вскоре вернулся в свою студию в Вене.






        Paja Jovanović Mihajlo Pupin.



        Paja Jovanović Portret Varvare Pupina.

        Свадебный казус

        В 1903 году журналист Милан Савич в журнале «Бранково коло» написал большую статью, в которой Йованович рассказал о своих впечатлениях от пребывания на новом континенте. Художник был приятно удивлен американским образом жизни и огромной суммой денег за портреты, которые он написал всего за полгода.
        Именно это впечатление имело решающее значение в желании художника вплотную заняться портретным жанром. Пока же Павле почивал на заслуженных лаврах, при этом активно работал, причем выполнял заказы за короткое время. Все заказчики были счастливы, но случались и исключения.
        Например, по заказу эрцгерцога Фердинанда Габсбургского Йованович написал картину «Свадьба герцога Ферри IV с Элизабет Габсбургской», но заказчику работа не понравилась и картина была отвергнута. Историки писали, что официальному австрийскому двору пришлась не по вкусу техника признанного художника. Павле не особо опечалился. Он быстро переписал «Свадьбу герцога Ферри IV» в «Свадьбу царя Душана с Александрой, сестрой булгарского царя» и вместе с «Коронацией» отправил в 1904 году картину в Белград на Первую выставку югославских художников.



        Paja Jovanović Ženidba cara Dušana (Свадьба царя Душана).

        В течение восьми лет картина экспонировалась на различных выставках, а в 1912 году ее приобрел коллекционер из Дубровника по фамилии Антунович и передал в дар городскому музею современного искусства. В 1970 году картина была передана Национальному музею в Белграде.
        В первое десятилетие ХХ века Йованович активно занимался и церковной живописью. Он расписал иконостасы в кафедральном соборе в городке Нови-Сад и церкви в Долово, написал сцены из жизни святого Саввы в соборе в Сремски Карловце.



        Paja Jovanović Sveti Sava krunise Stevana prvovenchanog (Святой Савва коронует Стефана).



        Paja Jovanović Sveti Sava miri bracu (Святой Савва мирит братьев).



        Paja Jovanović Angelina Jovanovic Vrsac.

        Придворный портретист

        Итак, с 1905 года в творчестве Йовановича начинает преобладать портретная живопись. Он писал важных и влиятельных людей того времени - политиков и художников, банкиров и промышленников, дворян и аристократов, ученых, артистов (даже Рудольфа Валентино) и «коллег по цеху» (например, художника Симингтона и скульптора Джоко Йовановича).



        Paja Jovanović Painter Simington.



        Paja Jovanović Vuk Karadzic. 1930 г.

        По приглашению короля Николы Павле в 1903 году посетил черногорское княжество, где были написаны портреты самого Николы, принцессы Милицы и наследного принца Данилы.
        Летом 1910 года художника пригласили в Белград, чтобы он при дворе короля Петра I Карагеоргиевича создал серию портретов королевских особ. Само приглашение уже свидетельствует о том положении, какое занимал художник в тогдашней Сербии. Йованович полюбил Белград, часто говорил о нем и, несмотря на работу в разных частях мира, всегда возвращался туда на короткое или длительное время.
        О своем приезде ко двору художник вспоминал, что на его вопрос - соответствующе ли он одет для первой аудиенции у сербского короля, адъютант короля ответил, что «для художника Вы слишком хорошо одеты».
        Знакомство с королем закончилось весьма необычным образом. Получив заказ написать портрет дочери короля, незамужней принцессы Елены, король задал вопрос о размере гонорара художника. Йованович осторожно заявил половину обычной платы, на что сербский король почти обиделся и огрызнулся коротко: «Вы что? Столько не получает даже мой адъютант!» Но это было только начало королевских «капризов». Когда художник начал вести переговоры с придворной дамой о следующем визите и сеансе позирования принцессы, старый король, который давно страдал от подагры, встал, опираясь на трость, и сказал: «Я хочу, чтобы Карагеоргиевичей Вы изображали в натуральную величину. Вы поняли?». Вспоминая о пребывании при дворе короля, Павле говорил, что он чувствовал себя, «словно новобранец, которого мунштрует строгий сержант». Портрет был написан в срок, но «сварливый» (как его назвал художник) король остался не полностью удовлетворен портретом, поскольку Йованович точно отобразил характер принцессы, с которой во время сенсов не сложилось общение и взаимопонимание.
        Намного успешней был создан портрет жены премьер-министра и министра иностранных дел Королевства Сербия Милана Миловановича – Марии. В своих воспоминаниях художник писал о гостеприимстве в доме Миловановича, к тому же работа проходила в исторический момент подготовки большого Балканского пакта об освобождении от турецкого ига, поэтому Йованович изображал «милую и добрую жену» премьер-министра с особым воодушевлением. Недаром сегодня эта работа считается одним из самых удачных портретов художника.



        Paja Jovanović Portret Marije Milovanovic.

        Без сомнения, прекрасным дамам Йованович посвятил немало картин - г-жа Мирка, г-жа Штраус, г-жа Хадсон, баронесса Эрлангер, танцовщица Бергель, миссис Кауфман и многие другие. В женских портретах главным для художника была красота. Даже если это были не очень красивые женщины, он всегда старался найти в них ту «изюминку», которая сделала бы их красивыми. Многие историки искусства даже критиковали его за это.



        Paja Jovanović Djevojka na crvenom kaucu (Девушка на красном диване).
        Paja Jovanović Portret mrs. Gartenberg.



        Paja Jovanović Portret gospodje Hadson.
        Paja Jovanović Studija zenskogo portreta.

        А художник, осыпанный орденами, получивший очередную «порцию» славы, продолжал творить в своей венской студии. И хотя Йованович всегда был лояльным подданным огромной австро-венгерской империи, получал королевские награды и стипендии, написал галерею из пятнадцати портретов императора Франца Иосифа, один из которых украшал парадный зал замка в Шенбрунне, к нему все равно относились с подозрением, как к сербу.



        Paja Jovanović Portret Cara Franc-Jozefa. 1916 г.

        Поэтому стоило Йовановичу услышать первые звуки пушечной канонады Первой Балканской войны, как он, собрал вещи, прихватил фотоаппарат и без сожаления поменял тепло и уют своей студии в Вене на военную жизнь Кумановского фронта. Там он встретился с сербским ученым Милютином Миланковичем, и это знакомство со временем переросло в прочную и искреннюю дружбу.



        Paja Jovanović Milutin Milankovic. 1943 г.

        На фронте художник зарисовал множество солдат, окрестности Скопье и Куманово. Все эти рисунки и эскизы легли позже в основу его последнего исторического произведения «Отмщенное Косово» (Osvećeno Kosovo, музей города Белграда). У картины есть и второе название, которое встречается в некоторых источниках, - «Косовские мстители» (Osvetnici Kosova).

        Личная жизнь

        После возвращения с фронта художник переехал в Женеву, где продолжал активно писать портреты.
        В это же время он женился на Эрмине-Муни Даубер, своей давней модели, которую он писал несколько лет. Муни была дочерью дворника в доме в Вене, где у художника была студия.



        Paja Jovanović Kupacica (Supruga Muni).

        Конечно, в жизни 55-летнего художника и до этого события было немало романов, но все они не заканчивались женитьбой, зато каждый период в творчестве художника был ознаменован любовью, дающей ему вдохновение и силы.
        Петр Петронич в своем исследовании пишет о том, что во время студенчества у Павле была большая, но безответная любовь к своей землячке из Вршаца Миле Мандукич. Мила была увековечена в образе императрицы Елены на картине «Коронация Душана». Затем в «дон-жуанском» списке художника значится Софер, модель его учителя Грипенкерля, с которой тот написал свою «Афродиту», о которой сам Йованович вспоминал, что она была остра на язычок, но с божественной фигурой.



        Christian Griepenkerl Mentions Aphrodite Urania.

        В Англии его покорила Винферд Джонс, от красоты которой Павле вскоре сбежал на континент, а потом не раз жалел, что не написал девушку ни разу. Мюнхенский период был ознаменован романом с Бертой (скорей всего, тоже натурщицей, ибо фамилии ее история нам не оставила), зато оставила образ этой немки на картине «Обнаженная Берта перед зеркалом».



        Paja Jovanović Zena pred ogledalom (Женщина перед зеркалом).

        Муни стала поздней и последней любовью художника, которой он будет оставаться верным до конца своей жизни.



        Paja Jovanović Muni - Umetnikova supruga.



        Paja Jovanović Muni - Umetnikova supruga 1920-30 гг.

        Отмечу, что и девушка полюбила художника не за славу и имя и оставалась с ним до самой его смерти. Павле относился к ней, как дочери, занимался ее воспитанием и образованием, ведь в год замужества Муни исполнилось только 18 лет. После свадьбы, которая состоялась 27 марта 1917 года в Будапеште, художник оплачивал для молодой жены уроки иностранных языков, занятия по теннису и даже верховой езде.



        Paja Jovanović Portret zene sa siserom (Портрет женщины в шляпе) 1905-06 гг.

        Красивая молодая женщина стала его вдохновением и музой, которую Павле писал при каждом удобном случае. Годы, проведенные в Женеве, несмотря на войну, художник вспоминал, как один из лучших периодов жизни.

        Белград

        После первой мировой войны Йованович вновь приехал в Белград. Здесь его настигла новость, что в 1919 году он был избран действительным членом югославской Академии наук и искусств в Загребе.



        Paja Jovanović Boško Jugović. 1922 г.

        Для справки:

        Бошко Югович, знаменосец царя, один из девяти братьев Юговичей, которые проливали кровь и отдали свои жизни, защищая свою веру. Все они погибли в битве при Косово.

        В начале 1920-х годов художник написал в Белграде несколько известных портретов, в том числе портрет внучки своего брата Милана, Сони (Софии) Йованович (1 февраля 1922 - 22 апреля 2002), которая впоследствии станет первым сербским режиссером. Кстати, сын Милана - Душан Йованович (16 июня 1891- 27 октября 1945) стал известным скульптором.
        Сам Милан, живший в Белграде с конца ХIХ века, сделал неплохую карьеру фотографа, поскольку работал официальным фотографом при дворе Карагеоргиевичей.



        Paja Jovanović Portret pajinog brata Milana.

        Оставил Йованович истории портреты и других своих братьев.



        Paja Jovanović Portret Djordja Jovanovica.
        Paja Jovanović Portret Aleksandra Jovanovica. 1916 г.
        Paja Jovanović Portret Svetislava Jovanovica.
        (изображения кликабельны)

        Возможно, Милан сделал брату протекцию при дворе (поскольку старый король Петр I умер 16 августа 1921 года). Потоиу что Йовановича вновь пригласили написать портреты членов правящего дома Карагеоргиевичей - короля Югославии Александра Карагеоргиевича, королевы Марии Румынской (их свадьба состоялась 8 июня 1922 года) и их сына Петра II Карагеоргиевича, родившегося 6 сентября 1923 года.



        Paja Jovanović Portret kralja Aleksandara I Karadjordjevica.
        Paja Jovanović Kraljica Marija Karadjordjevic.

        Эта семья заслуживает отдельного рассказа, но все же отмечу, что Александр был покровителем русской белой эмиграции. Вместе с французским министром иностранных дел Луи Барту он был застрелен 9 октября 1934 года в Марселе болгарским боевиком. После убийства мужа королева Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне Петре II, который стал последним королем Югославии. В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство переехало в Лондон. Там Петр закончил учёбу. Королева Мария умерла 22 июня 1961 года, сын переехал в Америку, где умер в денверской больнице 3 ноября 1970 года.



        Paja Jovanović Portret kralja Petra II Karadjordjevica.

        На протяжении почти целого десятилетия Йованович будет несколько раз писать портреты короля Александра и королевы Марии. Приближенность ко двору позволяла художнику получать заказы от министерств и разных государственных учреждений, не забывали о популярном портретисте также многочисленные частные клиенты.



        Paja Jovanović Aleksandar I Karadjordjevic.

        От короля художник получил заказ на эскиз мозаичной иконы с изображением Святого Георгия, убивающего дракона, в недавно построенном мавзолее династии Карагеоргиевичей в городке Опленаце, который является сейчас известным сербским курортным центром.



        Paja Jovanović A Sv. Georije ubiva Azdahu.

        В композицию художник включил фигуру святого Карагеоргия, изобразив в его руках щит, украшенный сербским гербом и надписью «Спаситель сербского народа».
        Кроме этого Йованович украсил росписями часовню в Белграде, и вскоре после завершения этой работы вернулся в Вену, где большую часть времени проводил с женой в своей студии.



        Paja Jovanović Muni - Umetnikova supruga. 1925 г.

        Вршац

        Проводя жизнь в поездках Веной и Белградом, Йованович не забывал заезжать в Вршац, чтобы повидаться с семьей и проявить заботу о своем стареющем отце. Он помогал братьям, они всегда могли обратиться к Павле за помощью или советом. Стефан Йованович умер в 1923 году. Художник никогда не забывал свой родной город, поэтому после смерти отца и оглашения завещания Павле, как старший из детей, решил отдать дом благотворительному сербскому Фонду для того, чтобы открыть в нем первый в его родном городе детский дом-приют.
        В 1940 году Вршац «поблагодарил» художника за все, что он сделал, избрав его Почетным гражданином города.



        Paja Jovanović Self-Portrait. 1930е г.

        В 1930-е годы Йованович по-прежнему занимался портретной живописью, кстати, историки до сих пор не могут назвать точное количество написанных им портретов.



        Paja Jovanović Portret Gedeona Dundjerskogo. 1916 г.



        Paja Jovanović Vojvoda Živojin Mišič.



        Paja Jovanović Portret doctora Šenka. 1906 г.

        Впрочем, наряду с портретами художник продолжал иногда писать жанровые сцены и исторические композиции, а в 1929 году по заказу Национального банка выполнил эскиз оформления банкноты с 1000 динаров.

        Вторая мировая война

        Длительное пребывание в Белграде привело к тому, что художник совместно с Муни принял решение оставить Вену, согласившись с доводами приятеля Джорджа Роша продать дом в центре города. Вена в 1938 году уже находилась в фашистской оккупации и больше не напоминала тот город, где Павле с Муни провели счастливые дни. В 1939 году Йовановичи переехали в Белград, который через год был тоже оккупирован войсками Вермахта.
        В Белграде Йованович провел тяжелые годы оккупации и первые послевоенные годы. По свидетельству двоюродной внучки, Сони Йованович, старый художник во время оккупации никогда не жаловался на лишения, голод и холод. Услышав звук сирены, возвещающей о воздушной бомбардировке, он оставался в своей квартире.
        Когда в октябре 1944 года начались бои за освобождение Белграда, Йованович наблюдал за боями из окна квартиры, сделал немало набросков, которые он хотел воплотить потом в монументальном полотне. Эта идея так и не была воплощена.
        Во время оккупации художник продолжал рисовать портреты и копии своих же известных произведений. Например, в 1945 году он написал еще одну версию "Миграции сербов".



        Paja Jovanović Seoba srba. 1945 г.

        Подтолкнуло художника к этому известие, как потом оказалось, ложное, что картина, расположенная в столовой Патриаршьего дворца в Карловице, уничтожена захватчиками. Эта, третья версия "Миграции" после десятилетий пребывания за границей, была представлена на выставке в Национальном музее Белграда только в 1998 году.

        Портрет Броз Тито

        После войны Белград стал столицей большой многонациональной страны - Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). Йованович, которому исполнилось уже 88 лет, был приглашен в составе группы художников в Белый дворец в Белграде, чтобы написать портрет лидера страны – маршала Тито.

        Для справки:

        Иосип (Иосиф) Броз (партийный псевдоним Тито) (7 мая 1892 - 4 мая 1980) - маршал с 29 сентября 1943 года, с конца второй мировой войны премьер-министр и министр иностранных дел Югославии, с 1953 года и до своей смерти в 1980 году президент страны. Возглавив страну, Броз соединил псевдоним и фамилию.



        Paja Jovanović Maršal Tito. 1947 г.

        В связи с тем, что компартия страны отказалась подчиниться диктату Сталина по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию, произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 г. советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией. Началась пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию югославского руководства. Утверждалось, что в Югославии существует «антикоммунистический полицейский режим фашистского типа».
        Несмотря на восстановление советско-югославских отношений при Хрущёве, Тито, стоявший во главе компартии, проводил политику неприсоединения, не участвовал в СЭВ и ОВД и стал основателем нового коммунистического течения — титоизма. Основным принципом течения было то, что в каждом государстве средства достижения коммунизма должны определяться самим государством, а не внешними силами.

        Первый портрет Тито Йованович написал зимой 1947-48 годов, руководителя страны он называл Маршалом. Интересные воспоминания оставил художник о своей работе над этим портретом.
        «В этом году я хорошо провел зиму, работая во дворце над портретом Маршала. Я был в восторге, что Бранко Шотре пригласил меня, серба, хотя такой способ конкуренции художников мне кажется абсурдным. (…) В компании молодых людей (от 30 до 60), в комфортных условиях (меня привозили во дворец на автомобиле), я проводил время. Маршал любезно общался и был терпелив, нам предлагали закуски, вина, ликеры, бренди и кофе. (…) Маршал каждый день с 10 до 12 сидел спокойно на платформе в кресле, отдыхая, а художники, сидя в полукруге, создавали его портреты, которые должны были заменить его банальные фотографии в государственных учреждениях. (…)
        Я в первый же день оставил всякую надежду, что я создаю картину ... К тому же, платформа в зале с Маршалом на стуле освещалась только светом от окна, находящегося под потолком, что было абсолютно бесполезно для портрета. (…) Это место было выбрано Бецичем, хорошим милым человеком, хорошим педагогом и художником – портретистом. Все согласились с этим выбором, а я, как пятое колесо автомобиля, промолчал и начал рисовать, но верхний свет освещал только лоб, нос, скулы и выступающий подбородок .



        Paja Jovanović Studio za portret Tito. 1947 г.

        (…) И я решил сделать совершенно другое, чем то, что вижу. Дома я начал делать наброски Маршала, стоящего перед столом, я работал почти по памяти, основываясь только на свои эскизы лица, сделанные во дворце. Когда портрет был готов, я отправил его в комитет .(...) Я начал еще один портрет Маршала, но он остался в студии».



        Paja Jovanović Portret Tito. 1947 г.

        Последние годы

        Несмотря на преклонный возраст, художник по-прежнему активно писал.



        Paja Jovanović Portret Darinke Smodlake.



        Paja Jovanović Motiv iz Celareva. 1916 г.

        Как только в Вене стабилизировалась ситуация, Муни решила съездить и посмотреть, что осталось от их бывшего имущества, оставленного в Австрии. Она нашла всё в плачевном состоянии - студия разбита, вещи художника украдены, хорошо, что сохранились многие картины. Владельцем дома, купившим его перед войной, был человек, сотрудничавший с оккупантами. Вобщем, не очень хорошие новости для старого художника.
        Тем не менее, с верой в то, что кое-что можно восстановить и вернуть, Муни возвращается в Белград и уговаривает мужа срочно вернуться в Вену, чтобы быть с ней, объяснив срочность тем, что ее отец был тяжело болен, и она должна о нем заботиться.
        Несмотря на то, что положение в новой Югославии в первые годы после войны было тяжелым, Йованович не только смог переехать в Вену, но и умудрился оформить пенсию, которую стал получать в австрийских шиллингах, что было редкой привилегией для очень достойных людей.
        Все это произошло благодаря усилиям таких уважаемых людей, как директор Национального музея в Белграде Велько Петрович, директор белградского Музея города Зорица Симич-Милованович, ученый Милютин Миланкович и особенно Моше Пияде, партийный псевдоним дядя Янко. Пияде был видным югославским коммунистом, ближайшим соратником Иосипа Броз Тито и действительным членом Сербской академии наук и искусств.
        Весной 1949 года Павле с Муни был уже в Вене, где поселился на улице Лаудонгассе, 67.
        В письмах на родину, в которых художник благодарит всех за помощь и за награду от югославского правительства - орден «За заслуги перед народом» I степени, которым Йованович был награжден вместе с Урошем Предичем, как старейшие члены Академии наук и искусств, чувствуется оптимизм.
        В одном из писем художник замечает: "Да, жизнь в Вене сейчас приятна, магазины полны дорогих товаров, всюду роскошь и богатство. Выставки, концерты, театры - прекрасная жизнь матерых буржуев и капиталистов. Я очень сожалею, что не могу вернуться в Белград, как хотел бы, поскольку должен закончить работу (девять картин), поэтому тружусь ежедневно в студии». В письмах старого художника все чаще преобладает ностальгия и тоска по Белграду, в который он надеялся в один прекрасный день вернуться.



        Paja Jovanović 1950-е гг.

        И все-таки состояние здоровья постепенно ухудшалось, ослабели слух и зрение, и с 1950-х годов художник почти перестал рисовать. С помощью жены он начал переписку с тогдашним директором музея города Белграда Зорой Симич-Милованович о завещании музею своего наследия и открытии постоянной экспозиции в музее.



        Paja Jovanović Apoteza Vuka Karadzica. 1898 г.



        Paja Jovanović Dijana. 1908 г.

        После соглашения относительно деталей, все наследие знаменитого сербского художника - около 800 предметов – в 1952 году было перевезено в Белград. Но постоянная экспозиция Йовановича была официально открыта в Городском музее только спустя почти двадцать лет - в 1970 году.
        Зимой 1953 года из Белграда пришло печальное известие - в своем доме-студии умер коллега и земляк Йовановича - старейший член Академии и почетный президент сербского общества художников "Лада" Урош Предич.
        После этой новости Йованович осознал, что приближается конец, и что он - следующий.



        Paja Jovanović A Parsifal (skica)



        Paja Jovanović A Parsifal.

        Парсифаль - герой средневековой (валийской или бретонской) легенды, слившейся впоследствии с легендой о Граале. Композитор Рихард Вагнер заимствовал сюжет для оперы "Парсифаль" из поэмы Вольфрама фон Эшенбаха.

        В год 95-летия Йовановича Ассоциация художников в Вене наградила художника «Золотой пальмовой ветвью».
        Но, хотя серьезных проблем со здоровьем не было, все же последние несколько лет жизни художник уже не работал. Как он сам признавался в одном из писем, написанных дрожащей рукой: «Голова хочет, руки могут, но глаза не дают». Последней картиной художника считается натюрморт с букетом красных роз.



        Paja Jovanović Cvece (Цветы).

        В последний день ноября 1957 года в Югославию пришла печальная весть из Вены – умер художник и академик Павле Йованович. Он ушел из этого мира, не дожив двух лет до столетнего юбилея, мирно и спокойно, словно уверенный в том, что оставил след в искусстве и его работы не будут забыты. По завещанию художника урна с его прахом была переправлена в Белград, где 13 и 14 декабря состоялось торжественное прощание в Академии.
        Уже на второй год после смерти Йовановича, по случаю столетия со дня рождения, Национальный музей в городе Вршац организовал большую ретроспективную выставку художника. Еще одна выставка была проведена в художественной галерее города Нови-Сад. В каталоге выставки в Вршаце впервые попытались составить список художественных произведений Йовановича, который на тот момент составил триста пятьдесят работ.



        Paja Jovanović Kupacica.



        Paja Jovanović Predeli Albanije.

        Десять лет спустя Радмила Антич написала исследование о жизни и творчестве Йовановича, которое было опубликовано Музеем города Белграда в 1970 году по случаю церемонии открытия Дома-музея художника в Белграде. В постоянной экспозиции «Наследие Павле Йовановича» находятся его картины, личные вещи, эскизы, заметки, фотографии, документы, а также многочисленные ордена, медали, дипломы и другие награды. На мольберте стоит холст с последней незавершенной картиной «Букет красных роз».
        Следующие большие выставки классика сербской живописи были проведены Национальными музеями в Белграде и Вршаце в год 125-летия со дня его рождения.



        Paja Jovanović Portret Nikole Pasića 1922 г.



        Paja Jovanović Motiv iz okoline Dubrovnika.

        Увенчанный многими наградами, орденами и медалями, Пая Йованович стал одним из самых знаменитых художников Сербии, чьи работы использовались в качестве примера для обучения многих поколений молодых художников. До сегодняшнего дня Йованович считается самым популярным и самым дорогим сербским художником.



        Paja Jovanović Kuca iz karsa 1889 г.

        Источники – Википедия, статья Петра Петронича в газете «Вечерние новости» (Белград, 2009), сайт городского музея в Вршаце, сайты 1 и 2 .

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Сербия":
        Часть 1 - ЖЗЛ (МИНА КАРАДЖИЧ-ВУКОМАНОВИЧ. УДАРЫ И ПОДАРКИ СУДЬБЫ.)
        Часть 2 - ЖЗЛ (ПАВЛЕ ЙОВАНОВИЧ. СЕРБСКИЙ ХУДОЖНИК ДВУХ СТОЛЕТИЙ. Часть 1 - Век XIX.)
        Часть 3 - ЖЗЛ (ПАВЛЕ ЙОВАНОВИЧ. СЕРБСКИЙ ХУДОЖНИК ДВУХ СТОЛЕТИЙ. Часть 2 - Век ХХ.)
        Часть 4 - ЖЗЛ (ДЖУРА ЯКШИЧ. СЕРБСКИЙ ПОЭТ И ХУДОЖНИК, РЕВОЛЮЦИОНЕР И РОМАНТИК.)

        Рубрики:  ЖЗЛ
        Метки:  

        Процитировано 2 раз
        Понравилось: 3 пользователям

        max_payne007   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2011 г. 21:41 (ссылка)
        Привет, благодарю за пост! Приглашаю к себе в гости)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 24 Сентября 2011 г. 00:16 (ссылка)
        Photos_and_drawings, привет, обязательно зайду!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку