-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (ХОАКИН СОРОЛЬЯ И БАСТИДА. Глава 2 - "СУМАСШЕДШИЙ ТРУДОГОЛИК".)

        Вторник, 21 Июня 2011 г. 18:17 + в цитатник
        Начало здесь

        Европа и Америка

        В 1906 году в Париже состоялась самая масштабная выставка Сорольи в Галерее Жоржа Пети, на которой было представлено около 500 его работ - залитые солнцем пляжи, пейзажи и портреты. После этой выставки художник был награжден орденом Почетного легиона.



        Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con paleta. 1912 г.






        Joaquin Sorolla y Bastida Clothilde at the Beach. 1904 г.

        Впрочем, выставки такого же масштаба, прошедшие в Германии (в Берлине и Кельне в 1907 году) и Лондоне (1908) были встречены с большей сдержанностью. Но зато в Англии в 1908 году Соролья познакомился с американским магнатом, меценатом и художественным критиком Арчером Милтоном Хантингтоном, который посодействовал избранию Сорольи членом Испанского общества Америки в Нью-Йорке, основателем которого он был, и пригласил художника провести персональную выставку в США в 1909 году.



        Joaquin Sorolla y Bastida Marian in the gardens, la Granja. 1907 г.

        Экспозиция состояла из 356 картин и имела финансовый фурор, поскольку из общего количества картин 195 были проданы еще во время работы выставки. Этих денег хватило на осуществление мечты художника - построить большой дом и мастерскую в Мадриде, которые потом станут музеем его имени. Выставки художника прошли также в Буффало и Бостоне.



        Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato.



        Joaquin Sorolla y Bastida Niña con flores.

        Соролья провел пять месяцев в Америке и вернулся к «салонному художеству», написав более двадцати портретов. По заказу Латиноамериканского общества Америки художник написал даже портрет президента Соединенных Штатов Уильяма Говарда Тафта.



        Joaquin Sorolla y Bastida Retrato del Sr. Taft, Presidente de los Estados Unidos. 1909 г.

        Причем, картина писалась в Белом доме и сессии, по воспоминаниям очевидцев, проходили в дружеской веселой атмосфере бесед между художником и президентом.
        Был также написан портрет художника и дизайнера, владельца знаменитого магазина в Нью-Йорке Луиса Тиффани (Portrait of Mr. Louis Comfort Tiffany, 1911), сидящего перед мольбертом в саду Лонг-Айленд в окружении ярких цветов.



        Joaquin Sorolla y Bastida Louis Comfort Tiffany. 1911 г.

        Тиффани в знак благодарности подарил художнику люстру с плафонами в виде желтых тюльпанов. Эта люстра "от Тиффани" украсила гостиную на первом этаже нового дома Сорольи, строительство которого закончилось в том же 1911 году.

        Дом-мечта

        В своем доме художник попытался воплотить все свои мечты о доме-крепости, о доме-семейном гнездышке.



        Casa Sorolla.

        На первом этаже находилась студия художника, состоящая из трех огромных комнат. В одной, так называемой кладовке, хранились подрамники, холсты и кисти. Следующее помещение служило Хоакину кабинетом и одновременно выставочным залом, где гости художника могли посмотреть и купить готовые картины.



        Кабинет художника

        А за этим большим залом находилась «святая святых» - сама мастерская Сорольи.



        Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con Traje.

        Ее особенность была в том, что в комнате было множество окон разных размеров, через которые мастерскую «заливало» солнце. Разнообразные солнечные блики потом появлялись на полотнах художника.
        Кстати, у Сорольи была необычная привычка – он любил писать несколько картин одновременно. Поэтому в мастерской стояло несколько мольбертов с натянутыми холстами.



        Joaquin Sorolla y Bastida en su estudio.

        Это "царство" художника занимало только половину первого этажа, вторую половину занимали огромная гостиная и столовая, выполненная в народных традициях Валенсии – полы из мрамора, огромный резной стол ручной работы, настенное панно и много керамики.
        Второй этаж, куда вела широкая лестница, принадлежал семье художника. Перед домом был разбит большой сад, который делился на три зоны и ландшафтно был оформлен в андалузском стиле. В саду был расположен бассейн и колонны с римскими статуями. Позади дома располагался дворик, который называют Андалузским патио, в центре которого стоял фонтан. Вообщем, красота, да и только!



        Joaquín Sorolla Y Bastida Patio de la casa Sorolla Fecha. 1917 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Rose Bush at the Sorolla House 1918 г.

        Портреты

        О портретах в творчестве художника стоит сказать пару слов отдельно. Я уже написал о «нелюбви» Сорольи к этому жанру. Официальные портреты, по мнению художника, ограничивали его творческие интересы. У Хоакина не было предпочтения к этому жанру, возможно потому, что у него отсутствовал интерес к личностям своих заказчиков. А брался за портреты он исключительно потому, что это было делом прибыльным. Но зато как ярки, самобытны и неотразимы автопортреты художника, портреты его семьи и простых испанцев.



        Joaquin Sorolla y Bastida Self-portrait. 1909 г. Madrid, Museo Sorolla

        Например, в портрете «Моя семья» (1901), критики усмотрели влияние Веласкеса и ссылку на его "Менины". Как и у великого предшественника Соролья поместил жену и детей на переднем плане, а самого себя изобразил на фоне, отображенным в зеркале.



        Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con María y Joaquín.



        Joaquin Sorolla y Bastida My Family 1901 г.

        Желание «посоревноваться» со своим другом Джоном Сингером Сарджентом очевидно в «Портрете госпожи Иры Нельсон Моррис и ее детей» (Portrait of Mrs. Ira Nelson Morris and her children, 1911) и многочисленных портретах жены Клотильды.



        Joaquin Sorolla y Bastida Portrait of Mrs. Ira Nelson Morris and her children. 1911 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Clotilde in a Black Dress 1906 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Clotilde in Evening Dress 1911 г.

        В портретах художника проявлялась также его любовь к изображению солнечного света. Это особенно очевидно на портретах дочери Марии в саду Ла Гранжа в провинции Лерида в Каталонии (María at La Granja, 1907) или портрете короля Альфонсо XIII в гусарском мундире (Portrait of King Alfonso XIII in a Hussar's Uniform, 1907).



        Joaquin Sorolla y Bastida Maria en La Granja. 1907 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Alphonso XIII in Hussars Uniform. 1907 г.

        Стоит назвать еще портрет жены и дочери в саду (My Wife and Daughters in the Garden, 1910), в котором чувствуется «купание самого художника в лучах солнечного света».



        Joaquin Sorolla y Bastida My Wife and Daughters in the Garden. 1910 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Maria Painting in El Pardo. 1907 г.

        "Виды Испании"

        В начале 1911 года Соролья посетил Соединенные Штаты во второй раз, там прошла еще одна успешная выставка в Институте искусств в Чикаго, где была представлена 161 картина.



        Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con Sombrero. 1912 г.

        В этом же году художник подписал с Арчером Хантингтоном контракт на серию картин об Испании, чтобы украсить здание Испанского общества. Хантингтон предполагал работы, изображающие историю Испании, но Соролья предложил картины о регионах Пиренейского полуострова и обязался представить быт, природу и традиции всех испанских провинций. Серия была названа – «Виды Испании» (Vision of Spain).



        Joaquin Sorolla y Bastida Castilla. La fiesta del pan. 1913 г.

        Испанским обществом Америки было установлено, что полотна должны быть от 12 до 14 футов в высоту и 227 футов в длину, общим количеством - четырнадцать больших панелей. На выполнение этого заказа у художника ушло семь лет.



        Joaquin Sorolla y Bastida Navarre. The Town Council of Roncal. 1914 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Aragon. La Jota. 1914 г.

        Несмотря на большие размеры полотен, Соролья все, кроме одного, писал на пленэре, отправляясь на поиски натуры в испанские провинции. Он посетил Наварру, Арагон, Каталонию, Валенсию, Эльче, Севилью, Андалусию, Эстремадуру, Галицию, Гуипускоа, Кастилию и Леон. Каждая картина изображала особенности ландшафта и культуру региона, а панорама обычно состояла из толпы рабочих и местных жителей. На каждой картине люди были одеты в местные национальные костюмы.



        Joaquin Sorolla y Bastida Seville. The Bullfighters. 1915 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Galicia. The Pilgrimage. 1915 г.

        В 1914 году Соролья был избран академиком Академии художеств Сан-Фернандо.
        В 1917 году, по собственному признанию художника, сюжеты и темы картин были исчерпаны. Последняя картина была завершена к середине 1919 года, но вся серия была открыта для публики Испанским обществом Америки только в 1926 году, уже после смерти художника.



        Joaquin Sorolla y Bastida Seville. The Dance 1915 г.



        Joaquin Sorolla y Bastida Valencia. Couples on horseback. 1916 г.

        Известный историк Ангел Гуэрра писал, что именно «в картинах ландшафтов Валенсии Соролья возродился. В этих картинах есть всё - изобилие света, взрыв цвета, ослепительное великолепие природы. Чувства художника к родной земле и объективной реальности выражены со всей мощью его страстного левантийского темперамента».



        Joaquin Sorolla y Bastida Andalucía. The Market 1917 г.

        После инсульта в 1920 году, застигшего художника за мольбертом в его собственном саду в Мадриде, Соролья в течение трех последних лет жизни был парализован. Историки считают, что причиной инсульта стали годы постоянных разъездов и часто круглосуточной работы над серией картин об Испании.



        Joaquin Sorolla y Bastida The Tunny Catch. 1919 г.

        Скончался Хоакин Соролья и Бастида 10 августа 1923 года в Серседилье провинции Мадрид в возрасте 60 лет.

        Послесловие

        4 февраля 1924 года в Академии изящных искусств Сан-Фернандо прошло торжественное заседание, посвященное художнику. На собрании была зачитана речь самого художника, которую он написал при своем избрании в члены Академии в 1914 году, и в которой он дал краткую характеристику школе живописи Валенсии.



        Gertrude Käsebier Joaquin Sorolla (foto). 1908 г.

        Надо отметить, что дело отца продолжили обе его дочери. На выставке в Валенсии в 1916 году, еще при жизни отца, Мария Соролья представила 38 своих картин, в том числе пейзажи Испании и Северной Америки, а также фигурные композиции. Творчество Марии – яркое, откровенное и энергичное, показывает ее художественную принадлежность и близость к стилю отца.



        Joaquin Sorolla y Bastida Maria con sombrero 1909 г.

        Вторая дочь Елена стала скульптором, в 1920 году на Национальной выставке изобразительного искусства были представлены женские фигуры и бюсты, выполненные в современной декоративной манере с элементами романтического сентиментализма.



        Joaquin Sorolla y Bastida Elena in a yellow tunic. 1909 г.

        После смерти художника его вдова передала картины Сорольи в дар Испанской республике с единственным условием – первым директором нового музея должен быть сын художника Хоакин. Из этих работ была сформирована постоянная экспозиция, которую разместили в доме художника в Мадриде. В 1932 году в доме был открыт Музей Сорольи.



        Joaquin Sorolla y Bastida Game of Skittles 1914 г.

        Соролья отличался необычайной творческой энергией и «плодовитостью», не зря его друзья называли «сумасшедшим трудоголиком». Он работал «быстро и много», причем, кроме многочисленных эскизов и рисунков все его картины имели размеры метр на два. При этом, в творческом наследии Сорольи находится свыше 2 000 произведений. Работы художника представлены в крупнейших музейных коллекциях мира – в музеях Испании, Европы и Америки, а также во многих частных коллекциях.
        В 1933 году американский промышленник и коллекционер Пол Гетти приобрел десять пейзажных полотен Сорольи с пляжными сценами для своего музея.



        Joaquin Sorolla y Bastida Beneath the Canopy. 1910 г.

        В 2007 году многие из работ Сорольи вместе с картинами его друга Сарджента были выставлены в Малом дворце (Petit Palais) в Париже.
        В 2009 году большая персональная выставка художника была проведена в музее Прадо в Мадриде, а в 2010 году и музее Оскара Нимейера в Куритибе, Бразилия.

        В книге Эдмунда Пила о живописи Испании было опубликовано эссе внука Хоакина – Франциско Понс-Сорольи. Двоюродная внучка художника Бланка Понс-Соролья тоже написала о своем предке интересную монографию, которая дает возможность познакомиться не только с творчеством художника, но и с его личностью. Кроме того, в книге опубликована переписка художника с его женой Клотильдой. Поскольку Клотильда вела домашнее хозяйство и воспитывала троих детей, она часто оставалась в Мадриде, а Хоакин был в постоянных разъездах в разные районы Испании, поскольку предпочитал метод живописи на пленэре.



        Joaquin Sorolla y Bastida en plein air.

        Источники – Википедия и сайты 1, 2, 3 , 4.
        Рубрики:  ЖЗЛ/Испания
        Метки:  

        Процитировано 4 раз
        Понравилось: 4 пользователям

        ВВВладимиров   обратиться по имени Вторник, 21 Июня 2011 г. 20:39 (ссылка)
        Браво, Анатолий!
        Замечательная мини-монография.
        Жаль, не представлены образцы творчества дочерей художника...
        Или это - темы будущих постов?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 21 Июня 2011 г. 22:07 (ссылка)
        Владимир, спасибо за оценку, ценю Ваше мнение.
        А вот картин и скульптур дочерей я не нашел. Помсковики нескольких систем выводят на картины самого художника, на которых изображены дочери, которых он много писал.
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 00:38 (ссылка)
        Вот что мне удалось отыскать из работ его дочерей:

        Maria Clotilde Sorolla Garcia (1890 - 1956)


        Женский портрет

        Отель "Плаза"

        Helena Sorolla Garcia (1895 – 1975)


        Женский бюст


        Сидящая обнаженная
        Скульптуры из коллекции Музея семьи Соролла.
        Маловато, конечно, но представление можно составить.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 01:51 (ссылка)
        Владимир, супер!!! Спасибо огромное за сотворчество!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 15:25 (ссылка)
        Анатолий, я всегда рад оказать хоть малую помощь в Вашем просветительском творчестве!
        Вы почему-то обошли в своем материале такой аспект творчества Сороллы, как постановочное женское ню.
        Ведь Сороллу сравнивали с Андресом Цорном еще и потому, что они оба блестящие мастера этого столь привлекательного для зрителя и весьма коварного для художника жанра.
        Но если обнаженные шведского гения сливочно нежны и свежи, как короткое и прохладное северное лето, то ню Соролы излучают жар неукротимого испанского солнца.

























        Ответить С цитатой В цитатник
        ВВВладимиров   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 15:31 (ссылка)
        И еще несколько свеженайденных работ его дочерей (из коллекции музея семьи Соролла)






        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2011 г. 15:44 (ссылка)
        Владимир, спасибо! Я понимаю, что даже в двух постах невозможно сказать о всех темах и аспектах творчества художника. Я видел эти ню Сороллы, но во-первых, не стал касаться этой темы, поскольку о ней специально не упоминается ни в одном источнике, во-вторых, как выбрать пару картин из представленных Вами - они все хороши?! А вот Вы в двух предложениях сформулировали всё, что касается темы! И очень здорово! Я так не могу, мне всегда интересны подробности и факты. А за картины и скульптуру дочерей спасибо.
        Понимаю, что к творчестве и судьбе такого интересного мастера можно возвращаться вновь и вновь. Например, его серия "Виды Испании", мне удалось найти только 8 из 14 панелей. Думаю, 7 лет жизни и работы над этой серии - тема для отдельного исследования. Ведь сколько интересных эскизов, пейзажей осталось за кадром! Интересно, помогала ли в работе дочь, ведь в 1916 году уже состоялась ее выставка. Интересен маршрут поездок, интересно исследовать национальные костюмы провинций. Вообщем, Сороллой можно заниматься полжизни!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 04 Августа 2013 г. 15:41 (ссылка)
        Извини Анатолий, что снова вмешиваюсь, но небольшая поправка - исп. SOROLLA -это Соролья произносится! и по-русски пишется. Я сам собираю марки на эту тему - Живопись и сейчас привожу впорядок собранное - что за картина, где она, когда написана и фрагм. или полностью на марке она дана. И кое-что приходится выкидывать, не картины это, хоть и занесены в кат. как картины. Валерий из Вологды, 62г
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 15 Августа 2013 г. 23:22 (ссылка)
        Валерий, спасибо за поправку! Принимаю Вашу версию, тем более, она - единственно правильная и по испанской, и по каталонской транскрипции.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку