Начало
здесь
Европа и Америка
В 1906 году в Париже состоялась самая масштабная выставка Сорольи в Галерее Жоржа Пети, на которой было представлено около 500 его работ - залитые солнцем пляжи, пейзажи и портреты. После этой выставки художник был награжден орденом Почетного легиона.
Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con paleta. 1912 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Clothilde at the Beach. 1904 г.
Впрочем, выставки такого же масштаба, прошедшие в Германии (в Берлине и Кельне в 1907 году) и Лондоне (1908) были встречены с большей сдержанностью. Но зато в Англии в 1908 году Соролья познакомился с американским магнатом, меценатом и художественным критиком Арчером Милтоном Хантингтоном, который посодействовал избранию Сорольи членом Испанского общества Америки в Нью-Йорке, основателем которого он был, и пригласил художника провести персональную выставку в США в 1909 году.
Joaquin Sorolla y Bastida Marian in the gardens, la Granja. 1907 г.
Экспозиция состояла из 356 картин и имела финансовый фурор, поскольку из общего количества картин 195 были проданы еще во время работы выставки. Этих денег хватило на осуществление мечты художника - построить большой дом и мастерскую в Мадриде, которые потом станут музеем его имени. Выставки художника прошли также в Буффало и Бостоне.
Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato.
Joaquin Sorolla y Bastida Niña con flores.
Соролья провел пять месяцев в Америке и вернулся к «салонному художеству», написав более двадцати портретов. По заказу Латиноамериканского общества Америки художник написал даже портрет президента Соединенных Штатов Уильяма Говарда Тафта.
Joaquin Sorolla y Bastida Retrato del Sr. Taft, Presidente de los Estados Unidos. 1909 г.
Причем, картина писалась в Белом доме и сессии, по воспоминаниям очевидцев, проходили в дружеской веселой атмосфере бесед между художником и президентом.
Был также написан портрет художника и дизайнера, владельца знаменитого магазина в Нью-Йорке Луиса Тиффани (Portrait of Mr. Louis Comfort Tiffany, 1911), сидящего перед мольбертом в саду Лонг-Айленд в окружении ярких цветов.
Joaquin Sorolla y Bastida Louis Comfort Tiffany. 1911 г.
Тиффани в знак благодарности подарил художнику люстру с плафонами в виде желтых тюльпанов. Эта люстра "от Тиффани" украсила гостиную на первом этаже нового дома Сорольи, строительство которого закончилось в том же 1911 году.
Дом-мечта
В своем доме художник попытался воплотить все свои мечты о доме-крепости, о доме-семейном гнездышке.
Casa Sorolla.
На первом этаже находилась студия художника, состоящая из трех огромных комнат. В одной, так называемой кладовке, хранились подрамники, холсты и кисти. Следующее помещение служило Хоакину кабинетом и одновременно выставочным залом, где гости художника могли посмотреть и купить готовые картины.
Кабинет художника
А за этим большим залом находилась «святая святых» - сама мастерская Сорольи.
Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con Traje.
Ее особенность была в том, что в комнате было множество окон разных размеров, через которые мастерскую «заливало» солнце. Разнообразные солнечные блики потом появлялись на полотнах художника.
Кстати, у Сорольи была необычная привычка – он любил писать несколько картин одновременно. Поэтому в мастерской стояло несколько мольбертов с натянутыми холстами.
Joaquin Sorolla y Bastida en su estudio.
Это "царство" художника занимало только половину первого этажа, вторую половину занимали огромная гостиная и столовая, выполненная в народных традициях Валенсии – полы из мрамора, огромный резной стол ручной работы, настенное панно и много керамики.
Второй этаж, куда вела широкая лестница, принадлежал семье художника. Перед домом был разбит большой сад, который делился на три зоны и ландшафтно был оформлен в андалузском стиле. В саду был расположен бассейн и колонны с римскими статуями. Позади дома располагался дворик, который называют Андалузским патио, в центре которого стоял фонтан. Вообщем, красота, да и только!
Joaquín Sorolla Y Bastida Patio de la casa Sorolla Fecha. 1917 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Rose Bush at the Sorolla House 1918 г.
Портреты
О портретах в творчестве художника стоит сказать пару слов отдельно. Я уже написал о «нелюбви» Сорольи к этому жанру. Официальные портреты, по мнению художника, ограничивали его творческие интересы. У Хоакина не было предпочтения к этому жанру, возможно потому, что у него отсутствовал интерес к личностям своих заказчиков. А брался за портреты он исключительно потому, что это было делом прибыльным. Но зато как ярки, самобытны и неотразимы автопортреты художника, портреты его семьи и простых испанцев.
Joaquin Sorolla y Bastida Self-portrait. 1909 г. Madrid, Museo Sorolla
Например, в портрете «Моя семья» (1901), критики усмотрели влияние Веласкеса и ссылку на его "Менины". Как и у великого предшественника Соролья поместил жену и детей на переднем плане, а самого себя изобразил на фоне, отображенным в зеркале.
Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con María y Joaquín.
Joaquin Sorolla y Bastida My Family 1901 г.
Желание «посоревноваться» со своим другом Джоном Сингером Сарджентом очевидно в «Портрете госпожи Иры Нельсон Моррис и ее детей» (Portrait of Mrs. Ira Nelson Morris and her children, 1911) и многочисленных портретах жены Клотильды.
Joaquin Sorolla y Bastida Portrait of Mrs. Ira Nelson Morris and her children. 1911 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Clotilde in a Black Dress 1906 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Clotilde in Evening Dress 1911 г.
В портретах художника проявлялась также его любовь к изображению солнечного света. Это особенно очевидно на портретах дочери Марии в саду Ла Гранжа в провинции Лерида в Каталонии (María at La Granja, 1907) или портрете короля Альфонсо XIII в гусарском мундире (Portrait of King Alfonso XIII in a Hussar's Uniform, 1907).
Joaquin Sorolla y Bastida Maria en La Granja. 1907 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Alphonso XIII in Hussars Uniform. 1907 г.
Стоит назвать еще портрет жены и дочери в саду (My Wife and Daughters in the Garden, 1910), в котором чувствуется «купание самого художника в лучах солнечного света».
Joaquin Sorolla y Bastida My Wife and Daughters in the Garden. 1910 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Maria Painting in El Pardo. 1907 г.
"Виды Испании"
В начале 1911 года Соролья посетил Соединенные Штаты во второй раз, там прошла еще одна успешная выставка в Институте искусств в Чикаго, где была представлена 161 картина.
Joaquin Sorolla y Bastida Autorretrato con Sombrero. 1912 г.
В этом же году художник подписал с Арчером Хантингтоном контракт на серию картин об Испании, чтобы украсить здание Испанского общества. Хантингтон предполагал работы, изображающие историю Испании, но Соролья предложил картины о регионах Пиренейского полуострова и обязался представить быт, природу и традиции всех испанских провинций. Серия была названа – «Виды Испании» (Vision of Spain).
Joaquin Sorolla y Bastida Castilla. La fiesta del pan. 1913 г.
Испанским обществом Америки было установлено, что полотна должны быть от 12 до 14 футов в высоту и 227 футов в длину, общим количеством - четырнадцать больших панелей. На выполнение этого заказа у художника ушло семь лет.
Joaquin Sorolla y Bastida Navarre. The Town Council of Roncal. 1914 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Aragon. La Jota. 1914 г.
Несмотря на большие размеры полотен, Соролья все, кроме одного, писал на пленэре, отправляясь на поиски натуры в испанские провинции. Он посетил Наварру, Арагон, Каталонию, Валенсию, Эльче, Севилью, Андалусию, Эстремадуру, Галицию, Гуипускоа, Кастилию и Леон. Каждая картина изображала особенности ландшафта и культуру региона, а панорама обычно состояла из толпы рабочих и местных жителей. На каждой картине люди были одеты в местные национальные костюмы.
Joaquin Sorolla y Bastida Seville. The Bullfighters. 1915 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Galicia. The Pilgrimage. 1915 г.
В 1914 году Соролья был избран академиком Академии художеств Сан-Фернандо.
В 1917 году, по собственному признанию художника, сюжеты и темы картин были исчерпаны. Последняя картина была завершена к середине 1919 года, но вся серия была открыта для публики Испанским обществом Америки только в 1926 году, уже после смерти художника.
Joaquin Sorolla y Bastida Seville. The Dance 1915 г.
Joaquin Sorolla y Bastida Valencia. Couples on horseback. 1916 г.
Известный историк Ангел Гуэрра писал, что именно «в картинах ландшафтов Валенсии Соролья возродился. В этих картинах есть всё - изобилие света, взрыв цвета, ослепительное великолепие природы. Чувства художника к родной земле и объективной реальности выражены со всей мощью его страстного левантийского темперамента».
Joaquin Sorolla y Bastida Andalucía. The Market 1917 г.
После инсульта в 1920 году, застигшего художника за мольбертом в его собственном саду в Мадриде, Соролья в течение трех последних лет жизни был парализован. Историки считают, что причиной инсульта стали годы постоянных разъездов и часто круглосуточной работы над серией картин об Испании.
Joaquin Sorolla y Bastida The Tunny Catch. 1919 г.
Скончался Хоакин Соролья и Бастида 10 августа 1923 года в Серседилье провинции Мадрид в возрасте 60 лет.
Послесловие
4 февраля 1924 года в Академии изящных искусств Сан-Фернандо прошло торжественное заседание, посвященное художнику. На собрании была зачитана речь самого художника, которую он написал при своем избрании в члены Академии в 1914 году, и в которой он дал краткую характеристику школе живописи Валенсии.
Gertrude Käsebier Joaquin Sorolla (foto). 1908 г.
Надо отметить, что дело отца продолжили обе его дочери. На выставке в Валенсии в 1916 году, еще при жизни отца, Мария Соролья представила 38 своих картин, в том числе пейзажи Испании и Северной Америки, а также фигурные композиции. Творчество Марии – яркое, откровенное и энергичное, показывает ее художественную принадлежность и близость к стилю отца.
Joaquin Sorolla y Bastida Maria con sombrero 1909 г.
Вторая дочь Елена стала скульптором, в 1920 году на Национальной выставке изобразительного искусства были представлены женские фигуры и бюсты, выполненные в современной декоративной манере с элементами романтического сентиментализма.
Joaquin Sorolla y Bastida Elena in a yellow tunic. 1909 г.
После смерти художника его вдова передала картины Сорольи в дар Испанской республике с единственным условием – первым директором нового музея должен быть сын художника Хоакин. Из этих работ была сформирована постоянная экспозиция, которую разместили в доме художника в Мадриде. В 1932 году в доме был открыт Музей Сорольи.
Joaquin Sorolla y Bastida Game of Skittles 1914 г.
Соролья отличался необычайной творческой энергией и «плодовитостью», не зря его друзья называли «сумасшедшим трудоголиком». Он работал «быстро и много», причем, кроме многочисленных эскизов и рисунков все его картины имели размеры метр на два. При этом, в творческом наследии Сорольи находится свыше 2 000 произведений. Работы художника представлены в крупнейших музейных коллекциях мира – в музеях Испании, Европы и Америки, а также во многих частных коллекциях.
В 1933 году американский промышленник и коллекционер Пол Гетти приобрел десять пейзажных полотен Сорольи с пляжными сценами для своего музея.
Joaquin Sorolla y Bastida Beneath the Canopy. 1910 г.
В 2007 году многие из работ Сорольи вместе с картинами его друга Сарджента были выставлены в Малом дворце (Petit Palais) в Париже.
В 2009 году большая персональная выставка художника была проведена в музее Прадо в Мадриде, а в 2010 году и музее Оскара Нимейера в Куритибе, Бразилия.
В книге Эдмунда Пила о живописи Испании было опубликовано эссе внука Хоакина – Франциско Понс-Сорольи. Двоюродная внучка художника Бланка Понс-Соролья тоже написала о своем предке интересную монографию, которая дает возможность познакомиться не только с творчеством художника, но и с его личностью. Кроме того, в книге опубликована переписка художника с его женой Клотильдой. Поскольку Клотильда вела домашнее хозяйство и воспитывала троих детей, она часто оставалась в Мадриде, а Хоакин был в постоянных разъездах в разные районы Испании, поскольку предпочитал метод живописи на пленэре.
Joaquin Sorolla y Bastida en plein air.
Источники – Википедия и сайты
1,
2,
3 ,
4.