Картины этого художника-иллюстратора есть во многих Дневниках на Ли.ру, но вот нигде я не встретил толковую биографию художника. Исправляю эту досадную оплошность.
Рафаэль Кирхнер
Raphael Kirchner
5 мая 1876 Вена -2 августа 1917 Нью-Йорк
Австрийский иллюстратор.
Рафаэль родился в Вене в 1876 в семье среднего класса. В 1885-1890 годах брал уроки музыки и посещал венскую Консерваторию.
С 1890 по 1894 годы учился в венской Академии художеств (Akademie der Bildenden Kunste).
После окончания Академии еще три года (1894-1897) Кирхнер посещал художественный курс в специальной школе для исторических живописцев (Spezialschule Historienmalerei), где учился у профессора Академии Августа Айзенмергера.
В 1896 году Рафаэль начинает свою деятельность как художник –портретист.
В 1897 он создает свои первые работы, как иллюстратор: эмблему для венского женского журнала «Wiener Illustrirte» и первый набор открыток «Wiener Typen».
Уже в следующем, 1898 году, Кирхнер получает заказы на почтовые наборы открыток от издателей Philipp & Kramer и Back & Schmitt из Вены, и от Тео Строефера из Нюрнберга.
Рафаэль Кирхнер Дама на софе
В 1900 году Кирхнер переезжает в Париж и арендует маленькую студию на Монмартре.
От доктора А. Хембо, австрийца, живущего в Нице, он получает заказ – написать афишу для большой выставки художественных открыток, организованных в Галерее Ла Плюма в Париже. Из Вены он по-прежнему получает заказы на иллюстрации к открыткам от известных издателей Э. Аренза, Маркуса Манка, Кристофа Райсзер Зоне, А. Сокла и Эмиля Сторча.
Кирхнером создана в это время одна из редких рекламных открыток для венского торгового центра обуви "Роберт Шлезингер".
В 1901 Кирхнеру вручается Медаль чести города Ницы, и Золотая медаль за живопись, показанную в этом городе.
В 1903 художник показал свою картину «Весталка» (Vestale) в Салоне, проведенном в Гранд Паласе в Париже. В этом же году он начинает сотрудничество с известным английским издателем открыток Raphael Tuck & Sons, включая отделения этого издательства не только в Лондоне, но и в Париже, Берлине и Нью-Йорке.
В 1905-1909 годах Кирхнер выполнял много иллюстраций для журнала "Sect " в Мюнхене и журналов "L'Assiette au beurre" и "Фру-Фру" в Париже.
В 1906 он осмелился показать свой «Портрет дамы» в парижском Салоне.
В 1908-1914 годах Кирхнер также активно иллюстрирует книги.
С 1912 года он ежегодно выставляется в Салоне с картинами "Portrait", "Delivrance" и "L'Oracle".
Рафаэль Кирхнер Ecstasy.
Рафаэль Кирхнер Am Bacchusaltar
В 1914 Кирхнер выполняет много иллюстраций для журнала "La Vie Parisienne" в Париже и для журнала "Веселая болтовня" в Берлине, делает он несколько иллюстраций и для итальянского журнала "Scena illustrata".
Кстати для «Парижанки» Кирхнер работал совместно с Альфонсом Мухой. Оба художника в тот период были под большим влиянием от творчества британского художника Обри Бёрдсли, который создал собственный стиль «ар-нуво». Позже Муха сконцентрировался на рекламе, эмблемах и афишах, а Кирхнер полностью «отдался» во власть открыток.
Рафаэль Кирхнер Before a mirror
Рафаэль Кирхнер Evening in a casino
Во Франции Кирхнер живет и работает вплоть до начала первой мировой войны в августе 1914, после чего переезжает в Англию.
В Англии Кирхнер был уже давно очень популярен. Благодаря серии "Kirchner Girl", художник заставил каждую английскую женщину подражать своим моделям, окончательно закрепил в моде черные шелковые чулки.
В 1915 Рафаэль встретил в Лондоне Роберта Босса, английского торговца произведениями искусства, для которого он выполнял многочисленные работы, показанные в галерее Bruton в Лондоне. Тот сообщил ему, что его друг, английский издатель колод карт Джон Уоддингтон, посетив галерею Bruton, выбрал некоторые картины из коллекции Кирхнера, чтобы проиллюстрировать колоды карт.
Хотя художник создал огромное количество открыток, он был в основном известен своими эротическими иллюстрациями.
Рафаэль Кирхнер Girl
Рафаэль Кирхнер La premiere voilette
Его картины эротического содержания в стиле «pin up» были особо популярны во время мировой войны не только среди его соотечественников, но также и среди британских и французских военных.
Другие французские художники, например, Sager, Herouard и Fontan, даже итальянцы Mauzan и Rappini тоже рисовали «девочек для фронта», но Кирхнер был среди них фаворитом, поскольку его открытки по рассказам ветеранов были прикреплены в траншеях.
Рафаэль Кирхнер La Mer Fleurie
3 июля 1916 траншейная газета Kemmel Times опубликовала стихотворение Жильбера Франко «Орехи Старой Бригады», это было посвящение погибшим товарищам, в котором были и такие строки:
(перевод подстрочный)
«Где ты, Боб Большой Ус?
Иностранный адъютант
Стреляет в майора, которого я хорошо знаю,
С его девочками Кирхнера, висящими в ряд над кроватью,
И его семнадцатью парами ботинок…»
В 1915 году Рафаэль Кирхнер оставляет Европу и эмигрирует в США, переезжая в Нью-Йорк. Там его встречал старый друг венский архитектор Иосиф Урбан.
В Америке Кирхнер попробовал себя в роли сценографа.
Он работал в Нью-Йорке для Флоренца Зигфельда и его шоу "Follies", проектируя художественное оформление холла Театра Столетия (the Century Theatre), театральные костюмы, программки и афиши.
В 1916 году Кирхнер написал цикл портретов танцовщиц Зигфельда, что привело к очередному витку его популярности уже в Штатах.
Рафаэль Кирхнер Sailor Girl.
Рафаэль Кирхнер Love in the Back Seat.
В этом же году Кирхнер пишет две серии «Пьеро и девушка» и «Пьеро и женщина», ставшие его «лебединой песней». Последний набор открыток под названием «Любовь Пьеро», созданный для Театра Столетия, был издан в Нью-Йорке компанией Reinthal & Newman.
Рафаэль Кирхнер Série Les péchés capitaux
Рафаэль Кирхнер Série Les péchés capitaux
Рафаэль Кирхнер Série Les péchés capitaux
Иллюстрации Кирхнера стали появляться в американском журнале "Puck".
А портрет Маркеллы Эрл, "девочки с кудряшками" из шоу Зигфрида, стал символом Follies и логотипом рекламных объявлений, помещенных во всех газетах.
В 1916 и 1917 годах в Лондоне издательство "The Sketch" выпустило первую и вторую серию «Альбома Кирхнера» (The Kirchner Album).
За свою короткую жизнь и непродолжительную карьеру Кирхнер издал около 1000 почтовых открыток, к примеру, серия «Гейша», например, была переиздана четыре раза, и тираж серии превысил 40 000 экземпляров.
Художник даже получил негласное звание «Рафаэль почтовых открыток» (Le Raphael de la carte postale).
Рафаэль Кирхнер Geisha 1900 г.
Рафаэль Кирхнер Mikado 1900 г.
Рафаэль Кирхнер Geisha and a Swan 1900 г.
Скончался Кирхнер в Нью-Йорке в возрасте 41 года от приступа аппендицита.
Нужно уточнить, что моделью для всех его картин была его жена Нина, после смерти художника она сначала попыталась совершить самоубийство, затем стала злоупотреблять наркотиками и в конце концов сошла с ума.
"Творческую эстафету" Кирхнера в жанре "pin-up" и в области почтовых открыток подхватил художник и иллюстратор Альберто Варгас. В ранних работах Варгаса чувствуется большое влияние Кирхнера.
Источники -
сайт художника ,
Firstworldwar.com ,
Artmagick.com .
Заинтересовавшимся творчеством Кирхнера советую посетить
Дневник
Arin Levindor ,
в котором собрана замечательная, огромная коллекция работ художника в восьми постах!
1 ,
2 ,
3 ,
4 ,
5 ,
6 ,
7 ,
8 .