-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в ЛенаЛена

       -Подписка по e-mail

       

       -Сообщества

      Участник сообществ (Всего в списке: 3) Вокруг_Света Клуб_Фотопутешествий Questions_LiveInternet

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 05.05.2007
      Записей:
      Комментариев:
      Написано: 372


      Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

      Вторник, 14 Мая 2024 г. 09:00 + в цитатник

      Особую прелесть Валдаю придаёт расположенный на Сельвинском (Рябиновом) острове Иверский монастырь, «корабль» которого хорошо виден с городской набережной.

      1652032_i1 (700x525, 218Kb)

      По прямой (по воде) до него три километра, по суше – 10.

      1652032_i2 (700x393, 178Kb)

      Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь возник в 1653 году, спустя 200 лет после падения Византии – Второго Рима, и был первым из монастырей, призванных, по мысли патриарха Никона (мирское имя Никита Минин, 1605 – 1681), сделать Москву Третьим Римом.

      Ещё будучи Новгородским митрополитом, Никон часто проезжал через Валдай. Видимо, тогда и обратил внимание на остров. Место благословенное: спокойные озёра вокруг, умиротворяющая тишина, высокие сосны на холмах, чистейший воздух...

      Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол и получив титул «Божиею милостию великого господина и государя, архиепископа царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарха»,

      1652032_i3 (528x700, 339Kb)

      Портрет патриарха Никона с клиром. Д. Вухтерс (?). 1660-1665 годы. Музей «Новый Иерусалим»

      Никон решил основать монастырь по образу и подобию Афонской Иверской Лавры. Царь Алексей Михайлович, безмерно благодарный Никону за спасение семьи от эпидемии холеры,  одобрил предприятие патриарха (ведь место, по словам Никона, указал ему в видении сам святитель Филипп) и выделил из казны немалые средства для устройства обители, а также подарил ему Валдайский посад и озеро.

      Патриарх решил освятить новую обитель в честь Иверской иконы Божией Матери, так как много слышал о чудесах от этой иконы «Портаитиссы» – «Вратарницы». Для этого в 1646 году на Афон послали монахов-иконописцев. Один из них, Иамвлих Романов, смешав краски со святою водою и со святыми мощами, пребывая в строгом посту 5 дней в неделю (вкушая пищу только в субботу и воскресенье), написал копию чудотворной иконы, которая не отличалась от оригинала ни размерами, ни ликом.

      1652032_i4 (435x700, 300Kb)

      А ещё монахи привезли патриарху точный план Иверского афонского монастыря. Этот план был взят за основу строительства, начатого в 1653 году под наблюдением патриарха. На Сельвицкий остров съезжались мастера: каменщики из Калязина и Ярославля — сорок человек, двадцать плотников из Старой Руссы, московские зодчие, работники из окрестных сёл…

      Первой постройкой монастыря стал деревянный храм, перенесённый из села Едрово. Сделано это не только «ради поспешания». Старая намоленная деревенская церковь должна была «передать благодать православия» строящейся обители.

      При первом посещении стройки в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое (название возвращено Валдаю после секуляризации 1764 года), а Валдайское озеро в Святое, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (монастырь в дополнение к прежнему названию получил эпитет «Святоозерский»).

      Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о появлении над островом знамения в виде огненного столпа. Поражённый таким чудом, царь подписал жалованную грамоту, закреплявшую за обителью не только Валдайское озеро со всеми островами, но и Боровичи, Вышний Волочёк, ямы (почтовые станции) Выдропужск, Едрово и Яжелбицы. Таким образом, в монастырских владениях оказалось более 1,5 тысяч крестьянских дворов,  около 24,5 тысяч четвертей земли, не считая лесных угодий и озёр; луга, с которых монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копён сена, соляные варницы и рыбные ловли. Тогда же к строящейся обители были приписаны Боровичский, Короцкий Покровский, Лисицкий, Старорусский монастыри с угодьями, построены два двора в Москве, два в Новгороде и по одному в Торжке и Твери. Таким образом, ещё на этапе строительства Иверский стал самым богатым монастырём страны.

      Однако местные христиане не желали принимать постриг в обители, которая строилась в соответствии с канонами Никоновской реформы (даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам). Поэтому первые насельники пришли издалека – в монастырь переселились братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря и члены Кутеинского Братства при этой обители (более 70 человек). Спасаясь от польской интервенции, иноки перевезли с собою на новое место свои святые образа и книги, облачения и церковную утварь, и даже типографию (друкарню), в которой работал знаменитый печатник Спиридон Соболь.

      Церковь Троицы Живоначальной ныне действующего Оршанского Кутеинского монастыря, г. Орша Витебской области Республики Беларусь. Рядом протекает река Кутеинка./1652032_i5 (508x700, 245Kb)

      Церковь Троицы Живоначальной ныне действующего Оршанского Кутеинского монастыря, г. Орша Витебской области Республики Беларусь. Рядом протекает река Кутеинка.

      За монахами последовали и прихожане – «беженцы из-за польского рубежа» (православные христиане из Белоруссии, Украины, Литвы), расселившиеся в Валдае и окрестных селах. А потом к ним прибавились и пленные поляки, сосланные в эти места.

      Белорусы не только делились с местными мастерами секретами ценины (способами работы с глазурью), созданием многоцветных кафельных изразцов, приёмами резьбы по дереву и камню, но и сами работали, украшая строящуюся обитель.

      Иверский монастырь в 1661 году, из альбома Августина Мейерберга./1652032_i6 (700x585, 318Kb)

      Иверский монастырь в 1661 году, из альбома Августина Мейерберга.

      В 1656 году была закончена главная постройка монастыря — церковь Иверской иконы Богоматери.

      Могучий 43-метровый собор украшали золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило  «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами» (по описанию Павла Алеппского). Из Москвы была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери. Ценность украшений этой иконы достигала в то время 44000 рублей серебром: риза из чистого чеканного золота с жемчугом, бриллиантами и сапфирами. К торжеству освящения собора был отлит колокол весом 100 пудов с изображением патриарха. Никон сам освятил собор и новосозданную обитель, а прислуживали ему все поддержавшие его реформы митрополиты.

      Даже недостроенный монастырь поражал взоры богомольцев красотой и богатством. Для защиты сокровищ его обнесли деревянной оградой с 10 дозорными башнями и четырьмя проездными воротами и наняли гарнизон охраны. С 1664 года обитель выполняла и функции тюрьмы. Так, в 1697 году здесь под строгим надзором в оковах держали 110 мятежных стрельцов.

      Первые 10 лет были самыми счастливыми и богатыми за всю историю монастыря. Он строился и украшался, получая огромные доходы от своих вотчин и щедрые дары от именитых паломников.

      Монастырь, вид с северо-запада. Гравюра А. Степанова по рисунку архитектора А. Макушева. 1824 год//1652032_i7 (600x352, 232Kb)

      Монастырь, вид с северо-запада. Гравюра А. Степанова по рисунку архитектора А. Макушева. 1824 год

      А потом патриарх попал в опалу, и все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский – были закрыты как созданные «не по уставам Святых Отцов». Вотчины монастыря были взяты в казну, а братия вместе с настоятелем размещена по разным обителям. Через несколько лет решение отменили (правда, собор Иверской иконы Богоматери переосвятили в честь Успения Богородицы), монахи вернулись в монастырь, которому возвратили все отобранные привилегии и земли, но без покровительства Никона жизнь была уже совсем другой.

      В XVIII веке монастырь посетил Пётр I, посчитавший, что такая роскошь вполне сгодится для оснащения монастыря в новой столице. Все земли и имущество «Ивера» (так его называли сами монахи) были приписаны к строящейся Александро-Невской лавре, куда вывезли и книги, и церковную утварь, и даже большой колокол.

      1652032_i8 (700x428, 198Kb)

      В середине XVIII века в результате реформы Екатерины II Иверский монастырь лишился земель, крестьян и государственной субсидии. Но нищенским его существование не было, и в конце XIX века ему был присвоен статус 1 класса, позволяющий иметь государственную субсидию на содержание архиерея со свитой, монахов и послушников, наём служителей и певчих и на ремонт зданий.

      Монастырь, литография 1904 года. //1652032_i9 (700x532, 333Kb)

      Монастырь, литография 1904 года.

      После 1919 года в монастыре размещалась сельхозкоммуна, насчитывавшая 70 человек (монахов, послушников и трудников) и имевшая 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. Одновременно с преобразованием обители в «Иверскую трудовую артель» в ней был создан «Никоновский музей». В 1927 году коммуну закрыли, так как община была «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой» (икону куда-то увезли и след её потерялся).

      Надвратная церковь в 1917 году//1652032_i10 (450x675, 263Kb)

      Надвратная церковь в 1917 году

      Коммуну сменила тюрьма. В годы войны в монастыре разместился госпиталь, потом дом инвалидов для участников Великой Отечественной, детский туберкулезный санаторий, Дом отдыха…

      За время советской власти монастырь постепенно ветшал и к началу 90-х годов находился в аварийном состоянии.

      1652032_i11 (600x400, 183Kb)

      Собор в 1967 году

      В 1991 году разрушающийся Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Неизвестно, сколько бы братия своими силами ремонтировала монастырский комплекс, если бы не близость путинской резиденции. В августе 2001 года президент лично осмотрел монастырь, после чего было принято решение о выделении средств из президентского резервного фонда на ремонт и реконструкцию. Тут же откликнулись некоторые крупные российские компании: Федеральная дорожная служба построила дорогу и мост, РАО "ЕЭС России" электричество подтянуло, "Газпром" – газ. Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию главного храма.

      1652032_i12 (700x525, 329Kb)

      Фото с официального сайта монастыря

      Хотя считается, что был произведён ремонт, многие монастырские здания полностью перестроены. Наверное, и воспринимать монастырь следует как современный комплекс, возведённый на историческом месте. Причём комплекс очень красивый, «статусный»: в нём время от времени патриарх совершает службы, на которых присутствуют президент России и его гости, в том числе и зарубежные.

      1652032_i13 (700x525, 295Kb)

      Фото из Интернета. Потому как

      1652032_i14 (525x700, 189Kb)

      Налюбовавшись Иверским монастырём издалека, с валдайской набережной, мы решили взглянуть на него вблизи. Ехать пришлось на такси, потому что регулярного автобусного сообщения между Валдаем и Иверским монастырём нет.

      Дорога недолгая, сначала по городу, а потом по островам, заросшим живописным валдайским лесом, между которыми перекинуты мостики.

      А вот и монастырь.

      1652032_i15 (700x524, 298Kb)

      Вблизи он довольно большой. Периметр монастыря (по стенам) — 1050 метров, площадь в пределах стен — 5,7 га. До Кирилло-Белозерского монастыря ему далеко (площадь 12 га, длина стен 2 км, о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/rubric/6981592/ ), но вполне сопоставим с Соловецким (периметр 1084 метров, площадь 3,5 га, о нём тут https://www.liveinternet.ru/users/1652032/post415188780/ ).

      1652032_i16 (700x527, 333Kb)

      Дорога упирается в шлагбаум.

      1652032_i17 (700x525, 346Kb)

      Дальше – пешком. Сначала мимо бывших гостиничных келий Коровьего двора, а ныне огромной монастырской лавки и буфета,

      1652032_i18 (700x525, 337Kb)

      Затем – мимо стендов, сообщающих, что монастырь расположен на территории Валдайского национального парка.

      1652032_i19 (568x700, 247Kb)

      А вот уже и Странноприимная (Зимогорская) башня с трубящим ангелом на вершине. К ней примыкает гостиница.

      1652032_i20 (700x576, 229Kb)

      О тех временах, когда туристов на остров привозил катер (он списан за ветхостью, а на новый у городского начальства то ли денег не хватает, то ли желания, то ли разрешения от президентской резиденции), напоминает длинный причал.

      1652032_i21 (700x525, 272Kb)

      Сейчас он используется только для туристических фотосессий и

      1652032_i22 (700x525, 193Kb)

      служит смотровой площадкой, с которой хороший вид на главные ворота монастыря.

      1652032_i23 (700x525, 280Kb)

      Перед действующим монастырём стенды с правилами посещения

      1652032_i24 (525x700, 280Kb)

      1652032_i25 (525x700, 290Kb)

      и план обители.

      1652032_i26 (494x700, 248Kb)

      Над главным входом в монастырь располагается надвратная церковь святого Филиппа, митрополита Московского. Нынешняя яркая раскраска фасада и золотой купол – черты нашего времени, до реконструкции этот храм, построенный в русско-византийском стиле, был белоснежным.

      1652032_i27 (700x525, 244Kb)

      На воротах «рассказана» история главной святыни монастыря – Иверской чудотворной иконы, написанной в первом веке апостолом Лукой с натуры – с живой Богородицы (кстати, предания приписывают кисти Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую).

      1652032_i28 (525x700, 230Kb)

      Здесь стоит обратить внимание на вторую картину – римский воин протыкает мечом щёку Богородицы на иконе. По легенде, из раны на изображении выступила кровь. Поэтому на некоторых иконах Дева Мария изображается с окровавленной щекой.

      1652032_i29 (525x700, 226Kb)

      Над воротами – икона Иверской Богоматери. Гиды рассказывают, что икона сама выбрала себе место над воротами. Несколько раз её переносили в храм, а она чудесным образом появлялась на этом месте.

      1652032_i30 (450x600, 136Kb)

      Тут её и решили оставить. А ещё перед иконой повесили лампаду. В Иверском афонском монастыре напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют «Лампада Вратарницы». Она чудесно качается по великим праздникам или перед грядущими трагедиями (она качалась перед тем, как турецкие войска напали на Кипр, накануне американо-иракской войны и перед землетрясением в Армении, причём так, что масло переливалось через край). Качается ли валдайская лампада, неизвестно.

      С другой стороны церкви тоже Иверская икона. Только другой список, на нём у Богородицы окровавленная щека.

      1652032_i31 (525x700, 262Kb)

      Сразу за входными воротами располагается большой гостиничный комплекс.

      1652032_i32 (525x700, 266Kb)

      Точнее, гостиничные кельи.

      1652032_i33 (700x525, 284Kb)

      Эта часть отделена от основных монастырских зданий длинным рядом построек, центром которого является надвратная церковь Михаила Архангела. Это не только действующий храм, но и самый живописный элемент архитектурного ансамбля монастыря. Декоративные элементы и внешний вид Михайловской церкви богаче и интереснее декора всех остальных строений.

      1652032_i34 (527x700, 229Kb)

      А глубокая сквозная арка напоминают тоннель.

      1652032_i35 (527x700, 247Kb)

      К церкви примыкает корпус братских келий, обильно украшенный белокаменной резьбой

      1652032_i36 (700x525, 314Kb)

      с элементами русского барокко.

      1652032_i37 (700x467, 231Kb)

      С другой стороны размещается корпус казначейских келий, выстроенных для хранения казны и ведения финансовых дел.

      1652032_i38 (700x525, 275Kb)

      Казначейский корпус интересен разными оконными проемами. Видимо, их форма и размер соответствовали назначению помещений.

      Корпус упирается в Никоновскую башню. Ещё её называют Михайловской (по близости к церкви Архангела Михаила) и Патриаршей. В ней размещалась привезённая белорусской братией типография (до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве).

      1652032_i39 (700x525, 262Kb)

      Здесь были напечатаны два издания «Часослова», сборник «Рай мысленный», включающий сочинение инока Стефана Святогорца и повествования патриарха Никона о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, книга «Брашно духовное», а также лексиконы (словари) и «азбуки с вопросы и ответы». Кроме того монахи делали переводы с иностранных языков, переписывали и печатали ноты. Но через 8 лет работы Никон перевёл типографию в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

      1652032_i40 (527x700, 254Kb)

      Интересна башня и своим навершием – одноглавым золочёным орлом, выполненным по проекту Никона. Этот странный символ со времени своего появления на самой мощной башне монастыря вызывал множество слухов, как правило, негативных. Одни усматривали в одноглавом орле претензии на единоличную власть патриарха в России (в противовес двуглавому, символизирующему власть церкви и царя), другие усматривали в нём знак государственной измены, потому как гербом Польско-Литовского государства, с которым воевала Россия, был одноглавый орёл, а монахи пришли как раз из тех мест…

      1652032_i41 (700x466, 74Kb)

      Сам же патриарх объяснял, что одноглавый орёл подчеркивает преемственность традиций Византии и символизирует собирание вокруг Москвы всех православных земель.

      Предания утверждали, что, пока Никоновская башня держит над собою одноглавого орла, будет сильно православие в России и мире. Поэтому орла сейчас снова водрузили на башню.

      1652032_i42 (600x400, 180Kb)

      Башня несколько раз перестраивалась. Слишком большой и тяжёлой оказалась она для местного грунта, насыщенного водой. Да и фундамент, сложенный из круглых валунов без раствора, осел и разъехался, в результате башня раскололась надвое. А сейчас её вроде бы как отремонтировали. Но шатер сделали чисто декоративный, металлический, окошки на нём просто нарисованы.

      В башне располагается музей патриарха Никона. На сайте прочли, что попасть в этот музей можно только с экскурсоводом. Поэтому мы взяли экскурсию. Но, как оказалось, зря. Очень милая девушка провела нас по территории монастыря, а в музей, на колокольню и в трапезную она не может водить туристов, для этого нужен гид-монах. Однако сейчас в монастыре проживает только четыре монаха и две монахини (и такое бывает!), выделить кого-то для проведения экскурсий не представляется возможным… А в лучшие времена в монастыре жило 200 монахов.

      Неподалеку от  башни растёт вот такой дуб. Одни говорят, что его посадил сам патриарх Никон, другие – что он рос здесь ещё до основания монастыря и был частью языческой священной рощи, а третьи уверяют, что дереву 340 лет (посажено в год урегулирования конфликтов с Польшей). Но все уверены, что, пока оно растёт, будет существовать и Иверский монастырь.

      1652032_i43 (525x700, 333Kb)

      Иконка на дубе неспроста. Молва наградила дерево чудесными свойствами – желания исполняет, исцеляет. В сезон созревания желудей паломники собирают желуди, чтобы вместе с ними обрести здоровье и удачу. А если приезжают, как мы, не в сезон, то оставляют в коре дерева денежку. Монетки выглядывают из каждой трещинки. Мы свои тоже оставили.

      1652032_i44 (525x700, 389Kb)

      Прямо сказать, не совсем христианский обычай. Поэтому иконку и повесили – мол, не дереву поклоняются, а чудотворной иконе.

      А сразу за дубом – шатровая колокольня, к которой с двух сторон пристроены Настоятельский и Наместнический корпуса.

      1652032_i45 (525x700, 296Kb)

      Большая часть колокольни построена заново. Вот так она выглядела в 1989 году.

      1652032_i46 (400x600, 196Kb)

      Впрочем, это не первая перестройка. Первоначально колокольню поставили на краю обрывистого оврага. Хотя овраг засыпали, грунт просел, колокольня стала постепенно наклоняться к юго-западу и югу, поэтому с южной стороны сооружения был возведён мощный контрфорс. Потом подпоры появились и в первом ярусе внутри колокольни. Все основание укрепили сплошной булыжной мостовой, ставшей почти монолитным фундаментом. Но колокольня продолжала крениться, и в начале XIX века её перестроили, укрепив основание. Наклон рельефа и сейчас хорошо виден. Подчёркнут он и асимметричными  пристройками.

      1652032_i47 (700x525, 363Kb)

      После реконструкции в 2001 году колокольня стала шатровой. Вот бы расстроился Никон, приказавший уничтожать все шатры в церквях и монастырях.

      Когда-то на этой семиярусной колокольне висело 17 колоколов, в том числе и стопудовый «Никон». Сейчас все колокола новые. Они звонят каждый час. На колокольню вернули и часы, утраченные в прошлом веке.

      Очень красивы изразцовые наличники Настоятельского корпуса.

      1652032_i48 (700x526, 237Kb)

      Когда-то их изготовили кутеинские монахи. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы только на одном окне, вот этом.

      1652032_i49 (525x700, 270Kb)

      Остальные созданы современными мастерами.

      1652032_i50 (700x525, 261Kb)

      Напротив колокольни – огромная трапезная с церквями Богоявления и Сошествия Святого Духа, с хлебней и квасоварней. На её постройку в XVII веке ушли все с огромным трудом заготовленные и доставленные на остров запасы материалов, особенно кирпича и извести, что замедлило возведение других построек.  Это двухэтажное здание, с восточной стороны которого находятся два поставленных друг на друга храма (церковь Сошествия Святого Духа сверху, церковь Богоявления снизу) под одной главой и с двухъярусной апсидой. Оба храма тёплые.

      1652032_i51 (700x525, 263Kb)

      В паперти находился придел преподобного Нила Столбенского, местночтимого святого. Трапезная сейчас используется по назначению.

      1652032_i52 (466x700, 250Kb)

      А вот и главная церковь монастыря – собор в честь иконы Божией Матери Иверской (название было возвращено после реконструкции и освящения в 2008 году патриархом Алексием II). Построен он на красивом высоком холме, поэтому кажется устремлённым в небо.

      1652032_i53 (527x700, 282Kb)

      Пятиглавый храм построен в виде прямоугольника, со всех сторон окружённого крытой галереей с входным крыльцом. К галерее с северной и южной сторон пристроены две двухэтажные палатки в виде часовен (в них размещались монастырская ризница и библиотека). Ширина собора от алтарной стены до входных дверей — 3 сажени 2 аршина, а длина 10 саженей 2 аршина (приблизительно 8 на 22 метра).

      В 2008 году колокола храма позолотили, на это ушло около трёх тысяч так называемых  „золотых книжек“. Сусальное золото поставляется в «книжках»: между листками бумаги вложены 60 листов золота 960-й пробы размером 91,5 х 91,5 мм и весом в 6 граммов (стоимость покрытия одного купола диаметром три метра не менее 1 200 000 рублей без учёта работ).

      1652032_i54 (525x700, 251Kb)

      Чтобы войти в собор, нам пришлось прикрыть свои «мужские одежды»

      1652032_i55 (525x700, 249Kb)

      и головы.

      1652032_i56 (700x527, 301Kb)

      Галерея внутри впечатляет своими размерами.

      1652032_i57 (472x700, 247Kb)

      В ней разместилась довольно большая церковная лавка с яркой подсветкой (много ювелирных изделий), скамеечки, иконы на стенах

      1652032_i58 (525x700, 213Kb)

      1652032_i59 (441x700, 185Kb)

      и даже «окошки» в храм.

      1652032_i60 (525x700, 280Kb)

      Здесь можно увидеть сохранившиеся от первоначального убранства собора дубовые резные двери XVII века.

      1652032_i61 (525x700, 237Kb)

      1652032_i62 (525x700, 247Kb)

      1652032_i63 (525x700, 307Kb)

      С прежних времён сохранились и кованые дверные решётки.

      1652032_i64 (525x700, 239Kb)

      Остальное – дары РПЦ, Сбербанка и прочих спонсоров.

      Храм наполняется светом, льющимся через широкие окна (по три на каждой из трёх сторон, кроме алтарной) и через световые барабаны куполов.

      1652032_i65 (525x700, 274Kb)

      Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. У одного из них – главная святыня, Иверская икона Божией Матери.

      1652032_i66 (437x700, 306Kb)

      Правда, эта копия датирована 1854 годом, она была написана (несмотря на запрет патриарха Никона делать копии с иконы) как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну. Икону церкви передал Владимир Путин. А новая драгоценная риза к ней изготовлена в Златоусте.

      Старинных росписей и икон в храме нет. Часть погибла во время пожара в 1710 году, а всё остальное – в советское время.

      Фресковая роспись собора – почти 3 тысячи метров – была выполнена в 2011 году. Художники старались придерживаться сюжетов, описанных в архивах монастыря. Но кое-где всё-таки были внесены коррективы. Так, на месте утраченной композиции «Встреча патриарха Никона с братией мощей Иакова Боровичского» появилась композиция на тему современной религиозной жизни: «Встреча патриархом Алексием II с братией и прихожанами иконы Иверской Богоматери».

      Изменилась и рака Иакова Боровичского, мощи которого были перенесены в храм по повелению патриарха Никона. Так она выглядела в начале ХХ века.

      1652032_i67 (400x600, 223Kb)

      А сейчас она такая.

      1652032_i68 (525x700, 240Kb)

      Мощи святого в советские времена были утрачены. Но считается, что какие-то частицы сохранились и находятся в раке.

      В целом собор величественный, яркий, красивый. Службы в нём проходят ежедневно круглогодично (в храм провели отопление, теперь в нём служат и зимой).

      Когда-то патриарх Никон произнес: «На небе рай, на земле Валдай». Для него это были не просто слова, это был план действий. За храмом Иверской иконы Богоматери был устроен «райский сад на земле» – огромный и красивый фруктовый сад, под деревьями находили свой последний приют монахи и именитые прихожане.

      Сейчас сада нет, только лужок, на который снесены все найденные в округе надгробья с разорённого в советское время некрополя. 

      1652032_i69 (525x700, 405Kb)

      1652032_i71 (525x700, 377Kb)

      Остались на своих местах только два объекта с бывшего кладбища.

      1652032_i74 (700x525, 320Kb)

      Один памятник изначально представлял собой аналой из тёмного гранита, покрытый белой мраморной пеленой с золоченой бахромой. На аналое лежало открытое каменное Евангелие с текстом: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Над аналоем возвышался вызолоченный крест. Золотая бахрома, крест и Евангелие оказались утраченными. Но памятник до сих пор выглядит внушительно.

      На южной стороне аналоя выбито: «Илья Васильевич Копылов-Орлов. Скончался 1862 года августа 20 дня на 70-м году». На восточной стороне эпитафия:

      Господь, в тот час, когда труба

      Вострубит миропреставленье,

      Прими усопшего раба

      В свои блаженные селенья.

      И.В.Копылов-Орлов был актером Александринского (1825–1828) и Малого (1828–1848) театров, работал в Одессе, Киеве, Калуге, Серпухове и других местах. Он был дворянином, что достаточно редко в актерской среде.

      Похоронила его здесь и обустроила памятник бывшая жена, Прасковья Ивановна. Несмотря на развод, она заботилась о бывшем супруге при жизни (хотя у неё уже была новая семья). А после его смерти, не желая оставлять покойного в чужом городе, где его некому было бы и помянуть, приказала везти в Иверский монастырь, где бывала часто сама.

      1652032_i75 (700x525, 303Kb)

      Другой сохранившийся объект – часовня с усыпальницей Панаевых (1870), возведенная Валерьяном Александровичем Панаевым (1824–1899), двоюродным братом знаменитого И.И.Панаева (1812–1862), журналиста, писателя, соредактора некрасовского журнала «Современник».

      1652032_i76 (700x525, 260Kb)

      Валерьян Александрович построил усыпальницу с часовенкой для своей матери, Елены Матвеевны Панаевой. А затем в часовне были похоронены ещё двое родственников.

      Усыпальница представляет собой изящную часовню, возвышающуюся на высоком цоколе. Все четыре фасада оформлены треугольными фронтонами. Сложная палаточная форма кровли завершается невысоким шатром, увенчанным крестом. Захоронение располагается внутри цоколя, где под тремя каменными плитами покоился прах членов семьи Панаевых. Но захоронения ликвидированы, а часовня использовалась как бытовка.

      За часовенкой каменная больничная церковь Иакова Боровичского с двухэтажным корпусом  больничных келий и трапезной, встроенных в ограду монастыря.

      1652032_i77 (700x525, 289Kb)

      В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался госпиталь. За монастырской стеной находится общая братская могила воинов Северо-Западного фронта, умерших от ран в монастырском госпитале в 1941–1943 годах.

      1652032_i78 (700x525, 374Kb)

      Старое кладбище разорили, новое устроили…

      1652032_i80 (700x525, 255Kb)

      Монастырь окружает каменная ограда с семью башнями и четырьмя въездными воротами. В основном ограда – просто каменный забор. Но одна часть  имеет стенной ход. Видимо, здесь располагалась охрана монастырской тюрьмы.

      Таков монастырь внутри – ухоженный и красивый, в нём очень просторно, тихо и благостно. Много цветов, наполняющих своим ароматом огромное пространство обители.

      1652032_i81a (525x700, 389Kb)

      Все монастырское хозяйство (скот, поля, сады, пасека) сейчас перенесено в окрестные села, где работают трудники. Они же ухаживают за территорией внутри и вокруг монастыря. Немногочисленная братия (и две сестры) с трудом справляются с делами духовными и финансовыми. Но службы идут, звон колоколов оглашает окрестности, туристы и паломники посещают монастырь ежедневно. А в дни церковных праздников, говорят, здесь яблоку негде упасть…

      1652032_i82 (700x525, 359Kb)

      Мы решили пройтись ещё вокруг монастыря. Под стенами проложены дорожки, легко идти, наблюдая за перепадом высот ограды,

      1652032_i83 (525x700, 279Kb)

      повторяющей замысловатый валдайский рельеф.

      1652032_i84 (700x525, 242Kb)

      А вокруг монастыря лесок со звонкоголосыми пташками.

      1652032_i85 (700x525, 355Kb)

      1652032_i86 (700x525, 323Kb)

      Вот ещё один причал, уже не такой «парадный», как у входа.

      1652032_i87 (700x525, 265Kb)

      А какая красота вокруг!

      1652032_i88 (700x525, 285Kb)

      Как-то незаметно внимание переключилось с монастыря на природу.

      1652032_i89 (700x525, 231Kb)

      1652032_i90 (700x525, 360Kb)

      1652032_i91 (700x525, 362Kb)

      1652032_i92 (700x525, 307Kb)

      1652032_i93 (700x525, 408Kb)

      1652032_i95 (700x525, 389Kb)

      В общем, прогулка переросла в купание.

      1652032_i96 (700x525, 370Kb)

      Рядом с этими мостками опорный пункт полиции. Нас предупредили, что купаться можно, а фотографировать нельзя (близость резиденции как-никак).

      Вода чистая и тёплая (а возможно, и святая – ведь освящал же озеро патриарх Никон), денёк выдался солнечный и безмятежный. Отдых на Валдайском озере удался.

      1652032_i97 (700x525, 259Kb)

      Домой возвращались уже на закатном солнышке.

      1652032_i99 (525x700, 298Kb)

      Хорошо, что съездили. Теперь ещё одно место на карте обрело своё содержание и смысл.

      1652032_i94 (527x700, 288Kb)

       

       

       

      Серия сообщений "На небе рай, на земле Валдай":
      Часть 1 - Валдай. Отель "Мара"
      Часть 2 - Валдай. Музей уездного города.
      Часть 3 - Валдайский Летний сад и Музей колоколов
      Часть 4 - Валдай. Музейный колокольный центр
      Часть 5 - Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку