Лютеранское Таинство заменяется, с одной стороны, полукатолическими мессами или экуменическими мистическими обрядами, которые не признали бы ни Рим, ни христианский Восток, и реформатскими обрядами причащения — с другой. В Америке есть лютеранские церкви, где воскресная проповедь не предшествует Вечере (как это должно быть), но заменяется высокоцерковной церемонией, которая должна изображать собой проприй Таинства (для чего она и изобретена профессиональными литургистами, которые ревностно оберегают свои законы, подобно своим предшественникам в Мф. 23:5). Если римская месса сегодня отличается едва ли не пуританской простотой, то в лютеранских церквях находит прибежище вся литургическая мишура минувших столетий. Однако за дымом от кадильниц, который не позволяет нам в точности разглядеть, что происходит на алтаре, не может укрыться тот факт, что сущность Таинства Алтаря изменилась. Спросите этих людей, что такое Таинство Алтаря, и услышите уже не простой ответ из Лютеровского Катехизиса, а пространные рассуждения о репрезентации жертвы Христовой и нашем участии в этой жертве как истинной сущности Таинства. Спросите, является ли хлеб Телом, а вино — Кровью, и услышите самые разные ответы. Кто-то скажет: «Да». Остальные скажут: «Да, но…» — изысканная замена отрицательного ответа, придуманная Карлом Бартом. Так или иначе, они сочтут, что ответ из Катехизиса слишком прост и должен быть пересмотрен в свете современной богословской мысли.