Мартын_Лютый обратиться по имени
Четверг, 30 Декабря 2010 г. 09:02 (ссылка)
Пришлось залезть в оргинал, чтобы понять, о чем речь. Ну, в общем, примерно где-то так, наверное, хотя казенный язык царапает уши. Боюсь только, что мы с Кунцлером в данном случае по-разному понимаем фразы "внешние знаковые действия" и "реализация Слова". В его устах это звучит не как лютеранский, а как баптистский постулат. Между тем, "внешние знаковые действия" -- это лишь видимая часть Таинства, мы верим, что в Таинстве действует Бог, реально сообщая человеку спасительную благодать. С другой стороны, "реализация Слова" -- это не просто послушное выполнение предписанных обрядов, "направленная на восприятие по вере". Таинство -- это и есть то же Слово, только видимое. Потому и фраза Кунцлера: "Внешние действия направлены на восприятие по вере; вопрос о том, в какой мере через них осуществляется дело спасения, как правило не получает ответа", -- не доставляет совершенно... Да и вообще, с каких пор католики стали адекватно интерпретировать лютеранское учение? :) Лютеранская литургика тем и хороша, что предлагает золотую середину между "уроком катехизиса" и оторванной от действительности мистерией. Хотя, если рассматривать тезисы Кунцлера применительно не к лютеранству, а к пиетизму, все звучит более разумно -- действительно, некоторые как бы лютеране из боязни "католичества" напрочь сливают Таинства, оставляя только Слово. Хуже только другая крайность -- когда из любви к "католичеству" напрочь сливают Слово...