-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764




"И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе" (блаж. Августин).

Ярослав Пеликан о воскресении Христа...

Вторник, 11 Сентября 2007 г. 22:59 + в цитатник

Если Христос воскрес из мертвых, все остальное не имеет значения;

Если Христос не воскрес из мертвых, ничто не имеет значения.

Д-р Ярослав Пеликан

Рубрики:  Цитаты

Чтение из Книги Согласия на XIV воскресенье после св. Троицы

Понедельник, 10 Сентября 2007 г. 14:26 + в цитатник
“... Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.
Хотя (как мы уже слышали выше) это добавление было первоначально присоединено к Первой заповеди, тем не менее, [мы не можем отрицать того, что] оно было записано применительно ко всем заповедям, поскольку все заповеди следует соотносить с этими словами и направлять к ним. Поэтому я сказал, что и эти слова следует возвещать и прививать молодым людям, — пусть они выучат и запомнят их, чтобы понимать, что должно подталкивать и побуждать нас к исполнению этих Десяти Заповедей. И эти слова следует воспринимать так, словно они прибавлены к каждой Заповеди особо, будучи неотъемлемой частью каждой и пронизывая их все.
Итак, в этих словах мы слышим (как уже было сказано выше) и гневное слово угрозы, и дружеское обещание, чтобы устрашить и предостеречь нас и, сверх того, побудить и ободрить, чтобы мы принимали и высоко ценили Его Слово и относились к нему серьезно и вдумчиво как к явлению божественному, поскольку Он Сам говорит, как важно это в Его глазах, и сколь сурово и настойчиво Он будет требовать исполнения этих слов — а именно, что Он страшно и ужасно накажет всех, кто презирает и преступает Его заповеди; и, опять же, сколь обильно Он вознаградит, благословит и одарит всяческими благами всех, кто ценит их, с радостью исполняет их и живет в согласии с ними. Таким образом, Он требует, чтобы все наши дела проистекали из сердца, которое боится одного лишь Бога и склоняется перед Ним одним, и которое из этого страха избегает всего, что противоречит Его воле, дабы не пробудить в Нем гнев; и которое, с другой стороны, также уповает на Него одного и исполняет все Его пожелания из любви к Нему, потому что Он говорит с нами дружески, как Отец, и дарует нам всякую благодать и всякое благо.
 
— Большой Катехизис. Десять Заповедей. §§320-323
Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Лютер о том, как уберечься от болезни...

Воскресенье, 09 Сентября 2007 г. 21:18 + в цитатник
Другие грешат, впадая в противоположную крайность. Они поступают слишком опрометчиво и безрассудно, искушая Бога и отвергая все, что могло бы противодействовать смерти и эпидемии. Они презирают лекарства; они не избегают домов и людей, затронутых эпидемией, но легкомысленно превращают это в забаву и желают показать свою независимость. Они говорят, что это Божья кара: если Ему будет угодно уберечь их, Он, дескать, сможет сделать это без помощи медицины и мер предосторожности с нашей стороны. Поступать так значит не доверять Богу, а искушать Его. Бог создал лекарства и даровал нам здравый смысл, чтобы мы берегли свое тело, заботились о нем и жили в добром здравии.
Если же кто-то не желает прибегать к здравому смыслу или лекарствам, когда может это сделать без ущерба и вреда для ближнего, такой человек причиняет вред собственному телу и должен остеречься, чтобы не сделаться самоубийцей в глазах Бога. Если следовать той же логике, человек должен отказаться от пищи и питья, от одежды и крова, смело исповедуя веру в то, что, если Богу будет угодно, Он сможет сделать это без пищи и одежды. По сути, это будет самоубийство. Но еще больший позор для человека пренебрегать потребностями своего тела и не оберегать его от эпидемии, насколько это возможно, чтобы потом заражать и отравлять тех, кто мог бы остаться в живых, если бы он заботился о своем теле как должно. Таким образом, он становится виновным перед Богом за смерть своего ближнего и многократным убийцей. Действительно, подобные люди ведут себя так, словно в городе горит дом, и никто не пытается тушить пожар. Вместо этого они дают пламени свободно разгораться, говоря, что, если Богу будет угодно, Он может спасти город и угасить огонь без воды.
Нет, дорогие мои друзья, это нехорошо. Принимайте лекарства; принимайте снадобья, которые могут помочь вам; окуривайте дом, двор и улицу; избегайте людей и мест, в которых ваш ближний не нуждается в вашем присутствии или уже выздоровел, и ведите себя как человек, который хочет помочь потушить пожар в городе. Что есть эпидемия, как не пожар, пожирающий не дерево и солому, а жизнь и тело? Вам следует думать так: «Хорошо, по Божьей воле враг послал нам яд и смерть. Значит, я буду просить Бога милостиво охранять нас. Потом я буду окуривать дом и очищать воздух, давать лекарства и принимать их. Я буду избегать людей и тех жилищ, где мое присутствие не требуется, чтобы не заразиться и по неведению не заразить других, чтобы моя небрежность не стала причиной их смерти. Если же Богу будет угодно забрать меня, Он, конечно, меня найдет, но я сделал то, что должен был сделать, и на мне нет вины ни за мою смерть, ни за смерть других людей. Однако если мой ближний нуждается во мне, я не стану сторониться его или его жилища, но с готовность пойду к нему, как написано выше». Видите? Вот это богобоязненная вера, потому что в ней нет ни дерзости, н глуплго упрямства, и она не искушает Бога.
Более того, человек, который заболел и выздоровел, должен держаться в стороне от других и не подпускать и к себе, если это не необходимо. Хотя, как написано выше, мы должны оказать ему помощь во время нужды, он, в свою очередь, после выздоровления, должен поступать по отношению к другим так, чтобы никто не подвергался из-за него ненужной опасности, и чтобы не стать причиной чьей-либо смерти. «Кто любит опасность, — пишет мудрец, — тот впадет в нее» (Сир. 3:25). Если бы жители города показывали смелость в вере, когда того требует нужда ближнего, и осторожность, когда нет никакой срочности, и если бы каждый по мере сил помогал бороться с заразой, то скорбный список действительно был бы не столь большим. Однако если некоторые впадают в панику и оставляют ближних, не слушая их мольбы; и если некоторые настолько глупы, что не принимают мер предосторожности, но распространяют заразу, то у сатаны начинается настоящий праздник, и многие умрут. В обоих случаях это тяжкое преступление перед Богом и людьми — в одном случае мы искушаем Бога, в другом оставляем человека наедине с отчаянием. Тогда того, кто побежит, сатана догонит, а того, кто спрячется, возьмет в плен — никто не спасется от него.
 
— Martin Luther. Whether One May Flee From A Deadly Plague (1527). LW 43:131-132. 
Рубрики:  Цитаты
Практика

Суицид в России больше, чем суицид...

Суббота, 08 Сентября 2007 г. 03:47 + в цитатник
Рубрики:  NB

Любопытная рецензия на фильм "12"

Суббота, 08 Сентября 2007 г. 03:43 + в цитатник

Мальчиков жалко

Как и всякая качественная публицистика, заставляет задуматься о большем...

Рубрики:  NB

Вальтер о любви к врагам...

Среда, 05 Сентября 2007 г. 01:26 + в цитатник

Закон любви к ближнему требует, чтобы мы радовались счастью нашего врага так же, как если бы это было наше собственное счастье, и горевали над его несчастьем так же, как если бы оно постигло нас. Этот закон требует, чтобы мы так же беспокоились о его временном и вечном благополучии, как мы заботимся о своем собственном, и молились о нем так же искренне и горячо, как мы молимся о себе самих. Мы должны более хотеть, чтобы наш обидчик получил от Бога прощение своих грехов, чем чтобы мы сами услышали от него слова извинения.

— C. F. W. Walther, God Grant It! p. 686

Рубрики:  Цитаты

Вы хотели увидеть, как выглядит лютеранское богослужение?

Среда, 05 Сентября 2007 г. 01:19 + в цитатник

Видеозапись богослужения (на ангельском языке, правда):



Nota Bene

Вторник, 04 Сентября 2007 г. 22:22 + в цитатник
Завожу в дневнике новый раздел: Nota Bene (NB), —  в который буду выкладывать ссылки на любопытные статьи, которые попадаются на глаза. Заранее предупреждаю, что любопытство может быть с полемическим оттенком, т. е. я не обязуюсь непременно разделять мнение авторов статей.

Сегодня предлагаю ознакомиться с любопытной статьей о современной церковной жизни в России "Церковь:  Блеск и нищета" из "Русского Newsweek'а" и со статьей о химических истоках настроения "Измерение чувств" из "Огонька". Ваши мнения по поводу прочитанного приветствуются!
Рубрики:  NB

Как бы Вы выглядели в роли персонажа "Симпсонов"?

Вторник, 04 Сентября 2007 г. 01:18 + в цитатник
Этот сайт позволяет вам не ломать голову над столь философским вопросом, а проверить на практике. Все очень просто: берете свой цветной портрет  в фас размером не менее 640 х 480 пикселей с максимально контрастным изображением, записываете его в формате JPEG или PNG,  потом идете на названный сайт, ждете пока загрузится, после чего смело жмете зеленую кнопу с надписом: SIMPSONIZE YOURSELF! В открывшемся окне опять жмете на зеленую кнопу с надписом UPLOAD PHOTO, после чего в открывшемся окошке выбираете объект своих художественных экспериментов. Потом вам предлагается ответить на несколько наводящих вопросов:
  • "Малтшык (синяя кнопа) или дэвотшка (лиловая кнопа)?" Жмем соответственно
  • Движком на шкале выбираем свой возраст от 0 до 200 лет
  • Выбираем предпочтительный вариант рожи
  • Выбираем стиль одежды из выпадающего меню:
    • повседневная
    • офисная
    • как у ботаника
    • спортивная
    • выходная
    • противоположного пола
    • для дня рождения
  • Выбираем из выпадающего меню количество растительности на лице
    • никакой
    • на затылке
    • легкая щетина
    • клочковатость
    • усы
    • борода
  • Выбираем прическу из выпадающего меню:
    • лысый
    • кучерявый
    • волнистые волосы
    • прямые волосы
Покончив, наконец, с утомительной процедурой, жмем на зеленую кнопу, дожидаемся появления двух зеленых монстров, опять жмем на зеленую кнопу и получаем... потом методом тыка в разные кнопы (все в картинках, поэтому понятно), доводим до совершенства и, наконец...



Мартин Лютер о приготовлении душе к смерти, в особенности во время эпидемии...

Понедельник, 03 Сентября 2007 г. 01:40 + в цитатник
Поскольку это письмо будет напечатано и доступно всем, я считаю полезным добавить несколько кратких наставлений о том, как следует позаботиться о своей душе в момент смерти. Мы говорили об этом устно с кафедры, и продолжаем говорить об этом каждый день во исполнение служения, к которому мы как пасторы призваны.
Прежде всего, следует увещевать людей ходить в церковь и слушать проповеди, чтобы они из Божьего слова могли узнать, как жить и как умирать. Следует отметить, что тех, кто достаточно нерассудителен и испорчен, чтобы пренебрегать Божьим Словом, пока пребывает в добром здравии, не следует посещать во время болезни, если только они не с великой искренностью, слезами и плачем не проявят своего сожаления и раскаяния. Человеку, который желает жить подобно язычнику или псу и не приносит публичного покаяния, не следует ожидать, что мы причастим его святых Тайн или будем считать его христианином. Пусть же умрет, как и жил, ибо мы не станем бросать жемчуг свиньям или отдавать святыню на растерзание псам [Мф. 7:6]. Печально, что есть много упрямых, жестоковыйных негодяев, которые не заботятся о своей душе ни в жизни, ни при смерти. Они просто ложатся и умирают, подобно бессмысленным бревнам.
Во-вторых, каждый должен делать приготовления заблаговременно и готовиться к смерти, ходя на исповедь и принимая причастие каждую неделю или каждые две недели. Следует примириться с ближними и составить завещание, чтобы, если Господь постучится в дверь, и ты отойдешь в мир иной раньше, чем успеет прийти пастор или капеллан, позаботиться о своей душе, не оставить никаких незаконченных дел и вверить себя Богу. Когда умирает много людей, а служение несут лишь два или три пастора, невозможно посетить каждого, преподать каждому наставление и объяснить каждому то, что следует знать христианину на смертном одре. Те, кто проявил беспечность и небрежение в этих делах, поплатятся за это. Это их собственная вина. В конце концов, мы не можем ежедневно устраивать подле их постелей личные кафедры и алтари, если они презрели общую кафедру и общий алтарь, к которым Бог призывал их.
В третьих, если кто хочет, чтобы к нему пришел пастор или капеллан, пусть больной пошлет приглашение заблаговременно, и пусть он сделает это достаточно быстро, пока он еще в здравом уме, и болезнь не одержала над ним верх. Причина, по которой я говорю об этом, заключается в том, что некоторые столь беспечны, что не обращаются к пастору с просьбой и не посылают за ним до тех пор, пока их душа не готова уже сорваться с кончика их языка, и они уже не способны здраво мыслить или говорить. Тогда нам говорят: «Уважаемый господин, сделайте для него, что сможете». Между тем, ранее, когда болезнь только началась, они не хотели, чтобы пастор пришел к ним, и говорили: «О, в этом нет нужды. Я надеюсь, что мне станет лучше». Что же делать старательному пастору с такими людьми, которые пренебрегают и телом, и душой? Они живут и умирают подобно полевым зверям. Они хотят, чтобы мы проповедали им Евангелие в последнюю минуту и давали им Причастие так, как они привыкли во времена папства, когда никто не спрашивал их, верят ли они в Евангелие и понимают ли его, но когда им просто пихали причастие в рот, словно в хлебный мешок.
Так не пойдет. Если кто-то не способен говорить или знаком показать, что он принимает верой, понимает и желает получить Таинство, — в особенности, если он прежде сознательно пренебрегал этой возможностью — мы не станем давать ему Причастие, когда ему заблагорассудится. Мы имеем заповедь предлагать Святое Таинство не неверующим, а верующим, которые могут выразить и исповедать свою веру. Прочих же оставьте в их неверии; на нас нет вины, ибо мы не были ленивы в проповеди, наставлении, увещевании, утешении, посещении и во всем остальном, что является частью нашего служения и призвания. Таково, вкратце, учение, которое мы проповедуем и которому следуем здесь.
— Martin Luther. Whether One May Flee From A Deadly Plague (1527). LW 43
Рубрики:  Цитаты
Практика



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

XIII Воскресенье после св. Троицы

Воскресенье, 02 Сентября 2007 г. 21:27 + в цитатник
2 сентября 2007 года
Тринадцатое воскресенье после св. Троицы
Наш ближний
 
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13:8-10).
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк. 12:41-44).
 
Тема нашего сегодняшнего богослужения — «Наш ближний». Однако в этом литургическом году библейские тексты побуждают нас задуматься не над вечным вопросом: «Кто мой ближний?» Над этим вопросом мы размышляли год назад и, если Господь позволит, и мы живы будем, вновь вернемся к нему в следующем году. Если же вы не хотите ждать, то можете сами, вернувшись домой, открыть Библию на 10-й главе Евангелия от Луки и прочесть притчу о добром самарянине, в которой Господь дает ответ на этот вопрос.
Сегодняшние тексты побуждают нас задуматься о любви — но не о любви романтической, возвышенной, как любовь между мужчиной и женщиной, и не о любви отеческой, нежной, как любовь родителей к своим детям. Нет, сегодня мы размышляем о той чудесной любви, которая определяет наши поступки по отношению к посторонним, чужим, совершенно незнакомым людям — и даже по отношению к нашим врагам.
Эта любовь — подлинная загадка. Совершенно очевидно, как можно любить того, кто любит тебя. Но как любить того, кто к тебе равнодушен? Хуже того — кто тебя ненавидит?! Между тем, Писание говорит просто и ясно, и эти слова невозможно истолковать как-либо иначе:
Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6:27).
Слыша слова о любви к ближним, мы инстинктивно понимаем под «ближними» наших родных, близких и друзей, а всех чужих, незнакомых и врагов считаем «дальними». И тогда нам очень просто оправдать свое равнодушие по отношению к незнакомым людям, свою ненависть по отношению к нашим врагам. Весь наш человеческий опыт, вся наша прошлая жизнь, весь мир вокруг нас шепчут нам: к тебе равнодушны — и ты будь равнодушен; тебя ненавидят — и ты ненавидь в ответ; тебе причинили зло — ответь тем же. И этот предательский шепоток, голос греховной плоти так часто заглушает ясное и простое учение Христа.
Интересно, что именно в этом контексте, в той же самой 6-й главе Евангелия от Луки, Господь сказал слова, которые просто не вмещаются в человеческой голове. Наверное, ни одна другая заповедь Христа не вызывала столько споров и кривотолков, сколько это удивительное в своей простоте и непостижимости повеление:
Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк. 6:29).
Все наше греховное существо восстает против этой мысли!!! Сколько копий было сломано в спорах, сколько красивых слов было сказано величайшими умами человечества в попытках примирить веру в мудрость Христа с кажущейся нелепостью этой заповеди… Можно было бы часами перечислять теории, которые городили по этому поводу мудрецы, философы и богословы.
Как и вся Нагорная Проповедь, это повеление Христа — Закон, непреложное требование, которое следует исполнять, независимо от того, понимаем мы его или нет. Сознавая это, мы, стиснув зубы, со слезами обиды на глазах невероятным трудом сдерживаем себя, чтобы не ответить ударом на удар, обидой на обиду, злом на зло. И, конечно же, у нас далеко не всегда получается…
Однако подумайте вот о чем: то, что мы с трудом и неохотой делаем по закону, мы охотно и радостно делаем из любви. Когда посторонний человек просит нас сделать для него что-то трудное и неприятное, а мы устали, и нас есть свои планы, мы зачастую находим множество причин, чтобы отказаться. А если мы все-таки согласимся, то будем всю дорогу скрипеть зубами и посылать проклятия в адрес этого человека, которого не иначе как сам черт послал нам навстречу. А теперь представьте, что о том же самом вас попросил близкий и дорогой человек — да будь вы хоть полумертвым от усталости, вы с радостью бросите все свои планы и дела и сделаете то, о чем вас просят просто потому, что вы любите того, кто просит.
Объяснение загадочных слов Христа следует искать в том, что Господь сказал чуть раньше, а потом еще раз повторил чуть позже: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». То, что вы не хотите или не можете сделать по закону, вы с радостью сделаете из любви. Просто представьте, что тот, кто ударил вас по щеке — это не ваш враг, а ваша мать… Да неужели же вы не подставите ей и другую щеку — даже если она трижды неправа!? А представьте, что вашу верхнюю одежду хочет забрать ваш друг… Да неужели же вы не отдадите ему и нижнюю рубашку, даже не дожидаясь, пока он попросит?!
Слова Христа — это Закон. И как всякое требование Закона они по-человечески непостижимы и невыполнимы. Однако в сегодняшнем Апостоле Господь устами св. Павла говорит: «Любящий другого исполнил закон… любовь есть исполнение закона».
Блаженный Августин, память которого Церковь отмечала 28 августа, в одном из своих сочинений, 7-й Беседе на Первое послание св. Иоанна, написал слова, которые в последнее время многие любят цитировать:
«Люби и делай, что хочешь».
Как правило, эту фразу цитируют в том смысле, что любовью можно оправдать любой проступок. Однако в контексте размышлений Августина настоящий смысл этих слов совершенно иной:
…Мы видим, как любовь порождает в человеке гнев, а грех делает его очаровательно нежным. Отец наказывает сына, а похититель детей действует лаской. Говоря об этих двух вещах, телесном наказании и ласке, кто не предпочтет ласку и не откажется от наказания? Если же принять во внимание личности людей, мы увидим, что наказывает любовь, а ласкает грех. Итак, вы уже понимаете, на чем мы настаиваем: деяния человека можно отличить друг от друга лишь по тому, имеют ли они своим источником любовь. Потому что многое из того, что делается, выглядит хорошо, но не порождается любовью. На колючках тоже бывают цветы: некоторые поступки действительно кажутся грубыми, даже жестокими, однако они делаются для исправления, по велению любви. Таким образом, вам раз и навсегда дается краткое правило — люби, и делай, что хочешь. Ты сохраняешь спокойствие, сохраняй спокойствие из любви; ты кричишь, кричи из любви; ты делаешь замечание, делай замечание из любви; ты проявляешь милость, проявляй ее из любви — пусть твои поступки имеют своим истоком любовь, потому что из этого корня не может вырасти ничего, кроме добра (Блаж. Августин. 7-ябеседана 1-еПосланиеИоанна, §8).
Любовь вовсе не оправдывает любые грехи и безумства. Напротив, если в нашем сердце есть любовь — а она «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5), — мы можем делать в полном смысле слова все, что хотим, потому что любовь просто не позволит нам захотеть совершить грех. Разве не то же самое мы слышали сегодня из уст апостола Павла? «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
В христианском мире все совсем не так, как грешном и развращенном мире человеческом, — не близость человека к нам дает ему право на нашу любовь и заботу, а сама наша любовь, одинаково распространяющаяся на друзей и врагов, близких и дальних, родных и чужих, делает каждого человека, которого Господь посылает нам навстречу нашим ближним. И тогда мы с радостью делаем для этого человека по любви то, что никогда не сделали бы по закону. Разве не так Сам Господь поступил с нами, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8)? И разве не в этом подлинный смысл чудесной божественной любви, дарованной нам свыше?
Рубрики:  Проповеди

Чтение из Книги Согласия на XIII воскресенье после св. Троицы

Среда, 29 Августа 2007 г. 19:37 + в цитатник
Чтение из Книги Согласия на XIII Воскресенье после праздника Святой Троицы:

И не введи нас в искушение

Итак, мы слышали достаточно о том, сколько требуется труда и стараний, чтобы сохранить все, о чем мы молимся, и устоять в этом, что, однако же, достигается не без проявлений немощи и преткновений. Кроме того, хотя мы уже получили прощение и добрую совесть и полностью оправданы, все же жизнь наша такова, что человек сегодня стоит, а завтра падает. Поэтому, даже если сейчас мы благочестивы и стоим пред Богом с доброй совестью, нам следует вновь и вновь молиться о том, чтобы Он не позволил нам опять оступиться и уступить испытаниям и искушениям.

Искушение же, или (как наши саксонцы в древние времена называли его) Bekoerunge, бывает трех видов, а именно искушение от плоти, искушение от мира и искушение от сатаны. Ибо во плоти мы живем и носим на шее ветхого Адама, который проявляет себя и ежедневно подталкивает нас к распутству, лени, обжорству и пьянству, к скупости и обману, к мошенничеству и обиранию ближнего своего — короче говоря, ко всевозможным порочным похотям, которые присущи нам по природе, и к которым нас подстрекает общество, жизненные примеры и то, что мы видим и слышим относительно других людей, поскольку это зачастую ранит и воспламеняет даже невинное сердце.  

Далее следует мир, который искушает нас словом и делом, побуждая к гневу и нетерпению. Короче говоря, [в мире] нет ничего, кроме ненависти и зависти, вражды, насилия и несправедливости, неверности, мстительности, проклятий, издевательства, клеветы, надменности и высокомерия, которые сочетаются с напыщенностью, видимостью чести, славы и власти, когда никто не желает быть последним, но каждый хочет сидеть во главе и быть на виду у всех.

Далее следует сатана, подстрекающий и провоцирующий нас со всех сторон, но особенно в тех вопросах, которые касаются совести и духовных дел, — он побуждает нас с презрением и пренебрежением относиться к Слову и делам Божьим, отрывает от веры, надежды и любви, ведет нас к неверию, ложной самоуверенности и упрямству или же, напротив, к отчаянью, отрицанию Бога, богохульству и бесчисленному множеству других шокирующих вещей. Все это поистине уловки и сети — настоящие огненные стрелы, которые не плоть и кровь, но сам дьявол злобно выпускает в наше сердце.

— Большой Катехизис. Часть третья ("О молитве Господней"), Шестое прошение, §§ 99-104

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

День памяти блаж. Августина

Среда, 29 Августа 2007 г. 01:38 + в цитатник
Вчера христианская Церковь отмечала день памяти Августина Аврелия, епископа Гиппонского, именуемого "блаженным". Августин скончался 28 августа 430 года в возрасте 75 лет.

Коллект дня:

Господи Боже, свет для умов, знающих Тебя, жизнь для душ, любящих Тебя, и крепость для сердец, служащих Тебе: помоги нам, идущим по стопам раба Твоего Августина Гиппонского, знать Тебя так, чтобы поистине любить Тебя, и любить Тебя так, чтобы всем сердцем служить Тебе, ибо быть Твоим рабом значит жить в совершенной свободе; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою и Духом Святым, Бога единого, ныне и вовеки. Аминь.

Из "Исповеди" блаж. Августина:

«Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя». И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты «противостоишь гордым». И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе. Дай же мне, Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?» «Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? И восхвалят Господа те, кто ищет Его». Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе проповедано нам. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне, которую вдохнул в меня через вочеловечившегося Сына Твоего, через служение Исповедника Твоего (Книга I, § 1).

Зову Тебя, Боже мой, «милосердие мое»; Ты создал меня и забывшего Тебя не забыл. Зову Тебя в душу мою, которую Ты готовишь принять Тебя: Ты внушил ей желать этого. Теперь не покинь Зовущего; Ты ведь предупредил мой зов: упорно, всё чаще и по-разному говорил Ты со мной: да услышу Тебя издали и обращусь и позову Тебя, зовущего меня.

Ты, Господи, уничтожил все злые дела мои, чтобы не воздавать по делам рук моих, потрудившихся над отпадением моим, и предупредил все добрые дела мои, чтобы воздать рукам Твоим, создавшим меня: Ты ведь был, когда меня и не было и не стоил я того, чтобы Ты даровал мне жизнь. И вот я существую по благости Твоей, существовавшей прежде, чем Ты создал и меня и то, из чего Ты создал меня. Ты ведь не нуждался во мне, и я не такая величина, чтобы быть Тебе в помощь, Господь мой и Бог мой. Моя служба не избавит Тебя от усталости: Ты не устаешь, действуя; мои услуги не увеличат Твоего могущества; почет, оказанный мной, не прибавит Тебе чести. Я должен служить Тебе и чтить Тебя, чтобы мне хорошо было с Тобой, от Которого и моя жизнь и возможность чувствовать себя хорошо (Книга XIII, § 1).

Рубрики:  Oremus

Обустройство частной исповеди...

Вторник, 28 Августа 2007 г. 02:19 + в цитатник

Правильно преподав [пастве] V часть Краткого Катехизиса и памятуя о том, что другие Исповедания говорят и предписывают по тому же вопросу, лютеранский пастор или капеллан предпримет практические шаги к тому, чтобы помочь своим духовным чадам получить максимум пользы от Святого Отпущения Грехов. Прежде всего, он объявит о постоянном месте и времени исповеди. Затем он удостоверится, что обстановка в церкви приличествует и благоприятствует частной исповеди. Если он не сделает эти приготовления, его поучения об исповеди останутся бесплодным теоретизированием, а важный конфессиональный принцип обновления завета, заключенного в Крещении, останется невостребованным. Блаженной памяти Карл Фердинанд Уильям Вальтер в своей Pastorale указывает, что выслушивать исповедь следует на скамье для священнослужителей рядом с алтарной решеткой или местом для причащающихся — таким образом, исповедь происходит посреди церкви, но дает кающемуся необходимое уединение. Блаженной памяти Уильям Лоэ писал следующее о практическом устройстве исповедальни: «В нефе, либо рядом с колонной на южной стороне, либо у угла стены, обычно отделяющей хоры от нефа, примерно напротив того места, где можно поставить кафедру, находится исповедальня — она необходима, если практикуется частная исповедь. Поскольку частная исповедь — это тяжелейшая и наиболее утомительная физически часть пасторского труда, у пастора должна быть возможность сидеть. Более того, эту исповедальню следует разместить таким образом, чтобы ее могли видеть все, но не таким образом, чтобы каждый мог слышать голос кающегося». «Относительно прочего устройства исповедальни было бы уместнее всего, если бы кающийся вставал на колени рядом с пастором и говорил ему на ухо через отверстие в исповедальне. Так повелось издревле, и подобная исповедь потому получила невинное название «тайной исповеди». В нашей среде смущенного человека чаще всего вынуждают смотреть прямо в лицо отца-исповедника или подставлять свое лицо под его прямой взгляд. И все же расположение кресла для кающегося перед исповедальней имеет хотя бы то преимущество, что пастору более удобно произносить отпущение грехов с возложением рук». Возможным решением проблемы может быть такое устройство исповедальни, когда кающийся преклоняет колени на молитвенную скамейку, в спинке которой находится доска с отверстиями, опускаемая пастором для того, чтобы возложить руки или сделать знак креста во время отпущения грехов. Цель всех этих приготовлений, в соответствии с конфессиональным учением и практикой, заключается в том, чтобы сделать исповедь не пыткой, а приятной возможностью принять божественную благодать для себя и для своей конкретной нужды. Но, конечно же, самое тщательное обучение и самые удобные и разумно устроенные исповедальни принесут мало пользы, если пастор или капеллан не взращивает в себе дух истинного евангелического отца-исповедника.

 

— Капеллан Делвин Рессел (1949)

Рубрики:  Цитаты
Практика

Метки:  

"За спичками"

Вторник, 28 Августа 2007 г. 01:09 + в цитатник
Скачать повесть Майю Лассила "За спичками" в переводе М. Зощенко.

Лютер о праве женщины проповедовать в церкви...

Понедельник, 27 Августа 2007 г. 00:19 + в цитатник

Паписты, однако же, цитируют нам слова Павла (1 Кор. 14:34): «Женщины должны молчать в церкви, ибо неприлично женщине проповедовать. Женщине не позволено проповедовать, но она должна быть покорной и послушной». Отсюда они делают вывод, что, поскольку женщины исключаются, проповедь не может быть привилегией всех христиан. Мой ответ на это таков, что немым также не позволительно проповедовать, как и ущербным в другом отношении или невеждам. Хотя право проповедовать имеет каждый, для этого не следует использовать первого попавшегося человека, и никто не должен браться за это, если он не более способен к этому, чем другие. Остальные должны уступить ему ради поддержания надлежащего уважения, дисциплины и порядка. Так, Павел поручает Тимофею возложить задачу проповеди Слова Божьего на тех, кто способен к сему, и кто может учить и наставлять других [2 Тим. 2:2]. Человек, желающий проповедовать, должен обладать хорошим голосом, красноречием, крепкой памятью и прочими природными талантами; тому, кто не обладает такими способностями, надлежит молчать и позволить говорить другим. Так, Павел запрещает женщинам проповедовать  в общине, где присутствуют мужчины, искусные в красноречии, чтобы сохранить уважение и дисциплину; поскольку говорить гораздо более приличествует и подходит мужчине, мужчина также более искусен в этом.

 

Павел запретил это не по собственному произволу, но апеллировал к Закону, который гласит, что женщины должны быть послушны [Быт. 3:16]. На основании Закона Павел был уверен что Дух не станет противоречить Самому Себе, возвышая женщин над мужчинами после того, как Он прежде подчинил их мужчинам, — скорее, памятуя о Своем прежнем установлении, Он призывал бы на служение проповеди мужчин до тех пор, пока в них не будет недостатка. Как в противном случае Павел мог без колебаний выступить против Святого Духа, который обещал в Книге Иоиля [2:28]: «И будут пророчествовать дочери ваши». Более того, в 4-й главе Деяний [21:8–9] мы читаем: «У Филиппа были четыре дочери девицы, пророчествующие». И Мириам, сестра Моисея, тоже была пророчицей [Исх. 15:20]. Олдама пророчица давала советы благочестивому царю Иосии [4 Царств 22:14–20], а Девора — судье Вараку [Суд. 4:4–7]; наконец, песнь Девы Марии [Лк. 1:46–55] пользуется почетом во всем мире. Сам Павел 1 Кор. 11[:5] наставляет женщин молиться и пророчествовать с покрытой головой. Следовательно, порядок, дисциплина и уважение требуют, чтобы женщины молчали, когда мужчины говорят; но если бы не было мужчины, чтобы проповедовать, тогда для женщины было бы необходимо проповедовать.

 

— Martin Luther. The Misuse of the Mass (1521). LW 36:152

Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Чтение из Книги Согласия на XII воскресенье после св. Троицы

Воскресенье, 26 Августа 2007 г. 00:28 + в цитатник

Напротив, подобно тому как Бог предписал в Своем плане, что Святой Дух будет призывать, просвещать и обращать избранных посредством Слова, и что Он будет оправдывать и спасать всех тех, кто истинной верой принимает Христа, Он также предопределил в Своем плане ожесточить, отвергнуть и осудить тех, кто будучи призван посредством Слова, пренебрегает Словом и последовательно противится Святому Духу, желающему эффективно действовать в них через Слово. В этом смысле «много званных, но мало избранных», потому что немногие принимают Слово и следуют ему, большинство же пренебрегает Словом и отказывается прийти на брачный пир (Мф. 22:3 и далее). Причиной этого пренебрежения к Слову является не Божье предведение, а собственная извращенная воля человека, отвергающая или извращающая средства и орудие Святого Духа, которые Бог, призывая человека, предлагает ему, и противящаяся Святому Духу, желающему эффективно действовать посредством Слова, как о том говорит Христос: «...Сколько раз хотел Я собрать детей твоих... и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

Аналогичным образом, многие, «когда услышат слово, с радостью принимают, но... во время искушения отпадают» (Лк. 8:13). Однако причина этого не в том, что Бог будто бы не желает даровать благодать непоколебимого пребывания в вере тем, в ком Он начал доброе дело. Это противоречило словам Павла в Флп. 1:6. Причина же заключается в том, что они добровольно отвращаются от святой заповеди, оскорбляют и огорчают Святого Духа, вновь запутываются в мерзостях мира и украшают свои сердца словно святилища сатаны, так что их последнее состояние будет хуже первого (2 Пет. 2:10; Лк. 11:24; Евр. 10:26; Еф. 5:3-11, 18).

— Формула Согласия — Пространное изложение. Глава XI, § 40-42

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Лютеранское учение о призвании на служение...

Суббота, 25 Августа 2007 г. 18:53 + в цитатник

Учение о призвании на служение

(C. H. Little. Disputed Doctrines [ Burlington, Iowa: Lutheran Literary Board, 1933], pp. 58-59.)

По этому вопросу в лютеранской церкви существует общее согласие. Однако некоторые авторы привнесли в него путаницу, разделяя Церковь на два класса, клир и мир, и утверждая, что призвание должно осуществляться с соблюдением прав обоих этих классов. Другие — их даже больше — запутали существующее ясное учение, разделив призвание на внешнее и внутреннее.

Призвание можно определить как избрание и назначение человека на труд служения. Это призвание осуществляется не непосредственно, а опосредованно. Духовное священство верующих является основанием призвания, но эти два понятия не следует отождествлять, поскольку верующие вовсе не отказываются ни от каких функций своего духовного священства. Они всего лишь призывают людей, чтобы поручить им установленное Богом служение и исполнение публичных функций духовного священства всех верующих.

Это призвание проявляется, когда приход призывает человека на пасторское служение, или на миссионерское служение, или на преподавание в богословской семинарии, или на руководящий пост в Церкви, или на любое другое дело, в котором участвует Церковь, или которое она может счесть необходимым. Разделение Церкви на два класса, клир и мир, предполагает существование двух разных структур и является первым шагом по направлению к иерархическому видению Церкви. Призвание общины или конфессии, осуществленное через посредника, —это божественное призвание, и в Писаниях оно приписывается Богу, Святому Духу и Христу (см. 1 Кор. 12:28; 4:1; Деян. 13:2; 20:28).

Описанное выше призвание — это единственное призвание на служение. Идея так называемого «внутреннего призвания» является порождением кальвинистского, реформатского влияния. Как мы можем быть последовательными, упрекая их за то, что они различают внешнее призвание, данное всем людям через Слово, и внутреннее призвание, данное избранным, если мы сами вносим подобное разделение в учении о призвании на служение? Действительно, молодому человеку не следует претендовать на получение образования и таким образом становиться кандидатом на призвание, если он не имеет четкой, основанной на Писании уверенности, что Господь хочет, чтобы он встал на этот путь. У него должно быть внутреннее убеждение, что его Господь хочет, чтобы он посвятил всю свою жизнь делу служения; но это еще не призвание на служение.

Д-р Джозеф Стамп дал очень ясное разъяснение этого вопроса в своем догматическом труде The Christian Faith: «Никакого внутреннего призвания на служение не существует, есть только внешнее призвание Церкви. Существует, однако, внутренняя убежденность, что ему следует стать служителем. Эта убежденность даруется человеку Святым Духом через Слово, и ее иногда называют внутренним призванием. Однако это ошибочное использование слова «призвание», которое неизбежно приведет к путанице. Внутренне призвание в истинном смысле слова должно быть неопосредованным, однако неопосредованное призвание больше не дается никому. Иногда людям казалось, что они имеют „внутреннее призвание“, хотя все вокруг было о боли очевидно, что у них нет ни требуемых природных талантов, ни надлежащей подготовки для такого служения». Эта здравая и благоразумная точка зрения на предмет заслуживает всяческого одобрения.

Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Лютер о том, кто может называться Церковью...

Суббота, 25 Августа 2007 г. 11:05 + в цитатник
Подобно тому, как слово «бог» в действительности применимо лишь к единому Богу, но подвергается искажениям и имеет столь разные применения, слова «христианская Церковь» также употребляются неправильно и вольно. Вы не должны обращать внимания на тех, кто говорит: «Церковь здесь». Вы должны ответить: «Я отлично знаю, что есть одна христианская Церковь, и я очень хорошо знаком с понятием „христианская Церковь“. Но для меня новость услышать, что именно вы и есть эта Церковь. Да, вы можете хвалиться тем, что вы христианская Церковь, но само по себе это прекрасное название не собьет меня с пути. Я знаю, что еретики будут рядиться в чудесные имена Бога, Христа и христианской Церкви, чтобы тем самым обмануть мир».
Таким образом, очень опасно и подозрительно, когда они в похвальбе присваивают себе имя христианской Церкви, как если бы это требовало великого умения, а все их предшественники были невеждами. Вы должны сказать им: «Если вы хотите быть Церковью и носить это имя, вы должны доказать свое право на это звание. Вы должны учить верно, как учит святая христианская Церковь. Вы должны привести свою жизнь в соответствие с ее жизнью. В вас должна быть видна вера и плоды веры. Наглядно покажите, что вы христианская Церковь». Но поскольку они не исполняют епископского служения, как его следует исполнять, но гонят тех, кого захотят, и при этом настаивают на том, чтобы их считали благочестивыми князьями и христианской Церковью, долг обязывает нас сказать, что они — церковь сатаны; ибо христианская Церковь не обращается с учением столь расточительно. Претендуя на звание «Церкви» еретики пугают и обманывают многих. Именно так в Евангелии поступили люди, говорившие, что Христос должен прийти из Вифлеема и с презрением отвергшие Его, поскольку Он пришел из Галилеи.
Наши враги сегодня говорят о нас подобным же образом. Они отвергают наши претензии на звание христианской Церкви, потому что мы пришли из Галилеи, или Виттенберга, и потому что мы не собираемся зависеть от их решения. Мы скажем им: «Смотрите, есть христиане и из Галилеи, и из Назарета. Вы не считаете их христианами лишь потому, что они исповедуют и проповедуют то, что не нравится вам». Мы не станем ждать их решения и не будем проповедовать в угоду им. Давайте проповедовать о Том, кто щедро воздаст нам и по окончании этой жизни. Если бы мы проповедовали так, чтобы это удовлетворяло их вкусам, мы бы уже давно стали великим князьями. Но, как сказано, в этом нет никакого преимущества.
 
— Luther, Martin. Luther's Works, Vol. 23: Sermons on the Gospel of St. John: Chapters 6-8, p 289.
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

День св. Варфоломея

Пятница, 24 Августа 2007 г. 14:02 + в цитатник
Сегодня лютеранская церковь отмечает день памяти св. Варфоломея.

Коллект дня:

Всемогущий Боже, Твой Сын, Иисус Христос, избрал Варфоломея апостолом, чтобы проповедовать блаженное Евангелие. Даруй же, чтобы Церковь Твоя любила то, во что верил он, и проповедовала то, чем учил он; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою и Духом Святым, Бога единого, ныне и вовеки. Аминь.
Рубрики:  Oremus


Поиск сообщений в Мартын_Лютый
Страницы: 74 ... 11 10 [9] 8 7 ..
.. 1 Календарь