-Рубрики

 -Метки

ubgth Власть альтернативная история арии арии русские история россия славяне арктида археология россии вольф мессинг гиперборея гиперборея соловки русский север поморы гламур государство дискредитация христианства знаки иван грозный изобретение колеса история история винопотребления история непознанное история руси история россии календарь для путина карелия коррупция кризис крым чокрак автотуризм грязелечение отдых ледниковый период мировая война мифы новгородский крест отставка лужкова павел лунгин палеолит палеолит золотой век гиперборея история петроглифы карелия онега история русский север православие прародина путешествия китеж русь легенды мифы автотуризм пьянство рай русь символы славяне славяне кириллица славянская писменность русь столица сунгирь туризм снаряжение уфология нло непознанное царь ыдающий язычество

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сергей_Сунгирский

 -Подписка по e-mail

 


По Руси. Невидимый град Китеж.

Вторник, 25 Мая 2010 г. 11:23 + в цитатник
В детстве попалась мне книжка Веры Жаковой, небольшой сборник исторических повестей. В этой книжке я впервые прочёл легенду о граде Китеже.

 (473x600, 190Kb)


Прочтя её за один вечер, устремился на следующий день в библиотеку, ещё- за книжками от Веры Жаковой. Увы. Кроме выше упомянутого сборника она не написала более ничего. Умерла. "Переменила миры", как говорят японцы. В возрасте 22-х лет от роду...
С тех пор, представление о Китеже жило в моём сознании, как об абстрагированной. красивой легенде, рождённой романтичною народною мечтой о городе праведников и- для праведной жизни.
Много позже, я узнал, что легнда эта имеет вполне конкретную географическую привязку: озеро Светлояр, на востоке Нижегородской обл..

И вот, ранним утром прошедшего выходного, я, наконец, стартую к Светлояру.

Шоссе "Москва- Нижний Новгород"- очень приличное. Четырехполосное.
 (700x525, 123Kb)

До Нижнего, галопом по восточным европам, доехал относительно быстро. По городу- тоже ,без проблем, нашёл нужное мне направление дальнейшего движения на Киров: просто следуя грамотно установленным в нужных местах дорожным указателям.
Выезжаю на Боровский мост через Волгу. И-эх-Х! Какой же ОХ!РЕ!НИТЕЛЬНЫЙ! вид открывается с моста на город, Волгу-Матушку и заволжские дали! Предки наши были- ребята с размахом. Какие просторы нам оставили! Самую большую страну. И красивую. И ...самую богатую:). Только мы, почему-то, ...плебейски -завистливо всё-
европам в рот заглядываем(...

Остановиться на мосту, пофотографировать, к сожалению, невозможно. А фотать на ходу- мешают конструкции моста.

За Боровским мостом дорога упрощается до двух полос. А движение, соответственно, усложняется. Дальнейший путь времени отнял почти столько же, сколько и дорога до Нижнего.

Шоссе пересекает реку Керженец.
 (700x525, 117Kb)
 (700x525, 104Kb)

Весьма интригующий, для меня, топоним. Дело в том, что рек с таким названием, Керж, Керженец, Киржач- в России несколько. И текут они- в разных регионах. Как и реки с названием Нерль. Я таковых знаю штук, примерно, пять. И Ганг течёт не только в Индии. Есть ещё на Русском Севере, в Архенгельской, кажется, обл. И, даже- не один. Ганг, Ганга...
Названия эти: Керж-Нерль-Ганг -явно созвучны. Будто даны народом, говорившим на одном языке(ИМХО). А русских староверов, разбросанных по всему миру, называют ещё кержаками. Из этих фактов, чувствуется, торчат ушки каких-то прелюбопытных предположений и выводов . Только внятно сформулировать их, из-за скудости информации, у меня пока- не получается(. (Буду признателен читателям за их мысли и сведения по этой теме).
Доезжаем, наконец, до нас. пункта Боковое. В конце Бокового сворачиваем вбок, направо (Там- большой щит-указатель на Светлояр). Уже близко. Едем до села Владимирское.
 (700x525, 74Kb)
 (700x525, 130Kb)

Проезжаем село насквозь. В конце его- автостоянка.
...Ну, как и следовало ожидать, если есть на парковке НЕместные номера на машинах, то они- московские или питерские. Несколько шикарных байков- тоже со столичной регистрацией.Похоже, все "руссо автотуристо" обитают именно в этих городах.
Машину оставляем здесь. Далее, до озера, -пешком, по этой берёзовой аллее.
 (700x525, 214Kb)

В начале аллеи установлен вот этот щит с текстом народной легенды о Китеже.
 (700x525, 182Kb)

Как явствует из текста, Град Китеж именно СТАЛ НЕВИДИМ! (Переместился в иное измерение, перешёл в другую реальность- нитерпретируйте как хотите!). И стоит он на прежнем месте, где и был изначально. Между тем, в интернете предлагается иная версия его исчезновения (И только такая. Никакой другой я, во всяком случае, не нарыл): город, якобы, погрузился в воды Светлояра. Думаю, этот второй вариант возник, благодаря эффекту, о коем в народе говорят: "Слышал звон. да не знает, где он". Дело в том, что, в соседней, Владимирской обл. есть два (как минимум) озера, в которые, по местным преданиям, погрузились стоявшие на их месте храмы. (Одно из них, озеро Святое, кстати, очень на Светлояр похоже). Возможно, со временем, эти две легенды кто-то, не дослышав, или не поняв, объединил в одну и ...Китеж теперешние интернет-былинники топят в озере.

Идём же к Светлояру!
 (700x525, 125Kb)

Первая моя эмоция, по выходу к берегу, это -...разочарование. Озеро, на первый взгляд,-ничего особенного. И- даже меньше, чем я его себе представлял. (Где тут утонуть целому городу?! Поместится, разве что, княжеский терем с подворьем,-и только). Праздно-воскрестный люд и тут, на бережку, пикнички пикникует. А вездесущие маргиналы... Их пьяненький мат, в этом месте,- особенно возмущает и режет слух.
Поэтому, наверное, издревле, пути к сакральным местам скрывались от маргиналов. А на посещение таких мест накладывались строгие ограничительные табу.
Однако, ...раз уж приехал за -почти -600 вёрст, не уезжать же сразу! Совершим же паломнический ритуал в полном соотвествии с личными о нём представлениями.
Личные представления заключались в следующем: непременно в Китежском озере искупаться, независимо от погоды и температуры воды и обойти пешком, по берегу, вокруг всего озера.

 (700x525, 142Kb)

С погодой и температурой светлоярской воды мне повезло. (Озеро, между прочим, ...просто кишит непуганной рыбой). С воды делаю этот снимок деревянной церквушки над озером.
 (700x525, 127Kb)

Далее... А далее, сакральное обаяние места незаметно, но очень быстро захватывает меня. Настраивает, по своему мистическому каметрону, на волнующее ощущение близости Тайны, скрываемой под внешней неброскостью...

...Я замечаю старцев канонически былинного вида, очень седых и бородатых с необыкновенно ...осмысленными лицами. Их колоритная внешность и ...количество (в миру ведь- одного такого раз в несколько лет встретишь! А тут- несколько человек -в одном месте...)- порождают ...мистические предположения: "Не из Китежа ли вышли?" Двоих, купающихся, попытался сфотографировать. Они сразу же отвернулись...
 (700x525, 107Kb)

...А в образе этой девочки, быть может, посетила нашу реальность китежанка Вера Жакова. (Сфотографироал неожиданно для неё. Все мои дальнейшие просьбы попозировать были ею решительно отклонены):)
 (510x699, 162Kb)

Скоропея, дочь змеиного царя, тоже предпочла отплыть от предложенного знакомства(...

 (553x699, 67Kb)

Вокруг озера проложена тропа, деревянный настил, вымощенный, надо полагать, заботливыми и трудолюбивыми китежскими жителями.
 (700x525, 192Kb)

Не знаю, насколько это принципиально, но обход я решил начать слева-направо. Поскольку сам- левша.
 (700x525, 216Kb)

Наверняка Китеж стоит на этом, высоком берегу озера. Нужна аргументация?- Извольте:
 (700x525, 196Kb)

Берег, не крутой, но высокий, удобный и очень живописный, прямо напрашивается, быть заселённым. Однако, ближайшее село- в полукилометре от берега. Почему? А потому, что это место уже ...занято. Невидимым градом Китежем.
 (700x525, 205Kb)
 (700x525, 236Kb)

И из города открывается этот изумительный вид на Светлояр.

 (700x525, 153Kb)
 (700x525, 104Kb)

Травы ворожбиные... А какие ещё могут расти в таком колдовском месте?...
 (700x525, 204Kb)
 (700x525, 241Kb)
 (700x525, 213Kb)
 (700x525, 231Kb)

Пройдя с четверть, примерно, окружности озера, дыша его, пропитанным ароматом трав, воздухом, слушая шорох листвы, жужжание насекомых и птичий щебет, я обратил, наконец, внимание на то, что всё моё естество испытывает некую. …необычную дрожь. Умиротворяющую и очистительную. Будто моя душа резонансно совпала с сакральной частотой этого места и теперь звучала в унисон нею. (Инженерная моя ипостась тут же услужливо эту частоту оценила: «герц 80, примерно, будет»).
 (700x525, 239Kb)

Попробую описать переживаемое. Посредством контр-аналогии.У Горького когда-то прочёл: «Жизнь стирала с моей души свои же лучшие письмена. Ехидно заменяя их какой-то ненужной дрянью». Так вот, здесь, созерцая игру солнечных бликов на поверхности воды, я чувствовал, что переживаю процесс, обратный тому, что описал Горький в вышеприведённой цитате: духовный релакс. Процесс освобождения, очищения от всякой ненужной дряни в душе и мыслях.  (700x525, 152Kb)

 (700x525, 150Kb)
 (700x525, 169Kb)

Ох- не простое это озеро, Светлояр. Ещё не уехав оттуда, я понял, что неизбежно приеду к нему ещё…

 (384x287, 20Kb)
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 1 пользователю

Василиса2603   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 11:47 (ссылка)
Просто фантастика! Но я не завидую, мы на Плещеевом озере... плескались)
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 11:58 (ссылка)
-Завидовать- не тот случай. Это- ж -наше, общерусское:)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:10 (ссылка)
Вы сумели так замечательно рассказать о своей поездке, что я смотрю на фотографии, всматриваюсь внимательнее и пытаюсь увидеть Китеж.
Даже по фотографиям видно, насколько же там красивые места. Могу только представить, насколько это прекрасно вживую=)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:11 (ссылка)
Кстати, вам, думаю, известна вот эта самая первая печатная публикация о Китеже. Но очень хочется добавить ее в продолжение к посту:

Москвитянин, 1843 г. № 12

Китеж на озере Светлояр




В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, (или Люнда). Близ села, за полем, красуется озеро Светлояр, из которого вытекает небольшой источник; на юго-западной стороне от берега озера идет небольшая гора, если только называть горою всякую отдельную возвышенность, или бугор, протягивающийся на несколько сажень. Бугор этот, рассекаясь с самой вершины небольшим углублением, которое книзу делится более и более, у самого озера разделяется на два мыса.
Местоположение не представляет ничего особенно замечательного; и всякий бывший в этом селе, может быть, полюбовался бы зыбкими водами озера, а на горку эту и не обратил бы внимания. Но стоустная молва, разглашающая об ней дива дивные, подстегнула мое любопытство, и я решился посмотреть на нее и исследовать молву пообстоятельнее. Молва, несмотря на свои видоизменения, твердит единогласно, что под этой горкой скрыто сокровище, какое едва ли где было и будет когда-нибудь.
Не подумайте, что это клад, зарытый Соловьем Разбойником, Стенькой Разиным или панами польскими. Знают все, что не тут столетние дубы, на коих вил гнездо Соловей Разбойник, что не там, а в Астрахани зарывал клады Стенька Разин, и что паны польские туда и не заглядывали; знают также, что клады — вещи довольно обыкновенные, не редкие, так и дивиться слишком нечего. Притом же здесь народ набожный и тленное богатство мира сего не считает сокровищем.
Что ж это за сокровище' Окружные жители это место считают святынею, и их благоговение, издавна укоренившееся, не ослабевает, но усиливается: они утверждают, что в недрах земли под этим бугром есть город, и что в нем доныне живут святые люди. Знатоки из окрестных жителей указывают приходящим даже части города. Под этими холмами, говорят они, городские стены; в том месте, где начинается углубление, большие ворота в крепость; под бугром на правой стороне соборы Воздвижения Честного Креста, около него — Благовещения Пресвятой Богородицы, под бугром на левой стороне — Успения Божией Матери. Все эти храмы точно такие же, как Соборы этого имени в Москве, Ростове, Владимире и Муроме, и Малом Китиже, что на берегу реки Волги (Городце), потому, говорят они, что все эти города и соборы построены одним Великим Князем Георгием Владимировичем. Город Великий Китиж, по их словам, построен в 6676 году; он гораздо более Малого Китижа, занимал 150 сажень в длину и 100 сажень в ширину. В 6743 году, продолжают они: когда на Святой Руси бесчисленными полчищами явился неистовый татарский царь Батый, и разорив много городов, избив много православных, огнем и мечем опустошив окрестные селения, подступил к Малому Китижу, между Великим Князем Георгием Всеволодовичем и свирепым бусурманским царем было кровопролитнейшее сражение; много пролито христианской крови, много погибло храброго воинства русского. Вел. князь Георгий был разбит и скрылся оттуда в Великий Китиж озеро Светлояр.. Жестокий Батый овладев Малым Китежем, иск Вел. князя, но напрасно обыскав весь город, в ярости стал предавать разным мукам и истязаниям городецких жителей,, желая выпытать от них: куда скрылся Георгий. Многие были тяжко изувечены, многие замучены, не открыв тайны: но один из них, какой-то Гришка Городня (по другим Гришка Кутерма не вытерпев пытки, открыл Батыю, что князь убежал оттуда в Великий Китиж там скрывается. Батый обрадованный этим известием наградил за донос изменника и со всеми полчищам неистовых татар, выступил из Малого Китижа, приказав Гришке указывать путь. Вел. кн. Георгий, разбитый по Малым Китижем и потеряв там большую часть войска, успел набрать воинов, потому вступил в другой раз в сражени с многочисленными врагами; однако после храброго сопротивления не устоял против них, был побежден и убит 4-го февраля. Но сила Божия, говорят они посмеялась над злейшим врагом православных, и не допустила его завладеть этим городом: он покрылся землею, для всех сделался невидимым, и в таком положении останется до пришествия Христова.
Люди благочестивые временами будто бы слышат там радостный благовест и звон Богослужения, иногда видят огонь от горящих свеч; при ударении же солнечных лучей озеро отражает тени церковных крестов, а вода в нем всегда колеблется без всякого ветра. Рассказывают, что когда-то один пастух, заблудившись у этой горки, нечаянно попал в это подземное жилище и там видел величественных старцев. Проведя у них ночь, вместе с ними вкусил их хлеба, который, потому ли, что был чрезвычайно вкусен, а может быть потому, что пастух был слишком голоден, так ему понравился, что он утаил себе кусок его. Пришельцу из верхнего мира не хотелось оставлять жилища этих подземных старцев — но святые не позволили ему оставаться у себя, потому что он попался к ним нечаянно, а не по желанию. Возвратясь в свое поле, он посмотрел украденный хлебец — но хлебец - оказался гнилушкой. За эту кражу может быть он не мог найти входа, когда вновь захотел попасть туда. Наконец уверяют, то и ныне многие проходят туда невидимым, сокрытым от нас ходом, и что войдет туда всякий, кто только непременно пожелает быть там, уйдет не сказав никому, забыв все земное и не Взяв с собою ничего — даже хлеба (потому что Ангел пропитает там всех), и кто не отходя от этого места во все время будет проситься войти в эту святую обитель, хоть бы пришлось и умереть тут (что и случается).
Увлеченные рассказами стариков окрестные жители и многие из соседних провинций каждый год, начиная с весны до самой осени, идут целыми вереницами к этому озеру, что у них называется: ходить на Китиж Богу молиться. Сборища эти особенно многолюдны на праздник Вознесения, на Троицын день, на день Владимирской иконы Божьей Матери, на день Петра и Павла, но сбирается много и в другие, праздничные, воскресные и даже простые дни. Прежде приходили туда одни старообрядцы, но ныне много собирается и православных, вероятно по любопытству.
Богомольцы обыкновенно приходят туда на ночь, каждый садится на берегу озера и, подкрепив свои силы чем ни будь съестным из своей походной котомочки и запив светлоярой водицей, отправляется, немедленно на молитву. Все расходятся по разным местам: одни идут на гору, другие остаются близ горы и не подходят ближе к озеру, иные останавливаются вокруг часовенки, там выстроенной. Грамотные люди носят с собою свой образ и книгу, нарочно для этого приготовленные; здесь вынимают их и начинают читать, кто что "захочет: кто псалтырь, кто каноны, кто что-то вроде всенощной. К грамотным людям мало-помалу пристают неграмотные, окружают их со всех сторон и около ' каждого грамотея является толпа; он читает — толпа молится. Я не мог узнать истинной причины зачем они разделяются на обособленные артели; думаю, впрочем, что каждая секта, каждый толк, отделясь от других, чтоб не оскверниться, соединяются сами собою. Молитвы продолжаются; наконец все расходятся спать. Поутру обыкновенно с благоговением умываются Святой водицей из Светлояр озера и пью ее как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся " посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтобы послушать суеверных рассказов у пустынников, которые приходят туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитаясь подаянием от приходящих на молитву, каждый из которых ставит себе в обязанность принести с собою немного хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники с велеречивым многословием складывают целые повести чудес, выдавая себя за очевидцев. Приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне (и кто также больше приносит им запасов), и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все. усердные люди чувствуют сами. Походя по горам и около озера, посидев у проповедников Китижа, наслушавшись рассказов как об этом Китиже, так и о других чудесах окрестных мест, набравши в склянки воды из Светлояр озера на домашнее употребление, заканчивают тем свои подвиги и той же дорогой возвращаются домой.
О здешних, Чернораменских, Белмашских, Рьшовских и Брынских лесах и самом Керженце было написано много: но на разные причуды, поверья и суеверие жителей здешнего края до сих пор почти не было обращено внимания. Между тем разыскания древностей, поверий и преданий разных местах отечества в наше время составляет важный предмет любознания. Это и побудило меня всматриваться в обычаи здешних старообрядцев, уверенный, что знакомство с их бытом может доставить много материалов для истории.

Степан Прохорович Миледин
1786 - 1865
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:49 (ссылка)

Ответ на комментарий NADYNROM

-Какая ценная статья! Я её прочёл впервые. Очень Вас за неё благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 12:52 (ссылка)
Raudi, а вам большое спасибо за такой замечательный фотоотчет=)
Ответить С цитатой В цитатник
Afatarwm   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 15:54 (ссылка)
Очень красивые фотографии, я как будто снова побывала там, спасибо.
Вот здесь мои впечатления от зимнего Светлояра http://www.liveinternet.ru/users/biryz/post123420351/
Ответить С цитатой В цитатник
Afatarwm   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 16:00 (ссылка)
А озеро обходят по часовой стрелке, ну да слева направо.
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 16:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Afatarwm

-Как это я угадал с направлением обхода!:)
Благодарю за ссылку на Ваш пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Feel-me   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 20:54 (ссылка)
красота)
Ответить С цитатой В цитатник
Afatarwm   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 20:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Сергей_Сунгирский

интуиция! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Вторник, 25 Мая 2010 г. 23:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Feel-me

-Спасибо:)
Ответить С цитатой В цитатник
Анн_Ри   обратиться по имени Среда, 26 Мая 2010 г. 21:45 (ссылка)
Доброго Времени! отличный пост)
я третий год каждое лето езжу туда, очаровывает место, не так ли?))

особая энергетика , и похожие , на описанные Вами , ощущения очищения души.

я видела там мираж- в облаках, на закате, встал -таки призрачный облачный город .Помимо меня это видели ещё человек 10 . Скорее всего именно мираж, может мы его и породили, коллективная галлюцинация. Но как хороша была, жаль фотоаппарата ни у кого не оказалось , только телефон (
пока достали и настроили, мираж растаял...
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Среда, 26 Мая 2010 г. 23:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Анн_Ри

-Место действительно пленяющее. Зовущее посетить его снова. В посте я, из виденного там, описал ...не всё:). Решимости не хватило...
Ответить С цитатой В цитатник
Анн_Ри   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 14:12 (ссылка)
Raudi, почему? боитесь, не поверят, сочтут что Вы не в себе ?)
смотря кому рассказывать.
я друзьям рассказываю, - они верят в эти вещи. А просто знакомым -нет, конечно. Зачем?

поеду туда в июле. Зовёт)
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 20:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Анн_Ри

-Это выглядело бы претензией на ...некую избранность, исключительность. Рассказав, я и сам бы думал, что увиденное там- не более, чем самообольщение. "Мысль изречённая- есть ложь":).
Ответить С цитатой В цитатник
Анн_Ри   обратиться по имени Четверг, 27 Мая 2010 г. 23:29 (ссылка)
Raudi, понимаю...
ну, у меня в данном случае был детский восторг , и только , а тонкие ощущения...они словами не выражаемы все равно , и остались во мне, и без претензий на некую избранность_)))
Ответить С цитатой В цитатник
REMEUR   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 21:53 (ссылка)
Спасибо вам!Увлекательно,подробно и зовуще к постижению тайны града Китежа.Обязательно поеду следующим летом.
Ответить С цитатой В цитатник
Галина_Бикмуллина   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 22:59 (ссылка)
Благо дарю за чудесный пост! Такая красота!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 23:14 (ссылка)

Ответ на комментарий REMEUR

-Да осуществятся Ваши планы!:)
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Сунгирский   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 23:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Галина_Бикмуллина

-Благо дарю за лестный отзыв. Рад,что Вам понравилось.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку