
19 июня 1957 года большинство членов Президиума ЦК во главе с Молотовым, Кагановичем и Маленковым приняло решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС.
Это произошло, как реакция на разоблачение Хрущевым Сталина и рост личного влияния первого лица. В руководстве возникла антихрущевская оппозиция ("антипартийная группа"). В неё входили, помимо Маленкова, Молотова, Кагановича, которые могли бояться разоблачений, люди, не согласные с Хрущевым по отдельным вопросам политики. Членов группы объединяли попытки Хрущева утвердить свою единоличную власть - без "коллективного руководства", что означало бы политический крах для них.
Однако Никита Сергеевич не подчинился, заявив, что вопрос о первом секретаре правомочен решать только пленум ЦК. Поскольку созывом пленума должен был заниматься подконтрольный Хрущеву секретариат, шансы его противников на пленуме были бы невелики. Те, кого позднее назвали «антипартийной группой», старались созыву пленума воспрепятствовать. Однако Хрущева поддержали, как и при аресте Берии, глава КГБ Серов и Жуков.
Георгий Константинович Жуков вспоминал: «Я видел выход из создавшегося положения только в решительных действиях. Я заявил: „Я категорически настаиваю на срочном созыве Пленума ЦК. Вопрос стоит гораздо шире, чем предлагает группа. Я хочу на пленуме поставить вопрос о Молотове, Кагановиче, Ворошилове, Маленкове. Я имею на руках материалы об их кровавых злодеяниях вместе со Сталиным в 37-38 годах, и им не место в Президиуме ЦК и даже в ЦК КПСС. И если сегодня группой будет принято решение о смещении Хрущева с должности первого секретаря, я не подчинюсь этому решению и обращусь немедленно к партии через парторганизации вооруженных сил“.
Позиция министра обороны спутала все их карты. Жуков добился, чтобы вопрос был перенесен на предстоящий пленум ЦК, а затем в считанные дни, используя военно-транспортную авиацию, сумел собрать для участия в нем большое число членов Центрального комитета. Пленум завершился изгнанием с руководящих постов наиболее одиозных сталинистов и укреплением позиции Хрущева.
С чем же были не согласны участники «антипартийной группы»? Что, кроме растущей популярности Персека (пост Генсека после смерти Сталина был, как известно упразднен) вызвало у них такое противодействие?
В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшение деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами", предусматривающее некоторое расширение полномочий Советов, привлечение общественности к их работе. Было решено увеличить число рабочих и колхозников в составе депутатов. В 1957-1958 гг. они составляли около 60% в местных Советах и | Верховном Совете СССР. Однако реальная власть оставалась в руках партийных органов. Советы функционировали под их опекой.
Хрущевым делалась попытка пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. Были несколько расширены права профсоюзов, в их ведение переданы санатории и дома отдыха, они стали участвовать в приеме и увольнении работников, распределении жилья и т.д. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза, большинство профсоюзных организаций стали возглавлять освобожденные работники. Рост общественной активности коснулся и комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки. Расширились международные контакты: в 1956 г. проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.
Хрущев повел наступление на привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских "пакетов" - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Неоднократно он пытался закрыть спецраспределитель (официально - "столовую лечебного питания") для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Однако эти начинания успехом не увенчались и лишь восстанавливали против Хрущева номенклатуру.
XX съезд партии принес реабилитацию не только заключенным лагерей и тюрем, но и восстановление прав целых народов, пострадавших в сталинское время. В феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Однако немцев Поволжья, крымских татар, турков-месхетинцев это не коснулось.
Проводился курс на децентрализацию системы государственного управления. Были расширены полномочия союзных республик, в их ведение в 1954-1956 гг. было передано 15 тыс. предприятий, увеличен процент отчислений от некоторых налогов в республиканский бюджет.
Противоречива фигура Хрущева. Но большая часть изменений в структуре государства на тот момент несли скорее положительный, чем отрицательный характер.
После этого пленума появился свежий политический анекдот:
Армянское радио спрашивают:
— Нужна ли в русском языке буква «М»?
Армянское радио отвечает:
— Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.