У каждого из нас естественная тяга к наведению порядка. Задралось покрывало на тахте - надо поправить. Течет кран - починить. Сломались часы - отнести в мастерскую. Постепенно начинает казаться, что это правило распространяется и на людей: будто и в человеке все поправимо, надо лишь приложить старание. Отстающие часы и не сказавший «спасибо» сын - это, кажется нам, явления одного рода.
Но человек, ребенок - не вещь, он принципиально не поддается исправлению. Семья - не бюро ремонта природного брака, а школа - не бюро ремонта семейного брака. Нельзя смотреть на детей как на изделия, подлежащие починке.
Тысячу раз приходилось отвечать на вопросы о воспитании, и все они до одного (!) ремонтного свойства: как исправить? За всю жизнь меня ни разу не спросили: как сделать?
На вопрос «Как исправить?» ответ может быть только один: никак. Оставьте ребенка в покое. Давайте поговорим о том, как сделать, чтобы ничего в ребенке не пришлось исправлять.
Вздыхают. Да-да, конечно... Да ведь долго! Требует времени для понимания, нравственных усилий, требует перемены взглядов, педагогической веры...
Ремонтный подход к жизни, ремонтная психология («тяп-ляп - ничего, потом переделаем»), ремонтное отношение к ребенку, истовая вера в воспитание как в постоянный, на всю жизнь, ремонт...
Будем воспитывать нашего ребенка - сколько бы ему ни было сейчас, - чтобы он не нуждался в педагогическом ремонте. Выражение «никогда не поздно», редко приложимое к вещам, является абсолютной правдой в приложении к детям.
Считается, что для воспитания необходимо понимать возрастные особенности детей. Несомненно. Но чтобы понять особенности чего-то, нужно прежде представить себе общее устройство этого «чего-то».
Если вас попросят нарисовать схему анатомического строения человека, вы хоть приблизительно, но сумеете начертить, где что располагается. Но вот внутренний мир человека... Что душа? Что дух? Что совесть? Что потребности? В какой связи находятся эти понятия, что за ними кроется? Что от чего зависит? Что поддается ремонту, а чего и касаться нельзя?
Всматриваясь только в детей, детей не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а человека. Человека в человеке. Личность. Внутренний мир человека - это и есть его личность.
Целеустремленный мир
Вот чем внутренний космос совершенно не похож на внешний: материальный мир, если взять его в целом, не имеет нужды, не имеет цели. В нем все целесообразно, все развивается по строгим законам, но общей идеи, цели развития нет.
А внутренний мир человека целенаправлен. Это его основное свойство, скрытое от большинства людей. Нам кажется, будто мы такие, какие есть, а на самом деле мы такие, какими стали от движения к целям, иногда даже и не осознанным нами. Слово «целеустремленный», как и все слова такого рода, тоже имеет два смысла: общий и превосходный. Мы называем целеустремленным человека, который настойчиво добивается своего, мы иногда восхищаемся им, иногда иронизируем: «Этот знает, чего хочет!» Но и все люди, даже самые безвольные, целеустремленны, потому что личность - целеустремленная система, она не существует вне нужды, вне целей. Целеустремленность - не черта внутреннего мира. Сам внутренний мир - он и есть устремление к цели, он весь развернут по оси «нужда - цель», и он таков, какова эта ось, этот хребет, позвоночник личности. Личность - не стрела, которая остается стрелой, направлена ли она в сердце врага или в спину друга, личность полностью зависит от важности и нравственности цели.
читать дальше...